Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Советские трактора

Публикация:
   Повышение тягово-сцепных качеств колесных тракторов

Читать далее:




Повышение тягово-сцепных качеств колесных тракторов

Повышение тягово-сцепных качеств колесных тракторов может быть осуществлено увеличением площади контакта движителей с почвой, применением съемных почвозацепов, увеличением сцепного веса и обеспечением привода на все колеса трактора.

Улучшение контакта колеса с почвой для существующих тракторов может быть обеспечено за счет снижения внутреннего давления воздуха в шинах, применения решетчатых колес, сдвоенных шин и полугусеничного хода.

Более надежным средством повышения тягово-сцепных качеств колесных тракторов, нашедшим применение на отечественных тракторах «Беларусь» МТЗ-50, МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС, является использование полугусеничного хода.

Полугусеничный ход трактора «Беларусь» выполнен в виде съемного приспособления, состоящего из эластичной резино-металлической гусеницы шириной 515 мм, монтируемой на задние колеса 12—38” и дополнительные колеса с баллонами размером 6,5—16”.

Крепление дополнительного колеса к трактору и натяжное устройство полугусеничного хода показаны на рис. 1. Натяжное колесо осью устанавливают в кронштейне, приваренном к балансиру. Ступицы натяжных колес в сборе унифицированы со ступицами направляющих колес трактора «Беларусь» МТЗ-50. Другим концом балансир через серьги шарнирно соединен с кронштейном, привернутым к рукаву полуоси заднего колеса болтами.

На оси нарезана специальная рейка, в зацеплении с которой находится червяк, устанавливаемый в кронштейне балансира. Вращением червяка ось натяжного колеса может перемещаться в отверстии кронштейна. Перемещение осей в кронштейнах в сочетании с переворачиванием натяжных колес на ступицах обеспечивает бесступенчатое регулирование колеи натяжных колес в пределах 1500—1800 мм. Крышка и заглушка предохраняют внутреннюю полость кронштейна от попадания грязи.

В отверстии кронштейна ось колеса фиксируют клиновидным болтом.

К продольной трубе балансира приварена шаровая опора, в которой шарнирно закреплена шаровая головка натяжного винта пружинного амортизатора.

Пружинный амортизатор обеспечивает возможность регулирования натяжения гусеницы ввинчиванием или вывинчиванием винта из внутренней трубы амортизатора и прижатия натяжного колеса к грунту за счет перестановки верхнего конца наружной трубы амортизатора в отверстиях кронштейна.

Съемные почвозацепы обеспечивают повышение тяговых качеств трактора за счет улучшения зацепления колеса с почвой. К ним относятся

различного рода цепи противоскольжения, накладные и откидные жесткие зацепы.

Увеличение сцепного веса, т. е. веса, приходящегося на ведущие колеса, повышает их сцепление с почвой и, следовательно, тяговые качества трактора. С этой целью на колесных тракторах широко применяют металлические грузы, устанавливаемые на дисках ведущих колес (см. рис. 143).

При недостатке сцепного веса, помимо установки грузов, камеры ведущих колес могут быть заполнены на 3/4 их объема водой в теплое время года или 25%-ным водным раствором хлористого кальция в холодное время.

Для заполнения баллонов жидкостью ведущие колеса всех отечественных тракторов, кроме самоходного шасси Т-16М, имеют водовоздушные вентили, а в комплект инструмента входят приспособления для выполнения этой операции.

При работе трактора с навесными машинами и орудиями более эффективным способом увеличения сцепного веса является обеспечение механизмов навески и ее гидросистемы специальными устройствами, позволяющими догружать ведущие колеса за счет части веса навесных орудий и части вертикальной составляющей реакции почвы, воздействующей на рабочие органы орудия.

Такие устройства называют догружателями ведущих колес (ДВК).

Тракторы с четырьмя ведущими колесами. Наиболее эффективным способом повышения тягово-сцепных качеств колесных тракторов является установление привода ко всем колесам трактора, при этом все его колеса становятся ведущими.

В настоящее время уделяется большое внимание созданию тракторов с четырьмя ведущими колесами. Наряду со специально созданными конструкциями тракторов К-700 и Т-125, выполненными с четырьмя одинаковыми по размерам ведущими колесами, МТЗ и ЛТЗ выпускаются тракторы МТЗ-52 и Т-40А с четырьмя ведущими колесами, являющиеся модификациями основных базовых моделей МТЗ-50 и Т-40. Отличием их от базовых моделей является лишь установка в заводских условиях переднего ведущего моста с механизмом привода вместо передней оси. Передние ведущие колеса этих тракторов по своим размерам меньше задних и являются управляемыми.

Передний ведущий мост трактора «Беларусь» МТЗ-52 и механизмы его привода. Передний ведущий мост состоит из центральной передачи, самотрения и двухступенчатых конечных передач.

Центральная передача с дифференциалом размещается в литой пустотелой разъемной балке, состоящей из удлиненного и короткого корпусов. Шарнирное соединение балки с передним брусом позволяет ей качаться вокруг оси пальцев до упора ребер в передний брус полурамы трактора.

Центральная передача состоит из пары конических шестерен и со спиральными зубьями. Малая шестерня, выполненная совместно с валом, устанавливается в стакане на двух роликовых конических подшипниках. Регулирование натяга подшипников осуществляется установкой шлифованной по торцам регулировочной шайбы между внутренней обоймой наружного подшипника и распорной втулкой. Уплотнение вала малой шестерни осуществляют каркасным сальником и маслосгонной шайбой. Ведомую шестерню крепят болтами к коробке дифференциала. Регулирование зацепления шестерен центральной передачи осуществляют подбором регулировочных прокладок необходимой толщины, устанавливаемых между фланцем стакана и корпусом.

Рис. 1. Натяжное и амортизирующее устройство полугусеничного хода трактора «Беларусь»

Во избежание утечки масла из полости центральной передачи полые удлинители полуосевых шестерен закрыты заглушками.

Концы осей сателлитов имеют образованный лысками угловой шлиц с вершиной угла в 120°.

Рис. 2. Передний ведущий мост трактора «Беларусь» МТЗ-52 (а), самоблокирующийся дифференциал повышенного трения (б), раздаточная коробка (в)

Разъемную коробку дифференциала, состоящую из двух полукорпусов, устанавливают в корпусах переднего места на двух роликовых конических подшипниках.

Применение самоблокирующихся дифференциалов повышенного трения повышает тяговосцепные качества трактора в случае, когда колеса трактора работают в разных по сцеплению с почвой условиях.

Самоблокирование дифференциала происходит за счет трения, возникающего между дисками фрикционных муфт.

При передаче крутящего момента от коробки дифференциала к полуосевым шестерням в начальный момент угловые шлицы осей сателлитов сдвигаются по скосам гнезд полукорпусов коробки дифференциала против направления вращения. При этом оси с сателлитами и соответствующими нажимными блокирующими чашками одновременно смещаются в противоположные стороны вдоль оси коробки дифференциала (одна — вправо, другая — влево), сжимая диски фрикционных муфт. Диски муфт дополнительно сжимаются также осевыми усилиями, возникающими на зубьях полуосевых шестерен. Включаемые таким образом фрикционные муфты обеспечивают автоматическое блокирование полуосевых шестерен дифференциала.

При неодинаковом сопротивлении перемещению колес или разном сцеплении их с почвой сателлиты начнут вращаться, обкатываясь по отстающей полуосевой шестерне. В этом случае момент, передаваемый отстающей полуоси, увеличится на величину момента трения блокировочной муфты.

Конечная передача двухступенчатая. Она состоит из двух пар конических шестерен. Верхняя пара, шестерня и вал-шестерня, выполнена с удлиненными шлицевыми валами, что обеспечивает подвижное их соединение с полуосевой шестерней дифференциала и малой шестерней нижней конической пары.

Валы верхней пары конических шестерен установлены в сдвоенных роликовых конических подшипниках, размещенных в гнездах выдвижного корпуса и шкворневой трубы. Регулирование зацепления верхней пары шестерен осуществляют разрезными регулировочными прокладками, установленными между фланцами шкворневой трубы и корпуса. Фланец шкворневой трубы болтами крепят к корпусу.

Ведущая шестерня нижней пары вращается в двух шариковых подшипниках: нижнем — радиально-упорном и верхнем — радиальном.

Ведомая шестерня устанавливается на шлицевом пустотелом хвостовике фланца и вращается на двух роликовых конических подшипниках, размещенных в стакане корпуса и крышке. К фланцу крепят болтами диск переднего ведущего колеса, который соединен с ободом колеса болтами. Уплотнение выхода хвостовика фланца осуществляют каркасным сальником и грязезащитными кожухами. Конические подшипники ведомой шестерни регулируют гайкой с регулировочным стяжным болтом и гайкой.

Корпус нижней пары конических шестерен телескопически соединяют с верхним корпусом посредством шкворневой трубы. Такое соединение обеспечивает возможность вертикального перемещения корпусов относительно друг друга и поворота нижнего корпуса вместе с передним колесом вокруг шкворневой трубы. Подвижное шлицевое соединение вала-шестерни верхнего редуктора с ведущей шестерней нижнего редуктора позволяет установить в шкворневой трубе спиральную пружину, обеспечивающую эластичную подвеску передних колес. Щиток, привернутый к корпусу, удерживает корпус на шкворневой трубе при отрыве передних колес от поверхности пути.

Уплотнение выхода шкворневой трубы обеспечивают тремя резиновыми кольцами и грязезащитными кожухами.

Сообщение внутренней полости корпуса центральной передачи с атмосферой обеспечивается сапуном.

Корпус верхней пары конических шестерен, вставленный в рукава балки переднего моста, может перемещаться с помощью червячного механизма-рейки, нарезанной на корпусе, и червяка, установленного на рукаве балки и закрытого крышкой. Вращением червяка и соответствующей перестановкой обода и дисков колес обеспечивают бесступенчатое регулирование колеи в пределах от 1200 до 1800 мм. От проворачивания выдвижной корпус удерживается в корпусе балки клиновым болтом.

Передний ведущий мост приводится в действие от шестерен редуктора коробки передач через раздаточную коробку и наружный привод.

Раздаточная коробка представляет собой одноступенчатый редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями и роликовой муфтой свободного хода.

Корпус раздаточной коробки крепят болтами к боковой стенке корпуса коробки передач, справа по ходу трактора. Вал раздаточной коробки, на шлицах которого устанавливают внутреннюю обойму муфты свободного хода, зубчатую муфту блокировки и фланец карданного вала, вращается в двух шарикоподшипниках. Выходные концы вала уплотняют крышкой и самоподжимным сальником. На внутренней обойме устанавливают на двух шарикоподшипниках и наружную обойму муфты свободного хода, выполненную заодно с шестерней и зубчатым венцом с внутренними зубцами. В профилированных пазах обоймы расположены заклинивающие ролики. Привод раздаточной коробки осуществляется от шестерни второй ступени редуктора коробки передач через промежуточную шестерню.

Включение и выключение привода переднего моста осуществляется автоматически муфтой свободного хода. Передаточное отношение привода передних ведущих колес подобрано таким образом, что когда задние ведущие колеса движутся без буксования, передний мост выключен и колеса его вращаются как ведомые. При повышенном буксовании ведущих колес наружная обойма начнет вращаться быстрее внутренней, ролики заклиниваются и муфта включается, передавая момент к переднему ведущему мосту.

Кроме автоматического включения, конструкцией раздаточной коробки предусматривается ее принудительное включение, осуществляемое вводом в зацепление зубчатой муфты с внутренними зубцами наружной обоймы 8. Зубчатую муфту вводят в зацепление нажатием на педаль управления раздаточной коробки. При снятии ноги с педали зубчатая муфта выходит из зацепления под действием пружины. Принудительной блокировкой пользуются при движении трактора задним ходом и при трогании с места в плохих дорожных условиях.

От раздаточной коробки крутящий момент подводится к переднему месту двумя телескопическими карданными валами автомобильного типа, каждый с двумя шарнирами, одинаковыми по форме и размерам.

Передний ведущий мост трактора Т-40А и механизм его привода. Передний ведущий мост трактора Т-40А конструктивно отличается от моста трактора МТЗ-52.

Картер центральной передачи и присоединенные к нему болтами рукава образуют переднюю балку. Переднюю балку стаканом и крышкой устанавливают в бугелях специального кронштейна, присоединенного болтами к переднему брусу полурамы трактора. При таком соединении передняя балка имеет возможность качаться в поперечной плоскости трактора до соприкосновения с упором.

Центральная передача состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями. Ведущую шестерню на двух роликовых конических подшипниках устанавливают в стакане, присоединенном болтами к картеру центральной передачи. Уплотнение выходного конца вала ведущей шестерни обеспечивают каркасными сальниками, устанавливаемыми в расточке крышки. Ведомую шестерню в сборе с дифференциалом устанавливают на двух шарикоподшипниках в расточках рукавов балки моста.

Регулирование зацепления шестерен центральной передачи осуществляют регулировочными прокладками, устанавливаемыми под фланцы рукавов балки и стакана ведущей шестерни. Конические подшипники ведущей шестерни регулируют гайкой.

Дифференциал переднего ведущего моста представляет собой сдвоенную обгонную муфту двойного действия храпового типа.

В корпусе дифференциала, его крышке и ведомой шестерне, соединенных между собой болтами, свободно установлены две оси, на каждой из которых на шпонке сидит собачка. В зависимости от направления вращения ведомой шестерни (передний или задний ход трактора) собачки входят в зацепление с храповыми обоймами одним или другим концом. Храповые обоймы с помощью шлицев и замка соединены с полуосями. Собачки вводятся в зацепление с храповыми обоймами при повороте осей силами трения, возникающими между эксцентричными упорами осей и неподвижными тормозными шайбами. Оси постоянно прижимаются к тормозным шайбам пружинами.

Кинематическое рассогласование в приводах переднего и заднего ведущих мостов обеспечивает включение муфты лишь при 4%-ном буксовании ведущих колес. Если буксование задних ведущих колес меньше 4%, то храповые обоймы вращаются быстрее корпуса дифференциала, а собачки прощелкивают по зубьям храповых обойм.

Конструкция дифференциала позволяет вращаться передним колесам с разными угловыми скоростями при повороте трактора.

От полуосей крутящий момент передается к конечным передачам через сдвоенные автомобильные карданные шарниры. Телескопическое шлицевое соединение трубы кардана с полуосью обеспечивает возможность изменения колеи. Уплотнение трубы карданного вала осуществляют каркасными сальниками. Ступенчатое регулирование колеи передних колес в пределах от 1280 до 1812 мм обеспечивают перемещением выдвижного кронштейна и перестановкой обода относительно диска и диска относительно фланца полуоси колеса. Выдвижные кронштейны фиксируют клиновыми болтами.

Конечная передача представляет собой одноступенчатый редуктор с парой цилиндрических прямозубых шестерен. Ведущая шестерня установлена на шлицах хвостовика карданной вилки и вращается на двух роликовых конических подшипниках.

Рис. 3. Передний ведущий мост трактора Т-40А

Конические подшипники регулируют прокладками, устанавливаемыми под фланец крышки.

Ведомая шестерня имеет шлицевое соединение с полуосью, к которой болтами крепят диск колеса, и вращается вместе с ней на двух шарикоподшипниках. Цельнолитой картер конечной передачи шпильками крепят к поворотному кронштейну и закрывают снизу крышкой с магнитной пробкой. Уплотнение выходных концов валов осуществляют каркасными сальниками, установленными в корпусе и в стакане подшипника.

Подвеску каждого переднего колеса осуществляют спиральными пружинами, размещенными между фланцем поворотного кронштейна и траверсой, упирающейся через упорный подшипник в торец шкворня. Приваренный к выдвижному кронштейну шкворень устанавливают в направляющей втулке, впрессованной в поворотный кронштейн.

Такое соединение обеспечивает возможность вертикального перемещения при сжатии пружин и поворота переднего колеса. Колесо при отрыве его от поверхности пути удерживается на шкворне поршнем, упирающимся при этом своим буртиком в сухари. Нижний конец поршня закреплен в крышке штифтом. От попадания пыли и грязи трущиеся поверхности шкворня и направляющей втулки защищены резиновым чехлом. Полость, закрытая чехлом, сообщается с атмосферой через специальные отверстия и сапун.

Привод к переднему мосту от коробки передач осуществляется через раздаточную коробку посредством вала.

Ходовая часть трактора К-700. Мощный колесный трактор К-700 выполнен с четырьмя ведущими и одинаковыми по размерам колесами. Привод к переднему и заднему ведущим мостам осуществлен от раздаточного вала коробки передач карданными валами: коротким к переднему мосту и двумя карданными валами с промежуточной опорой к заднему мосту.

Основными ведущими колесами трактора являются передние. Включение и отключение задних ведущих колес при определенных условиях эксплуатации осуществляется принудительно зубчатой муфтой.

Рис. 4. Передняя подвеска трактора К-700

Ведущие мосты трактора полностью взаимозаменяемы. Задний мост жестко крепят к задней полураме, а передний при помощи стремянок с накладками крепят к двум полуэллиптическим рессорам. Рессоры устанавливают в двух кронштейнах и передней полурамы на резиновых подушках. Для устранения жестких ударов балки моста о раму к последней прикреплены резиновые буфера. Обратный ход рессоры ограничивается ограничителями и планками.

Уход за ходовой системой трактора заключается в проверке и подтяжке резьбовых соединений, периодической смазке элементов ходовой системы, согласно инструкции завода-изготовителя, своевременном регулировании кони-чЬских подшипников передних колес, а для ведущих передних мостов — в регулировании зацепления конических шестерен и их подшипников, в повседневном наблюдении за состоянием пневматических шин и величиной давления воздуха в них.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Советские трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Повышение тягово-сцепных качеств колесных тракторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства