Экономическая сущность планирования представляет собой систему мер, направленных на решение главных целей, стоящих перед предприятиями автотехобслуживания, и определение путей достижения этих целей. Планирование позволяет предусматривать наиболее эффективные основные направления развития экономики, учитывать достижения научно-технического прогресса, устранять несоответствие в развитии отдельных видов услуг. При разработке производственных планов требуется достичь соответствия между объемом работ по ТО и ремонту автомобилей, дальнейшим развитием предприятия, доходами и ростом товарооборота, ростом производительности труда и заработной платой и т. д. Поэтому разрабатываются комплексные планы экономического и социального развития.
В процессе планирования работ по ТО и ремонту должно быть обеспечено соответствие планов ТО и ремонта всех производственных участков и предприятия в целом, экономически обоснованное распределение работ между участками с учетом эффективности использования оборудования и трудовых ресурсов.
Решение задачи полного и своевременного выполнения ТО и ремонта принадлежащих гражданам автомобилей на основе совершенствования методологии плановых расчетов вызывает необходимость сбалансированности отраслевых планов. Плановое сбалансирование возможно на основе использования нормативных методов планирования и соответствующих расчетов. При этом значительное внимание уделяется правильному определению приоритетных видов работ, например, по ремонту и окраске кузовов. Сбалансирование планов предприятий автотехобслуживания в основном осуществляется на основе изучения статистических данных за прошедший период и более полного использования производственных площадей с учетом условий и особенно сезонности эксплуатации легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, а также с учетом удельных нормативов потребности в услугах в различных регионах.
С учетом использования нормативных показателей и удовлетворения потребности в ТО и ремонте в планах развития устанавливаются необходимые трудовые, материальные и финансовые ресурсы для обеспечения производства. Планирование деятельности СТО основано на знании совокупности внешних факторов эксплуатации автомобилей и внутренних производственных факторов. Учитывается влияние объективных внешних факторов: природно-климатических, дорожных, сезонных, использования ресурсных возможностей, возраста автомобиля и др. К внутренним факторам работы СТО относятся технологические, информационные, трудовые, материальные и др.
При разработке планов предприятия из множества различных методов планирования особенно широкое применение получили методы балансовый и технико-экономических расчетов. Балансовый метод планирования заключается в сопоставлении потребностей в объемах ТО и ремонта и выделенных ресурсов на запасные части и материалы. Этот метод позволяет устанавливать межотраслевое кооперирование между предприятиями, изготовляющими изделия, и их потребителями, нацеливает на проведение специализации станций. Применение этого метода заключается в составлении трудовых, финансовых и материальных балансов по предприятию и в целом по области (краю). В трудовых балансах не только определяют потребность в кадрах, но и предусматривают их подготовку и переподготовку. Финансовый баланс определяет получение доходов от основной деятельности и товарооборота и расходы СТО и областного производственного объединения на выполнение работ. Материальные балансы увязывают использование установленных фондов на товарно-материальные ценности с плановыми объемами оказываемых услуг и реализацией продукции населению, а также увязывают потребности в других материалах.
Содержание плана ремонтных предприятий предусматривает установление объема работ по ТО и ремонту автомобилей и соответствующие технические средства для их выполнения. Для обеспечения непрерывности производственного процесса на СТО выявляются потребности, распределяются и используются материальные ресурсы. При этом предусматривается рациональное прикрепление СТО к областным базам снабжения, а последних — к региональным (ЦРБС, ММОРТ).
Планом предприятия устанавливаются объем и порядок внедрения новой техники, повышение уровня механизации трудоемких процессов, распространение прогрессивных форм и передового опыта организации труда (бригадная форма работы), в результате чего предусматривается повышение производительности труда и определяется общий фонд заработной платы. Производятся расчеты средней заработной платы рабочих и отражается количество работающих с выделением ведущих профессий.
Планируется рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для выполнения производства ТО и ремонта автомобилей. Выполнение услуг с учетом действующих прейскурантов позволяет определить доходы предприятия. На основании необходимых расходов и возможных доходов рассчитываются прибыль и рентабельность от производственной деятельности СТО. Поощрительные фонды СТО планируются и определяются вышестоящей организацией.
Финансовые показатели отражают расчет потребности в собственных оборотных средствах и задания по ускорению их оборачиваемости, создание и использование основных производственных фондов взаимоотношения с государственным бюджетом, расчет задания по прибыли, определение кредитного плана для получения банковского кредита и его погашение, размер фондов экономического стимулирования.
В плане отражаются мероприятия по сокращению работ с тяжелыми и вредными условиями труда, организации культурно-бытовых и лечебных помещений, развитию мер по охране окружающей среды и подсобного сельского хозяйства, повышению квалификации и подготовке кадров, обеспечению улучшения условий труда и жизни работников автотехобслуживания и другие меры социального характера.
Важной частью содержания плана развития автотехобслуживания является определение средств на капитальные вложения, укрепление производственно-технической базы, получение и использование основных фондов, финансирование мероприятий по внедрению научно-технических разработок, освоению новой техники, внедрению совершенных технологий ТО и ремонта автомобилей на основании положительного опыта работы передовых бригад и предприятий и другая деятельность, обеспечивающая ускорение научно-технического прогресса в автотехобслуживании.
Основными задачами планирования объемов бытовых услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств являются поддержание их в технически исправном состоянии, повышение технического уровня и эффективности производства, улучшение качества и культуры обслуживания, сокращение сроков выполнения заказов.
Планы развития автотехобслуж-ивания разделяются на оперативные, текущие (годовые), пятилетние и долгосрочные на 15 и более лет. Оперативными планами являются сменные, суточные, месячные задания станциям. В них уточняются и устанавливаются объемы по конкретной номенклатуре работ и услуг в зависимости от сложившегося оперативного (конъюнктурного) спроса на ТО и ремонт в данное время года с учетом наличия запасных частей и материалов.
Текущими планами являются годовые с их поквартальной разбивкой, которые уточняют задания, принятые в пятилетних планах. Уточнения показателей плана требуются в связи с возникновением изменений в обеспечении ресурсами и освоением капитальных вложений, а также при увеличении потребности в услугах.
Известно, что наиболее выгодным с точки зрения производства является равномерное распределение годового объема услуг по кварталам и месяцам. Однако предприятия автотехобслуживания в своей деятельности тесно связаны с неравномерным поступлением заказов на услуги в течение года. Это объясняется, во-первых, сезонным характером эксплуатации легковых автомобилей, во-вторых, целым рядом географических и других факторов.
В этой связи изучение и учет сезонности спроса на услуги автосервиса следует рассматривать как необходимое условие правильного обеспечения выполнения текущих планов предприятий и улучшения обслуживания населения.
Пятилетний план — основная форма государственного планирования развития автотехобслуживания и так же, как годовой план, содержит важнейшие количественные и качественные показатели. К качественным показателям, помимо технических требований к выпускаемым из ТО и ремонта автомобилям, относятся технико-эксплуатационные и экономические показатели, а также выполнение работ своевременно, в полном объеме при соблюдении культуры обслуживания заказчиков.
«Методика планирования и учета объемов реализации бытовых услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, принадлежащих гражданам», предусматривает в годовых и пятилетних планах:
– расширение и рациональное размещение сети предприятий автотехобслуживания, оснащение их современными машинами, механизмами, оборудованием и инструментом;
– наиболее полное использование основных фондов и производственных мощностей, оборудования, механизмов и транспортных средств;
– повышение технического уровня проведения работ, отвечающего стандартам и техническим условиям;
– внедрение новой технологии и техники, систем управления качеством услуг;
– организацию и расширение видов услуг, форм и методов обслуживания населения, повышение качества и культуры обслуживания;
– дальнейшее сближение уровня обслуживания городского и сельского населения;
– выравнивание уровня обслуживания владельцев транспортных средств между союзными, автономными Республиками, краями и областями, а в них — между Районами и городами с учетом роста парка транспортах средств, принадлежащих гражданам;
– оптимальный режим работы предприятий автотехобслуживания.
Задания по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, принадлежащих гражданам, предприятиям и организациям, входящим в систему министерств и ведомств СССР, включаются в планы союзных республик, на территории которых они находятся, за исключением предприятий и организаций Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Последнее разрабатывает и представляет в Госплан СССР показатели по предприятиям автотехобслуживания Мин-автосельхозмаша.
В Государственном плане экономического и социального развития СССР (годовом и пятилетнем) предусматриваются такие показатели в целом по СССР, союзным республикам и Минавтосельхозмашу:
– объем реализации бытовых услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, принадлежащих гражданам, с выделением услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, владельцы которых проживают в сельской местности;
– выручка за ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам, учитываемая в составе розничного товарооборота;
– ввод в действие производственных мощностей за счет государственных капитальных вложений, а также прирост мощностей на действующих предприятиях за счет реконструкции, расширения и проведения организационно-технических мероприятий.
Основным объемным показателем, по которому производится оценка деятельности предприятий автотехобслуживания, является объем реализации бытовых услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, принадлежащих гражданам. В этот объем включается стоимость текущего ремонта агрегатов, автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов, вулканизации камер; ремонта покрышек; ремонта и заряда аккумуляторов, установки шин, услуг по техническому обслуживанию и мойке транспортных средств и хранению их на стоянках или в государственных гаражах; ремонта автопринадлежностей; ремонта легковых автомобилей, принадлежащих иностранным гражданам; ремонта и технического обслуживания транспортных средств, производимого в период гарантийного срока их эксплуатации. В отчет также включаются: услуги, выполненные и сданные заказчику, независимо от времени их оплаты заводом-изготовителем (учитываются как заказы населения); восстановление аварийных повреждений и изношенных деталей, узлов и агрегатов легковых автомобилей; ремонт и техническое обслуживание транспортных средств по заказам торговых организаций; ремонт автомобилей и мотоколясок, принадлежащих инвалидам, по заказам инвалидов за счет средств социального обеспечения. Объем реализации бытовых услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, принадлежащих гражданам, планируется и учитывается в ценах прейскурантов.
Для предприятий, выполняющих услуги только по заказам населения и организаций, приравненных к населению, Ообщ=Обыт.
Стоимость основных материалов, запасных частей и принадлежностей к ним, израсходованных предприятиями автотехобслуживания при выполнении заказов, в объем реализации бытовых услуг не включается. Этот же порядок действует при планировании объема товарной продукции, а также производительности труда, себестоимости и затрат на производство. В состав розничного товарооборота включают: стоимость проданных населению легковых автомобилей, автоприцепов различных модификаций и других автотранспортных средств, запасных частей к ним, автопринадлежностей, различных средств ухода за легковыми автомобилями, автоприцепами и т. п.— предприятия и организации, осуществляющие продажу автомобилей и других транспортных средств;
выручку за ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам, включая стоимость израсходованных при техническом обслуживании и ремонте запасных частей, основных материалов,— предприятия и организации автотехобслуживания (спецавтоцентры, станции технического обслуживания, мастерские, цеха, передвижные станции и т. п.), осуществляющие ремонт и техническое обслуживание автомобилей и других транспортных средств для населения. В тех случаях, когда этими предприятиями и организациями производится продажа товаров, в розничный товарооборот включается и стоимость проданных населению товаров.
Продажа товаров включается в розничный товарооборот по моменту фактической покупки их населением, выручка за ремонт и техническое обслуживание автомобилей и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, по времени выдачи отремонтированных транспортных средств заказчику независимо от времени взноса денег (аванса).
Стоимость легковых автомобилей, проданных через комиссионные магазины, включается в розничный товарооборот по полной продажной стоимости.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Планирование производства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы