Правка назначается с целью устранения волнистости, выпучин в листах и отклонений от правильной формы в профильном прокате. В зависимости от толщины правке подвергают от 10 до 100% листового и полосового проката и 15—20% профильного, причем процент правки возрастает с уменьшением толщины металла.
Рис. 1. Схема листоправйльных вальцов:
Листы правят преимущественно в холодном состоянии путем местной пластической деформации. Так, допустимая величина остаточного относительного удлинения при холодной правке для стали СтЗ должна составлять не более 1 %. Для правки листового проката используют листоправйльные многовалковые машины с 5—13 валками. Количество валков и их диаметр зависят от толщины выправляемых листов. Листы толщиной 5—40 мм обычно правят на семивалковых вальцах многократным пропусканием листов между двумя рядами валков, причем валки одного ряда размещены в шахматном порядке по отношению к валкам другого ряда. Рабочая скорость правки на листоправйльных машинах зависит от толщины и ширины листов и ориентировочно составляет б—13 м/мин.
Качество правки листов проверяют с помощью линейки. Волнистость допускается не более 2 мм на 1000 мм, а стрела прогиба не более 1 мм; для полос стрела прогиба не более 3—5 мм на 1000 мм.
Возможна правка листов и на трехвалковых вальцах за два пропуска с поворотом листа на 180° перед вторым пропуском. Аналогично правят и на четырех валковых вальцах, но за один пропуск. Листы толщиной более 40—50 мм обычно правят на гидравлических прессах. Мелкие листовые заготовки, как правило, правят на фрикционных или эксцентриковых колодочных прессах, но возможна правка и на листоправйльных машинах с раскладкой заготовок на подкладной лист. На некоторых заводах совмещают правку и резку листа, применяя при этом листоправйльные машины с двумя парами дисковых ножниц. Такое совмещение операций позволяет получать строгую параллельность кромок с обеспечением точности размеров до 1 мм.
В целях сокращения вспомогательного времени, облегчения условий труда и повышения культуры производства листоправйльные машины оборудуют приводными задающими и отводящими рольгангами и портальными манипуляторами для укладки листов. Манипулятор при помощи траверсы со смонтированными на ней вакуумными присосами или магнитными плитами укладывает листы (заготовки) на рольганг, снимает их после правки и укладывает на складской площадке. Применение данных агрегатов позволяет значительно увеличить производительность.
При серийном выпуске кранов в ряде случаев совмещают правку с полной обработкой листа, правка, очистка, фосфатирование и продольная резка листа.
Правку профильного проката выполняют на гибочных вальцах или прессах, а иногда и вручную на чугунных или стальных плитах. Двутавры, швеллеры, рельсы и другой прокат правят на правильно-гибочных прессах кулачкового типа. Принцип правки основан на изгибе заготовки, расположенной на двух опорах с приложением посредине сосредоточенной силы. Подвижные опоры пресса позволяют получить разную степень остаточной деформации.
Рис. 2. Схема правки профильного проката на правйльно-гибочном прессе:
1 — штурвалы; 2 — регулируемые опоры; 3 — профильный прокат; 4 — толкатель; 5 — ролики
Для правки уголков, швеллеров и другого проката применяют также специальные сортоправйльные многороликовые машины, имеющие пять—девять сменных правильных роликов. Правка в роликах аналогична правке в валках, т. е. осуществляется посредством многократных перегибов профильного проката между двумя рядами роликов, установленных в шахматном порядке. Разница заключается в том, что вместо удлиненных цилиндрических правильных валков используют правильные ролики с фасонными рабочими ручьями, соответствующими профилю подлежащего правке проката. Правильные ролики в открытых машинах имеют консольное расположение и выполняются сменными одноручьевыми. С целью сокращения количества сменных комплектов роликов их выполняют сборными, состоящими из набора дисков и втулок. Одна из конструкций правильных роликов, набираемых из нескольких деталей, и примеры их установки для некоторых профилей показаны на рис. 3, б.
Рис. 3. Конструкция правильных роликов для профильного проката
Рис. 4. Схема пра-вйльно-калибровочно-го станка
Круглый прокат диаметром 3—100 мм и трубы правят на правильно-калибровочных станках с гиперболическими роликами, установленными под углом к продольной оси заготовки. Правка заготовки производится правильными, а калибровка — калибрующими роликами, расположенными во вращающейся раме. Остающаяся кривизна после правки черного прутка достигает 0,5—0,9 мм на 1000 мм. Точность калибровки по диаметру достигает 0,03-0,05 мм. Преимуществом данного способа правки является то, что прокат правится одновременно во всех направлениях.
Листы из сплавов алюминия толщиной до 5 мм рекомендуется править на 11—17-валковых листоправйльных машинах, а толщиной свыше 5 мм —на семивалковых машинах. При недостаточной чистоте поверхности правильных валков правку листа ведут между двумя технологическими листами с целью предохранения поверхности выправляемого листа от повреждений. Правильные валки перед правкой листов из алюминиевых сплавов необходимо тщательно обдувать воздухом. Правка выпучин выполняется на деревянных столах или чугунных плитах деревянными киянками или молотками из твердой резины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Правка проката"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы