Предмонтажные мероприятия предусматривают ряд предварительных работ, предшествующих монтажным. Последние включают в себя:
а) транспортировку машин и оборудования на горнорудное предприятие;
б) приемку и хранение машин и оборудования;
в) спуск машин и оборудования в шахту;
г) подготовку выработок и оборудования для монтажа.
Транспортные машины доставляют к потребителю в основном железнодорожным путем в соответствии с «Правилами перевозки грузов», утвержденными МПС СССР. В случае переправки транспортных машин водным транспортом, необходимо соблюдать «Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов», утвержденных Министерством морского флота.
В зависимости от типа груза можно транспортировать в упаковке и без нее. Так, например, скреперные лебедки, электро- и гидроаппаратуру управления к проходческим вагонам, вибромашинам, конвейерам, запасные части и т. п. поставляют в деревянной упаковке. При этом на каждое упаковочное место наносят манипуляционные знаки №№ 9, 11, 12 согласно ГОСТу 14192—77. Способ нанесения маркировки — окраска по трафарету.
Неупакованные грузы также маркируют. Шахтные вибрационные питатели, например, маркируют специальными табличками, закрепленными на раме и содержащими: товарный знак завода-изготовителя, обозначение и наименование изделия, порядковый номер по системе нумерации завода-изготовителя, год и месяц выпуска. Шахтные вагонетки на внешней стороне торцевой стенки маркируют табличкой, содержащей товарный знак завода-изготовителя, обозначение вагонетки, ее номер, год выпуска и т. д.
Расстановка и крепление машин и оборудования в транспортных средствах должны обеспечивать устойчивое их положение при следовании в пути, смещение и удары не допускаются.
В свете вышеизложенного, грузы должны закрепляться и размещаться на транспортных платформах согласно документации, разработанной заводом-изготовителем.
На рис. 1 представлен пример размещения и крепления вагона ВПК на железнодорожной платформе. Крупногабаритные грузы должны вписываться в «очертания погрузки» железных дорог и в габарит 02-Т подвижного состава в соответствии с требованиями ГОСТ 9238—83.
Допускают транспортировку машин и оборудования от железнодорожной станции к потребителю автомобильным транспортом на специальных платформах. С этой целью должны быть разработаны технические документы по строповке груза при погрузочно-разгрузочных работах и их транспортировке. В документации также оговаривают техническую характеристику средств транспортирования.’ Например, для перевозки большегрузных шахтных вагонеток или проходческих вагонов должны привлекать трейлеры, позволяющие перевозку грузов длиной до 9 м и массой до 10 т.
При этом должны соблюдать требования, действующие при перевозке грузов открытым автомобильным транспортом. Крепление груза допускают как и при железнодорожной перевозке. Кроме того оговаривают скорость движения автотранспорта, например, при перевозке крупногабаритных грузов, скорость на прямых участках не должна превышать 25 км/ч, на закруглениях — 5—10 км/ч.
Рис. 1. Схема установки и крепления вагона ВПК на железнодорожной платформе
Погрузочно-разгрузочные работы должны осуществлять с помощью грузоподъемных устройств, обеспечивающих подъем грузов указанной величины с соблюдением правил строповки и безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и под наблюдением ответственного лица, руководящего данными работами.
Доставленные транспортные машины и оборудование хранят до момента отправки их непосредственно на рабочее место, на основных рудничных и производственных складах. Как правило, все грузы поступают на основные склады, подведомственные управлению, объединяющее предприятия. Согласно плановым разнарядкам, оно поступает непосредственно на предприятия шахты.
Запасные части и малогабаритное оборудование, например, оборудование скреперной доставки, можно хранить на шахтных складах. Крупногабаритное — вагонетки, электровозы, проходческие вагоны с основного склада поступают непосредственно в шахту.
Условия хранения различны и зависят от характера машин и оборудования. Менее сложное по конструкции и малонасыщенное конструктивными элементами, избегающими контакта с открытой средой оборудование и машины, например, шахтные вагонетки, барабан круговых опрокидывателей, скрепера и т. д. можно хранить на открытых площадках.
Более сложное, например, проходческие вагоны, электровозы, виброконвейеры и т. д. хранят под навесами. Механическое оборудование и некоторые транспортные машины, например, скреперные лебедки, хранят на складах, без упаковки в закрытых помещениях. Запасные части, резинотехнические изделия и т. п. хранят на складах в помещениях и в упаковке с целью предохранения от воздействия отрицательных температур, влаги, солнечной радиации.
Для каждого вида продукции указывают гарантийный срок хранения. Для скреперных лебедок — один год, виброконвейеров — три года и т. д.
Упакованные грузы укомплектовывают технической и товаросопроводительной документацией по ОСТу 24.070.39—81. Техническую и товаросопроводительную документацию должны укладывать в пакет из двух слоев упаковочной водонепроницаемой бумаги по ГОСТ 8828—75 и помещать в ящик с пометкой «Документация здесь».
Рис. 2. Способы строповки вагонетки ВГ-4.5А (а); вагона ВПК (б):
1 — канат 24,5—Г—I—Н—180 ГОСТ 3071—88
В ящик укладывают упаковочный лист с перечислением всех упакованных предметов. При длительном хранении упакованных резино-технических изделий, гидроаппаратуры, электроаппаратуры и т. п. следует через 6 мес. проверять их состояние.
Принимают и хранят машины следующим образом. Поступившую на шахту машину принимает заведующий складом, обязательно в присутствии представителей «Отдела главного механика». Визуально они устанавливают состояние отдельных узлов и их соответствие комплектовочной ведомости.
Приемку машины обязательно оформляют актом с подробным указанием дефектов, а также отсутствующих элементов, узлов или инструментов. Особое внимание обращают на наличие технической документации: комплектовочной ведомости, паспорта, инструкции по монтажу и эксплуатации, а также чертежей общих видов и узлов.
Обнаруженные серьезные повреждения, полученные при транспортировании по железной дороге, оформляют двусторонним актом с участием представителей железной дороги в течение суток с момента прибытия машины на шахту.
При наличии заводских дефектов администрация шахты обязана в двухдневный срок предъявить рекламацию заводу-изготовителю, вызвав его представителя. Копии акта приемки оборудования с рекламацией высылают в вышестоящую организацию и управление материально-технического снабжения.
Полученное оборудование должны хранить на поверхности шахты под навесами или в складских помещениях. Крупные узлы следует располагать на деревянных прокладках, с обязательным покрытием стыкуемых поверхностей слоем консервационной смазки.
Подземные выработки и оборудование для монтажа подготавливают перед доставкой машины непосредственно в шахту. Работа заключается в следующем: проверяют состояние крепи, а в незакрепленных выработках обирают заколы; перекрывают выпускные отверстия, выходящие на данную выработку; очищают почву выработки от кусков породы, крепежного леса и др.; планируют почву выработки, обеспечивая прямолинейность участка транспортирования; оборудуют пусковую аппаратуру в непосредственной близости от места расположения привода машины; устанавливают в определенных местах монтажные подъемно-транспортные механизмы (домкраты, тали, тельферы, лебедки и др.); подготавливают монтажный инструмент и крепежные изделия.
Перед спуском в шахту каждую транспортную машину, особенно крупную, собирают на специальной площадке, затем проверяют работоспособность в течение от 20 мин до нескольких часов, в зависимости от сложности машины.
Для облегчения монтажа машины в шахте необходимо разработать маркировочный чертеж с индексами, присваиваемыми монтажным узлам и проставленными на них краской. Такая система маркировки позволяет упорядочить последовательность спуска и доставки узлов к месту монтажа, а также сам монтаж.
Правила и способы транспортирования машин к месту монтажа следующие.
Перед отправкой к месту монтажа узлы машины подготавливают: открытые подшипники качения и концы валов обрабатывают консистентной смазкой и упаковывают плотной бумагой; открытые отверстия пневмо- и гидромагистралей и люки редукторов закрывают; в зависимости от размеров клети, ствола, сечений выработок, способа доставки и грузоподъемности подъемно-разгрузочных средств машины разделяют на транспортные узлы. Узлы машины погружают грузоподъемными механизмами в вагонетки, на грузовые платформы или в специально изготовленные транспортные средства. При этом необходимо, чтобы транспортируемые узлы вписывались в нормальный габарит подвижного состава и были надежно закреплены на тележках.
Оборудование к месту монтажа должны доставить в соответствии с правилами транспортирования по соответствующим выработкам: стволам, основным вентиляционным выработкам, а на подэтаж — по вертикальным восстающим.
Особенно ответственным является спуск (подъем) негабаритного оборудования по стволу под клетью. Предварительно составляют проект организации работ по спуску, утверждаемый главным инженером рудника.
Проект состоит из пяти частей: общей, подготовительных работ, объема работ, организации работ, техники безопасности.
Один из основных и опасных моментов — ввод груза в клетевое отделение ствола и его вывод, так как при этом возможны повышенные динамические нагрузки на подвесные устройства и даже внезапный обрыв оттяжного троса, а также сопровождение негабаритного груза при спуске, так как возможно его перекашивание, а следовательно, и заклинивание в стволе.
Для четкой организации работ каждый участник должен твердо знать свое местонахождение и круг своих обязанностей.
Начальник участка должен согласовывать с диспетчером рудоуправления работу клетевого и скипового подъемов в период спуска; письменно извещать механика подъема о дате и времени начала и окончании спуска; не реже одного раза в месяц осматривать и проверять исправность устройств и приспособлений для спуска; выдавать на работы наряд, который должен быть утвержден старшим лицом технического надзора шахты; сообщать диспетчеру рудника об окончании работ по спуску.
Механик подъема обязан выдавать наряд машинисту клетевого подъема на работы по спуску и инструктировать о проведении спуска безопасными методами.
Представитель технического надзора смены должен непосредственно руководить работами по спуску; определять местонахождение и обязанности каждого рабочего, участвующего в спуске; предупреждать машиниста клетевого подъема и сигнальщика о характере спускаемого груза.
Машинист клетевого подъема должен остановить клеть и известить механика подъема (главного механика шахты) о нарушениях при спуске груза и возобновить спуск после указания главного механика шахты.
Работает на спуске обычно бригада в составе шести человек, представленная двумя звеньями. Первое звено под руководством представителя технического надзора занято на спуске, а второе — под руководством бригадира принимает груз на площадке. Состав и обязанности звена:
1-й рабочий — бригадир (звеньевой) непосредственно руководит работой звена и работает на строповке и креплении груза, подает груз в ствол и извлекает его из ствола; обязан иметь удостоверение и опыт работы машиниста тяговой лебедки и стропальщика;
2-й работает на строповке груза и извлекает оттяжную стропу, подает сигнал первому рабочему при оттяжке груза от ствола по выработке; обязан иметь удостоверение стропальщика;
3-й выполняет вспомогательные работы.
В период подготовки к спуску ответственный представитель технического надзора вместе с бригадиром обязаны отсматри-вать площадки — погрузочную на поверхности и приемную на горизонте —и дать соответствующие указания по удалению ненужного оборудования, приспособлений и др.; осмотреть и проверить исправность вспомогательных механизмов и приспособлений (лебедок, блоков, грузозахватных средств, подвесных устройств, стопоров, оттягивающих тросов и прицепных устройств), обращая внимание на тормозные устройства, заземление и целостность тросов; удостовериться в наличии и исправности рабочего инструмента, вспомогательных материалов (ломов, крючьев, жимков, молотков, шпального бруса и т. д.) и предохранительных поясов; проверить чистоту пока клети, под которой будет подвешен спускаемый груз; в соответствии с нарядом каждому рабочему показать его рабочее место, рассказать об объеме работ и возложенных на него обязанностей.
При двухклетевом подъеме на противоположную клеть устанавливают груз, равный половине массы спускаемого.
Перед клетью, под которой спускается груз, снимают направляющую балку и стволовую решетку. Рабочие, выполняющие эту работу, должны быть оснащены предохранительными поясами.
Для каждого спускаемого груза существуют свои особенности подготовки и организации проведения работ при спуске. В качестве примера рассмотрим спуск электровоза 14КР (К14).
Подготовку электровоза ведет бригада слесарей под руководством механика внутришахтного транспорта.
Руководитель спуска обязан проконтролировать подготовку электровоза и принять его у механика ВШТ.
Организация работ по спуску.
На погрузочной площадке:
1. Клеть подают на приемно-разгрузочную площадку. На ее пол укладывают трубу размером 168X8 мм, а по сторонам — по одному шпальному брусу;
2. Электровоз с помощью тяговой лебедки подают к стволу на расстояние не более 5 м. Под колеса, на рельсы со стороны ствола, устанавливают стопорные башмаки;
3. Оттяжную стропу одним концом крепят к электровозу, другим — к тросу оттяжной лебедки;
4. Несущий канат диаметром 31 мм заводят за трубу и шпальные брусья, а свободные концы через монтажные люки в полу клети выводят из клети и закрепляют на раме электровоза;
5. Направляющие башмаки закрепляют на раме электровоза;
6. По указанию ответственного лица один рабочий, управляющий лебедкой, натягивает оттяжной трос, второй— убирает башмаки из-под колес электровоза. Машинист подъема поднимает клеть, а рабочий на лебедке одновременно отпускает оттяжкой трос, поддерживая его всегда в натяжении, при этом электровоз заводят в клетевое отделение ствола;
7. Оттяжную стропу отсоединяют от троса лебедки и опускают в ствол;
8. Направляющие башмаки заводят на проводники.
В стволе:
1. Сопровождающий вместе с ответственным лицом располагаются на площадке скипа, предназначенной для проверки армировки ствола и закрепляются предохранительным поясом;
2. Связь с участниками спуска осуществляют по телефону;
3. Машинисту клетевого подъема подают сигнал о спуске;
4. Скорость спуска не должна превышать 0,5 м/с;
5. Сигнал «Стоп», свидетельствующий об окончании спуска, подают тогда, когда уже можно захватить крючком оттяжную стропу.
На приемной площадке:
1. Рабочий, застрахованный предохранительным поясом, вытягивает оттяжную стропу крючком из ствола;
2. Оттяжную стропу соединяют с канатом тяговой лебедки;
3. По соответствующему сигналу машинист подъема опускает, а рабочий с помощью каната тяговой лебедки вытягивает электровоз из ствола, устанавливает на рельсы и стопорит башмаками;
4. Несущий канат отсоединяют от электровоза и убирают из клети.
Для спуска негабаритного оборудования под клетью в каждом случае предусматривают разработку и изготовление специальных приспособлений и устройств, обеспечивающих надежную подвеску и перемещение оборудования в стволе.
Для спуска негабаритов институт ВНИПИрудмаш разработал специальную клеть грузоподъемностью 24,5 т. Она может поднимать 85 человек.
Типы клетей (индексы клетей):
KB — клеть шахтная неопрокидная для вертикального од-ноканатного подъема;
КН — клеть шахтная с неподвижным кузовом для вертикального многоканатного подъема;
КП — клеть шахтная с подвижным кузовом для вертикального многоканатного подъема;
КИ — клеть шахтная инспекторская.
Полное условное обозначение типоразмера шахтной клети принимают следующим: 2KB 4,5—17.41.000 ТУ 24.08.952—80.
Первая цифра слева 2 — число этажей; KB — индекс клети; первое число после индекса 4,5 — длина пояса клети в м; второе 17 — грузоподъемность клети в т; первая цифра после грузоподъемности 4 — тип и расположение проводников; вторая 1 —ширина колеи; последние три нуля — основное исполнение клети.
Рис. 3. Схема строповки под клетью вагона ВПК при многоканатном (а) и одноканатном (б) подъеме
I и II — первая и вторая части вагона
В настоящее время отечественная промышленность выпускает клети по существующим ТУ: ТУ 24.08.952—80 и ТУ 24.00.952—00.
Далее приведены типы и число проводников, стандартные параметры рельсовой колеи.
Проводники: коробчатые двухсторонние — 2 шт.; канатные — 4 шт.; рельсовые двухсторонние — 2 шт.; рельсовые двухсторонние —2 шт.; коробчатые двухсторонние — 4 шт.; рельсовые двухсторонние —4 шт.; деревянные двухсторонние — 2 шт. Ширина рельсовой колеи: 750; 600; 900 мм. Общие положения правил техники безопасности при спуске (подъеме) оборудования в стволе:
— все работники, участвующие в подъеме, должны быть ознакомлены с организацией работ;
— к строповке и управлению оттяжными лебедками допускают только тех, кто имеет удостоверение стропальщика, право и опыт управления лебедкой. Необходимо проверить исправность, а также испытать на прочность строповочные канаты, специальные грузозахватные приспособления (серьги, скобы, штыри, стропы и др.). Срок испытания указать на специальных бирках;
— во время строповки и подвески груза запрещается: использовать неисправные инструменты, грузозахватные устройства или приспособления, не имеющие бирок; соединять звенья цепи болтами, сращивать канаты проволокой и применять канаты с растрепанными концами; поправлять канаты или цепи, охватывающие груз или крюк, ударами молота или другими предметами; стоять возле наклоненного груза, браться за него для обвязки; поднимать засыпанный землей, примерзший, а также заложенный другими предметами, укрепленный болтами или залитый бетоном груз, находиться на грузе или под ним при его подъеме или перемещении; складывать груз в непредназначенных местах, т. е. на временных перекрытиях, кабелях, воздушных или водяных трубах; оттягивать груз руками во время подъема, опускания или перемещения;
— лица, работающие у открытого ствола, обязаны быть в предохранительных поясах с длиной оттяжного, прочно закрепленного каната не более 4 м;
— участники спуска должны быть обеспечены специальной одеждой и хорошо знать сигналы;
— при подаче соответствующего сигнала необходимо, чтобы груз ничем не удерживался и на нем не были оставлены инструменты, крепежные детали или другие предметы; в зоне подъема отсутствовали люди;
— при работах в стволе перед выходом на рабочую площадку вывешивают плакаты «Стой! В стволе люди!» или «Стой! Спускают негабаритный груз!».
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Предмонтажные мероприятия"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы