Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Советские трактора

Публикация:
   Примеры конструкций отечественных тракторных дизелей

Читать далее:




Примеры конструкций отечественных тракторных дизелей

В настоящее время находятся на производстве двенадцать моделей тракторных дизелей. Некоторые из них производятся в нескольких модификациях и применяются на различных тракторах и комбайнах. Эти модификации отличаются от базовых моделей размещением вспомогательного оборудования или регулировкой на различную мощность.

Дизель ЯМЗ-238НБ. Этот восьмицилиндровый дизель водяного охлаждения с V-образным расположением цилиндров под углом 90° является тракторной модификацией автомобильного дизеля ЯМЗ-238А. Он снабжен турбокомпрессором, позволяющим повысить мощность и обеспечить высокую топливную экономичность.

Жесткий чугунный блок-картер, отлитый из чугуна, легированного никелем, хромом и молибденом, снабжен гильзами «мокрого» типа, отлитыми из специального чугуна. На дизеле установлены две головки, каждая на четыре цилиндра. Головки отлиты из чугуна, содержащего никель, хром и молибден. Блок-картер и головки подвергнуты искусственному старению. Соединение головки с блок-картером уплотняется прокладкой, имеющей окантовку цилиндровых отверстий и отверстий для протока воды. Пятиопорный, кованый из стали 50Г, коленчатый вал снабжен шестью противовесами, привернутыми болтами к первой, второй, третьей, шестой, седьмой и восьмой щекам. Дополнительные противовесы установлены на переднем конце вала и на маховике. Противовесы уравновешивают моменты, возникающие от сил инерции первого порядка и от центробежных сил. Шейки вала подвергнуты поверхностной закалке т. в. ч. Шатунные шейки вала имеют внутренние полости, закрытые заглушками, где масло подвергается центробежной очистке. Полости шатунных шеек соединяются при помощи наклонных сверлений с радиальными сверлениями в коренных шейках.

Шатунные и коренные подшипники взаимозаменяемого типа со стальным основанием и антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы. Каждая крышка коренного подшипника привернута к блок-картеру 23 четырьмя болтами. Передний и задний концы коленчатого вала уплотняются резиновыми уплотнениями самоподжимного типа.

Шатуны имеют косую поверхность разъема с нижней крышкой; поверхность разъема выполнена с зубцами треугольного профиля. Шатуны изготовлены из хромистой стали. В отверстии верхней головки запрессована бронзовая втулка, к которой под давлением подводится масло от шатунного подшипника по каналу, просверленному в стержне шатуна.

Поршни изготовлены из высококремнистого алюминиевого сплава АЛ 21. На каждом поршне в канавках установлены три компрессионных и два маслосбрасывающих кольца. Компрессионные кольца в поперечном сечении имеют вид односторонней трапеции, причем плоский торец кольца расположен снизу. Верхнее компрессионное кольцо покрыто с наружной стороны тонким слоем хрома. Маслосбрасывающие кольца, имеющие коробчатое поперечное сечение, снабжены сквозными фрезерованными пазами для стока масла, равномерно расположенными по окружности. Поршневой палец плавающего типа. Осевое перемещение поршневого пальца в отверстии поршня ограничено пружинными кольцами.

Впускной и выпускной клапаны, изготовленные из жаропрочной стали, установлены во втулках из мелкопористой металлокерамики, хвостовая часть стержней выпускных клапанов из хромоникелевой стали приварена к стержням и закалена до высокой твердости. Рабочие

фаски тарелок выпускных клапанов наплавлены стеллитом. Угол рабочей фаски тарелки впускного клапана 120° и большой диаметр тарелки обеспечивают хорошее наполнение цилиндра свежим зарядом воздуха. В головке

Клапаны приводятся в действие от кулачков распределительного вала при помощи нижних качающихся коромысел 25 с роликами, трубчатых штанг 24 с запрессованными в них наконечниками и верхних коромысел 21, устазапрессованы седла выпускных клапанов из специального жаропрочного чугуна. Каждый клапан прижимается к седлу головки двумя концентричными пружинами. Соединение клапана с тарелкой пружины обеспечено специальным замком, способствующим вращению клапана при работе двигателя, что повышает его долговечность.

Рис. 1. Продольный разрез дизеля ЯМЗ-238НБ

Основная секция насоса подает масло к фильтру предварительной очистки, из которого оно поступает в масляную магистраль и далее по каналам к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала. От коренных подшипников коленчатого вала через его каналы масло под давлением нижних коромысел и по сверлениям в них, полостям штанг и сверлениям в верхних коромыслах поступает ко всем трущимся соединениям привода клапанов. Под давлением масло поступает также к подшипнику промежуточной шестерни привода масляного насоса. Остальные шестерни, кулачки распределительного вала и гильзы цилиндров смазываются разбрызгиваемым маслом. Около 10% масла из масляной магистрали проходит через центробежный реактивный масляный фильтр тонкой очистки и стекает в масляный картер. Вторая секция насоса подает масло к масляному радиатору, откуда оно сливается в масляный картер. В корпусе фильтра предварительной очистки установлен перепускной клапан. Основная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном, масляный радиатор — предохранительным клапаном и масляная маги-сталь — сливным клапаном.

Система охлаждения двигателя жидкостная циркуляционная закрытая. Она включает водяной насос, вентилятор, термостаты (два), дистанционный термометр и радиатор, установленный на тракторе.

Циркуляция воды обеспечивается водяным насосом, который приводится во вращение от коленчатого вала клиноременной передачей. Из нагнетательного патрубка насоса через каналы в крышке шестерен привода вода поступает в водяные рубашки правого и левого рядов цилиндров, далее в головки и водосборные трубопроводы, на выходе которых помещены термостаты. Из водосборных трубопроводов вода поступает в радиатор. Поток воздуха через радиатор создает вентилятор 7, привод которого осуществляется от распределительного вала косозубыми шестернями. Для предотвращения поломок привода при резких изменениях скоростного режима работы двигателя крыльчатка вентилятора соединена со ступицей резиновым упругим элементом.

В водяные рубашки головок наиболее интенсивно вода подается по направляющим каналам к наиболее нагревающимся местам — выпускным клапанам и форсункам.

Когда температура охлаждающей воды ниже 70° С, термостаты перекрывают ее поток в радиатор и направляют непосредственно к входному патрубку насоса.

В систему топливоподачи этого дизеля входят: восьмиплунжерный топливный насос высокого давления с золотниковым регулированием цикловой подачи топлива, всережимным регулятором числа оборотов, топливоподкачивающим насосом и автоматической муфтой опережения подачи топлива, форсунки, фильтры предварительной и тонкой очистки и трубопроводы высокого и низкого давления. Топливный насос установлен на блок-картере между правым и левым рядом цилиндров и приводится во вращение от распределительного вала двумя косозубыми шестернями. Форсунки закрытого типа с четырехдырчатыми распылителями установлены в медных стаканах, наружные стенки которых омываются водой, циркулирующей в водяной рубашке головок. Оси форсунок параллельны осям цилиндров и несколько смещены от них. Фильтрация топлива осуществляется фильтром-отстойником, установленным на тракторе, и двумя последовательно соединенными фильтрами с бумажными элементами.

Турбокомпрессор класса ТКР-14 установлен на кронштейне и расположен над картером маховика. Впускные коллекторы дизеля соединены с патрубками корпуса компрессора резиновыми шлангами. Выпускные коллекторы дизеля соединены с патрубками корпуса турбины гибкими стальными трубками типа сильфонов.

Очистка воздуха обеспечивается воздухоочистителями первой ступени (мультициклон-ного типа) и второй ступени (с бумажными фильтрующими элементами).

Пуск дизеля производится мощным электростартером, который питается от аккумуляторной батареи большой емкости. На дизеле предусмотрена установка эффективного предпускового подогревателя, облегчающего пуск дизеля при низких температурах.

Дизель АМ-01. Шестицилиндровый дизель АМ-01 водяного охлаждения с однорядным вертикальным расположением цилиндров унифицирован по всем деталям гильзо-поршневой и шатунной группы, по деталям механизма газораспределения и по ряду вспомогательных агрегатов с описанным выше дизелем ЯМЗ-238НБ.

В жестком чугунном блок-картере на семи коренных подшипниках установлен коленчатый вал, снабженный шестью противовесами, которые привернуты ко второй, четвертой, шестой, седьмой, девятой и одиннадцатой щекам и которые разгружают коренные подшипники.

На дизеле установлены две головки, каждая на три цилиндра. Так же как у дизеля ЯМЗ-238НБ, у дизеля АМ-01 впускные и выпускные каналы в головке отдельные для каждого цилиндра. Для создания интенсивного кругового движения воздуха в камерах сгорания впускные каналы в плане имеют спиральную форму над седлами впускных клапанов. В литых крышках клапанного механизма установлен механизм декомпрессии. При повороте продольних валиков, помещенных в крышке каждой ‘головки и связанных между собой муфтой, винты, ввернутые в валик над коромыслами каждого выпускного клапана, нажимают на коромысла и удерживают клапаны в открытом положении.

Топливный насос, установленный с правой стороны блок-картера на кронштейне, приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню. Угол начала подачи топлива остается постоянным независимо от числа оборотов коленчатого вала. Фильтрация топлива обеспечивается последовательно соединенными отстойником, закрепленным на насосе высокого давления, фильтром грубой очистки со сменным фильтрующим элементом из хлопчатобумажной нити и фильтром тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом из пористой массы.

На дизеле применен двухступенчатый воздухоочиститель с мультициклонной предварительной ступенью и контактно-масляными кассетами второй ступени, помещенными в общем корпусе. Для удаления пыли нижний бункер воздухоочистителя соединен трубкой с эжектором, помещенным в выпускной трубе дизеля.

Водяной насос и вентилятор системы охлаждения выполнены в виде объединенного агрегата, корпус которого привернут к передней стенке блок-картера в его верхней части. Привод во вращение общего вала насоса и вентилятора производится от коленчатого вала дизеля ременной передачей с двумя трапецеидальными ремнями. Натяжение одного ремня производится поворотом электрогенератора, для привода которого он одновременно используется. Натяжение второго ремня обеспечивается натяжным роликом, закрепленным на крышке картера шестерен привода механизма газораспределения.

Пуск дизеля осуществляется с помощью карбюраторного двухтактного пускового двигателя, снабженного маломощным электростартером. Пусковой двигатель связан с зубчатым венцом маховика двухступенчатым планетарным редуктором и встроенными в него муфтой сцепления и механизмом включения.

На дизеле установлены два гидронасоса высокого давления, необходимые для работы гидромеханизмов трактора. Оба гидронасоса укреплены на крышке картера шестерен привода механизма газораспределения. Гидронасос НШ-10 малой производительности постоянно соединен с шестерней, связанной с шестерней привода топливного насоса. Гидронасос высокой производительности снабжен механизмом для его отключения от шестерни, связанной с шестерней распределительного вала. Описание узлов дизеля, не отличающихся или имеющих несущественные отличия от аналогичных узлов дизеля 238НБ, не приводится.

Дизель АМ-41. Четырехцилиндровый дизель АМ-41 водяного охлаждения с вертикальным однорядным расположением цилиндров унифицирован по основным деталям гильзо-поршневой и шатунной группы, механизма газораспределения и некоторым вспомогательным агрегатам с дизелями ЯМЗ-238НБ и АМ-01.

В жестком чугунном блок-картере дизеля на пяти коренных опорах установлен коленчатый вал, не имеющий противовесов.

Особенностью дизеля является применение уравновешивающего механизма, уменьшающего вибрацию дизеля, возникающую от действия сил инерции второго порядка. Уравновешивающий механизм представляет собой корпус, в котором на роликоподшипниках, установленных на неподвижных осях, вращаются два связанных между собой при помощи пары шестерен уравновешивающих груза. Эти грузы вращаются в противоположных направлениях со скоростью, в два раза большей скорости вращения коленчатого вала дизеля. Корпус уравновешивающего механизма крепится к нижней плоскости блок-картера (примерно в середине) при помощи двух болтов. Механизм уравновешивания приводится во вращение от шестерни, венец которой напрессован на четвертую щеку коленчатого вала.

На дизеле применена общая на все четыре цилиндра головка. По материалу и конструкции она полностью подобна конструкции головки дизеля АМ-01.

Четырехплунжерный топливный насос типа 4ТН9Х10, установленный с правой стороны блок-картера, не имеет автоматической муфты опережения подачи топлива. Система фильтрации топлива отличается от примененной на дизеле АМ-01 тем, что отстойник привернут к площадке на боковой стенке блок-картера, а для грубой и тонкой фильтрации топлива использованы два одинаковых последовательно соединенных одинарных фильтра со сменными бумажными элементами. Воздухоочиститель этого дизеля не отличается по конструкции от воздухоочистителя дизеля АМ-01; нет принципиального отличия в системах смазки, охлаждения и пуска. На обоих дизелях установлены одинаковые электрогенераторы и гидронасосы.

Дизель СМД-14. Четырехтактный четырехцилиндровый дизель СМД-14 водяного охлаждения предназначен для установки на различные тракторы и комбайны, в связи с чем производится в различных модификациях.

К жесткому, отлитому из чугуна блок-картеру с опущенным ниже оси коленчатого вала разъемом для крепления масляного картера привернуты с передней стороны корпус шестерен привода механизма газораспределения И вспомогательных агрегатов и с задней стороны — картер маховика. В блок-картере установлены чугунные гильзы «мокрого» типа, коленчатый и распределительные валы. К верхней плоскости блок-картера на шпильках привернута общая для всех цилиндров головка, уплотнение которой обеспечено прокладкой из графитизированного асбесто-стального полотна, окантованной тонкой листовой сталью по контурам отверстий цилиндров. С нижней стороны к блок-картеру привернут стальной штампованный масляный картер, уплотнение которого достигнуто прокладкой из прессованной пробки.

Рис. 2. Продольный разрез дизеля СМД-14

Кованый стальной коленчатый вал без противовесов установлен на пяти коренных подшипниках. Коренные и шатунные шейки вала подвергнуты поверхностной закалке т. в. ч., а галтели всех шеек накатаны для повышения усталостной прочности. Шатунные шейки снабжены полостями, в которых происходит центробежная очистка масла от посторонних частиц. С передней стороны вала напрессованы шестерня привода механизма газораспределения, шестерня привода масляного насоса и ременный шкив. С задней стороны вала к фланцу привернут маховик. Выступающие концы вала герметизированы самоподжимными каркасными уплотнениями. Вкладыши коренных и шатунных подшипников взаимозаменяемого типа со стальным основанием и антифрикционным слоем из алюминиевого сплава АО20. улавливания смазки.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава АЛ25. На каждом поршне установлены

Шатуны стальные штампованные со стержнями двутаврового сечения и гладкими прямыми разъемами с крышками, которые привернуты к ним призонными болтами. Втулка шатуна бронзовая. В верхней головке шатуна имеются отверстия с наружными фасками для три компрессионных и два маслосбрасывающих кольца, причем второе маслосбрасывающее кольцо помещено в нижней части юбки поршня.

Верхнее компрессионное кольцо по наружной поверхности покрыто пористым хромом. Второе типа с выточками в верхней части на внутренней стороне. Поршневые пальцы плавающего типа стальные (12ХНЗА) цементированы по рабочей поверхности и закалены. Их осевое перемещение в отверстиях бобышек поршня.

Два впускных канала, попарно объединяющих цилиндры, выведены на верхнюю цилиндра выпускных канала выве-правую сторону головки. В нижней стенке головки имеются отверстия, совпадающие с отверстиями в верхней стенке блока, по которым вода поступает из водяной рубашки блока в водяную рубашку головки. Основной поток воды направляется к наиболее нагретым местам (к основаниям выпускных каналов и бобышкам форсунок) при помощи «пистолетов». Выход воды из головки происходит через отверстия в верхней стенке головки. В головке запрессованы чугунные втулки клапанов и установлены вставки камер сгорания из жаропрочной стали. К верхней плоскости головки привернуты алюминиевый корпус клапанного механизма и водосборный трубопровод 25, отштампованные из листовой стали. К правой стенке головки привернут отлитый из чугуна выпускной коллектор 22. Впускной коллектор привернут сверху корпуса клапанного механизма с его левой стороны.

Клапаны изготовлены из специальной легированной стали. Верхние торцы их стержней закалены до высокой твердости. Посадочные пояса тарелок клапанов притерты к посадочным коническим поясам отверстий головки и прижаты к ним двумя концентрично размещенными на каждом клапане спиральными пружинами. Пружины связаны со стержнями клапанов тарелками и сухарями. Клапаны приводятся в действие от кулачков распределительного вала при помощи плоских толкателей, штанг и коромысел. Стальные коромысла, снабженные бронзовыми втулками и регулировочными болтами, установлены на общем стальном трубчатом валике, закрепленном на четырех привернутых к верхней стенке головки чугунных кронштейнах. Коромысла удерживаются в надлежащем положении над клапанами надетыми на валике цилиндрическими пружинами, прижимающими их к торцам кронштейнов. Над коромыслами размещен продольный валик с лысками над каждым выпускным клапаном и с наружным поворотным рычагом. Поворотом рычага валика производится подъем всех выпускных клапанов для декомпрессии цилиндров дизеля. Подшипники валика помещены в торцовых стенках литой алюминиевой крышки клапанного механизма. Уплотнение крышки обеспечено прокладкой из прессованной пробки. Стальной распределительный вал с закаленными т. в. ч. кулачками и шейками снабжен шестерней, входящей в зацепление с промежуточной шестерней, которая входит, в свою очередь, в зацепление с шестерней коленчатого вала. Шестерни привода, размещенные в корпусе, закрыты литой алюминиевой крышкой, уплотненной прокладкой из паронита.

Подача топлива обеспечивается четырехплунжерным насосом высокого давления типа 4ТН8,5х10, привернутым своим фланцем к корпусу шестерен с левой стороны дизеля. Вал топливного насоса связан с шестерней привода насоса шлицевой втулкой и фланцем с отверстиями, позволяющими менять взаимное угловое расположение вала насоса и шестерни привода насоса.

Шестерня привода топливного насоса входит в зацепление с промежуточной шестерней. На топливном насосе высокого давления установлен всережимный центробежный регулятор и топливоподкачивающий насос с ручным насосом для заполнения и прокачки системы.

Фильтрация топлива осуществляется фильтрами предварительной и тонкой очистки. Фильтр предварительной очистки, снабженный ленточно-щелевым фильтрующим элементом и отстойником, включен в систему между топливным баком и топливоподкачивающим насосом и привернут к блок-картеру под насосом высокого давления. Фильтр тонкой очистки типа 2ТФ-2 с двумя параллельно соединенными секциями, снабженными бумажными фильтрующими элементами, включен в систему между топливоподкачивающим насосом и насосом высокого давления и привернут при помощи кронштейна к головке с левой стороны дизеля.

Распыливание топлива осуществляется форсунками штифтового типа.

На дизеле применен высокоэффективный воздухоочиститель с двумя ступенями очистки. Первая ступень мультициклонного типа с эжекционным удалением пыли из бунвера. Вторая ступень—контактно-масляная с тремя кассетами из смоченной маслом проволочной сетки.

Масло под давлением подается шестеренным насосом, который привернут к нижней плоскости блок-картера и приводится во вращение шестерней, сцепленной с шестерней коленчатого вала. Маслозаборник насоса защищен сеткой. Подача масла происходит по трубке и каналу в блок-картере к полнопоточной масляной центрифуге, привернутой к нижней части правой боковой стенки блок-картера. Очищенное центрифугой масло по каналу в блок-картере поступает в масляную магистраль. Из масляной магистрали по сверлениям в поперечных стенках блок-картера масло поступает к пяти коренным подшипникам коленчатого вала и к подшипникам распределительного вала. Далее по сверлениям в коленчатом вале масло подается к шатунным подшипникам, проходя дополнительную центробежную очистку в полостях шатунных шеек. От крайней, расположенной со стороны маховика шейки распределительного вала, масло под давлением по вертикальному каналу в блок-картере и маслоподводящей трубке поступает в сверление валика коромысел и через радиальные сверления в валике к втулкам коромысел. Наконечники штанг и толкатели смазываются маслом, стекающим из полости клапанного механизма в картер. Разбрызгиваемым маслом смазываются цилиндры, поршневые пальцы и шестерни привода механизма газораспределения и вспомогательных агрегатов. Охлаждение масла в летнее время и при высокой нагрузке дизеля обеспечивается масляным радиатором, в который масло подается по трубке, привернутой к корпусу центрифуги, через кран, сообщающий соединительный канал с масляной магистралью дизеля. Охлажденное масло возвращается из масляного радиатора в корпус центрифуги по второй трубке. Масляный насос снабжен предохранительным клапаном. Сливной (редукционный) клапан, поддерживающий необходимое давление в системе, размещен в нижней части левой боковой стенки блок-картера. Перепускной клапан размещен в корпусе центрифуги. Уровень масла в масляном картере контролируется при помощи масляного щупа. Давление масла, которое должно быть в пределах,5—4,5 кПсмг, контролируется дистанционным манометром.

Циркуляция воды в системе охлаждения обеспечена насосом центробежного типа, корпус которого привернут к передней стенке головки. Колесо насоса и крыльчатка 6-лопаст-ного вентилятора, обеспечивающего просасы-вание воздуха через радиатор, установлены на общей оси, снабженной шкивом. Привод насоса и вентилятора обеспечен трапецеидальным ремнем, который одновременно приводит во вращение электрогенератор. Натяжение ремня регулируется поворотом генератора на кронштейне.

Для пуска дизеля применен двухтактный карбюраторный двигатель ПД-10У, развивающий мощность л. с. при 3500 об/мин. Пусковой двигатель снабжен электростартером СТ-350Б мощностью 1,5 л. с. и соединен с зубчатым венцом маховика дизеля при помощи одноступенчатого редуктора с передаточным отношением 16,7 : 1, имеющего механизм автоматического отключения пускового двигателя.

Для облегчения пуска дизеля при низкой температуре окружающего воздуха предусмотрен факельный подогреватель, установленный на впускном коллекторе. Подогреватель работает на дизельном топливе, которое воспламеняется электрической спиралью накаливания.

Для пуска дизелей, предназначенных для установки на некоторых комбайнах (СМД-15К, СМД-15КФ и СМД-17К) используется электростартер СТ-100 мощностью л. с., который питается от аккумуляторной батареи напряжением в и емкостью 128 а-ч.

Дополнительное оборудование дизеля включает счетчик моточасов, электрогенератор Г-214А постоянного тока и гидронасосы высокого давления. Для тракторных модификаций дизеля применяется насос НШ-46Д, который устанавливается с правой стороны дизеля и приводится во вращение от шестерни, связанной с шестерней распределительного вала. Дизели комбайновой модификации снабжаются двумя насосами НШ-10Д и НШ-32Э. Оба насоса крепятся к корпусу шестерен с правой стороны дизеля один над другим и приводятся во вращение от шестерен, связанных с шестерней распределительного вала. Гидронасосы НШ-46Д и НШ-32Э снабжают кулачковой муфтой для отключения. Насос НШ-10Д связан с шестерней привода постоянно. Счетчик моточасов установлен на крышке корпуса шестерен привода механизма газораспределения и приводится в действие от хвостовика шестерни топливного насоса.

Начинается производство этого дизеля, форсированного при помощи турбонаддува в тракторной (СМД-18) и комбайновой (СМД-17К) модификациях. Конструкция дизеля и всех его основных деталей при этом сохранены неизменными. На дизеле с правой стороны, наверху установлен турбокомпрессор ТКР-11. Входной фланец турбины турбокомпрессора жестко скреплен с фланцем выпускного коллектора дизеля шестью шпильками. Входной патрубок компрессора соединен с воздухоочистителем, а выходной патрубок — с впускным коллектором дизеля резиновыми шлангами, стянутыми хомутами. Выходной патрубок турбины при помощи телескопического сочленения соединен с выпускной трубой дизеля, которая жестко закреплена на кронштейне, привернутом к выпускному коллектору.

Масло поступает в турбокомпрессор из магистрали дизеля по наружным трубкам, проходя очистку в специальном фильтре, привернутом к блок-картеру под турбокомпрессором. Слив масла из турбокомпрессора происходит по наружной трубке во внутреннюю полость блок-картера дизеля.

Водяная рубашка среднего корпуса турбокомпрессора наружными трубками соединена с водяной рубашкой дизеля.

Дизель Д-50. Отлитый из чугуна блок-картер четырехтактного дизеля Д-50 водяного охлаждения имеет разъем по оси коленчатого вала. Привернутый к его нижней плоскости глубокий масляный картер отлит из алюминиевого сплава. С передней стороны к блок-картеру привернут стальной лист и отлитый из чугуна корпус шестерен привода механизма газораспределения и вспомогательных агрегатов; с задней стороны к нему также привернут стальной лист, к которому крепятся картеры маховика и муфты сцепления. В блок-картере установлены чугунные гильзы «мокрого» типа, коленчатый и распределительный валы и толкатели клапанов. К верхней плоскости блок-картера на шпильках привернута общая для всех цилиндров чугунная головка. Уплотнение головки обеспечено прокладкой из графитизированного асбесто-стального полотна, окантованного по контурам отверстий цилиндров тонкой стальной лентой.

Кованый из рафинированной углеродистой стали коленчатый вал без противовесов установлен на пяти коренных подшипниках. Коренные и шатунные шейки вала подвергнуты поверхностной закалке т. в. ч. Шатунные шейки снабжены полостями для центробежной очистки масла. С передней стороны вала установлены шестерня привода механизма газораспределения, шестерня привода масляного насоса и шкив ременного привода вентилятора. С задней стороны вала к фланцу привернут маховик. Уплотнение вала с обеих сторон обеспечено самоподжимными каркасными резиновыми уплотнениями.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников взаимозаменяемого типа со стальным основанием и антифрикционным слоем из алюминиевого сплава АСМ или АО20.

Шатуны стальные штампованые со стержнями двутаврового сечения с гладкими прямыми разъемами с крышками, привернутыми к ним призонными болтами. В верхних головках шатунов запрессованы бронзовые втулки. Их смазка обеспечивается масляными частицами, которые улавливаются через отверстие с фаской в верхней головке шатуна.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава АЛ25. На каждом поршне установлены три компрессионных и два двойных маслосбрасывающих кольца «скребкового» типа. Верхнее компрессионное кольцо покрыто по наружной поверхности пористым хромом. Второе и третье компрессионные кольца «торсионного» типа с выемками на внутренней верхней стороне.

Поршневые пальцы «плавающего» типа изготовлены из хромоникелевой стали, подвергнуты у цементации по рабочей поверхности и закалены. От осевого перемещения в бобышках поршня* пальцы удерживаются пружинными стальными кольцами, установленными в канавках отверстий бобышек.

Общая на все цилиндры головка отлита из чугуна СЧ 21-40 и подвергнута искусственному старению для снятия внутренних литейных напряжений. Расположение впускных каналов такое же, как у головки дизеля СМД-14. Выпускные каналы второго и третьего цилиндров объединены; каналы первого и четвертого цилиндров — индивидуальные. Каналы выведены на правую сторону головки. В нижней стенке головки имеются отверстия для протока воды из рубашки блок-картера в рубашку головки. Интенсивная подача воды к наиболее нагретым местам обеспечивается «пистолетами». Выход воды из головки происходит через отверстие в ее передней стенке, к которому прилегает привернутый к головке патрубок. В головке запрессованы чугунные втулки клапанов, медные стаканы форсунок и вставки камер сгорания, изготовленные из жаропрочной стали. К верхней плоскости головки привернут корпус клапанного механизма, отлитый из алюминиевого сплава за одно целое с впускным коллектором. Чугунный выпускной коллектор привернут к правой стенке головки.

Механизм газораспределения подобен по конструкции механизму газораспределения дизеля СМД-14. Декомпрессора у дизеля Д-50 нет.

Подача топлива обеспечивается четырехплунжерным малогабаритным топливным насосом УТН-5, снабженным всережимным центробежным регулятором и топливоподкачивающим насосом с ручным насосом для заполнения и прокачивания системы. Топливный насос установлен с левой стороны дизеля и привернут своим фланцем к выступающей части переднего стального листа, закрепленного на блок-картере.

Фильтрация топлива осуществляется фильтром грубой очистки с отстойником, который включен в сеть до топливоподкачивающего насоса, и фильтром тонкой очистки, включенным в сеть перед топливным насосом высокого давления. Фильтр отстойник снабжен сетчатым фильтрующим элементом, фильтр тонкой очистки — тремя фильтрующими элементами из хлопчатобумажной банкаброшной пряжи. Фильтр грубой очистки с отстойником укреплен на кронштейне на блок-картере с правой стороны, фильтр тонкой очистки — с левой стороны дизеля.

Распыливание топлива обеспечивается закрытыми форсунками ФШ-2Х25 штифтового типа. ]В ближайшее время начинается производство модернизированных дизелей/(Д-60) с камерами сгорания типа ЦНИДИ, на ‘которых устанавливаются закрытыедфор,су.нки. ФД-22 с четырехдырчатыми распылителями. На дизеле установлен воздухоочиститель“с первой ступенью очистки циклонного типа с самоудалением пыли и второй контактно-масляной ступенью тонкой очистки. На корпусе циклонного воздухоочистителя установлен клапан, при помощи которого можно полностью закрывать впускное отверстие контактно-масляного воздухоочистителя и тем самым прекращать поступление воздуха в цилиндр дизеля для его остановки в аварийных случаях.

В дизеле осуществлена смазка под давлением подшипников коленчатого и распределительного вала, втулок промежуточной шестерни, шестерни привода топливного насоса, втулок коромысел клапанов. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиваемым маслом. Масляный насос шестеренного типа, который укреплен на крышке первого коренного подшипника и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала, забирает масло из масляного картера и подает его по патрубку и каналам в блок-картере к полнопоточной реактивной масляной центрифуге.

Очищенное масло охлаждается, проходя через масляный радиатор, и поступает в масляную магистраль, из которой следует к каждому коренному подшипнику и средней шейке распределительного вала. По сверлениям в коленчатом валу масло попадает в полости шатунных шеек, очищается дополнительно и поступает к шатунным подшипникам. От средней шейки по сверлению в распределительном валу масло под давлением поступает к его стальным шейкам. От задней шейки распределительного вала масло по запрессованной в отверстие блок-картера трубке, по каналу в головке и по наружной трубке поступает в сверление валика коромысел. Через радиальные отверстия в валике коромысел масло попадает в подшипники коромысел и далее по сверлениям в коромыслах к сферическим наконечникам штанг толкателей. К пальцу промежуточной шестерни масло поступает от первого коренного подшипника по наклонному каналу в блок-картере. От того же коренного подшипника по каналам и отверстиям в блок-картере, в переднем стальном листе и в крышке шестерен привода механизма газораспределения масло под давлением поступает к втулке шестерни привода топливного насоса.

В корпусе реактивной масляной центрифуги размещены: сливной клапан, который обеспечивает слив масла при повышении давления прогретого до 70° С масла на входе в коренной подшипник свыше 2,5—3,5 кПсм1, редукционный клапан, перепускающий холодное масло, минуя масляный радиатор, в период прогревания дизеля, и предохранительный клапан, открывающий проход масла в полость масляного картера при повышении давления на входе в ротор центрифуги выше 6,5—7,0 кПсм1. Давление масла контролируется дистанционным манометром, датчик которого помещен на корпусе реактивной масляной центрифуги.

Циркуляцию воды в рубашках блок-картера и головки обеспечивает водяной насос, корпус которого привернут к передней стенке блок-картера в его верхней части. Крыльчатка вентилятора и колесо водяного насоса закреплены на общей оси. На ступице вентилятора имеется шкив ременного привода, приводимый от шкива коленчатого вала. Этот ремень использован для привода электрогенератора, также имеющего шкив. Натяжение ремня осуществляется поворотом генератора. В полости выходного водяного патрубка, привернутого в передней стенке головки, помещен термостат. Температуру воды контролируют по дистанционному термометру, датчик которого помещен в верхнем бачке радиатора.

Пуск дизелей Д-50 осуществляется электростартером СТ-212 мощностью 4,5 л. с. при 3500 об/мин, который питается от аккумуляторной батареи в. Для пуска дизелей Д-50Л использован двухтактный карбюраторный двигатель ПД-10У с электростартером СТ-350Б, связанный с венцом маховика дизеля редуктором (передаточное отношение 16,8 : 1) с автоматическим механизмом отключения.

Для обеспечения пуска двигателя в камере сгорания каждого цилиндра установлена свеча со спиралью накаливания СНД-100БЗ.

Дополнительное оборудование дизеля состоит из счетчика моточасов, который установлен на крышке шестерен привода механизма газораспределения и соединен с распределительным валом, электрогенератора Г-81Д постоянного тока (напряжение.12 в, мощность 160 вт), установленного на поворотном кронштейне с правой стороны двигателя, и гидронасоса НШ-10ЛР гидроусилителя рулевого управления, который привернут к выступающей части переднего стального листа с правой стороны блок-картера дизеля и приводится во вращение от шестерни, связанной с шестерней распределительного вала.

Дизель Д-37М. Основной особенностью этого четырехтактного четырехцилиндрового дизеля является воздушная система охлаждения.

Картер дизеля отлит из специального чугуна, содержащего никель, хром и молибден. В картере установлены пятиопорный коленчатый вал, распределительный вал, имеющий три опорных шейки, втулки с толкателями клапанов. В отверстиях верхней стенки картера установлены и прижаты своими фланцами оребренные цилиндры, отлитые из специального чугуна, содержащего марганец, хром и никель. Для уплотнения разъема под фланцами цилиндров установлены медные прокладки. С передней стороны к картеру привернуты стальной лист и передняя литая крышка, в полости которой помещены шестерни привода механизма газораспределения и вспомогательных агрегатов. На крышке с правой стороны отлит кронштейн для крепления вентилятора 4. С задней стороны к картеру привернут картер маховика, а к нижней плоскости стальной штам-пованый масляный картер.

Кованый стальной коленчатый вал без противовесов установлен на пяти коренных подшипниках. Коренные и шатунные шейки закалены т. в. ч. В шатунных шейках имеются полости для центробежной очистки масла. С передней стороны на коленчатом валу закреплены шестерня привода механизма газораспределения, шестерня привода масляного насоса и шкив ременного привода вентилятора. С задней стороны к фланцу коленчатого вала привернут маховик. Уплотнение выступающих концов коленчатого вала обеспечено резиновыми самоподжимными сальниками, защищенными маслоотражательными шайбами.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников взаимозаменяемого типа со стальным основанием и антифрикционным слоем из алюминиевого сплава.

Штампованные шатуны выполнены из хромистой стали 45Х со стержнем двутаврового сбрасывающих колец. Верхнее компрессионное кольцо хромированное, второе и третье — торсионные. Нижнее двойное маслосбрасывающее кольцо помещено ниже отверстия для поршневого пальца.

Рис. 3. Продольный разрез дизеля Д-37М

Для поступления к ней масла в головке шатуна просверлено отверстие, снабженное глубокой фаской.

Поршни, отлитые из алюминиевого сплава АЛЗО, снабжены комплектами из трех компрессионных и двух двойных «скребковых» масло-товленные из высококачественной хромоникелевой стали с цементированной и закаленной рабочей поверхностью, ограничены по осевому перемещению в отверстиях бобышек поршня стальными пружинными кольцами.

Отдельные для каждого цилиндра головки отлиты ив алюминиевого сплава АЛ 10В. В головке запрессованы седла и втулки клапанов. Впускной и выпускной каналы выведены на левую сторону головки и соединены с штампованными из листовой стали и сваренными коллекторами установки форсунки в головке имеется наклонное отверстие с нарезкой в верхней части. В этом отверстии туго завернута втулка с внутренней резьбой для ввертывания накидной гайки, крепящей форсунку. В нижней стенке головки имеется горизонтальное отверстие с резьбой, в которое ввертывается датчик дистанционного контрольного термометра. Головка снабжена большим количеством горизонтальных ребер, обеспечивающих развитую поверхность охлаждения. В нижней стенке головки проточено цилиндрическое углубление, в которое входит гладкий обработанный цилиндрический поясок цилиндра. Вместе с цилиндром головка притянута к картеру анкерными шпильками. К верхней плоскости головки привернута отлитая из алюминиевого сплава крышка клапанного механизма.

Привод клапанов от кулачков распределительного вала осуществляется обычным способом с помощью толкателей, штанг и коромысел. Штанги защищены трубками, плотно входящими в отверстия в головке и в отверстия втулок толкателей, и уплотнены резиновыми кольцами. Коромысла установлены на коротких валиках, закрепленных в стойках, привернутых к верхней стенке головки. Коромысла удерживаются на валике стальными пружинными кольцами. Каждый клапан прижимается к седлу одной пружиной, закрепленной на его стержне тарелкой и сухарями.

Привод распределительного вала осуществляется с помощью закрепленной на нем шестерни от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню. Декомпрессор двигателя представляет собой управляемые общей тягой, размещенные против толкателей впускных клапанов валики с лысками и наружными рычагами, установленные в горизонтальных отверстиях картера дизеля. Концы валиков входят в проточенные пояски толкателей и при повороте валиков поднимают толкатели и штанги и открывают клапаны.

Подача топлива осуществляется четырехплунжерным насосом высокого давления 4ТН8,5х10, снабженным центробежным всережимным регулятором и топливоподкачивающим насосом с насосом для ручной подкачки системы. Привод топливного насоса, установленного с левой стороны дизеля, подобен приводу насоса дизеля Д-50.

Топливо фильтруется фильтром грубой очистки с пластинчато-щелевым фильтрующим элементом и сдвоенным фильтром тонкой очистки с фильтрующими элементами из банка-брошной пряжи. Оба фильтра при помощи кронштейна привернуты к картеру с левой стороны дизеля, ближе к маховику.

Распыливание топлива осуществляется закрытыми форсунками с трехдырчатыми распылителями.

Воздухоочиститель состоит из первой ступени циклонного типа с самоудалением пыли и второй ступени с кассетами из пористой пластмассы (полипеноуретана).

В дизеле смазываются под давлением коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, втулки распределительного вала, втулки клапанов, втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиваемым в полости картера и стекающим из полости клапанного механизма маслом.

Масляный насос — шестеренного типа забирает масло из масляного картера через защищенную сетчатым стаканом заборную трубку, и подает его в полнопоточную реактивную центрифугу и далее через масляный радиатор по каналам в корпусе центрифуги и картере — к среднему коренному подшипнику коленчатого вала. К шатунным и остальным коренным подшипникам масло под давлением поступает по сверлениям в коленчатом валу, проходя дополнительную центробежную очистку в полостях шатунных шеек.

От переднего коренного подшипника по каналу в картере дизеля масло под давлением поступает к втулке промежуточной шестерни, а от переднего подшипника распределительного вала — к втулке шестерни привода топливного насоса. К втулкам коромысел клапанов масло под давлением поступает от заднего подшипника распределительного вала по наружной трубке и сверлениям в головках и стойках коромысел. Корпус масляного насоса снабжен лапками, которыми он привернут к нижней плоскости картера дизеля. Привод во вращение насоса осуществляется от шестерни коленчатого вала.

Смазка подшипников вентилятора обеспечивается дизельным маслом, которым до определенного уровня заполняют полость корпуса подшипников.

Давление масла в магистральном канале поддерживается редукционным клапаном, размещенным с правой стороны картера. Предохранительные клапаны, перепускающие масло, минуя центрифугу и масляный радиатор при чрезмерном повышении их сопротивления, размещены на корпусе центрифуги. Давление и температура масла контролируются дистанционным манометром и термометром.

Поток воздуха, охлаждающего головки и цилиндры дизеля, создает низконапорный осевой вентилятор с лопаточным направляющим аппаратом, защитной сеткой на входе и жалюзи на выходе. Вентилятор установлен в передней части дизеля, сдвинут от его оси вправо и прижат к кронштейну картера шестерен привода механизма газораспределения ленточным хомутом. Рабочее колесо и направляющий аппарат вентилятора отлиты из алюминиевого сплава. Привод во вращение колеса вентилятора производится ремнем трапецеидального сечения от шкива, закрепленного на выступающем конце коленчатого вала. Направление и надлежащее распределение потока воздуха по всем цилиндрам и головкам дизеля обеспечивает боковой легкосъемный кожух и дефлекторы, изготовленные из тонкой листовой стали. Регулирование теплового состояния дизеля достигается изменением положения жалюзи и включением или выключением масляного радиатора 16, установленного в потоке воздуха с правой стороны дизеля под кожухом. Контроль теплового состояния производится световым сигнализатором РС-403Д, действующим при повышении температуры нижней стенки головки выше допустимой.

Пуск дизеля осуществляется или электростартером СТ-50Б мощностью 3,5 л. с., который питается от аккумуляторной батареи напряжением в, или карбюраторным двухтактным пусковым двигателем воздушного охлаждения ДП-8 мощностью л. с., связанным с венцом маховика одноступенчатым редуктором с автоматической муфтой отключения. Для облегчения пуска на впускном коллекторе дизеля установлен электрофакельный подогреватель.

Непосредственно на дизеле установлено следующее вспомогательное оборудование: электрогенератор Г-115 постоянного тока напряжением в, мощностью 156 вт, шестеренный насос высокого давления (для гидросистем трактора) типа НШ-32 и счетчик моточасов СЧ-100. Электрогенератор установлен на поворотном кронштейне, укрепленном на картере с правой стороны, и приводится во вращение тем же ремнем, что и вентилятор. Натяжение ремня достигается поворотом кронштейна генератора. Гидронасос укреплен на крышке ше-стерен привода механизма газораспределения. На этой крышке укреплен и счетчик моточасов, валик которого связан с хвостовиком шестерик привода топливного насоса.

Фильтрация топлива обеспечена фильтрами предварительной очистки пластинчато-щелевого типа и тонкой очистки со сменным бумажным фильтрующим элементом (или элементом из хлопчатобумажной пряжи).

На дизеле использован воздухоочиститель с инерционным элементом и автоматическим удалением пыли (первая ступень) и с контактно-масляным элементом (вторая ступень).

Фильтрация масла производится полнопоточной реактивной масляной центрифугой.

Охлаждение осуществляется воздухом, подаваемым осевым вентилятором. Ручное регулирование интенсивности охлаждения производится поворотом диска с прорезями, установленного на выходе воздуха из вентилятора. На головке установлен датчик светового сигнализатора перегрева, включающий красную лампочку на щитке приборов при повышении температуры головки выше допустимой. Вентилятор приводится во вращение от коленчатого вала дизеля клиноременной передачей. Для натяжения ремня имеется натяжной шкив.

Пуск дизеля осуществляется электростартером 656 000 мощностью 2,8 л. с., который питается от аккумуляторной батареи напряжением в и емкостью 135 а-ч. Для облегчения пуска применены свечи накаливания СН-150.

Для подзарядки аккумулятора использован генератор переменного тока Г-302 мощностью 180 вт с транзисторным выпрямителем В-303. Генератор встроен в вентилятор охлаждения и несет на своем валу его ротор.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Советские трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Примеры конструкций отечественных тракторных дизелей"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства