В стреловых кранах различают две основные части — неповоротную и поворотную.
Неповоротная часть (рис. 1) включает в себя ходовую раму и ходовое устройство. Эта часть представляет собой основную опору, обеспечивающую устойчивое положение крана и возможность его перемещения по основанию своим ходом.
У кранов с индивидуальным приводом на раме ходового устройства расположен механизм передвижения крана вместе с приводом. Неповоротная часть гусеничных кранов (рис. 1, а) выполнена в виде гусеничных тележек, пневмоколесных (рис. 1, б) — в виде специальных тележек на колесах с пневматическими баллонами.
Поворотная часть крана включает в себя сварную раму, на которой смонтирована силовая установка, грузовая и стреловая лебедки, механизмы поворота и передвижения (у кранов с одномоторным приводом). На поворотной раме находится двуногая стойка, к которой канатами прикреплена головная часть рабочего оборудования (стрелы, башни). Основание рабочего оборудования с помощью шарниров крепят непосредственно к раме поворотной платформы. На поворотной раме расположена кабина машиниста с пультом управления. Поворотная рама с помощью опорно-поворотного устройства, выполненного в виде шарикового или роликового круга, опирается на раму ходового устройства крана. Такая конструкция соединения поворотной рамы с ходовым устройством дает возможность рабочему оборудованию вращаться вокруг вертикальной оси крана в любую сторону и на любой угол.
Стреловое оборудование крана может быть выполнено в виде основной стрелы, башенно-стрелового оборудования или стрелового оборудования с гуськом, выдвижной стрелы. Оголовок стрелы поддерживается канатно-блочным устройством (полиспастом).
Стрела оснащена стреловым полиспастом и грузозахватным устройством в виде крюка для подъема штучных грузов или грейфера для подъема сыпучих и кусковых материалов.
Привод на гусеничных и пневмоколесных кранах может быть одно- и многомоторным. В первом случае используют дизель, во втором — дизель-электрические установки; от них приводятся в движение все механизмы крана.
На кранах с дизель-электрическими установками каждый механизм приводится в движение от индивидуального электродвигателя; при одномоторном приводе все механизмы получают движение от общего двигателя через систему промежуточных передач.
Рис. 1. Стреловые краны:
а — гусеничный, б — пневмоколгсный; 1, 3 — неповоротная и поворотная части, 2 — противовес; 4 — привод, 5 — основная стрела, 6 — гусек 7 — крюк, 8 — стреловой полиспаст
Грузовая лебедка служит для подъема и опускания груза, стреловая —для подъема и опускания стрелы. Механизм поворота крана предназначен для вращения поворотной рамы в любую сторону.
Основные технические данные, характеризующие краны, называются параметрами. В зависимости от этих параметров определяют возможность использования крана в тех или иных производственных условиях. К основным параметрам строительных кранов относятся их грузоподъемность, длина стрелы, вылет и высота подъема крюка, колея и база крана, грузовой момент, наибольший радиус поворотной рамы, скорость подъема и опускания груза, скорость поворота (частота вращения), скорость передвижения крана’, мощность силовой установки, производительность, рабочая и конструктивная массы крана.
Грузоподъемностью крана называется грузоподъемная сила или вес (сила тяжести), измеряемые в кН или т, наибольшего допускаемого для заданного вылета груза, который может быть поднят краном при сохранении необходимого запаса устойчивости и прочности его конструкции. У пневмоколесных и гусеничных кранов грузоподъемность меняется в зависимости от вылета крюка; наибольшая грузоподъемность соответствует наименьшим вылету крюка и длине стрелы; по мере увеличения вылета крюка грузоподъемность крана уменьшается. Грузоподъемность на наименьшем вылете крюка называется номинальной, она превышает грузоподъемность на наибольшем вылете в несколько раз. В паспорт крана вписывают наибольшую его грузоподъемность при стандартной основной стреле; грузоподъемность является его параметром.
Длиной стрелы, м, называют расстояние между центрами оси пяты стрелы и оси головных блоков. Этот параметр самостоятельного значения не имеет. От длины стрелы зависит высота подъема груза и дальность перемещения его по горизонтали.
Вылетом, м, называется расстояние от оси вращения поворотной части крана до центра зева крюка. Этим параметром определяется дальность подачи груза с помощью крана по горизонтали.
Колеей К крана называется расстояние между продольными осями, проходящими через середины опорных поверхностей ходового устройства. У кранов на специальном шасси ширина колеи передних колес меньше ширины колеи задних.
Базой В колесного крана называется расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых тележек или колес; базой гусеничного крана В1 называется расстояние между вертикальными осями передних ,и задних колес или катков ходового устройства, участвующих в передаче нагрузок на грунт. Параметрами «колея» и «база крана» определяются эксплуатационные качества крана, в том числе приближение его к бровке котлована или траншее, ширина проезжей части крана в стесненных условиях, радиус поворота крана, устойчивость и ряд других.
Радиусом поворотной части называется расстояние, м, между осью вращения крана и наиболее удаленной от оси точкой платформы; этот показатель определяет возможность приближения крана к сооружениям.
Номинальным грузовым моментом М крана называется произведение его номинальной грузоподъемности, выраженной в тоннах, на вылет крюка в метрах, соответствующий этой грузоподъемности; размерность грузового момента — тонна-метр (т-м). Как следует из определения, данный параметр является производным от грузоподъемности крана и вылета крюка; этот параметр с достаточной полнотой характеризует грузовые возможности крана и его используют при оценке экономической эффективности крана.
Высотой подъема крюка Н при данном вылете называется расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в верхнем (высшем) рабочем положении. Этим параметром определяется высота подъема груза, т. е. возможность использования крана при строительстве зданий и сооружений определенной высоты.
Углом поворота поворотной части крана называется наибольший угол, на который она способна поворачиваться вокруг вертикальной оси крана. Краны делятся на полноповоротные с углом поворота стрелы 360° и неполноповоротные с углом поворота меньше 360°. Все отечественные пневмоколесные и гусеничные краны являются полноповоротными.
Скоростью подъема или опускания груза, м/мин, называется скорость вертикального перемещения груза, т. е. путь, который проходит груз по вертикали в единицу времени.
Скоростью поворота (частотой вращения), сб/мин, называется угловая скорость вращения поворотной части крана.
Скоростью передвижения крана, м/мин, называется рабочая скорость передвижения крана по строительной площадке.
Различают транспортную и рабочую скорости передвижения. Транспортной скоростью передвижения крана называется скорость передвижения крана в транспортном положении, обеспечиваемая его собственным приводом. Рабочей скоростью передвижения крана называется скорость передвижения крана в рабочем положении с подвешенным грузом, обеспечиваемая его собственным приводом.
Скоростями рабочих движений: подъема и опускания груза, вращения поворотной рамы и передвижения крана — определяется основной эксплуатационный параметр крана — производительность; вместе с тем отдельные скорости рабочих движений имеют и самостоятельное значение. Так, на монтаже конструкций весьма важно знать, имеет ли кран скорость посадки — скорость опускания монтируемой конструкции, не превышающую 5 м/мин. Если краном не обеспечивается скорость посадки, применение его на монтажных работах затрудняется из-за сложности наводки монтируемых элементов и установки их в проектное положение. Это относится и к частоте вращения поворотной рамы. Линейная скорость вращения монтируемой конструкции не должна превышать 1—1,5 м/с. Исходя из этого параметра, устанавливают минимальную частоту вращения поворотной рамы.
Мощностью силовой установки называется мощность установленного на кране главного (основного) двигателя. Наряду с мощностью главного двигателя в характеристике крана указывается общая мощность всех установленных на кране двигателей. Мощность двигателей внутреннего сгорания, в том числе дизеля, измеряют в лошадиных силах (л. с), мощность электродвигателей — в киловаттах (кВт).
Знание мощности двигателей и степени их загрузки дает возможность определять необходимую для работы крана мощность источника энергии и расход горючего.
Производительностью крана называется количество грузов и конструкций, перемещаемых или монтируемых краном в единицу времени. Производительность измеряется тоннами в час (т/ч) или тоннами в смену (т/смену). В строительстве производительность крана измеряют также количеством циклов, совершаемых краном в единицу времени. По этому параметру определяют количество кранов, необходимых для выполнения заданного объема работ в требуемые сроки.
Производительность кранов зависит от их конструкции и условий работы. Конструктивные факторы являются для данного крана постоянными; условия работы изменяются в широких пределах, поэтому производительность крана является переменным параметром. Обычно, указывая производительность крана, имеют в виду среднее значение данного параметра.
Различают рабочую и конструктивную массу крана.
Рабочая масса крана определяется массой крана со стреловым оборудованием, противовесом и полной заправкой.
Конструктивная масса крана — сухая масса крана (без заправки) с основной стрелой и противовесом.
Противовесом называются дополнительные грузы, закрепленные на поворотной части крана для уравновешивания его во время работы. В качестве противовеса, как правило, используют чугунные отливки.
В технической характеристике указывают конструктивную и рабочую массу крана.
Основные параметры кранов должны соответствовать показателям ГОСТов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Принципиальные конструктивные схемы кранов, их параметры"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы