Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Публикация:
   Производство работ грейдерами

Читать далее:




Производство работ грейдерами

При выполнении работ сцепка грейдера с базисным трактором мо­жет быть жесткой (когда трактор сцепляется с грейдером непосредственно за дышло) и гибкой (когда сцепка обеспечивается посредством кана­та или цепи, длина которых должна быть 5,5—7,5 м для легких грейде­ров и 7,5 — 10 м для тяжелых). Механизм управления дышлом грейдера обеспечивает возможность трактору двигаться в стороне от грейдера, при жесткой сцепке — на расстоянии 1,1м между осями грейдера и трак­тора; при гибкой сцепке — на расстоянии 2,5—4,0 м, но не более 5,0 м (при повороте дышла грейдера до 15°). При гибкой сцепке небольшие отклонения базисного трактора от прямолинейного движения не оказы­вают влияния на прямолинейность движения грейдера и на его работу. Следовательно, машинист грейдера в какой-то мере может управлять ма­шиной независимо от движения трактора. При жесткой сцепке все от­клонения трактора оказывают влияние на грейдер, что усложняет управ­ление этой машиной. В связи с тем что идущий впереди грейдера трактор ограничивает видимость, все круговые повороты (во избежание полом­ки дышла) следует выполнять по возможно болыпему.радиусу.

Перед выполнением земляных работ грейдером необходимо очиг стить площадку от кустарника, пней и убрать крупные камни, произвес­ти разбивку объекта на отдельные участки с закреплением соответ­ствующих знаков (например, ось дороги и др.).

Работа прицепных грейдеров состоит из ряда последовательных про­ходов, выполняющих операции по зарезанию и перемещению грунта, характер и последовательность которых определяются видом сооруже­ний, рельефом местности и состоянием грунтов.

Зарезание и перемещение, являющиеся основными операциями грейдерных работ, требуют установки рабочего органа грейдера (отва­ла) на определенный угол относительно его рамы угол захва­та а, образованный пересечением продольной оси грейдера с направлени­ем отвала; угол резания у между касательной к поверхности ножа от­вала, проведенной через режущую кромку ножа, и плоскостью резания грунта (показывает, под каким углом разрабатываемой поверхности находится нож грейдера); угол наклона показывающий величину поперечного наклона отвала к линии горизонта.

Кроме угла резания, имеются затылочный угол и угол заточки ножа.

Затылочный угол в зависимости от угла резанья может колебаться от 3 до 35°, а угол заточки принимается в пределах 25—30°, но не более.

Рис. 1. Углы установки отвала прицепных грейдеров: 1 — рама; 2 — отвал грейдера; 3 — удлинитель отвала; 4 — валик отсыпанного грунта

При зарезании угол наклона отвала, как правило, принимается в пределах 15—20°. Конструкция грейдеров позволяет угол наклона иметь до 70°.

При смешивании грунтов с вяжущими добавками и особенно при от­дельных работах (планировка) угол резания принимается не более 60°.

Резание грунтов грейдеров выполняется одним концом отвала на 1/3 — 1/2 его длины. Глубина резания принимается в среднем на 1/2 вы­соты ножа отвала.

Выполнение грейдерных работ с углом захвата менее 30° не допу­скается, так как возникает опасность бокового заноса и опрокидывание грейдера. При зарезании угол захвата должен находиться в пределах 35-40°.

Профилирование грунтовой дороги грейдеров состоит из трех ос­новных операций: зарезания грунта в кювете дороги с образованием не­большого валика; перемещения полученного валика к оси дороги; разравнивания валика. Выполнение и чередование операций продолжается до тех пор, пока весь грунт, не­обходимый для сооружения земляного полотна дороги, не будет выбран из канавы или резерва, перемещен и спланирован в соответствии с задан­ным профилем. Наиболее целесообразно применять прицепные грейде­ры для профилирования грунтовых дорог в равнинной местности и устройства канав глубиной 0,6—0,8 м.

Рис. 2. Последовательность про­ходов прицепного грейдера при профилировании дороги

При проходах по зарезанию грунта передние колеса грейдера уста­навливают строго отвесно, а задние наклоняют в сторону перемещения грунта. При перемещении грунта передние колеса устанавливают также отвесно, а задние наклоняют в сторону оси дороги. Если грунт переме­щают с бровки дороги, передние и задние колеса как можно больше на­клоняют в сторону перемещения грунта. В процессе разравнивания грун­та и выполнения отделочных работ передние и задние колеса грейдера устанавливают отвесно. Необходимо также следить за тем, чтобы колеса грейдера не катились по валику перемещаемого грунта, так как такое положение колес (особенно передних) вызывает неустойчивость грей­дера, затрудняет управление им и увеличивает потери мощности базо­вого трактора на перемещение грейдера.

Особенно важное значение имеет первый проход грейдера, который называется пробивкой. При пробивке участка с самого начала работ не­обходимо правильно установить отвал для зарезания и правильно про­вести первую борозду, которая определит направление всех последую­щих проходов грейдера. Пробивку выполняют по отметкам, которые устанавливают при разбивке дороги или после специальной разбивки, по колышкам, вехам и по движущейся вешке.

При разбивке участка дороги по колышкам на расстоянии несколь­ко больше половины ширины дороги от оси полотна забивают колышки 1 высотой 0,8 м на расстоянии 10—15 м друг от друга. Режущий конец отвала при этом устанавливают так, чтобы край его шел по следу обода переднего колеса, зарезая грунт на расстоянии 15—20 см от забитых колышков. Тракторист ведет трактор по возможности ближе к колышкам, а машинист направляет грейдер так, чтобы внешний край обода переднего колеса проходил рядом с колышками (около 5 см), не сбивая их.

При разбивке участка дороги по вехам замеряют расстряние от линии первого зарезания до середины трактора и выстав­ ляют по этой оси вехи на расстоянии 100-150 м друг от друга. При этом тракторист ведет трактор точно по направлению, обозначенному вехами, визируя направление через пробку радиатора, а машинист на­правляет грейдер так, чтобы внешний край обода переднего колеса грейдера шел по следу края гусеницы трактора.

Разбивка участка дороги по движущейся вешке наиболее экономична. По этому способу рабочий с вешкой идет на расстоянии 15—20 м Впереди трактора по линии зарезания отвала, а параллельно ему по оси дороги, размеченной вешками, идет второй рабочий. Оба рабочих дер­жат натянутый шнур или рулетку так, чтобы рабочий с вешками мог выдержать требуемое расстояние от оси полотна.

Рис. 3. Схема разбивки участка дороги и иробивки борозда при первом зарезании грейдера: а — пробивка по колышкам при гибкой сцепке; б — то же, при жесткой сцепке; в —пробивка но вехам при гибкой сцепке; г — то же при жесткой сцепке; д – про­бивка при помощи движущейся вешки

В процессе работы грейдера “зарезание ведут послойно по двум ос­новным схемам. В первом случае зарезание начинают от внешней бровки резерва, срезаемая при этом стружка получается треугольного сечения. При работе грейдера по этому варианту дно резерва получается неровным, требующим в последующем планировки и снова выполнения операции зарезания. Во втором случае заре­зание начинается от внутренней бровки резерва, при этом в первом слое получаются треугольная стружка, затем три-четыре стружки переход­ного профиля, а дальше стружка до конца имеет в сечении форму парал­лелограмма. При этом варианте дно резерва получается ровным, не требующим дополнительной работы. Второй способ является наиболее экономичным.

При перемещении и разравнивании грунта рекомендуется работать с удлинителем отвала. Разравнивание производится на повышенных скоростях трактора.

Возведение насыпи прицепными грейдерами целесообразно выпол­нять на высоту до 0,6 м. При высоте насыпи 0,7—0,8 м производитель­ность грейдера значительно уменьшается.

К наиболее рациональным методам перемещения грунта в насыпь от­носится укладка валиков из перемещаемого грунта вразбежку, вполуприжим и вприжим. При укладке грунта вразбежку валики располагают так, чтобы они касались друг друга только основаниями. При укладке грунта вполуприжим валики укладывают так, чтобы перемещаемый валик только частично прижимался к ранее уложенному валику, т. е. чтобы гребни валиков находились на расстоя­нии один от другого на 20-40 см. При укладке грунта вприжим каж­дый последующий валик (1-6) прижимают к ранее уложенному валику без зазора, в результате чего получается один плотный и широкий слой насыпи. Такой результат достигается тем, что край ножа грейдера, перемещающий вновь образуемый валик, подходит вплотную к ранее уложенному валику или несколько (на 5—10 см) захватыва­ет его.

Рис. 4. Схема зарезаний при послойной разработке грунта прицепным грейдером

Рис. 5. Схема укладки валиков в насыпи прицепным грейдером

Наиболее широкое применение прицепные грейдеры находят при профилировании грунтовых дорог. В этом случае грейдер выполняет следующие операции: зарезание грунта в кювете дороги с образованием из грунта небольшого валика; перемещение получен­ного валика к оси дороги; разравнивание валиков. Чередование опера­ций продолжается до тех пор, пока весь грунт, необходимый для соору­жения полотна дороги, не будет выбран из канавы или резерва, переме­щен и спланирован в соответствии с заданным профилем. Количество проходов грейдера составляет 12—18.

Отделочные работы, состоящие в разравнивании и планировке по­верхности земляного полотна, выполняют грейдерами с применением от­косников и удлинителей. Планировать откосы насыпей рекомендуется планировщиками. Грунт разравнивают послойно при круговых движе­ниях грейдера за один-два прохода по одному следу. Разравнивание выполняют от краев насыпи с перемещением грунта по ножу в сторону от оси полотна к бровке, а при следующем проходе — от бровки к оси насыпи.

Способы работы грейдера при сооружении земляного полотна на косогорах зависят от крутизны склона и поперечного профиля земля­ного полотна. При пологом склоне возведение насыпей или профили­ровочные работы выполняют так же, как и в равнинной местности. При значительной крутизне склона вырезание и перемещение грунта из подгорной канавы на полотно дороги являются трудоемкой операци­ей, поэтому грунт для насыпи вырезают только с нагорной стороны, где устраивают уширенную канаву.

Рис. 6. Последовательность про­ходов прицепного грейдера при про­филировании грунтовых дорог: 1 — правая гусеница трактора; 2 — правое переднее колесо грейдера; 3 — левое заднее колесо грейдера; 4 — левая гусеница трактора; I, II, III — включенные передачи трактора при выполнении операций проходов (цифры, указанные в кружках, — последовательность проходов)

Рис. 7. Схема работы грейдера по разравниванию грунта в насыпи за два прохода по одному месту: а — при первом проходе; б — при втором проходе по тому же следу; I, II — после­довательность проходов грейдера

Грейдер при этом зарезает грунт то правым, то левым концом ножа и только последними тремя-четырьмя проходами перемещает и разрав­нивает грунт.

При сооружении на косогоре полунасыпи-полувыемки требуется предварительная разметка колышками границ перехода выемки в насыпь. Если грунт песчаный, супесчаный или легкий суглинистый, полунасыпь-полувыемку устраивают грейдером, в остальных случаях — бульдозером.
Первыми проходами грейдер срезает дерновый покров выемки, который перемещает в насыпь. Для устойчивости грейдера целесообраз­но вырезать стружку прямоугольного сечения. Зарезание можно вести при движении в обоих направлениях. Канаву устраивают после того, как будет вырезана выемка и отделан откос.

Выемку можно разрабатывать снизу методом подрезания, при ко­тором конец ножа грейдера разрабатывает косогор с подошвы, при этом верхний слой грунта будет обваливаться сам.

Рис. 8. Схема возведения земля­ного дорожного полотна прицепным грейдером на косогоре: 1—18 — последовательность прохо­дов; I – проход вперед; II – про­ход обратно; III — отделка

Нож грейдера в этом слу­чае устанавливают на средние проушины отвала. Основная рама при этом выносится в сторону режущего конца ножа. В ту же сторону наклоняют задние колеса.

Работы на террасе не могут быть выполнены круговыми рейсами – их производят при переменной работе то одним концом отвала (ход впе­ред) , то другим (ход назад). Первым проходом грейдера зарезают грунт с нагорной стороны и перемещают его в подгорную. Угол захвата мини­мальный. Колесам и ножу придают наклон в нагорную сторону. Нож устанавливается так, чтобы задние колеса шли по дну вырезанной бо­розды.

Прицепные грейдеры применяют также для устройства дорожного корыта. Возможны два способа устройства корыта — с присыпными и с полуприсыпными обочинами. По первому способу корыто устраивают одновременно с устройством земляного полотна. В этом случае грунт вырезают из боковых канав так же, как при профилировании полотна дороги, но перемещают его не до оси полотна, а разравнивают на обочи­нах, образуя стенки корыта. По второму способу корыто устраивают по ранее отсыпанному полотну дороги, когда между отсыпкой земля­ного полотна и устройством одежды проходит длительное время, а так­же при строительстве дороги и выемке.

В современных условиях поточного строительства лучшим являет­ся способ присыпных Обочин. Обсыпать обочины следует непосред­ственно перед устройством основания. Для увеличения производитель­ности грейдера рекомендуется применять левосторонний удлинитель и работать на гибкой сцепке, что позволяет трактору поворачиваться в конце участка на 180° без отцепки от грейдера.

При возведении насыпи высотой до 0,6 м, когда дорожную одежду укладывают вслед за устройством насыпи, корыто устраивают одно­временно с возведением насыпи. Грунт вырезают из боковых канав и разравнивают его на обочинах до требуемого уклона и толщины, обра­зуя стенки корыта. После этого производят разбивку ко­рыта и ведут зарезание грунта по расставленным колышкам на глубину корыта. Вырезанный грунт перемещают в сторону оси полотна дороги с одновременным его разравниванием и планировкой по дну корыта до придания требуемого по проекту профиля.

При возведении земляного полотна высотой более 0,6 м (до 0,8 м) корыто устраивают обычно по схеме, представленной на рис. 9, в. Пер­вый (нижний) слой укладывают наращиванием грунта от края насыпи к ее оси вразбежку и после разравнивания уплотняют его. Второй слой укладывают вполуприжим, перемещая грунт от оси дороги до середины обочины, а затем до края обочины вприжим. После разравнивания вто­рого слоя и его уплотнения устраивают корыто.

Рис. 9. Схема устройства корыта с присыпными обочинами: а — возведение насыпи; б — устройство корыта в насыпях высотой до 0,6 м; в — устройство корыта в насыпях высотой до 0,8 м; 1-9 — последовательность укладки грунта

Рис. 10. Схема устройства корыта с полуприсыпными обочинами: 1, 3, 5, 6 и 7 – зарезание; 2 и 4 — пе­ремещение; 8 — разравнивание дна корыта

При устройстве корыта по второму способу в готовом земляном полотне и в выемках профиль корыта с уплотнением стенок создают путем вырезки грунта из земляного полотна и перемещения его на обо­чины (рис. 5.18). Работу выполняют продольными проходами грейдера, а зарезание начинают от оси корыта в обе стороны дороги.

Рис. 11. Схема проходов прицепного грейдера при перемешивании материалов при строительстве дорог местного значения: 1 — разрыхленный грунт дорожного полотна; 2 — слой добавок; I-V — последо­вательность перемешивания материалов

При первом зарезании отвал заглубляют по оси дороги на 10—20 см ниже отметки корыта. При втором проходе вырезанный грунт перемешают на обочи­ну и укладывают его в виде валика. При третьем проходе зарезание про­изводят на глубину не более 2—4 см от отметки дна корыта. Следующим четвертым проходом на обочине разравнивают два валика грунта, уло­женные при втором проходе. Перед пятым проходом меняют угол на­клона ножа грейдера до 0° или в пределах 3—6° и зарезают грунт корыта в месте примыкания его к обочине. В этом случае зарезание выполняют сбрасывающим концом ножа, при этом валик грунта укладывают на обо­чину вприжим, уплотняя его в месте перехода в корыто. При шестом проходе угол наклона увеличивают и повторяют операцию. Следующими проходами грейдера корыто зачищают, зарезая грунт от обочины к оси дороги, и разравнивают грунт в средней части корыта.

Прицепные грейдеры находят применение при улучшении грунтовых дорог и гравийных покрытий различными добавками. Рабочие операции, выполняемые грейдером в этом случае, аналогичны операциям при воз­ведении и профилировании земляного полотна.

Для улучшения грунтовой дороги добавками земляное полотно предварительно рыхлят кирковщиками или другими машинами и меха­низмами, после чего измельчают комья грунта дорожными фрезами. За­тем на измельченную поверхность завозят улучшающие добавки и разме­щают их сплошными валами. Добавки грейдером равномерно распреде­ляют по ширине полотна. В зависимости от количества добавок и попе­речного профиля покрытия применяют различные схемы размещения, перемещения и разравнивания материалов.При серповидном поперечном профиле первым прохо­дом производят зарезание ножом по краю полотна с перемещением ма­териалов по ножу в сторону бровки. Разрыхленный грунт полотна и за­хваченные ножом добавки, передвигаясь по ножу, перемещаются и от­брасываются на бровку. Вторым проходом производят зарезание ножом по оси полотна, а также перемешивание и передвижение смеси в сторону бровки. После этого материалы перемещают от бровки к оси полотна дороги.

Проходы грейдера с перемещением валиков в сторону к бровке и обратно совершают до тех пор, пока не получится смесь требуемого ка­чества. Затем эту смесь разравнивают и профилируют. Таким же спосо­бом смешивают каменные материалы, имеющие различные размеры. Эти материалы завозят и складывают в виде валиков на обочинах. На одной обочине складывают крупный, а на другой – мелкий каменный материал. Вначале разравнивают крупный щебень, затем по всей ширине проезжей части поверх этого слоя разравнивают более мелкий щебень и перемешивают их. В таком же порядке выполняют работы по смеше­нию каменных материалов с органическими вяжущими.

Иногда перемешивание выполняют без предварительного распреде­ления каменных материалов по проезжей части. В этом случае каменный материал укладывают грейдером по оси земляного по­лотна в виде валика и после распределения вяжущих материалов по ва­лику начинают перемешивание.

Для перемешивания материалов рекомендуется применять навес­ное оборудование — смеситель в виде треугольной рамы, устанавливае­мый вместо снимаемых тяговой рамы и поворотного круга. Примене­ние такого смесителя в 2—3 раза увеличивает производительность грей­дера.

Прицепные грейдеры применяются для профилирования грунтовых дорог в равнинной местности с устройством боковых канав глубиной до 0,7 м, возведения насыпей высотой до 0,8 м, используя при этом грунт из боковых резервов, и планировки земляного полотна дороги.

Зарезание, перемещение и разравнивание грунта грейдерами производится путем отдельных проходов, характер и последовательность которых в основном определяются группой грунта и рельефом местности.

Сцепка грейдера с трактором может быть жесткой (непосредственно за дышло) или гибкой (посредством каната или цепи, длина которых должна быть 5,5—7,5 м для легких грейдеров и 7,5—10 м для тяжелых грейдеров). Механизм управления дышлом дает возможность трактору двигаться в стороне от грейдера: при жесткой сцепке — на расстоянии 1,1 м между осями грейдера и трактора; на гибкой сцепке — на расстоянии 2,5 — 4,0 м, но не более 5 м (при повороте дышла грейдера на 15°).

Благодаря гибкой сцепке небольшие отклонения трактора от прямолинейного движения не оказывают влияния на прямолинейное движение грейдера и на его работу и машинист грейдера может управлять машиной в известной степени независимо от движения трактора.

При жесткой сцепке все отклонения трактора от направления движения передаются грейдеру, что усложняет управление машиной.

Идущий впереди грейдера трактор ограничивает видимость, и во избежание поломки дышла круговые повороты следует делать по возможно большему радиусу.

Наиболее характерным движением трактора с грейдером на строительстве дорог является проход по одной стороне оси полотна дороги от начала до конца участка, затем в обратном направлении и такой же проход по другой стороне* оси полотна. При этом выполняют какую-то часть определенного рабочего процесса по сооружению дороги.

Технологический процесс работы грейдера состоит из ряда последовательных операций: зарезания, перемещения и укладки (разравнивания) грунта. При этом положение отвала определяется углами захвата а, резания у и наклона ф, измеряемыми в градусах.

Угол захвата а, который образуется пересечением линии продольной оси грейдера с направлением отвала, определяет ширину обрабатываемого ножом полотна дороги, объем и скорость перемещения грунта. Угол захвата изменяют при помощи механизма поворота отвала.

Угол резания у образуется касательной, проведенной через режущую кромку ножа и плоскостью его резания. Угол резания изменяют перестановкой гребенок, имеющихся на кронштейнах поворотного круга и отвала.

Угол наклона или угол зарезания образуется линией горизонта и режущей кромкой ножа и характеризует поперечный наклон ножа. Угол наклона ножа изменяют при помощи механизма подъема и опускания ножа.

Профилирование грунтовой дороги состоит из трех основных операций: зарезание грунта в кювете дороги с образованием из грунта небольшого валика; перемещение полученного валика к оси дороги; разравнивание валиков. Выполнение и чередование операций продолжается до тех пор, пока весь грунт, необходимый для сооружения полотна дороги, не будет выбран из канавы или резерва, перемещен и спланирован в соответствии с заданным профилем. Количество проходов для полного профилирования зависит от профиля и ширины земляного полотна, типа грейдера, группы грунта и его состояния.

Наиболее целесообразно применять прицепные грейдеры для профилирования грунтовых дорог в равнинной местности с устройством канав глуоинои 0,6—0,7 м, а также при возведении насыпей из боковых резервов высотой до 0,8 м.

Рис. 12. Последовательность проходов грейдера при профилировании грунтовой дороги: а — зарезание; б — перемещение; в — разравнивание

При профилировании требуется, чтобы проходы грейдера на прямых участках дороги были прямолинейными, а на поворотах — соответствовали направлению кривых. В зависимости от этих требований машинист должен устанавливают строго отвесно, а задние — наклоняют в сторону перемещения грунта. При перемещении грунта передние колеса устанавливают также отвесно, а задние — наклоняют в сторону оси дороги или другого возводимого сооружения. Если грунт перемещают с бровки дороги, передние и задние колеса как можно больше наклоняют в сторону перемещения грунта. В процессе разравнивания грунта и выполнения отделочных работ по возведению дороги передние и задние колеса грейдера устанавливают отвесно. Необходимо следить также за тем, чтобы колеса грейдера не катились по валику перемещаемого грунта, так как такое положение колес (особенно передних) вызывает неустойчивость грейдера, затрудняет управление им и увеличивает потери мощности трактора на перемещение грейдера.

Особенно важное значение имеет первый проход грейдера, который называется пробивкой. При пробивке участка с самого начала работ необходимо правильно установить отвал для зарезания и правильно провести первую борозду, которая определит направление всех последующих проходов грейдера.

Пробивку производят по отметкам, которые устанавливаются при разбивке дороги или после специальной разбивки: по колышкам, вехам и по движущейся вешке.

При разбивке участка дороги по колышкам на расстоянии несколько больше половины ее ширины от оси полотна забивают колышки высотой 0,7—0,8 м на расстоянии 10—15 м друг от друга. Режущий конец отвала при этом устанавливают так, чтобы край его шел по следу обода переднего колеса, зарезан грунт на расстоянии 15—20 см от колышков. Машинист ведет трактор по возможности ближе к колышкам, а машинист грейдера направляет грейдер так, чтобы внешний край обода переднего колеса проходил совсем близко к колышкам (около 5 см), не сбивая их.

Рис. 13. Схема разбивки и пробивки при первом зарезании грейдера: а — пробивка по колышкам при гибкой сцепке; б — пробивка по вехам при жесткой сцепке

При разбивке участка дороги по вехам замеряют расстояние А, считая от линии первого зарезания середины радиатора трактора, и выставляют по этой оси вехи на расстоянии 100—150 м друг от друга. Машинист ведет трактор точно по направлению, обозначенному вехами, визируя направление через пробку радиатора, а машинист грейдера направляет грейдер так, чтобы внешний край обода переднего колеса грейдера шел по следу края гусеницы трактора.

Разбивка участка дороги по движущейся вешке наиболее экономична. По этому способу рабочий с вешкой идет на расстоянии 15—20 м впереди трактора по линии зарезания отвала, а параллельно ему по оси дороги, размеченной вешками, идет второй рабочий. Оба рабочих держат натянутый шнур или рулетку так, чтобы рабочий с вешками мог выдержать требуемое расстояние от оси полотна.

Рис. 14. Схема зарезания грунта грейдером при послойной разработке: а — разработка от внешней бровки; б— разработка от внутренней бровки; 1—8 — очередность проходов

В процессе работы грейдера зарезание ведут послойно по двум основным схемам. В первом случае зарезание начинается от внешней бровки резерва; при этом срезаемая стружка получается треугольного сечения. При работе по этому варианту дно резерва получается неровным, которое в последующем приходится предварительно планировать и снова производить зарезание. Во втором случае зарезание начинается от внутренней бровки резерва, при этом в первом слое получается треугольная стружка, затем три-четыре стружки переходного профиля, а дальше стружка до конца имеет в сечении форму параллелограмма. При этом варианте дно резерва получается ровным, не требующим дополнительной работы. Второй способ является наиболее экономичным.

При перемещении и разравнивании грунта рекомендуется работать с удлинителем отвала. Разравнивают грунт на повышенных скоростях трактора.

Возведение насыпей. Возведение насыпи грейдером целесообразно выполнять на высоту до 0,5 м, при которой достигается наибольшая производительность. При высоте насыпи 0,7—0,8 м производительность значительно понижается. Возводить насыпи высотой свыше 0,8 м грейдером нецелесообразно.

К наиболее рациональным методам перемещения грунта в насыпи относится укладка валиков перемещаемого грунта вразбежку, вполуприжим и вприжим.

При укладке вразбежку валики грунта располагают так, чтобы они касались друг друга только своими основаниями.

При укладке перемещаемого грунта вполуприжим (среднее между укладкой вприжим и укладкой вразбежку) валики грунта укладывают так, что перемещаемый валик частично прижимается к ранее уложенному валику с размещением их гребней на расстоянии 20—40 см один от другого.

При укладке вприжим каждый последующий валик грунта прижимают к ранее уложенному без всякого зазора и получают один плотный и широкий слой насыпи. Достигается это тем, что край ножа грейдера, перемещающий новый валик, подходит вплотную к ранее уложенному валику или даже захватывает его на 5—10 см.

Устройство корыта. Применяются два способа устройства корыта — с присыпными обочинами и с полуприсыпными обочинами.

По первому способу корыто устраивают одновременно с постройкой полотна дороги. В этом случае грунт вырезают из боковых канав обычно, как при профилировании полотна дороги, но грунт перемещают не до оси полотна, а разравнивают на обочинах, образуя стенки корыта.

По второму способу корыто устраивают по ранее отсыпанному полотну дороги, когда между отсыпкой земляного полотна и устройством одежды проходит длительное время, а также при строительстве дороги в выемке.

В современных условиях поточного строительства лучшим способом устройства корыта является способ присыпных обочин. Подсыпку обочин следует производить непосредственно перед устройством основания. Для увеличения производительности грейдера рекомендуется применять левосторонний удлинитель и работать на гибкой сцепке, что позволит трактору поворачиваться в конце участка на месте на 180° без отцепки от грейдера.

При устройстве корыта в насыпи высотой свыше 0,5 м (до 0,8 м) работают так же, как и при устройстве насыпи с послойным уплотнением. После разравнивания первого (нижнего) слоя его укатывают, затем валик грунта подается опять на насыпь и отсыпается второй слой от оси насыпи к обочине и т. д.

При возведении земляного полотна высотой до 0,5 м, когда дорожную одежду укладывают вслед за возведением насыпи, корыто устраивают одновременно с возведением насыпи. Грунт вырезают из боковых канав и разравнивают его на обочинах до требуемого уклона и толщины, образуя стенки корыта. После этого производят разбивку корыта и ведут зарезание грунта по расставленным колышкам на глубину корыта. Вырезанный грунт перемещают в сторону оси полотна дороги с одновременным его разравниванием и планировкой по дну корыта до придания требуемого по проекту профиля.

Рис. 15. Схема устройств корыта грейдером с одновременным возведением насыпи: а — возведение насыпи; б — устройство корыта в насыпях высотой более 0,5 м в — схема разработки грунта при устройстве корыта

Первый (нижний) слой укладывают наращиванием грунта от края насыпи к ее оси вразбежку и после разравнивания уплотняют его. Второй слой укладывают вполуприжим, перемещая грунт от оси дороги до середины обочины, а затем до края обочины вприжим. После разравнивания второго слоя и его уплотнения устраивают корыто.

Так как устройство корыта по первому способу мало отличается от работы по профилированию дорожного полотна в настоящем пособии несколько подробнее будет изложено устройство корыта по второму способу — устройство корыта в готовом земляном полотне и в выемках.

Профиль корыта с уплотнением стенок-создают путем вырезки грунта из земляного полотна и перемещения его на обочины. Работу выполняют продольными проходами грейдера, а зарезание начинают от оси корыта в обе стороны дороги. При первом зарезании отвал заглубляют по оси дороги на 10—12 см ниже отметки корыта. Вторым проходом вырезанный грунт перемещают на обочину и укладывают его в виде валика. Третьим проходом производят зарезание на глубину не более 2—4 см от отметки дна корыта, после чего следующим, четвертым проходом, на обочине разравнивают два валика, уложенные при втором проходе. Перед пятым проходом меняют угол наклона ножа грейдера до 0 или в пределах 3—6° и зарезают грунт корыта в месте примыкания его к обочине.

Рис. 16. Схема устройства корыта грейдером: 1, 3, 5, 6, 7 — зарезание; 2 и 4 — перемещение; 8 — разравнивание дна корыта

В этом случае зарезание производят сбрасывающим концом ножа, валик грунта при этом укладывают на обочину вприжим, уплотняя его в месте перехода в корыто. При шестом проходе угол наклона еще больше увеличивают и повторяют операцию. Следующими проходами корыто зачищают, зарезая грунт от обочины к оси дороги, и разравнивают грунт в средней части корыта.

Возведение и улучшение грунтовых и гравийных дорог методом смешения про-ных материалов и грунтов с органическими вяжущими и минеральными добавками.

Для улучшения грунтовой дороги добавками земляное полотно предварительно рыхлят кирковщиком, после этого дробят и измельчают комья дорожными фрезами.

На измельченную поверхность завозят улучшающие добавки и размещают сплошными валами на полотне дороги. Затем добавку при помощи грейдера равномерно распределяют по териал и перемещают его на некоторое расстояние, частично разравнивая слоем требуемой толщины. Остальная часть материала сходит с другого конца ножа в виде валика, который при втором проходе перемещается дальше по полотну дороги.

В зависимости от количества добавок применяют различные схемы размещения, перемещения и разравнивания материалов.

При отсутствии специальных машин смешение грунта с добавками или каменных материалов с органическими вяжущими после распределения их на полотне дороги (по верху разрыхленного грунта) производят грейдером. На рис. 160 представлены основные схемы проходов грейдера по перемешиванию материалов.

Первым проходом производят зарезание ножом по краю полотна с перемещением материалов по ножу в сторону бровки.

Рис. 17. Схема переходов грейдера по перемещению материалов: а — на дорожном полотне; б — на проезжей части без предварительного разравнивания материалов: 1 — разрыхленный грунт дорожного полотна; 2 — слой добавок; I, II… V — последовательность отсыпки грунта

Разрыхленный грунт полотна и захваченные ножом добавки, передвигаясь по ножу, перемещаются и отбрасываются на бровку. Вторым проходом производят зарезание ножом по оси полотна, а также перемешивание и передвижение смеси в сторону бровки. После этого материалы перемещают от бровки к оси полотна дороги.

Проходы грейдера с перемещением валиков в сторону к бровке и обратно совершают до тех пор, пока не получится смесь требуемого качества. Затем эту смесь разравнивают и профилируют.

Таким же способом смешивают каменные материалы, содержащие частицы различных размеров. Эти материалы завозят и складывают в виде валиков на обочинах. На одной обочине складывают крупный, а на другой — мелкий каменный материал. Вначале разравнивают крупный камень, затем по всей ширине проезжей части поверх этого слоя разравнивают более мелкий камень и производят перемешивание.

В таком же порядке выполняют работы по смешению каменных материалов с органическими вяжущими.

Иногда перемешивание производят без предварительного распределения каменных материалов по проезжей части. В этом случае каменный материал укладывают грейдером по оси дорожного полотна в виде валика и после распределения вяжущего по валику начинают перемешивание. Для повышения производительности при смешении материалов применяют навесное оборудование к грейдеру — смеситель, представляющий собой жесткую треугольную раму, устанавливаемую вместо снимаемых тяговой рамы и поворотного круга. Работа с таким смесителем в три раза увеличивает производительность грейдера.

Рис. 18. Разравнивание грунта грейдером в насыпи за два прохода: а — при первом проходе по одному месту; б — при втором проходе по тому же месту

Отделочные работы, разравнивание и планировку при отсыпке насыпей дорожного полотна производят грейдерами с использованием откосников и удлинителей. Для планировки откосов насыпей рекомендуется применять планировщик.

При насыпях высотой 25—50 см грунт разравнивают послойно при круговых движениях грейдера за один — два прохода по одному месту. Разравнивание производят от краев насыпи с перемещением грунта по ножу в сторону от оси полотна к бровке, а при втором проходе — от бровки к оси насыпи.

Строительство дорог на косогорах. При косогорах небольшой пологости профилировочные работы или возведение насыпей производят, как и в равнинной местности. Для улучшения условий отвода воды грунт для насыпи вырезают грейдером во время устройства канав одинаковой площади по обеим сторонам дороги.

На больших косогорах вырезание и перемещение грунта из подгорной канавы на полотно дороги является трудоемкой операцией, поэтому грунт для насыпи вырезается только с нагорной стороны, где устраивается уширенная канава. При этом грейдер зарезает грунт то правым, то левым концом ножа, и только последними тремя-четырьмя проходами производит перемещение и разравнивание грунта.

Полунасыпь-полувыемка при сооружении земляного полотна на косогоре требует предварительной разметки колышками границ перехода выемки в насыпь.

Первыми проходами срезается дерновый покров выемки и перемещается в насыпь. Для устойчивости грейдера целесообразно вырезать прямоугольную стружку. Зарезание можно вести при ходе вперед и назад. Канаву устраивают после того, как будет вырезана выемка и отделан откос.

Если грунт песчаный, супесчаный или легкий суглинистый, полунасыпь-полувыемка устраивается грейдером, в остальных случаях эту работу следует выполнять бульдозером.

Выемку можно разрабатывать снизу методом подрезания, при котором конец ножа грейдера разрабатывает косогор с подошвы, когда верхний слой грунта будет обваливаться сам. Нож грейдера в этом случае устанавливают на средние проушины отвала. Основная рама при этом выносится в сторону режущего конца ножа. В ту же сторону наклоняют задние колеса.

Рис. 19. Схема возведения земляного полотна грейдером на косогоре: I — проход вперед; II — проход обратно; III — отделка

Работы на террасе не могут быть выполнены круговыми рейсами — их производят при попеременной работе то одним концом отвала (ход вперед), то другим (ход назад). Первым проходом грейдера зарезают грунт с нагорной стороны и перемещают его в подгорную. Угол захвата — минимальный. Колесам и ножу придают наклон в нагорную сторону. Нож устанавливается так, чтобы задние колеса шли по дну вырезанной борозды.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Производство работ грейдерами"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства