На отечественных тракторных дизелях наряду с электростартерной системой пуска применяются пусковые двигатели. Эти двигатели выпускаются как четырехтактными, так и двухтактными в одно- и двухцилиндровом исполнении. Данная система пуска имеет целый ряд достоинств: надежность работы, неограниченный пусковой резерв, предварительный прогрев дизеля охлаждающей водой и отработавшими газами пускового двигателя, которые благоприятно сказываются на пуске, а также на долговечности дизеля. С целью автоматизации процесса пуска на некоторых двигателях был установлен электростартер для запуска пускового двигателя.
Пусковые двигатели ПД-10М, ПД-10М2 и ПД-10У. Пусковые двигатели ПД-10М, ПД-10М2 и ПД-10У, применяемые на тракторах МТЗ-5ЛС, МТЗ-50Л, ТДТ-75, ДТ-54-С4, ТДТ-55, ДТ-75-С4, Т-4 и Т-125 представляют собой модификации двухтактного одноцилиндрового карбюраторного двигателя с кривошипно-камерной продувкой, мощностью л. с. при 3500 об/мин.
Картер двигателя чугунный и состоит из двух половин.
Внутренняя его полость представляет собой герметичную кривошипную камеру цилиндрической формы.
Цилиндр отлит из чугуна и крепится к картеру. В верхней части его циркулирует вода. В средней части находятся впускные, выпускные и продувочные окна. На патрубке впускного окна установлен карбюратор. Выпускные окна через каналы сообщаются с выпускной трубой. Продувочные окна через перепускные каналы соединяются с кривошипной камерой картера.
Головка цилиндра чугунная с водяной рубашкой и камерой сгорания в виде сферы. В верхней части головки имеются два отверстия: одно для свечи зажигания, другое для заливного краника, через который заливается пусковое топливо для облегчения пуска двигателя при низких температурах окружающей среды.
Коленчатый вал составной. Он состоит из двух полуосей, пальца кривошипа и щек. На одном из носков коленчатого вала установлен чугунный маховик.
На ободе маховика имеется канавка и две косые прорези, в которые укладывается шнур для запуска двигателя от руки. В отличие от двигателя ПД-10М на маховике пускового двигателя ПД-10М2 и ПД-10У дополнительно имеется зубчатый венец, с помощью которого осуществляется запуск двигателя от электростартера.
Поршень с выпуклым днищем отлит из алюминиевого сплава. Поршневой палец плавающего типа. Палец смазывается через отверстие в верхней головке шатуна.
Рис. 1. Пусковой двигатель ПД-10М
Шатун с неразъемной нижней головкой вы-штампован из легированной стали. На торцах нижней голозки шатуна имеются канавки, а по окружности головки продольный паз, с помощью которого осуществляется подача масла к роликовому подшипнику шатуна.
Специальной масляной системы для смазки кривошипно-шатунного механизма двигатель не имеет. Смазка осуществляется смесью масла с бензином, которая через карбюратор засасывается в кривошипную камеру.
Система охлаждения водяная термосифонная, общая с дизелем.
В систему питания входит карбюратор (К-16, К-16А или К-06), топливный бачок с фильтром-отстойником и трубопровод.
Для обеспечения нормальной работы пускового двигателя необходимо строго соблюдать соотношение между бензином и маслом в пусковом топливе (15 частей бензина и одна часть масла по объему). Смесь должна быть тщательно перемешена, так как в противном случае будет ухудшена смазка деталей кривошипно-шатунного механизма.
Двигатель ПД-1 ОМ имеет газопровод и глушитель, а двигатель ПД-10М2 — только глушитель.
Для регулирования числа оборотов двигателя на нем установлен центробежный однорежимный регулятор, предназначенный для ограничения только наибольшего числа оборотов.
Система зажигания двигателя состоит из магнето М-24 или М-124 правого вращения с автоматической муфтой опережения зажигания, электросвечи и провода, соединяющего магнето со свечой.
Пусковой двигатель П-23. Пусковой двигатель П-23 двухцилиндровый четырехтактный бензиновый с левым вращением коленчатого вала (рис. 46). (Мощность двигателя 17—19 л. с. при 2600 об!мин. Блок-картер отлит из чугуна. Головка блока картера6 общая на оба цилиндра. Расположение клапанов нижнее. Вихревые камеры сгорания и электросвечи расположены в головке блока-картера.
Коленчатый вал вращается в двух шарикоподшипниках и от осевого смещения удерживается передним подшипником.
Передача вращения от коленчатого вала распределительному валу и приводу магнето осуществляется через шестерни.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. В их канавки установлено по три компрессионных кольца и одному маслосъемному. Поршневой палец плавающего типа, от осевого перемещения удерживается заглушками. Нижняя головка шатуна разъемная со сталебаббитовыми вкладышами.
Система питания состоит из топливного бачка с фильтром-отстойником, карбюратора и комбинированного воздухоочистителя. Охлаждение двигателя водяное термосифонное. Для ограничения максимального числа оборотов устанавливается однорежимный центробежный регулятор.
Система зажигания состоит из магнето левого вращения, свечей, выключателя магнето и проводов высокого напряжения.
Смазка деталей двигателя осуществляется разбрызгиванием с помощью шатунов, захватывающих масло из двух корытцев в поддоне картера.
Пусковой двигатель П-23, выпускаемый в настоящее время, отличается от двигателя П-46 тем, что его пуск производится электростартером.
Рис. 2. Пусковой дизель П-23 и силовая передача системы пуска дизелей Д-130 и 6КДМ-50Т:
1 — передача ручного пуска двигателя; — магнето; — коленчатый вал; — блок-картер; — поршень; — головка блок-картера; — шатун; — маховик; — электростартер; /0 = ведущая шестерня; = шестерня редуктора; — вал редуктора; 1’3 шестерня привода; — автомат отключения шестерни привода
Газопроводы пусковых двигателей. Выпускная труба пускового двигателя ПД-10М, устанавливаемого на дизелях Д-54А и Д-48А, с одной стороны посредством фланца соединяется с трубой, запрессованной внутри впускного коллектора дизеля, а с другой стороны к этой трубе крепится глушитель пускового двигателя. Назначение этой трубы состоит в передаче тепла отработавших газов пускового двигателя воздуху, засасываемому во впускной коллектор дизеля. Глушитель пускового двигателя служит для уменьшения скорости и давления газов с целью уменьшения шума при выпуске его в атмосферу.
На дизеле Д-54А установлен глушитель, представляющий собой закрытый цилиндрический сосуд, внутри которого на стержне укреплена спираль.
Отработавшие газы при входе из обогревающей трубы в спираль резко меняют направление и, следовательно, теряют скорость и более спокойно выходят в атмосферу.
На других дизелях глушители пусковых двигателей имеют несколько другое конструктивное оформление. На дизелях СМД-14 не применяется подогрев всасываемого воздуха дизеля посредством выхлопных газов пускового двигателя. Вместо него для подогрева воздуха во впускном коллекторе устанавливается электро-факельный подогреватель.
Механизм силовой передачи системы пуска пусковым двигателем. Механизм силовой передачи пускового устройства предназначен для плавного соединения и разъединения коленчатого вала пускового двигателя с коленчатым валом дизеля, уменьшения числа оборотов и увеличения крутящего момента, передаваемого от вала пускового двигателя на вал дизеля, включения и автоматического выключения пускового двигателя.
Силовая передача системы пуска дизеля состоит из муфты сцепления, одноступенчатого или двухступенчатого редуктора и механизма выключения.
Силовая передача пускового двигателя ПД-10У для двигателей СМД-14. На рис. 3, а представлен механизм передачи, состоящий из одноступенчатого редуктора, муфты сцепления разомкнутого типа, внутри которой размещена роликовая муфта свободного хода.
Механизм помещен в чугунном корпусе, который вместе с пусковым двигателем крепят болтами к картеру маховика.
На валу механизма передачи свободно насажена шестерня привода фрикционной муфты сцепления, к которой болтами крепится ведущий барабан. Четыре выступа барабана входят в пазы трех ведущих дисков муфты-Ведомые диски сидят на втулке муфты свободного хода, к которой болтами прикреплена ступица 5, фиксирующая втулку от перемещения в осевом направлении.
Нажимной механизм, расположенный в крышке корпуса, состоит из рукоятки, упорного и выжимного башмаков, упорного шарикоподшипника и нажимного диска с отжимной пружиной.
При включении муфты сцепления и повороте втулки муфты свободного хода ролики в пазах втулки заклинивают ее на валу механизма передачи, обеспечивая совместное его вращение с шестерней привода. В случае передачи крутящего момента от дизеля к пусковому двигателю втулка поворачивается на валу, а ролики проскальзывают. Валы дизеля и пускового двигателя в этом случае разобщены и вращаются независимо друг от друга.
Зубья выжимного башмака находятся в зацеплении с зубьями рукоятки. Включение муфты сцепления происходит следующим образом: при повороте рукоятки на себя выжимной башмак поворачивается и, скользя выступами по винтовым канавкам упорного башмака, передвигает вправо упорный подшипник и через него нажимной диск, сжимающий ведомые и ведущие диски муфты. Выключение муфты осуществляется поворотом рукоятки вверх, причем нажимной диск с выжимным башмаком под действием пружины перемещаются влево и освобождают ведомые и ведущие диски. Ввод в зацепление с маховиком приводной шестерни осуществляется посредством специальных рычагов.
Силовая передача пускового двигателя ПД-10М2 для дизелей АМ-01 (трактор Т-4) и АМ-03 (трактор Т-125). В отличие от ранее описанной передачи, эта передача имеет двухступенчатый планетарный редуктор, который сидит на валу и состоит из водила с сателлитами 6, солнечной шестерни и эпициклической шестерни 13. Для передачи вращения от пускового двигателя к солнечной шестерне заклепками крепится ведущая шестерня редуктора, находящаяся в зацеплении с промежуточной шестерней пускового двигателя. Сателлиты, вращающиеся на осях, запрессованных в водило, находятся в постоянном зацеплении с солнечной и эпициклической шестернями.
При выключенных муфтах вращение от пускового двигателя передается ведущей шестерне редуктора, а от нее солнечной шестерне и водилу. В этом случае эпициклическая шестерня вращается в противоположную сторону, а вал редуктора неподвижен. Для обеспечения прокручивания дизеля необходимо ввести шестерню привода, свободно перемещающуюся по шлицам вала, в зацепление с венцом маховика и плавным поворотом рычага через валик включения и конические шестерни и включить муфту передачи редуктора.
Рис. 3. Силовая передача системы пуска:
а — дизеля СМД-14; б — дизелей АМ-01 и АМ-03
При этом нажимной упор муфты I передачи, вращаясь, скосами неподвижного упора муфты I передачи передвигается вправо и прижимает ведомые диски к тормозным дискам.
Благодаря тому, что выступы ведомых дисков входят в пазы эпициклической шестерни, а выступы тормозных дисков в пазы втулки, устанавливаемой неподвижно в корпусе редуктора, эпициклическая шестерня при сжатых дисках будет заторможена, а момент от солнечной шестерни будет передан на водило и корпус обгонной муфты 20, связанной с ним. При этом ролики заклинивают корпус муфты на валу редуктора, и вращение от пускового двигателя передается валу редуктора, шестерне привода и коленчатому валу дизеля. На I передаче при номинальном числе оборотов, равном п = = 3500 об/мин, число оборотов вала дизеля будет порядка 60 об/мин. Прокрутив вал дизеля несколько минут на I передаче, быстро переводят рычаг в положение включения муфты II передачи.
В этом случае муфта I передачи выключится, такцкак усилие, сжимающее диски I передачи, снимается и эпициклическая шестерня не будет жестко связана с корпусом редуктора. При включении муфты II передачи нажимной упор муфты II передачи передвинется по расточке крышки редуктора под воздействием скосов неподвижного упора 21 муфты II передачи и через упорный подшипник, нажимной диск прижмет ведомые диски к тормозным дискам. Выступы ведомых дисков входят в пазы корпуса обгонной муфты, а выступы тормозных дисков входят в пазы эпициклической шестерни. Благодаря сжатию дисков корпус обгонной муфты и эпициклическая шестерня соединяются вместе, а следовательно, и солнечная шестерня, водило и эпициклическая шестерня будут вращаться как одно целое. Через обгонную муфту вращение будет передано валу редуктора, шестерне привода и коленчатому валу дизеля, который в этом случае будет вращаться со скоростью п = 190 об/мин. После пуска дизеля скорость вращения коленчатого вала быстро возрастает, и дизель становится ведущим по отношению вала редуктора. Благодаря возникновению разности скоростей ролики муфты начинают проскальзывать и, перекатываясь, расклинивают корпус муфты, который начинает свободно вращаться на валу. Пусковой двигатель отключается от редуктора.
При увеличении числа оборотов коленчатого вала дизеля грузы механизма выключения под действием центробежной силы начнут поворачиваться на своих осях, а при достижении валом редуктора 3750—4250 об/мин полностью освобождают втулку толкателя. Держатель грузов под действием сжатых пружин выводит шестерню привода из зацепления с венцом маховика.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пуск карбюраторным двигателем двигателя трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы