Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма к управляемым колесам при их повороте или механизмам, обеспечивающим поворот полурам вместе с осями ведущих колес трактора.
Рулевой привод может быть механическим и гидравлическим. Гидравлический привод применяют на тракторах, поворот которых осуществляется за счет складывания полурам (мостов), требующего приложения больших усилий.
Последнее достигается правильным выбором элементов привода рулевого управления.
Рулевой привод в этом случае представляет собой систему тяг и рычагов, образующих шарнирный четырехзвенный механизм, состоящий из передней оси, поперечной рулевой тяги и двух поворотных рычагов, жестко связанных с поворотными цапфами колес.
Рулевая трапеция располагается сзади оси или впереди нее. Поворот управляемых колес на разные углы обеспечивается, если поперечная рулевая тяга, связывающая поворотные рычаги поворотных цапф, короче передней оси при заднем ее расположении и, наоборот, длиннее, если она расположена впереди оси.
При воздействии водителя на рулевой механизм рулевая трапеция приводится в движение посредством продольной рулевой тяги, соединяющей сошку рулевого механизма с рулевой трапецией, обеспечивая поворот управляемых колес на нужные углы.
В отдельных конструкциях рулевая трапеция непосредственно связана с сошкой рулевого механизма. В этом случае поперечную рулевую тягу выполняют составной (разрезной) и ее концы соединяют сошкой.
Применение разрезных поперечных рулевых тяг определяется конструкцией и компоновкой рулевого управления и упругой подвеской управляемых колес. Соединение поперечных и продольных тяг с поворотными рычагами и сошкой руля выполняют при помощи шаровых шарниров, обеспечивающих беззазорное соединение деталей шарнира.
Рулевой привод тракторов МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС состоит из продольной тяги, рулевого рычага, короткой и длинной 21 поперечных тяг и поворотных рычагов.
Левый и правый поворотные рычаги разрезными головками установлены на шлицах поворотных шкворней и закреплены стяжными болтами.
Рис. 1. Конструкция рулевых приводов тракторов:
а — МТЗ-5МС и МТЗ-ЛС; б — Т-40; в — ДТ-20; г — самоходного шасси Т-16М.
Рулевой двуплечий рычаг своей осью качания свободно установлен в расточках прилива балки передней оси. Поперечные и продольная тяги соединены с поворотными и рулевыми рычагами шаровыми пальцами. Шаровые пальцы конусными концами закрепляют в отверстиях рычагов, а шаровыми головками устанавливают в сферических вкладышах, размещенных в цилиндрических гнездах наконечников продольной рулевой тяги и стержней и поперечных рулевых тяг. Вкладыши прижимаются к головке пальца пружинами, которые поджаты регулировочными пробками, ввернутыми в наконечники. Такое соединение обеспечивает по мере износа сопряженных шаровых поверхностей плотное их прилегание, исключая зазоры в шаровых шарнирах. Шаровые пальцы рулевых тяг смазывают солидолом, нагнетаемым в полости наконечников через масленки.
Конструкции поперечных рулевых тяг предусматривают возможность изменения их длин при изменении колеи и регулировке сходимости колес.
Длину короткой поперечной тяги регулируют вращением ее трубы при отпущенных контргайках. Стержни наконечников, ввинченные в трубу, имеют резьбу разного направления (один — правую, а другой — левую). При вращении трубы стержни ввинчиваются в трубу или вывинчиваются из нее, изменяя длину тяги. При колее свыше 1600 мм трубу короткой тяги, имеющую длину 195 мм, заменяют более длинной трубой в 345 мм.
Длинная поперечная рулевая тяга состоит из трубы с приваренными к ней на концах разрезными зажимами и двух выдвижных стержней. На резьбовые концы стержней, имеющие разное направление резьбы, навинчены наконечники. Резьбовые гнезда наконечников тяги выполняют разрезными, что позволяет с помощью стяжных болтов фиксировать стержни от произвольного отвинчивания. На гладкой части каждого выдвижного стержня имеется по четыре полукруглые выемки, отстоящие одна от другой на расстоянии 50 мм. Стержень закрепляют в зажиме трубы стяжным болтом 20, который входит в одну из фиксирующих выемок. Необходимая длина тяги при увеличении колеи обеспечивается выдвижением стержней из трубы с последующей их фиксацией.
При регулировке сходимости колес изменение длины этой тяги обеспечивают вращением трубы с закрепленными в ней стержнями при отпущенных стяжных болтах зажимов наконечников.
Рулевой привод трактора Т-40 располагается сзади передней оси и имеет рулевую трапецию разрезного типа. Ее поперечная рулевая тяга состоит из двух тяг, каждая из которых соединена с поворотными рычагами и рулевой сошкой посредством беззазорного шарового шарнира. Шаровой палец шарнира конусным концом закрепляют в конусном отверстии рычага, а сферической головкой устанавливают в цилиндрической расточке наконечника тяги между двумя сферическими шайбами и 8. Шайба постоянно прижимается к головке пальца пружиной, сжатой пробкой.
Устройство каждой тяги трактора Т-40 и длинной поперечной рулевой тяги тракторов МТЗ-5МС, МТЗ-5ЛС аналогичны, так же как аналогичны изменения их длин при изменении колеи передних колес и фиксация стержней в трубах тяг.
При регулировке сходимости передних колес длину каждой рулевой тяги изменяют вращением ее наконечника, навинченного на резьбовой конец стержня. При этом тяги должны быть отсоединены от поворотных рычагов, а контргайки отвернуты.
На тракторе МТЗ-50 так же, как и на тракторе Т-40, применяют рулевой привод с задним расположением и разрезной рулевой трапецией. Каждая поперечная рулевая тяга (правая и левая) по своему устройству и способу изменения их длин при изменении колеи и регулировке сходимости колес идентична короткой поперечной рулевой тяге тракторов МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС.
Рулевые приводы тракторов Т-40 А и МТЗ-52 такие же, как и на их базовых моделях Т-40 и МТЗ-50, только поворотные рычаги рулевых трапеций крепят жестко к картерам конечных передач передних колес.
Рулевые приводы трактора ДТ-20 и самоходного шасси Т-16М имеют переднее расположение рулевой трапеции с неразрезной поперечной рулевой тягой.
Рулевая трапеция трактора ДТ-20 связана с сошкой руля посредством продольной рулевой тяги и двуплечего поворотного рычага 4. Конструкции продольной и поперечной тяг подобны конструкциям соответствующих тяг трактора МТЗ-5МС. Изменение длины поперечной рулевой тяги при изменении колеи и регулировке сходимости колес осуществляют так же, как у трактора МТЗ-5МС (регулируют длинную рулевую поперечную тягу).
У самоходного шасси Т-16М функции продольной тяги выполняет вторая поперечная тяга, подобная поперечной тяге рулевой трапеции.
Длину поперечных тяг при изменении ширины колеи изменяют выдвижением стержней и из труб тяг с последующей их фиксацией в головках труб посредством стяжных болтов 6, входящих в канавки стержня. При регулировании сходимости передних колес длины поперечных рулевых тяг изменяют так же, как у трактора Т-40.
Поворотные рычаги и рулевых трапеций трактора ДТ-20, рычаги и самоходного шасси Т-16М закрепляют на поворотных цапфах с помощью шпонки и стяжного болта. Шарнирные соединения всех звеньев рулевых приводов обоих тракторов подобны ранее рассмотренным конструкциям.
Рулевой привод трактора Т-28ХЗ осуществляется вертикальным валом, жестко соединенным с вилкой, в которой устанавливается поворотная ось управляемого колеса.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рулевые приводы тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы