Самоходные вагоны классифицируют по:
— типу привода — с электроприводом, двигателем внутреннего сгорания, пневмоприводом и дизельэлектрическим приводом;
— способу разгрузки — с опрокидным кузовом, напорным лемехом, донным конвейером, сдвигающимися секциями и телескопическим отвальным устройством;
— конструкции рамы — с жесткой рамой и шарнирно складывающейся рамой;
— вместимости кузова — с малой — самоходные тележки до 2 м3, средней — до 5 м3 и большой-—свыше 5 м3 и тягачи, не имеющие собственной вместимости, использующие прицепы и полуприцепы.
Рис. 1. Самоходный вагон ВС
Вагоны с электроприводом в свою очередь подразделяют на аккумуляторные, троллейвозные, кабельные, троллейно-кабельные и троллейно-аккумуляторные.
Вагоны типа ВС как технологический транспорт применяют для доставки горной массы из забоя к рудоподъемникам. Они имеют жесткую раму, на которой смонтирован кузов с донным скребковым конвейером, в средней части с боку кузова — привод, в передней — пульт управления вагоном. Ходовая часть вагона — двухосная на пневмошинном ходу. Донный конвейер представлен скребковым конвейером с двумя пластинными цепями. Конвейер имеет приводную и натяжную станции.
Электропривод бывает с двигателем постоянного тока с последовательным возбуждением или асинхронного переменного тока с короткозамкнутым ротором. Питание двигателя осуществляют с помощью кабеля, намотанного на барабан. Кабель одним концом подсоединяют к источнику питания, а другим — к кольцам токосъемного устройства, расположенного на кабельном барабане. Для укладки кабеля при наматывании его на барабан, а также для равномерного и спокойного сматывания, имеется кабелеукладчик. Радиус действия машин с подобным приводом ограничивают 200 м в одну сторону от места подсоединения кабеля. Вагон-самосвал типа МоАЗ, выпускаемый Могилевским заводом, с грузоподъемностью вагона 20 т состоит из двух основных частей — тягача и полуприцепа, соединенных между собой шарниром. Такая компоновка позволяет вагону вписываться в кривые радиусом 8 м. Вагон имеет дизельный привод мощностью до 140 кВт. В целях безопасности и соблюдения санитар-но-технических норм от загрязнения окружающей среды, привод снабжен системой искрогашения и очистки выхлопных газов. Согласно требованиям, содержание вредных компонентов не должно превышать: окиси углерода 0,08%, окиси азота 0,05% и альдегидов 0,001%.
Рис. 2. Вагон-самосвал МоАЗ
1 — привод вагона; 2 — поворотный узел; 3 — кузов
Рис. 3. Погрузочно-доставочная машина (ПД):
1 — привод машины; 2 —кабина; 3 — погрузочный орган; 4 — пневмошины- 5 —ходовая трансмиссия; 6 — нейтрализатор; 7 — бак для горючего
Очистка выхлопных газов бывает двух- и трехступенчатая. На первой ступени газы проходят через каталитический нейтрализатор, где окисляется окись углерода, на второй — через жидкостный нейтрализатор, где газ очищается от окиси азота, остатка масел и сажи. На третьей — через горную массу, находящуюся в кузове автосамосвала. Кроме того, предусматривают автоматическую систему пожаротушения, подавая углекислоту из специальных баллонов во всасывающий и выхлопной коллекторы. Коробка передач обеспечивает четыре скорости вперед и столько же назад, развивая максимальную скорость до 35 км/ч. Рабочая скорость с полной нагрузкой 12 км/ч. Автосамосвал способен преодолевать уклоны до 10°. Скорость при этом снижается до 10 км/ч.
Погрузочно-доставочные машины — разновидность самоходных доставочных вагонов, их широко применяют в горной практике при подземной добыче руд.
Машины данного типа способны осуществлять самозагрузку и транспортировку груза. В качестве погрузочного и аккумулирующего органа используют ковш.
На машины разработан стандарт по грузоподъемности — 2, 3, 5, 8, 12 т и т. д.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Самоходные вагоны"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы