Контроллер МТ-22 используется для вагонов с четырьмя двигателями на рабочее напряжение 275 В, соединенными в группы по два последовательно. Контроллеры позволяют осуществить пуск и движение при последовательном соединении групп тяговых двигателей, разгон и движение при параллельном соединении групп тяговых двигателей, реостатное торможение, переключение для езды с отключенной неисправной группой двигателей. На этих режимах можно работать при езде вперед или назад. Выбег происходит на нулевой позиции. При работе на одной группе двигателей электрическое торможение не используется.
Проследим за прохождением тока на различных позициях контроллера. Так, на 1-й ходовой позиции включены кулачковые элементы ЛК, 1, С и ТЗ. Ток проходит от контактной ceft через токоприемник, автоматический выключатель, кулачковые элементы ЛК, 1, пусковые реостаты PI – Р6, кулачковый элемент ТЗ, обмотки якорей 1-го и 2-го двигателей, обмотки возбуждения 1-го и 2-го двигателей, кулачковый элемент С, обмотки возбуждения и обмотки якорей 3-го и 4-го двигателей. Наконец, через заземляющие провода, оси колесных пар и колеса ток проходит на рельсы. Таким образом, на 1-й позиции две группы тяговых двигателей (каждая из которых включает два двигателя, соединенных последовательно) соединены последовательно. Это соединение двигателей не изменится До 7-й позиции включительно, но на каждой последующей позиции сопротивление подключенных реостатов уменьшается. Так, на 2-й позиции, включившись, кулачковый элемент 3 замыкает часть реостатов Р1 — РЗ; на 3-й позиции отключается кулачковый элемент 1, а кулачковые элементы 4 и 5 замыкают часть реостатов РЗ – Р4; на 4-й позиции дополнительно включается кулачковый элемент 2, а отключается кулачковый элемент 3, благодаря чему ток проходит только часть реостатов Р5 – Р6. На 5-й позиции дополнительно включается кулачковый элемент 6, чем создается параллельное соединение частей реостата. Р5 – Р6 (одна ветвь) ~ Р5 (друГая ветвь).
Рис. 1. Схема силовых цепей вагонов с контроллером МТ-22
На 6-й позиции отключается кулачковый элемент и включается, благодаря чему четыре части реостатов Р5—Р6, Р4—Р5, РЗ—Р4 и Р2-РЗ соединяются между собой параллельно.
На 7-й позиции ток идет в обход всех реостатов через кулачковые элементы. Это безреостатная позиция при последовательном соединении групп тяговых двигателей. Между позициями контроллера предусмотрены переходные позиции XI, Х2 и ХЗ. На позиции XI отключается кулачковый элемент 2, в результате чего вновь подключаются реостаты Р4-Р6. На позиции Х2 замыкается кулачковый элемент 112, благодаря чему вторая группа двигателей оказывается замкнутой.
На позиции ХЗ отключается кулачковый элемент С и включается П1, благодаря чему обе группы двигателей соединяются параллельно. Кроме того, на позиции ХЗ включается кулачковый элемент 2, часть реостатов замыкается и ток проходит только через участок реостатов Р5-Р6. На следующей, 8-й позиции отключаются кулачковые элементы 3 и 5 и замыкается кулачковый элемент 6, а это значит, что участки реостатов Р5—Р6 и РЗ-Р5 включаются между собой параллельно.
На 9-й позиции кулачковый элемент 4 отключается, а включается 5. Параллельно включены участки Р5-Р6 и Р4-Р5. На 10-й позиции включением кулачкового элемента 3 добавляются параллельные ветви — участки Р5-Р6, Р4-Р5, РЗ-Р4 и Р2-РЗ соединены параллельно. На 11-й позиции дополнительно включается кулачковый элемент 1 и к четырем параллельным ветвям добавляется пятая – Р1-Р2. На 12-й позиции включением кулачкового элемента 6 создается цепь для тока, минуя реостаты. Это безреостатная позиция при параллельном соединении тяговых двигателей соответствует наибольшей скорости движения вагона.
При установке вала контроллера на позицию реостатного торможения включены кулачковые элементы 3, 4, 5, П1, П2, Т1 и 72. Ток от якорей 2-го и 1-го двигателей проходит через кулачковый элемент /77 на обмотки возбуждения 3-го и 4-го двигателей, далее на кулачковый элемент Т1 и на реостаты. Поскольку при этом включены кулачковые элементы 3, 4 и 5, то ток проходит от провода Р6 через участок Р5-Р6 и участок Р4-Р5, кулачковые элементы 5, 4 и 3, проходит на кулачковый элемент Т2 и, наконец, к обмотке якоря 2-го двигателя. В то же время ток от якорей 4-го и 3-го двигателей проходит по общей цепи через кулачковый элемент 77, участки реостатов Р5-Р6 и Р4-Р5, кулачковые элементы 5, 4, 3 и Т2. Затем ток проходит на обмотки возбуждения 1-го и 2-го двигателей, после чего через кулачковый элемент П2 проходит к обмотке якоря 4-го двигателя.
Участки реостатов, подключенные в цепь на 1-й позиции реостатного торможения, соответствуют участкам, подключенным на 3-й ходовой позиции. На остальных 2—5-й позициях реостатного торможения сопротивление подключенных реостатов уменьшается. Так, соединения реостатов на 2-й тормозной позиции соответствуют соединению на 4-й ходовой, соединения на 3-й тормозной — соединению на 8-й ходовой, на 4-й тормозной -10-й ходовой. 5-я тормозная позиция является безреостатной.
При неисправностях в цепях тяговых двигателей рукояткой контроллера переключают малый вал в положение для езды на одной группе тяго-152
вых двигателей. При этом другая группа тяговых двигателей не получает питания. Кулачковый вал в этом случае не поворачивается дальше 7-й ходовой позиции и позиции электрического торможения благодаря действию блокировочного механизма.
Контроллер МТ-ЗОД применяют при использовании двигателей с обмоткой подмагничивания. Это многопозиционный контроллер, предназначенный для вагонов, имеющих служебное электрическое торможение. Фиксированными позициями являются: 1 (маневровая), 11 и 17-я (безреостатные при последовательном и параллельном соединении). При езде на одной группе двигателей используют 11 позиций; электрическое торможение не применяют.
Конгроллер МТ-1 устанавливают на- снегоочистителях, рельсошлифов-щиках, грузовых и других двухосных вагонах. Он имеет пять позиций при последовательном соединении тяговых двигателей, три при параллельном и шесть позиций электрического тормоза. 5-я и 8-я ходовые позиции — безреостатные. При переключении на работу с одним двигателем у него пять позиций. Электротормоз не используется.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Силовые цепи четырехосных вагонов с контроллером МТ-22"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы