В шинном производстве кроме НК используются и синтетические каучуки (СК). Расход НК резко сократился с внедрением в шинное производство синтетических стереорегулярных каучуков (изопренового и бутадиенового). Синтетические каучуки позволили значительно повысить качество шин.
Изопреновый каучук (СКИ-3) с вязкостью по Муни 71—85 и 50—60 усл. ед. применяется для изготовления шин. Для белых и цветных резин выпускают СКИ-ЗН с противостарителем, не вызывающим их потемнения.
По структуре и свойствам СКИ-3 приближается к НК. Однако из-за недостаточной когезионной прочности СКИ-3 производство крупногабаритных шин невозможно полностью перевести на СК.
Советскими учеными разработан процесс получения нового цис-полиизопрена (СКИ-3-01), получаемого химической модификацией СКИ-3 n-нитрозодифениламином (ПНДФА). По клейкости резиновые смеси на основе СКИ-3-01 превосходят смеси, содержащие СКИ-3 или НК- Вероятность подвулканизации брекерных смесей на основе СКИ-3-01 меньше, чем смесей на основе НК и СКИ-3.
Получен сажемаслонаполненный каучук СКИ-ЗМ-5С-60*, вулканизаты которого в отличие от вулканизатов на основе СКИ-3 обладают большими прочностью при растяжении, сопротивлением истиранию и образованию трещин, что объясняется меньшей деструкцией данного каучука при переработке. Применение сажемаслонаполненного изопренового каучука позволит значительно повысить износостойкость протекторных резин.
Бутадиеновый каучук (СКД) выпускают с определенной вязкостью по Муни: 30—50, 40—50 и 51—60 усл. ед. Он придает шинам высокую износо- и морозостойкость, поэтому его используют для изготовления протекторных и других морозостойких шинных резин. Для резин на основе СКД характерна хорошая эластичность и прочность. К недостаткам СКД относятся: слабая клейкость, низкая когезионная и адгезионная прочность, неравномерность смешения с ингредиентами.
Для улучшения технологических свойств резиновых смесей применяют либо СКД, полученный эмульсионной полимеризацией с добавлением в качестве наполнителя масла, либо комбинации его с СКИ-3 или другими каучуками. Однако эмульсионный бутадиеновый каучук уступает СКД, полученному полимеризацией в растворе, по износостойкости. Введение масла типа ПН-бш снижает клейкость каучука. При использовании маслонаполненного бутадиенового каучука СКД-5 улучшаются технологические свойства резиновых смесей.
При частичной замене каучука СКИ-3 на СКД-5 в брекерных резинах можно резко снизить расход более дефицитного изопренового каучука.
Эффективно применение для шин также изопрен-бутадиенового (СКИД) и бутадиен-изопренового (СКДИ) каучуков стереорегу-лярного строения.
Бутадиен-стирольные (СКС) и бутадиен-метилстирольные (СКМС) каучуки. Каучук марки СКМС-30АРК с вязкостью по Муни 44—52 и 50—58 усл. ед. используют для изготовления автокамер, так как он обладает хорошей клейкостью. Резины на его основе, наполненные техническим углеродом, имеют высокие физикомеханические свойства.
В протекторных резинах используют маслонаполненные каучуки марок СКС-ЗОАРКМ-15 и СКМС-ЗОАРКМ-27, которые, несмотря на некоторое снижение клейкости, обладают лучшими технологическими свойствами, что очень важно при шприцевании массивных заготовок протекторов. Бутадиен-стирольные каучуки с высоким содержанием стирола способствуют повышению жесткости и износостойкости протекторных резин, но при этом снижается их морозостойкость.
Новый бутадиен-стирольный каучук (ДССК), получаемый полимеризацией в растворе, по пластичности и износостойкости превосходит СКС, СКМС и растворный бутадиеновый каучуки.
Бутилкаучук (БК) выпускают нескольких чиарок. Теплостойкий каучук марки БК-1675Т нашел применение в производстве ездовых камер, так как по газопроницаемости он превосходит НК и другие СК- Для изготовления варочных камер и диафрагм используют бутилкаучук марки БК-2045Т (теплостойкий).
Хлорбутилкаучук (ХБК) в отличие от бутилкаучука быстрее вулканизуется и совмещается с непредельными каучуками. Из хлор-бутилкаучука марки НФ-1068 изготовляют резиновые смеси, используемые для обрезинивания пяток вентилей.
Бромбутилкаучук (ББК) используют в производстве клеев для ездовых камер. Этот каучук обладает лучшей клеящей способностью, чем БК. Резины на его основе стойки к тепловому старению, действию озона, кислот и щелочей.
Этиленпропилендиеновый каучук (СКЭПТ) применяют в качестве добавки к бутилкаучуку для повышения эластичности, стойкости к озонному и тепловому старению, морозостойкости ездовых и варочных камер, а также диафрагм.
При введении СКЭПТ в резиновые смеси для боковин покрышек сельскохозяйственных машин повышается их стойкость к озону и атмосферным воздействиям. СКЭПТ используют также для производства вентильной резины для бескамерных шин.
Хлоропреновый каучук (наирит) марки КР-50 добавляют к резиновым смесям на основе бутилкаучука для изготовления варочных камер, его также используют для приготовления клеев.
Хлорсульфированный полиэтилен (ХСПЭ или Хайполон-20) применяют в качестве добавки к камерным смесям на основе бутилкаучука и к белым резиновым смесям для боковин покрышек. По озоностойкости, стойкости к агрессивным средам и скорости вулканизации ХСПЭ превосходит БК.
Уретановые каучуки (СКУ) применяют для изготовления протекторов и бескаркасных шин методом литья под давлением, поскольку эти каучуки находятся в жидком состоянии и их можно заливать в пресс-формы. Резины на основе СКУ отличаются очень высоким сопротивлением истиранию по сравнению с резинами на основе других каучуков, а также достаточными прочностью и эластичностью.
Жидкие каучуки (ЖК). Для производства шин представляют интерес бутадиеновый и бутадиен-стирольный жидкие каучуки. Это олигомеры с молекулярной массой 2400—5000. Применение жидких каучуков позволяет упростить, механизировать и автоматизировать процесс производства шин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Синтетические каучуки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы