Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бачком. Герметичность системы охлаждения позволяет двигателю работать при температуре охлаждающей жидкости, превышающей 100° С, по при загорании контрольной лампы перегрева двигатель должен быть остановлен, и причина перегрева устранена.
Уход за системой охлаждения, заполненной жидкостью «ТОСОЛ А-40», которая имеет температуру замерзания не выше — 40 °С заключается в проверке уровня жидкости в расширительном бачке при холодном двигателе. Уровень жидкости должен быть выше метки «МШ» на 3—4 см. При необходимости долейте жидкости «ТОСОЛ А-40» в расширительный бачок. В случае частой доливки проверьте герметичность системы.
Периодичность замены охлаждающей жидкости — каждые два года или после пробега каждых 60 тыс. км.
При аварии и значительной утечке жидкости допустимо временно добавлять в систему охлаждения воду. При этом:
1) охладите двигатель;
2) снимите пробки с радиатора и расширительного бачка;
3) залейте в радиатор воду до верхнего среза горловины и поставьте на место пробку радиатора;
4) долейте воды в расширительный бачок на 7—10 см выше метки и установите пробку бачка на место.
Имейте в виду, что при добавлении в систему воды точка замерзания смеси повышается, поэтому при первой возможности отремонтируйте систему и залейте антифриз.
При замене жидкости систему промывайте. Жидкость из системы сливайте через три краника: один — на нижнем бачке радиатора, второй — на блоке цилиндров с правой стороны и третий — на отопителе салона.
Промывку системы охлаждения при применении жидкости «ТОСОЛ А-40» производите следующим образом:
1) слейте охлаждающую жидкость;
2) заполните систему водой, пустите двигатель, прогрейте и слейте воду при работе двигателя на малых оборотах холостого хода, остановите двигатель;
3) после охлаждения двигателя повторите операции промывки;
4) залейте свежую жидкость «ТОСОЛ А-40» в радиатор до верхнего среза его горловины при снятой пробке расширительного бачка. Поставьте пробку радиатора на место. Залейте «ТОСОЛ А-40» в расширительный бачок на 3—4 см выше метки «MIN».
В случае применения воды заливайте последнюю на 7—10 сМ выше метки расширительного бачка. При этом рекомендуется применять «мягкую» воду. «Жесткую» речную и озерную воду для снижения жесткости желательно кипятить и фильтровать через 5—6 слоев марли. Применение ключевой, болотной и морской воды категорически запрещается.
Рис. 1. Водяной насос.
1 — контрольное отверстие выхода смазки; 2 — сальник; 3 — контроль, ное отверстие выхода воды; 4 — ремень вентилятора.
Если для системы охлаждения применялась вода, то радиатор для промывки снимите с автобуса. Залейте в радиатор 10%-ный раствор едкого натра (NaOH). нагретый до 90°С. Через 40 мин. раствор слейте и присоедините к патрубку нижнего бачка радиатора смеситель, к которому подведите горячую воду и сжатый воздух. К фланцу сливного краника нижнего бачка подключите контрольный манометр, пропускайте одновременно горячую воду и сжатый воздух через радиатор, при этой давление в нижнем бачке не должно превышать 98 кПа (1 кгс/см2).
Запрещается заливать раствор едкого натра в рубашку двигателя, так как он разъедает алюминиевые детали. С раствором обращайтесь осторожно во избежание ожогов кожи и разъедания одежды.
Промывка всей системы охлаждения (в случае применения воды) может быть произведена раствором хромпика (5—8 г на 1 л воды). На этом растворе проработайте месяц, а затем слейте его. В случае, если после работы на растворе хромпика применяется «ТОСОЛ А-40», то перед его заливкой промойте систему охлаждения водой, как сказано выше.
Перед эксплуатацией в холодную погоду проверяйте плотность антифриза «ТОСОЛ А-40», которая должна быть в пределах 1,078—1,085 г/см3 при +20 °С.
Водяной насос — центробежного типа. Для уплотнения насоса служит самоподтягивающийся сальник с пружиной. Подтекание воды через контрольное отверстие 3 свидетельствует о неисправности сальника. В этом случае насос следует отремонтировать. Не допускается заглушать контрольное отверстие 3. так как в этом случае вода, просачивающаяся из насоса, попадает в подшипники и портит их.
Подшипники нужно смазывать через пресс-масленку до тех пор, пока свежая смазка не начнет выходить через контрольное отверстие. Избыток смазки следует удалить, так как она разрушает ремни вентилятора. В первое время после смазки при работе двигателя возможно появление смазки из контрольного отверстия. Вытекшую смазку следует удалить.
Обслуживание системы охлаждения заключается в проверке уровня охлаждающей жидкости в радиаторе, проверке натяжения ремней вентилятора и в периодической промывке системы.
Натяжение ремней производится изменением положения генератора. При нажатии рукой на каждый ремень с усилием «9.2 Н (4 кгс) на участке между шкивом вентилятора и шкивом генератора прогиб должен быть в пределах 8—10 мм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения автобуса «Латвия» РАФ-2203, РАФ-22031"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы