В качестве топлива для двигателей газобаллонных автобусов применяют газы естественного и промышленного происхождения, которые хранятся на автобусе в баллонах в сильно сжатом или сжиженном состоянии. Многие дизельные двигатели автобусов переоборудованы для работы на смеси сжатого газа и дизельного топлива. Газобаллонные автобусы ЛАЗ-695П и ЛиАЗ-677Г работают на сжиженном нефтяном газе, автобус ЛАЗ-695 НГ на сжатом природном газе.
В газобаллонную установку автобуса ЛАЗ-695П входят: баллоны, магистральный вентиль, манометры, испаритель, газовый фильтр, двуступенчатый редуктор,карбюратор-смеситель и газопроводы.
Газовый баллон снабжен следующей арматурой: контрольным вентилем максимального уровня жидкости, предохранительным клапаном, указателем уровня жидкости, наполнительным вентилем, расходным вентилем для пара и расходным вентилем 6 для жидкости.
На автобусе ЛиАЗ-677Г применена газобаллонная установка, аналогичная установке ЛАЗ-695П. Газовые баллоны установлены с левой стороны по ходу автобуса. Перед баллонами расположен электромагнитный клапан с фильтром. Управление клапаном осуществляется из кабины водителя ключом стартера и переключателем топлива. Переключатель топлива, предназначенный для перевода с одного топлива на другое, представляет собой две клавиши, одна для перехода на бензин, а другая — на газ.
Рис. 46. Газобаллонная установка автобуса ЛАЗ-695П
Газобаллонная установка автобуса ЛАЗ-695НГ (рис. 48) работает на сжатом природном газе. Установка состоит из восьми баллонов, размещенных на крыше автобуса. Баллоны последовательно соединены трубопроводами и разделены на две равные секции. Каждая из секций снабжена расходным вентилем. Баллоны заправляют одновременно через наполнительный вентиль 8. От баллонов газ по трубопроводу поступает к редуктору высокого давления, электромагнитному клапану, редуктору низкого давления и дозирующему эконо-майзерному устройству, которое обеспечивает подачу необходимого количества газа в карбюратор-смеситель.
Редуктор высокого давления понижает давление газа до 1,2 мПа. При включении зажигания электромагнитный клапан открывается, газ, проходя через его войлочный фильтр, очищается от механических примесей и поступает в двухступенчатый редуктор низкого давления, где давление снижается до 0,2 мПа.
Рис. 47. Баллон для сжиженного газа
Рис. 48. Принципиальная схема газового оборудования автобуса ЛАЗ-695НГ:
1 — трубка холостого хода; 2 — трубка для основной подачи газа; 3 — редуктор низкого давления; 4 — электромагнитный клапан для подачи газа; 5 — газовый баллон; 6 — расходный вентиль; 7 — магистральный вентиль; 8 — наполнительный вентиль; 9 — редуктор высокого давления; 10 — карбюратор-смеситель; 11 — бензиновый электромагнитный клапан-фильтр; 12 — бензиновый насос
Газовая топливная аппаратура установлена в мотоотсеке автобуса, что позволяет исключить подогреватель газа. Работа газовой системы контролируется двумя манометрами и контрольной лампочкой. Давление газа в баллоне замеряется манометром со шкалой до 20 мПа, а давление газа после первой ступени редуктора низкого давления — 0,6 мПа.
Контрольная лампочка (установлена на щитке приборов) позволяет убедиться при пуске двигателя в наличии давления в газовой системе. В этом случае она не горит. Кроме газовой аппаратуры автобус оборудован топливной аппаратурой для работы на бензине.
На автобусе ЛАЗ-695НГ может быть установлен трехступенчатый газовый редуктор-подогреватель. Трехступенчатый редуктор снижает давление газа до величины, близкой к атмосферному, и регулирует расход газа на всех режимах работы двигателя. Он имеет три ступени снижения давления, дозирующее экономайзерное устройство, фильтр газа, запорный и предохранительный клапаны и теплообменник. Для прогрева газа используется жидкость системы охлаждения двигателя, циркулирующая через теплообменник. Применение трехступенчатого редуктора-подогревателя упрощает конструкцию газовой арматуры и практически всегда облегчает ее техническое обслуживание.
Система питания газодизеля на автобусах (рис. 49) обеспечивает возможность работы дизельного двигателя как на смеси дизельного топлива и природного газа, так и на дизельном топливе.
Газовые баллоны собраны в пакет и установлены на крыше автобуса. Сверху они закрыты декоративным кожухом. При открытии расходного вентиля и магистрального газ по газопроводу направляется в подогреватель и далее в редуктор высокого давления. Здесь давление газа понижается до 0,8—1,2 мПа. Из редуктора газ по гибкому шлангу подается к электромагнитному клапану, при включении которого газ поступает на вход двухступенчатого редуктора низкого давления, где давление на выходе дополнительно понижается до атмосферного. В дальнейшем газ из двухступенчатого редуктора поступает в дозатор газа, обеспечивающий подачу необходимого количества газа в диффузор смесителя. Газовоздушная смесь из смесителя поступает во впускной трубопровод, далее в цилиндры двигателя и сжимается поршнем.
Подачу запальной дозы дизельного топлива обеспечивает установленный на крышке топливного насоса высокого давления ограничитель запальной дозы топлива. Работу газовой аппаратуры контролируют с помощью манометра низкого давления, размещенного в кабине водителя. Давление в баллонах определяют с помощью манометра.
Для ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала предусмотрена система, ограничивающая подачу газа при достижении двигателем максимальной частоты вращения. Система состоит из зубчатого венца, электромагнитного датчика частоты вращения.
Рис. 49. Принципиальная схема газодизельной системы автобуса:
1 — двигатель; 2 — ТНВД; 3 — ограничитель запальной дозы топлива; 4 — электромагнитный клапан с фильтром; 5 — редуктор высокого давления; 6 — сигнализатор аварийной выработки газа; 7 — предохранительный клапан; 8 — подогреватель газа; 9 — расходный вентиль; 10 — исполнительный вентиль;
11— вентиль; 12 — баллон; 13 — манометр; 14 — датчик давления газа; 15 — редуктор низкого давления; 16 — трехходовый электромагнитный клапан; 17 — дозатор газа; 18 — смеситель; 19 — датчик блокировки; 20 — подвижный упор; 21 — индуктивный датчик частоты вращения; 22 — зубчатый венец 1, трехходового электромагнитного клапана 16, соединяющего полость диффузора смесителя с диафрагменным механизмом ограничения подачи топлива. Диафрагменный механизм в свою очередь связан с осью заслонок дозатора газа 17.
На щитке приборов кабины водителя расположен тумблер переключения подачи дизельного топлива или двухтопливной смеси. Тумблер имеет два положения:
“Газодизель” — открывается газовый электромагнитный клапан и электромагнитный фиксатор удерживает рычаг рейки топливного насоса высокого давления в заданном положении. Двигатель работает на газовоздушной смеси с дизельным топливом;
“Дизель” — напряжение с электромагнитного фиксатора снимается. Двигатель работает на дизельном топливе.
Работу в режиме “Газодизель” контролируют с помощью лампочки, которая включается при переходе на газовоздушную смесь, и манометра, электрический датчик которого установлен на двухступенчатом газовом редукторе.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Системы питания газобаллонных автобусов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы