Системы технического обслуживания устанавливают для всех видов транспортных машин не зависимо от их конструктивной сложности. Для упрощения технологии обслуживания и повышения качества процесса, машины следует разбивать на группы, положив в их основу сложность конструкции.
К первой группе относят простые машины и оборудование: шахтные вагонетки, стопоры, оборудование скреперной доставки, лебедки, вагонетки по обслуживанию и ремонту транспортных машин.
Ко второй — более сложные транспортные машины: конвейеры с цепным тяговым органом, ленточные конвейеры, опрокидыватели, шахтные электровозы, проходческие вагоны.
К третьей — сложные по конструктивному исполнению машины: самоходные вагоны на пневматическом ходу, машины основного технологического назначения и вспомогательные.
Для первой группы машин устанавливают: ежесменный визуальный осмотр технического состояния — О; ежесуточный контроль за правильностью эксплуатации и ее техническим обслуживанием — П; периодические осмотры технического состояния узлов машины после определенного периода ее эксплуатации — ТО.
Для второй: ежесменный визуальный осмотр технического состояния — О; периодическое техническое обслуживание машины, выполняемое после установленного периода работы машины и включающее периодический осмотр — ТО и профилактические мероприятия — ТО-1. Последний вид мероприятий ТО-1 может быть разделен на два вида: ТО-1 и ТО-2, каждый из которых отличается объемом и составом работ в зависимости от сложности узла.
Для третьей: ежесменный визуальный осмотр технического состояния — О; ежедневное — ЕО; первое ТО-1; второе ТО-2 технические обслуживания.
В состав работ по техническому обслуживанию входят: очистка машины, мойка, смазка; осмотр и контроль состояния узлов, механизмов, агрегатов, приборов, сменного оборудования; проверка состояния крепления узлов, деталей; регулировка узлов и агрегатов, заправка машины, опробывание узлов и машины в целом.
Каждый вид технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 включает предыдущие плюс дополнительные. Состав каждого вида работ по техническому обслуживанию определяет инструкция по уходу и эксплуатации машины.
Ежесменный визуальный осмотр машины О выполняет обслуживающий персонал перед началом смены, во время перерыва в работе, по окончании рабочей смены. В объем этого вида обслуживания входит: проверка исправности узлов машины, подтягивание и регулировка узлов крепления механизмов, замена изношенных (элементов сцепок в вагонетках, канатов при скреперной доставке, блочков и т. д.).
Виды профилактических работ устанавливают на основании сведений о состоянии машины. С этой целью следует вести специальный журнал по форме 1, где должны быть отражены все неисправности и неполадки. Последние устраняют на данном этапе обслуживания немедленно, непосредственно обслуживающим персоналом.
Ежесуточный контроль за правильностью эксплуатации машины и ее техническим обслуживанием ЕС проводит в рабочую или ремонтную смены механик или мастер (помощник начальника участка).
Представитель надзора (мастер или помощник начальника участка) в течение смены следит за правильностью эксплуатации машины. Механик участка следит за техническим состоянием машины, контролирует правильность технического обслуживания. При осмотре обращают внимание на ответственные и слабые узлы машины. Обнаруженные замечания механик фиксирует в книге ремонтов, а мастер или помощник начальника участка заносят их в журнал приема и сдачи смены. На основании записей планируют соответствующий объем ремонтных работ, если таковы необходимы.
Техническое обслуживание ТО выполняют согласно положениям о ППР. При благоприятных условиях работы в объем этого вида обслуживания входит проверка технического состояния машины.
В соответствии с инструкцией по проведению ППР планируют ТО-1 и ТО-2 в предусмотренном в ней объеме. Информацию на объемы работ по ТО-1 и ТО-2 накапливают на основании осмотров технического состояния. Результаты осмотров заносят в журнал по форме 2.
Такие журналы заводят на одну машину, однако можно фиксировать в нем и данные нескольких машин. ТО-1 и ТО-2 проводят через различное число отработанных машино-часов, причем ТО-1 чаще, по объему и характеру проще.
Ежесменное техническое обслуживание ЕО выполняют согласно перечню работ, изложенных в инструкции по ЕО. Оно включает в себя осмотр, смазку, проверку узлов и приспособлений, очистку узлов машины. Выявленные в процессе ЕО неисправности и неполадки устраняет непосредственно обслуживающий персонал (машинист или слесарь).
Следствие осмотров или технического обслуживания — ремонт, который по объему и характеру его выполнения может быть: стандартным, планово-предупредительным, периодическим, текущим и капитальным. Если ТО протекает при работающей транспортной машине, то ремонт — когда дальнейшая эксплуатация машины оказывается невозможной.
Планово-предупредительный стандартный ремонт ППР выполняют на основании мероприятий, предусмотренных технической документацией, он восстанавливает нормальное техническое состояние машины предупреждает неожиданный отказ в работе узлов или деталей и представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий по уходу, надзору за правильной эксплуатацией и ремонту машин, направленных на предупреждение преждевременного выхода из строя узла или детали с целью обеспечения работоспособности машины в течение заданного времени при минимальных затратах труда.
Плановые ремонты проводят в заранее определенные сроки с заменой отдельных деталей, даже если они еще пригодны к эксплуатации. Следует избегать замены деталей, не выработавших свой ресурс, поэтому необходимо точно определять ресурсы всех элементов машины. Метод стандартных ремонтов целесообразно применять для машин с установившимся режимом работы, бесперебойность работы которых имеет важное значение для шахты (конвейеров наклонного подъема, магистрального транспорта и т. д.).
Периодические ремонты проводят в заранее установленные сроки с учетом специфики работы машины. Их отличительная особенность — содержание их не регламентируют. В отличие от стандартного метода ремонта, здесь замену элементов машины не планируют на основании установленного ресурса, а проводят на основании результатов анализа ее состояния. В таком случае спланировать потребность в запасных частях невозможно. Этот вид ремонта применяют для машин, работающих при переменных режимах в условиях эксплуатации.
На практике также применяют комбинированную систему ремонта, включающую элементы стандартного и периодического ремонтов и заключающуюся в том, что машину после определенной наработки осматривают, применяя различные виды ремонта, периодичность и продолжительность которых устанавливают на основании предпосылок, характерных для стандартного и текущего ремонтов. В этом1 случае допускают дальнейшую эксплуатацию одного элемента машины при отработанном ресурсе и замену другого до окончания срока его работы, предусмотренного ППР, если результаты осмотра их технического состояния говорят об этом.
Текущие ремонты ТО-1, ТО-2, ТО-3 и т. д. направлены на восстановление работоспособности транспортной машины. Их качество и объем устанавливают в зависимости от конструктивной сложности машины и ее технического состояния на время ремонта. Систематическое и качественное проведение этих ремонтов обеспечивает длительную и безотказную работу транспорта. Их выполняют силами предприятия, эксплуатирующего данную технику. Текущие ремонты проводят по графику в сроки, предусмотренные в ППР- В объем текущего ремонта входят: техническое обслуживание стандартного и периодического ремонтов, если это необходимо; работы, предусмотренные специальными инструкциями, составляемыми для каждого типа транспортной машины. Текущие ремонты производят двумя способами: 1) по узловым методам и 2) заменой изношенных деталей.
Первый способ более прогрессивный, удобный, скоростной, так как в данном случае заменяют целый узел или агрегат, ранее отремонтированным и проверенным.
При втором заменяют изношенную или разрушенную деталь; Этот способ простой, но он не обеспечивает надлежащего качества ремонта и надежности работы узла, ибо не исключено, что деталь, контактируемая с восстановленной, может оказаться недолговечной, быстро выйдет из строя и приведет к необходимости замены всего узла.
В обоих случаях изношенные узлы и детали восстанавливают как правило, на предприятие. Если восстановленные детали и узлы устанавливают на другую машину, то ремонт в этом случае называют обезличенным.
Текущий ремонт может быть различной сложности и объема. В таком случае его делят на первый, второй, третий и т. д. (Tl, Т2, Т3…). Во время текущего ремонта заменяют масло и смазку в узлах трения и тщательно анализируют работоспособность деталей.
Для стационарных транспортных машин, например магистральных конвейеров наклонного подъема, следует устанавливать плановые текущие ремонты, совмещая их с накладкой, ревизией и регулировкой составных частей и сборочных единиц, н следующей периодичностью выполнения: квартальные (НРК) —не реже 1 раза в 3 мес.; полугодовые (НРП) — не реже 1 раза в 6 мес.; годовые (НРГ) —не реже 1 раза в 12 мес.; двухгодовые (НРД) —не реже 1 раза в 24 мес.. Капитальный ремонт (К)—это восстановление работоспособного состояния машины при значительной замене и ремонте узлов и деталей. При этом полностью разбирают машину, моют и проводят дефектацию деталей, ремонтируют или заменяют все составные части, в том числе и базовые, собирают, регулируют и обкатывают машину.
Капитальный ремонт транспортных машин рудных шахт производят либо в ГлавЭМО, либо на рудоремонтных заводах. При капитальных ремонтах используют элементы технологии текущих ремонтов (методы узловой и восстановительный). Капитальный ремонт обязательно должен включать в себя работы по модернизации и совершенствованию оборудования и внедрению новой техники.
Помимо рассмотренных видов ремонта может быть аварийный ремонт, необходимость которого возникает в момент аварийных повреждений машины, возникающих из-за некачественного ранее проведенного ремонта, в результате ава^ рийной рабочей ситуации (обрушения горной массы, небрежного поведения обслуживающего персонала, взрыва и др.). По объему этот вид ремонта может носить характер текущего или капитального и выполняет его как само предприятие, так и привлеченное специализированное. Обязательное условие проведения такого ремонта — анализ причин, вызвавших повреждение транспортной машины. Обычно затраты на аварийный ремонт относят на статью «текущий ремонт».
Срок службы основных элементов машины — это ремонтно-нормативный показатель, он считается основным критерием при составлении графиков ремонта, заявок на запасные части и т. д.
В связи с этим, для более системного управления ремонтами все основные элементы транспортных машин разбивают на группы стойкости, в основу которых положен примерно одинаковый срок службы. Рекомендуют для горных транспортных машин включать в одну группу элементы с разницей в сроках службы до одного месяца.
Межремонтно-нормативные показатели для различных машин принимают на основании рекомендаций, предусмотренных в «Положении о планово-предупредительных ремонтах (ППР) механического оборудования предприятия черной металлургии СССР».
В зарубежкой практике виды ремонтов несколько отличаются от отечественных. К примеру, стандарты Великобритании предусматривают следующие виды ремонтов: плановый проводится в плановом порядке и выполняет намеченный объем работ; предупредительный (профилактический) предупреждает возможную поломку оборудования; исправительный поднимает технико-эксплуатационные качества транспортной машины до стандартного или паспортного уровня; текущий проводится при эксплуатации транспортной- машины без ее разборки и направлен для поддержания его рабочего состояния; восстановительный восстанавливает рабочее состояние транспортной машины, изъятой из эксплуатации; аварийный проводится в момент аварийной остановки транспортной машины, однако с некоторой предварительной подготовкой; внезапный ликвидирует внезапную аварию (поломку) без предварительной подготовки.
В соответствии со стандартом Великобритании предупредительный и исправительный ремонты относят к плановым ремонтам. Исправительный ремонт, в свою очередь, делят на планово-исправительный остановочный ремонт и аварийный с предварительной плановой подготовкой к нему.
Порядок выполнения ремонтов транспортного оборудования регламентируют специальные инструкции. Требования к плановым ремонтам включают, кроме ремонтных работ, составление графиков осмотра машин, смазку, наладку и устранение дефектов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Системы технического обслуживания, ремонта и их характеристика"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы