Для подъемно-транспортного машиностроения характерна обширная номенклатура изготовляемых машин. Это определяется многообразием задач механизации производственных процессов в различных отраслях народного хозяйства.
Производство ПТМ можно рассматривать как серийное, хотя ряд изделий, например краны большой грузоподъемности, изготовляют в условиях единичного и мелкосерийного производства, а такие изделия, как мостовые краны средней грузоподъемности, электрические тали, редукторы и др. В условиях крупносерийного производства. Увеличению серийности выпуска отдельных сборочных единиц и деталей способствуют получившие развитие в этой отрасли прогрессивные методы проектирования машин, основанные на унификации, нормализации и преемственности конструкций.
Эти особенности конструкций ПТМ позволяют создавать предметнозамкнутые участки производства типовых деталей и сборки сборочных единиц; для наиболее употребительных деталей и сборочных единиц, суммарный годовой выпуск которых достаточно велик, на заводах создаются специализированные поточные линии, на которых изготовляются детали одного или нескольких типоразмеров. В некоторых случаях оказывается экономически целесообразным создание не только высокомеханизированных поточных линий, но и автоматических. Например, созданы автоматическая линия, рассчитанная на годовой выпуск 120 тыс. канатных блоков диаметром 220 мм и переналаживаемая автоматическая линия сборки восьми типоразмеров роликов ленточных и роликовых конвейеров при выпуске 250—300 тыс. роликов в год.
На заводах подъемно-транспортного машиностроения, как и в любом серийном производстве, уровень технологических процессов сборки отстает от уровня технологии механической обработки, вследствие чего доля сборочных работ в суммарной трудоемкости изготовления машин значительно выше, чем в отраслях массового производства. Применение принципа поточности и стендов механизации в сборочных процессах также позволяют снизить трудоемкость и увеличить объем выпуска. Так, переход завода «Красный металлист» на поточное производство электрических талей позволил увеличить объем выпуска в 5 раз при снижении трудоемкости в 3 раза.
Большинство ПТМ имеют сложные металлоконструкции. Причем доля металлоконструкций в общем производстве ПТМ по массе составляет около 79 % и лишь 21 % приходится на детали, изготовленные из чугунного и стального литья и штампованных заготовок. На заводах ПТМ наряду с обычными механосборочными цехами возникает обособленное производство металлоконструкций, что нарушает однотипность производства. Большая масса и крупные габариты металлоконструкций ставят перед производством специфические задачи в области подачи материала для изготовления элементов, внутрискладской и внутрицеховой транспортировки, погрузки и отправки. Однако в этом случае повышение эффективности производства достигается благодаря организации поточных комплексно-механизированных линий и участков.
Впервые в практике краностроения были созданы и успешно работают механизированные переменно-поточные линии по производству пролетных и концевых балок, рам крановых тележек, а также специализированные стенды для общей сборки крановых мостов, что более чем в 3 раза превысило прежний годовой выпуск мостовых кранов.
Производство ПТМ не относится к особо сложным производствам. Здесь нет необходимости применять материалы с какими-либо специальными свойствами (жаропрочные, коррозионностойкие и др.), так как большинство деталей изготовляются из обычных черных металлов и лишь в отдельных случаях предусматривается применение высокопрочных чугунов. Точность механически обработанных деталей не является особенно высокой и обычно соответствует 9—14 квалитетам и в немногих случаях 7—8 квалитетам; требования к шероховатости поверхностей лишь в редких случаях достигают Ra =0,63 мкм.
Однако в ряде случаев для ПТМ характерно применение деталей и сопряжений с расчетными параметрами, что требует высокой стабильности свойств материалов и высокого уровня технологии для надежного обеспечения качественных характеристик этих деталей и сопряжений.
С большим трудом достигается в производстве точность некоторых параметров крупногабаритных конструкций. Ряд сложных задач возникает в области сборки машин, состоящих из пространственноразобщенных механизмов. Однако эти трудности могут быть сведены к минимуму при условии, что все механизмы будут выполнены в виде блочных и взаимозаменяемых деталей и сборочных единиц и с применением приспособлений при их сборке и сварке. Кроме того, блочность конструкций позволяет отказаться от общей контрольной сборки их на заводе-изготовителе.
Непрерывный рост потребности народного хозяйства в ПТМ и средствах механизации и автоматизации для многих отраслей производства, в том числе для автоматизации производственных процессов машиностроения, требует повышения качества машин, быстрого и эффективного их изготовления на заводах. Необходимо также на заводах совершенствовать систему обеспечения качества выпускаемых изделий и ускорить их освоение на основе совершенствования методов подготовки производства.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Специфика производства ПТМ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы