1. Медные сплавы
Сплавы на медной основе имеют большое техническое приме нение. Медь является основным компонентом таких сплавов, как латунь, бронза и твердые припои.
Латунь представляет собой сплав, состоящий в основном из меди и цинка. Латунь имеет самое широкое применение в различных отраслях промышленности. В зависимости от химического состава латуни разделяются на медно-цинковые, свинцовистые, оловянистые, никелевые и специальные. Латунь хорошо куется, прокатывается в листы различной толщины и штампуется. Латунь с примесями других цветных металлов отличается высокой прочностью и износоустойчивостью.
Система маркировки латуни установлена следующая. Марка латуни начинается с буквы Л, после которой пишутся буквы, обозначающие компоненты сплава, кроме цинка, который в марке не указывается. После букв ставятся цифры, которые определяют процентное содержание указанных в марке компонентов, причем первая цифра указывает процентное содержание меди. Названия компонентов условно обозначаются русскими буквами: К — кремний, М — марганец, Ж — железо, О — олово, С — свинец, А — алюминий. Например: марка Л-80 означает, что это медно-цинковая латунь с содержанием около 80% меди и 20% цинка. Марка ЛА-67-2,5 означает алюминиевую латунь, содержащую около 67% меди, 2,5% алюминия и остальное — цинк.
В автомобильной промышленности латунь применяется для изготовления различных втулок, краников, деталей карбюраторов, деталей системы охлаждения и различной арматуры.
Бронза — сплав меди с оловом. Бронзы, в состав которых входят, кроме меди и олова, другие элементы, носят название специальных бронз. В зависимости от химического состава бронзы разделяются на оловянистые, алюминиевые, кремнистые, бе-риллиевые, свинцовистые и другие. Бронза обладает высокой прочностью и стойкостью против истирания, устойчивостью в отношении действия атмосферного воздуха и кислот. Бронза хорошо заполняет литейные формы, дает малую усадку, хорошо поддается механической обработке.
Система маркировки бронзы буквенно-цифровая. В марке сначала ставятся буквы, — Бр, после которых пишутся буквы, означающие название компонентов, входящих в состав данной бронзы, кроме меди, которая в марке не указывается. Процентное содержание элементов обозначается цифрами. Цифры пишутся после букв в такой же последовательности. Например, марка БрОЦСНЗ-7-5-1 означает, что в этой бронзе содержится олова в среднем 3%, цинка 7%, свинца 5%, никеля 1%, остальное — медь — 84 %.
В автомобильной промышленности бронза различного химического состава применяется для изготовления втулок, вкладышей подшипников и других деталей.
Твердые припои применяются для пайки тугоплавких металлов: они обладают высокой прочностью и высокой температурой плавления. Наиболее широкое применение имеют медно-цинковые твердые припои.
Латунные припои являются сплавами меди и цинка в различном процентном соотношении. Температура плавления их колеблется в пределах 810—880° и зависит от содержания меди. С увеличением процентного содержания меди повышается и температура плавления припоя.
Твердые припои применяются для пайки меди, бронзы, латуни, железа, чугуна, стали и других металлов.
2. Оловянисто-свинцовые сплавы
Пайка латунных изделий, трубок радиаторов, жести, цинка и других металлов, а также лужение производятся оловянисто-свинцовыми сплавами, которые называются мягкими припоям». Мягкие припои плавятся при низких температурах и имеют относительно слабую прочность.
Для понижения температуры плавления мягких припоев в их состав иногда добавляют висмут, а для повышения прочности — сурьму.
3. Алюминиевые и цинковые сплавы
Алюминиевые сплавы обладают значительно большей прочностью и твердостью, нежели чистый алюминий. В то же время их физические и электрические свойства (удельный вес, теплопроводность, электропроводность) мало чем отличаются от свойств чистого алюминия. В состав алюминиевых сплавов входят: медь, цинк, магний, марганец, кремний, железо и др. Алюминиевые сплавы подразделяются на применяемые под маркой «К» в деформированном виде (прессованном, катаном, кованом) и литом виде—марка «Л». Деформируемые алюминиевые сплавы в свою очередь подразделяются на упрочняемые термической обработкой (закалка с отпуском) и неупрочняемые термической обработкой, т. е. не подвергающиеся закалке. К сплавам, упрочняемым термической обработкой, относятся дюралюмины (в марках их имеется буква Д). В состав их входят магний (до 1,8%) и марганец (до 1 %).
Алюминиевые литейные сплавы системы алюминий — кремний, содержащие кремния от 10 до 14%, называются силуминами. Эти сплавы отличаются хорошими литейными и механическими свойствами.
В автотракторной промышленности применяются преимущественно литейные алюминиевые сплавы, в которых основной добавкой к алюминию служит медь (от 4 до 14%).
Наиболее ходовыми марками алюминиевых сплавов, применяемых в автомобилестроении, являются АЛ-1 и АЛ-12. Эти сплавы используются для изготовления поршней, головок цилиндров карбюраторных двигателей, корпуса магнето, корпуса и роторов воздухонагнетателя двигателя ЯАЗ-204, корпуса тормозного крана автомобилей ЯАЗ-200 и МАЗ-205, картера сцепления автомобиля ЗИМ и некоторых других деталей.
Цинковые сплавы состоят в основном из цинка, содержание которого доходит до 95%, алюминия — от 3,5 до 4,5о/0 и меди — от 0,1 до 3,5«/0. Такие сплавы применяются для изготовления методом литья под давлением корпусов карбюраторов, топливных насосов, корпусов автомобильных сигналов, различных ручек, корпусов измерительных приборов, передних решеток радиаторов и т. д.
4. Антифрикционные сплавы
Антифрикционными сплавами называются легкоплавкие пластичные сплавы, применяющиеся для заливки подшипников с целью уменьшения трения. Структура таких сплавов представляет собой пластичную основу с вкрапленными в нее более твердыми частицами, расположенными равномерно по всей ее массе. Благодаря мягкой, пластичной основе сплава подшипник легко прирабатывается к поверхности вращающегося в нем вала. Вкрапленные в основу твердые частицы являются опорой вала, так как мягкая основа сплава изнашивается быстрее.
За счет износа основы сплава уменьшается поверхность соприкосновения вала с подшипником, благодаря чему уменьшается трение и улучшается циркуляция масла. В качестве антифрикционных сплавов применяются баббиты и свинцовистая бронза.
Баббиты представляют собой оловянисто-свинцовистые сплавы. В зависимости от процентного содержания олова они разделяются на высокооловянистые и малооловянистые. Высо-кооловянистые имеют оловянную основу, а малооловянистые — свинцовую. Во всех баббитах, кроме олова и свинца, присутствуют обязательно сурьма и медь. Сурьма увеличивает стойкость баббита против износа, а медь устраняет ликвацию и обеспечивает образование более равномерной структуры баббита. Согласно ГОСТ 1320-41 установлены следующие марки баббитов.
В автомобилестроении в настоящее время применяются главным образом баббиты марок БН и БТ.
Для заливки вкладышей подшипников двигателей с воспламенением от сжатия применяется свинцовистая бронза, обладающая высокой теплопроводностью и способностью сохранять свои свойства при нагреве до 200°.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сплавы цветных металлов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы