Регулярное движение поездов на маршруте зависит от того, как выполняется разработанное расписание.
Его выполнение зависит от следующих факторов:
— обеспеченности маршрута технически исправным подвижным составом, т. е. от качества работы технической службы;
— обеспеченности всех поездов водительскими кадрами;
— качества выполнения расписания каждым работающим на маршруте водителем;
— эффективности работы диспетчерского руководства движением.
Рис. 1. Диаграмма движения на перегоне:
I – водитель IV, II – водитель М, III – водитель К
Далее рассмотрим два из’перечисленных фактора.
Регулярное движение поездов может быть обеспечено, если каждый водитель, соблюдая .установленные правила и нормы, будет грамотно использовать технические возможности и динамические свойства управляемого им трамвайного вагона. Это значит, что водитель фактическое время движения может уменьшить или увеличить по сравнению с нормированным в зависимости от сложившейся транспортной обстановки. Именно высокое и эффективное использование предоставленных водителю технических средств характеризует его квалификацию. Рассмотрим это на конкретном примере.
Для обеспечения регулярного движения поездов на маршрутах городского пассажирского транспорта действует система учета и контроля выполнения расписания движения поездов. Эти функции выполняет диспетчерский и ревизорский аппараты Службы движения. Их основные задачи:
1) постоянный учет выполнения плана работы подвижного состава маршрутного расписания;
2) постоянный объективный контроль графика исполненного движения;
3) оперативное привлечение аварийно-восстановительных средств для ликвидации нарушений в движении;
4) обеспечение перевозочного процесса в новых, заранее не определенных условиях, предусматривающих оперативное изменение маршрутов и характера движения подвижных единиц.
Первая задача выполняется при введении на конечных и промежуточных контрольных пунктах маршрутной сети города ведомостей исполненного движения визуально наблюдаемых подвижных единиц маршрутов. Диспетчерский аппарат фиксирует все отклонения от плана (маршрутного расписания):
— брак технический и эксплуатационный с описанием причины и потери времени;
— дорожно-транспортные происшествия, происшедшие на трассе маршрута, при условии участия в них подвижных единиц данного вида транспорта;
— изменение маршрута и характера движения вследствие непредвиденных обстоятельств;
— задержки движения, происходящие на транспортной сети (сход вагона с рельсов, обрыв контактной сети, затопление дорожной сети водой и т. д.).
Вторая задача выполняется путем сравнения двух величин: числа выполненных рейсов с плановым заданием и числом рейсов, выполненных по расписанию. Выполнение расписания оценивают в соответствии с требованиями ПТЭ: рейс считается выполненным по расписанию, если отклонение от времени, предусмотренного расписанием, составляет +2 мин (опоздание) или -1 мин (нагон) на маршрутах с интервалом не менее 2 мин. При интервале 2 мин и менее отклонение от расписания допускается не более ±1 мин. Таким образом, регулярным считается такое движение, которое выполняется с интервалом между поездами в точном соответствии с расписанием или с отклонениями от интервала, предусмотренного требованиями ПТЭ.
Третья задача выполняется путем вывоза и направления автомашин помощи, тягачей и других технических средств для ликвидации последствий аварий и дорожно-транспортных происшествий. Для этой цели диспетчерский аппарат пользуется прямой телефонной и радиосвязью.
Выполнение четвертой задачи связано с оперативной разработкой наиболее оптимальных решений и доведения их до непосредственных исполнителей в кратчайший срок.
Водитель в своей работе постоянно контактирует с диспетчерским аппаратом в депо, на конечной станции, в линейных отделениях, в центральной диспетчерской. Обязанность диспетчера депо выпускать вагоны из депо и проверять готовность водителя к работе. Для обеспечения бесперебойности и безопасности перевозок диспетчер имеет право изменять режим и маршрут работы линейного водителя.
Диспетчер конечной станции выполняет первую и вторую задачу контролирует работу водителя и в соответствии с Инструкцией по учету расписания оценивает качество рейсов.
Рейсы считаются забракованными в следующих случаях:
— если водитель независимо от причины прибыл из рейса на конечную станцию с отклонениями по времени свыше допустимого;
— если водитель независимо от причины следовал через контрольные пункты с отклонением по времени свыше допустимого от расписания или от времени, соответствующего заданному пробегу;
— если водитель, хотя и прибыл на конечную станцию своевременно, но самовольно укоротил рейс или изменил маршрут следования;
— если поезд по вине водителя в начальный рейс отправился с конечного пункта несвоевременно;
— если поезд прибыл из депо на конечную станцию с отклонением по времени свыше допустимого независимо от причины;
— если водитель, хотя и прибыл на конечный пункт своевременно, но не зарегистрировал прибытие;
— если водитель не увеличил время пробега, заданного диспетчером движения;
— если поезд при выходе из депо начинает движение с противоположного пункта и водитель не отметил время на контрольных часах.
-
Время опоздания исчисляется до конечной станции и в путевке водителя отмечается как один рейс.
Рейсы не бракуются:
— при задержках на железнодорожных переездах, при производстве дорожных работ; из-за скопления автотранспорта на путях;
— при снятии графика движения на время стихийных бедствий (снежные заносы, затопление водой, гололед, туман);
— при закрытии движения по магистралям в дни праздников и пропуска колонн специального автотранспорта.
Одним из основных показателей, по которому судят о качестве работы водителя, является процент выполнения расписания или регулярность. Он определяется как отношение количества фактически выполненных рейсов по расписанию и пробегу к плановому количеству рейсов. В зависимости от процента выполнения расписания водителю начисляется производственная Премия.
Для обеспечения бесперебойности и безопасности перевозок диспетчер конечной станции имеет право направить водителя на другой маршрут, изменить маршрут следования, применить необходимые методы регулирования при сбое движения, не допустить водителя к работе в связи с его неподготовленностью. Различные приемы регулирования движения диспетчерским аппаратом зависят от конкретных условий и факторов, вызвавших нарушение движения. В основном применяют следующие приемы регулирования движения: нагон опоздания в очередном рейсе;
изменение времени отправления поездов с конечной станции; отправление поездов по вновь заданному интервалу (пробегу); отправление поездов по укороченному рейсу; отправление поездов по измененному направлению; использование резервных подвижных единиц или поездов с других маршрутов.
Нагон опоздания в пути. Если поезд прибыл на конечную станцию с небольшим опозданием, то в очередной рейс его отправляют с некоторым отклонением от расписания. Водитель должен ввести поезд в расписание, незначительно увеличив скорость движения на перегонах и несколько сократив время стоянки на промежуточных остановках. Увеличение скорости не должно превышать допустимых пределов при полном соблюдении безопасности движения и без ущерба для посадки и высадки пассажиров.
Отправление поездов по заданному интервалу. Отправление трамвая с увеличенным интервалом возможно только в особых случаях, когда на одном маршруте выбывает подряд несколько поездов (более двух). В этих случаях диспетчер дает указание дежурному конечной станции организовать отправление поездов данного маршрута с равными увеличенными интервалами, которые определяются по следующему примерному расчету. На одном из маршрутов выбыло подряд три поезда. По утвержденному расписанию на маршруте должно работать 12 поездов с равными трехминутными интервалами. Продолжительность оборотного рейса, установленного расписанием для данного периода дня, равна 36 мин. Диспетчер определяет вначале количество поездов, оставшихся в движении на маршруте (12-3 = 9 поездов), а затем новый интервал отправления поездов путем деления продолжительности оборотного рейса на количество поездов, оставшихся в движении.
Отправление поезда в укороченный рейс. Если время опоздания поезда, прибывшего на конечную станцию, велико, то для введения поезда в расписание диспетчер сокращает время пробега и отправляет поезд в укороченный рейс. Расчеты различных вариантов регулирования движения по методу укороченных рейсов для каждого маршрута трамвая в виде инструкции вручаются диспетчерам.
Отправление поездов в удлиненный рейс вызвано теми же причинами. Отправление поезда по измененному направлению. В ряде случаев вместо отправления поезда по укороченному рейсу более целесообразно отправить его в один рейс с несколько измененным направлением следования. Этот прием обычно используется, если необходимо усилить движение на наиболее загруженных направлениях. К следующему рейсу поезд прибывает на конечную станцию в установленное расписанием время и отправляется обычным порядком. О каждом отправлении поезда измененным направлением пассажиры должны быть заранее предупреждены.
Использование резервного поезда. Этот прием применяется при выбытии поездов с линии или при необходимости усилить движение на особо загруженных направлениях. Резервные поезда обычно находятся в депо и выезжают на линию по указанию центрального диспетчера.
Изменение времени отправления поездов с конечной станции. Если поезда шли с равномерными интервалами, а затем один поезд или машина выбыла из движения, то следует предыдущий поезд задержать на время, равное 1/3 интервала, а последующий поезд отправить на 1/3 интервала раньше времени, установленного расписанием, за счет уменьшения времени стоянки поезда на станции.
Все сведения о движении диспетчер конечной или промежуточной контрольной станции заносит в станционную ведомость и в путевой лист водителя. Путевой лист водителю выдает диспетчер депо. Путевой лист является отчетным документом и содержит следующую информацию:
наименование или номер депо, маршрут следования; № поезда, тип вагона, № вагона; время выхода и прихода в депо; табельные номера водителей каждой смены; подпись диспетчера, выпустившего вагон на линию; подпись мастера или механика по выпуску; фактическое время, отработанное каждым водителем по видам работ: линейное, ночное, подготовительно-заключительное; вид, количество и время внутрисменных простоев; количество плановых по расписанию рейсов в каждой смене и время внутрисменных простоев; количество плановых по расписанию рейсов в каждой смене и в целом на поезде; количество выполненных рейсов по расписанию; отметка о приемке и сдаче вагона на линии при смене бригад; отметка времени прибытия и отправления по каждому рейсу и качестве их выполнения. Забракованный рейс, как правило, отмечается знаком X, выполненный — знаком Р.
Диспетчерскому аппарату для оценки ситуаций, возникающих во время движения трамваев, приходится собирать и фиксировать значительный объем информации. Проанализировав полученную информацию, диспетчер должен принять оперативное решение. Сбор огромного объема информации и принятие решения в современных условиях крайне сложны. В настоящее время благодаря новейшим достижениям в области автоматики, телемеханики, вычислительной техники и радиосвязи на городском пассажирском транспорте внедряются автоматизированные системы управления движением. Эти системы помогают определять места подвижной единицы на маршруте, учитывать существующие пассажиропотоки, устанавливают прямую связь водителей с диспетчерским аппаратом Службы движения, с помощью вычислений оптимальных решений выдают водителям рекомендации о режимах движения, обрабатывают и накапливают информацию об условиях работы подвижного состава на линии.
В Советском Союзе разработаны автоматизированные системы диспетчерского управления движением автобусов и городского электротранспорта. Уже накоплен опыт эксплуатации подобных систем в Омске, Алма-Ате, Нальчике и других городах. В скором времени система управления., движением наземного городского транспорта АСУ “Рейс” появится в Москве.
Опыт эксплуатации первых образцов автоматизированных систем показал, что они позволяют существенно повысить эффективность контроля за работой подвижного состава, регулярность движения, качество обслуживания пассажиров.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Способы регулирования движения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы