В связи с повышением мощности двигателей, изменением1 их конструкции, усложнением эксплуатации условия работы масел в современных двигателях стали более жесткими. Однако сроки замены масел непрерывно увеличиваются благодаря улучшению их качества. Преждевременная смена масел экономически нецелесообразна, поскольку увеличивается их расход, затраты на техническое обслуживание, на запасные части и т. д. Неоправданное увеличение сроков службы масел приводит к повышенному износу детали двигателя, что снижает надежность двигателя и увеличувает отказы в его работе. Определение оптимальной периодичности смены масел является трудоемкой длительно работой, имеет важное экономическое и техническое значение.
Периодическое добавление масла в процессе эксплуатации частично восстанавливает первоначальные свойств масел. Через определенное время масло подлежит полно замене. Периодичность замены зависит от свойств масел типа двигателя, его технического состояния, условий эксплуатации, технического состояния масляной системы, способа фильтрации, используемого топлива, классности водителя и других параметров. Кроме этого, происходит загрязнение масел твердыми продуктами окисления масла, углеродистыми частичками, пылью, песком, попадающими в масло извне, металлическими частичками, образующимися в результате износа деталей двигателя, и продуктами коррозии металлов, несгоревшим топливом, сернистыми соединениями, содержащимися в отработавших газах, водой, образуемой при конденсации из отработавших газов и попадающей извне с воздухом, а также испарение легких фракций масла.
Загрязнение масла происходит в процессе его транспортировки, хранения и заправки. Количество механических примесей в масле может составлять 0,2%. При таком загрязнении во время заправки, например, дригателя автомобиля АЗЛК-412, количество нерастворимых в масле механических примесей достигает 10 г.
Рис. 1. Старение моторного масла М-6з/101 в условиях городской эксплуатации легкового автомобиля Г 3-24 (такси):
1 — щелочное число; 2 — механические примеси.
Примеси, попадающие извне и образующиеся в процессе эксплуатации масла, изменяют характер трения, засоряют масляные фильтры и каналы, увеличивают температурный режим работы деталей двигателя, вызывают их повышенный износ.
Загрязнение масла примесями вызывается повышением прорыва газов в масляный картер, а также продуктами неродного сгорания топлива. Повышенное содержание механических примесей в масле свидетельствует о плохом техническом состоянии системы фильтрации. В результате использования полнопоточной тонкой очистки мо
Таблица 1.
Содержание загрязняющих примесей в масле, прорыв газов в картер и угар масла в бензиновом двигателе различной степени изношенности моторного масла износ основных деталей двигателя снижается в 2—3 раза и значительно увеличивается срок службы моторного масла.
Рис. 2. Темп износа вкладышей подшипников коленчатого вала автомобильного двигателя в зависимости от его аэрации.
Современные двигатели характеризуются уменьшением объемов масляной системы (на 735 Вт их мощности),что увеличивает производительность масляных насосов и кратность пиркуляции масла в двигателе. Последнее повышает насыщение масла воздухом, что в свою очередь ведет к увеличению скорости окисления масла и повышению износов.
Наряду с эксплуатацией на форсированных режимах Зля многих автомобилей характерна работа двигателя с частями остановками, продолжительной работой на холостом ходу.
При таком режиме, Особенно в зимний период времени, двигатели работают на низкотемпературных режимах. Например, в городских условиях при температуре окружающего воздуха —10 °C – —15 °C и поездке на расстояние до 12—20 км температуре охлаждающей жидкости в системе охлаждения составляет около 50 °C. При пониженных тепловых режимах работы двигателя увеличивается скорость образования низкотемпературных осадков, загрязнение масла вследствие неполного сгорания топлива и повышенной конденсации водяных паров.
Длительная работа двигателя на пониженных режимах приводит к загрязнению поршней, колец, повышенному расходу масла вследствие увеличения угара масла.
Существенное влияние в дизелях на образование углеродистых и других отложений оказывает топливо. В отработавших газах дизелей содержится значительное количество сажи. Количество сажи, попадающей в масло, например, в двигателе типа ЯМЗ-238 за 200 ч работы может составлять от 60—70 до 500—600 г. Чем хуже техническое состояние двигателя, тем больше сажи содержится в отра ботавших газах и тем больше попадает ее в масло.
Состав, а также количество отложений на деталях двигателя ведет к серьезным нарушениям в работе двигателя I может служить причиной выхода его из строя.
Влияние топлива на количество органических отложе ний в масле резко уменьшается при работе двигателя на газообразном топливе. Так, примесей в масле дизельных двигателей в 5 раз больше, чем в бензиновых и в 10—20 ра: больше, чем в масле двигателей, работающих на газообразном топливе. По данным НАМИ, в масле двигателя, рабо тающего на газообразном топливе, после 10 000 км пробег! примесей значительно меньше, чем после 5000 км пробег того же автомобиля, работающего на бензине; в масле автомобиля ЗИЛ-158Ж, работающего на газообразном топли ве, после 5000 км пробега количество примесей составлял 0,07%, после 10 000 км пробега — 0,11%, а в масле автомобиля ЗИЛ-158, работающего на бензине, содержант примесей после 5000 км пробега составляло 0,4%.
Старение масла приводит к закоксовыванию поршневых колец, их пригоранию, потери подвижности; повышению температуры деталей цилиндропоршневой группы из-за ухудшения теплоотвода; заклиниванию клапанов в направляющих втулках; прогару клапанов; уменьшению проходного сечения впускного и выпускного трактов; загрязнению сеток маслоприемников насосов, фильтров, масляных каналов системы смазки, дренажных отверстий в маслосъемных кольцах и поршне; изменению вязкости масла; повышению коррозионного износа деталей цилиндропоршневой группы; абразивному износу деталей твердыми частичками примесей; коррозии подшипниковых сплавов и ржавлению железосодержащих деталей.
Фильтрующие элементы, вентиляция картера замедляют, но не предотвращают старение масел. Периодичность замены масел устанавливается на основе тщательного изучения эксплуатационных свойств масел, их изменения в процессе эксплуатации. В последние годы автотракторный парк существенно модернизирован, используются качественные новые масла. Принятая в настоящее время периодичность смены масел недостаточно теоретически и практически обоснована, так как лишь частично учитывает опыт эксплуатации новой техники. Поэтому требуется корректировка сроков смены масел, устанавливаемых заводом изготовителем, после накопления и изучения достаточных эксплуатационных результатов. Установление сроков смены масел по изменению цвета в настоящее время не представляется возможным. Масло чернеет через несколько десятков часов работы вследствие приработки присадок. Несмотря на черный цвет, масло обладает высокими эксплуатационными показателями качеств.
Для повседневного контроля за качеством работающего масла не годятся такие методы, как определение содержания продуктов износа и определение щелочности, хотя эти анализы являются наиболее обоснованными и достоверными для определения срабатываемости масел.
Сроки работы масел устанавливаются исходя из экономической и технической целесообразности. Длительность работы масел в двигателях, работающих на газообразном топливе, в 2 раза больше по сравнению с длительностью работы масел в двигателях, работающих на жидком топливе. При работе двигателя на этилированном бензине срок службы моторного масла снижается в 1,5—2 раза по сравнению со сроком службы масла, работающего в двигателе на неэтилированном бензине. Периодичность замены масла устанавливает завод-изготовитель и указывает в карта и таблицах смазок. Для увеличения срока службы масла при его замене необходимо проводить промывку масляной системы.
Таблица 2.
Показатели работавших масел
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Срабатываемость и смена масел"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы