В качестве топлива для питания двигателей внутреннего сгорания могут быть использованы любые вещества, способные при сгорании выделить тепло, необходимое для осуществления рабочего цикла.
Из всех известных видов топлива для двигателей внутреннего сгорания наиболее подходящими оказались в основном жидкие продукты переработки нефти. В меньшей степени в качестве моторного топлива применяют природные или полученные искусственным путем газы (доменный колошниковый газ, а также газы, получаемые при газификации твердых топлив в газогенераторах и др.).
Газообразные естественного происхождения топлива обеспечивают наиболее надежную работу двигателя с малыми износами деталей, однако применение их связано с определенными эксплуатационными неудобствами.
При транспортировке и хранении они требуют специальных сложных заправочных станций и наличия на тракторе громоздких емкостей для газа. Это привело к тому, что газообразные топлива для питания тракторных и комбайновых двигателей находят применение только в районах газовых промыслов, где их стоимость достаточно низка.
Наиболее же распространенным видом топлива для двигателей транспортных и сельскохозяйственных машин в настоящее время во всех странах остается жидкое топливо нефтяного происхождения.
Топлива для карбюраторных двигателей. Карбюраторные двигатели в сельском хозяйстве СССР находят применение только в виде вспомогательных пусковых двигателей на дизелях. В качестве топлива для этих двигателей применяется бензин, являющийся смесью группы легких углеводородов. Получается бензин в результате прямой перегонки нефти или переработки ее с помощью крекинга или гидролиза. В зависимости от конструктивных особенностей двигателей нефтяной промышленностью выпускаются несколько различных сортов бензина, из которых для питания двигателей в сельском хозяйстве используются сорта А-66 и А-72, где цифры означают октановое число бензина, характеризующее его антидетонационные качества, т. е. способность обеспечить нормальную, бездетонационную работу двигателя на всех режимах.
Для повышения октанового числа низкосортных бензинов применяется добавка к ним различных «антидетонаторов», из которых наибольшее распространение получил тетраэтилсвинец в виде так называемой этиловой жидкости. Необходимо отметить, что применение этилированных бензинов в городах запрещено, вследствие ядовитости соединений свинца, выносимых в атмосферу выхлопными газами двигателя.
Подавляющее большинство пусковых двигателей тракторных дизелей выполняется двухтактными с кривошипно-камерным способом продувки цилиндров. Вследствие невозможности осуществления в этих двигателях циркуляционной смазки масло в них для смазки деталей кривошипно-шатунного механизма и поршней подается вместе с топливом в виде бензомасляных смесей, содержащих масло и бензин в отношении от : до : 40.
Дизельные топлива. Для питания дизелей применяют жидкие продукты переработки нефти, называемые дизельным топливом.
Качество дизельного топлива в СССР регламентируется специальными стандартами, содержащими требования к ряду показателей топлива, определяющих их эксплуатационные свойства.
Цетановое число характеризует способность топлива к самовоспламенению и «мягкому» сгоранию с малыми, скоростями нарастания давления в цилиндре.
В СССР цетановое число дизельных топлив определяется путем сравнения испытуемого топлива с эталонным на специальной моторной установке. При необходимости более точного определения цетанового числа пользуются специальным топливом, состоящим из смеси цетана и метилнафталина, применяемых в качестве эталонов. Наибольшей склонностью к самовоспламенению обладает цетан, а наименьшей метилнафталин. Цетановое число численно равно процентному содержанию цетана в эталонном топливе, обладающем одинаковыми свойствами с испытываемым.
Для нормальной работы дизеля необходимо, чтобы цетановое число топлива равнялось 40— 50 единицам.
Для питания быстроходных дизелей применяют исключительно дистиллятные топлива, свойства которых регламентируются ГОСТом 4749—49 и ГОСТом 305—62.
Топливо ДЗ (дизельное зимнее) используется для питания дизелей в зимнее время при температурах не ниже —30 °С, что вполне достаточно для большинства районов Советского Союза.
ГОСТ 4749—49 предусматривает выработку четырех сортов дизельного топлива, области применения которых определяются диапазонами температур окружающей среды при работе дизеля.
Топливо ДЛ (дизельное летнее) является основным сортом топлива для дизелей и приме-пературах —40—50 °С применяется топливо марки ДА (дизельное арктическое).
Топливо ДС (дизельное специальное) предназначается в основном для быстроходных судовых дизелей, работающих в закрытых помещениях.
Это топливо имеет повышенное цетановое число и высокую температуру вспышки.
Дизельные топлива по ГОСТу 4749—49 большей частью вырабатываются из малосернистых нефтей кавказских месторождений. Они содержат не более 0,2% серы и имеют довольно узкий фракционный состав. Эти топлива являются наиболее качественными, но сырьевые ресурсы для их выработки ограничены.
Наибольшее распространение для питания тракторных дизелей имеют дизельные топлива, вырабатываемые по ГОСТу 305—62 из нефтей с повышенным содержанием серы в основном восточных месторождений.
Эти топлива отличаются от топлив, вырабатываемых по ГОСТу 4749—49, более широким фракционным составом, повышенным (до 0,6— 1,0%) содержанием серы и несколько расширенными пределами вязкости. Сравнительно низкие предельные температуры вспышки позволяют использовать в составе этих топлив более легкие фракции нефти.
Хотя ГОСТ 305—62 допускает общее содержание серы в топливе 0,6—1,0%, однако жестко ограничивает содержание меркаптановой серы в пределах до 0,01% при отсутствии сероводорода, ибо эти соединения являются наиболее агрессивными, вызывающими коррозию топливной аппаратуры. Меркаптаны вызывают также выпадание из топлива в топливопроводах и агрегатах системы питания смол, нерастворимых и студнеобразных осадков, забивающих топливные фильтры. Это снижает стабильность топлив при хранении и может вызывать нарушения работы топливной аппаратуры.
При использовании для питания дизеля топлив с повышенным содержанием серы необходимо применять моторные масла со специальными нейтрализующими и моющими присадками, уменьшающими вредное действие соединений серы в продуктах сгорания топлива на детали двигателя — гильзу цилиндра, поршень, поршневые кольца, клапаны, распылитель форсунки и др. Такими присадками являются отечественные присадки ЦИАТИМ-339, ВНИИНП-360 и другие эффективные комплексные присадки.
В связи с ограниченным содержанием в нефти дизельных топливных фракций (при прямой перегонке обычно в пределах 15—17%, а при вторичной переработке — каталитический крекинг, коксование до 20—22%) и увеличивающейся потребностью в дизельном топливе возникла проблема увеличения выработки топлив для дизелей. Эта проблема решается за счет создания специальных так называемых «многотопливных» дизелей, рабочий процесс которых организован таким образом, что сжигание топлива различного состава от бензина до тяжелого дизельного осуществляется с одинаковой эффективностью, а топливная аппаратура имеет специальные устройства, корректирующие величину цикловой подачи в зависимости от вязкости применяемого топлива.
Другим путем увеличения ресурсов дизельных топлив является расширение их фракционного состава за счет вовлечения тяжелых бензиновых фракций и др.
Указанные мероприятия увеличивают долю дизельных топлив при переработке нефти и тем самым обеспечивают возможность роста количества дизелей, являющихся наиболее экономичными из существующих двигателей внутреннего сгорания.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Топливо для карбюраторных и дизельных двигателей трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы