Дизель-электрический трактор ДЭТ-250 класса т Челябинского тракторного завода предназначен для тяжелых землеройных и транспортных работ на строительстве гидротехнических и мелиоративных сооружений, железных и шоссейных дорог и других объектов.
Эксплуатационные качества позволяют использовать трактор ДЭТ-250 на работах в угольной, горнорудной, лесной и нефтяной промышленности, а также на сельскохозяйственных работах в крупных хозяйствах.
Дизель-электрический трактор ДЭТ-250 по конструкции отличается от других тракторов промышленного назначения. Электромеханическая силовая передача автоматически изменяет скорость движения трактора и его тяговое усилие в зависимости от преодолеваемых внешних сопротивлений, создавая наиболее экономичный режим работы и обеспечивая высокую производительность трактора.
На тракторах установлен двигатель В-ЗО (В-ЗОБ).
Силовая передача. Двигатель В-30 через фрикционную муфту, карданный вал и редуктор вращает якорь силового генератора, питающего тяговый электродвигатель, который через соединительную муфту, центральную передачу, планетарные механизмы поворота и конечные передачи вращает ведущие колеса гусеничных движителей. Силовую передачу условно можно разделить на механическую и электрическую части.
Рис. 1. Трактор ДЭТ-250.
Механическая часть силовой передачи включает в себя фрикционную муфту, карданный вал и редуктор, а также задний мост и конечные передачи.
Фрикционная муфта — многодисковая сухая центробежного типа. При неработающем двигателе ведущие и ведомые диски муфты разъединены. Включение муфты производится автоматически при 400—500 об/мин. коленчатого вала двигателя. Ведущий барабан муфты установлен на носке коленчатого вала дизеля, а ведомый барабан соединен с передней муфтой ведущего карданного вала.
Ведущий карданный вал задним концом соединен со шлицевым отверстием ведущей шестерни редуктора силового генератора.
Редуктор силового генератора состоит из корпуса, в котором на шариковых подшипниках смонтированы ведущая и ведомая косозубые шестерни. Ведущая шестерня на внутренней поверхности ступицы имеет Шлицы, которыми она зацепляется с ведущим карданным валом и с зубчатой муфтой ведомого карданного вала. Последний служит для привода вала отбора мощности, а также насосов гидросистем навесной и силовой передач. Ступица ведомой шестерни имеет внутренние зубья, которыми она связана с промежуточной зубчатой муфтой. Последняя, в свою очередь, внутренними зубьями насажена на шестерню вала силового генератора. Корпус редуктора состоит из двух половин, стянутых болтами и шпилькам».
Рис. 2. Планетарный механизм поворота и центральная передача трактора ДЭТ-250
Задний мост включает в себя центральную передачу, размещенную в центральном отсеке корпуса заднего моста, и два планетарных механизма поворота, установленных в боковых отсеках по обе стороны от конической передачи.
Центральная передача состоит из двух конических шестерен. Ведущая коническая шестерня полужесткой муфтой соединена с валом тягового электродвигателя. Ведомая шестерня крепится к фланцу ступицы, установленной на шариковом и роликовом подшипниках, стаканы которых поставлены в отверстия перегородок корпуса. Ступица внутри имеет шлицы, в которых установлены ступицы фланцев, соединяющих ведомую шестерню с планетарными механизмами поворота. Ступицы фланцев стянуты валиком.
Каждый планетарный механизм поворота имеет планетарный ряд, блокировочный фрикцион, тормоза планетарного механизма поворота (ПМП) и остановочные.
Планетарный ряд включает в себя солнечную шестерню, водило, венечную шестерню и четыре сателлита. Солнечная шестерня монтируется на двух шариковых подшипниках на ступице водила, вращающегося на роликовом и шариковом подшипниках, и болтами скреплена с барабаном. На шлицевом конце ступицы водила установлен фланец барабана остановочного тормоза. Водило шлицами соединено с валом, передающим вращение через вал ведущей шестерне конечной передачи. Сателлиты, установленные в окнах водила на роликовых подшипниках, находятся в зацеплении с солнечной и с венечной шестернями. Венечная шестерня наружными зубьями при помощи муфты соединяется с зубчатой муфтой, скрепленной болтами с фланцем.
Блокировочный фрикцион-—-многодисковый, работает в масле. Он имеет два барабана, четыре стальных диска, пять дисков с металлокерамическим покрытием, отжимной диск, нажимной диск и двенадцать пружин.
Барабан, являющийся также барабаном остановочного тормоза, внутренними зубьями находится в постоянном зацеплении с дисками. Внутренний барабан, который изготовлен за одно целое с барабаном тормоза ПМП, наружными зубьями сцеплен с дисками. Отжимной диск установлен на ступице водила. Пружины при отсутствии подачи масла отодвигают нажимной диск, выключая фрикцион. При поступлении масла под давлением в полость А цилиндра блокировочного фрикциона нажимной диск сжимает диски, блокируя солнечную шестерню с водилом и включая транспортный режим движения.
Тормоза солнечных шестерен планетарного механизма поворота (тормоз ПМП)—ленточные плавающего типа. Лента состоит из четырех литых колодок с фрикционными накладками. Реактивные штанги и удерживают ленту от поворачивания с тормозным барабаном. Верхние концы ленты соединены с рычагами и ножниц.
Остановочные тормоза также ленточные. Они отличаются от тормозов ПМП более широкой лентой и иным расположением рычагов.
Механизм управления тормозами смонтирован в корпусе, отлитом из алюминиевого сплава, где размещаются цилиндры и соответственно управления остановочным тормозом и тормозом ПМП.
В каждом цилиндре установлен поршень, уплотненный манжетами. При работающем двигателе масляный насос гидросистемы силовой передачи создает давление, необходимое для работы тормозов. В этом случае при соответствующем положении рычага управления тормозами масло перемещает поршень, который через шток и систему рычагов воздействует на рычаги и ленты. Пружина обеспечивает возврат поршня в исходное положение.
Рис. 3. Механизм управления тормозами трактора ДЭТ-250.
Гидравлическая система силовой передачи включает в себя масляный резервуар в корпусе заднего моста, масляный насос, масляный фильтр-гидроциклон, распределительные золотники, манометр, бустеры и фрикционов, цилиндры и тормозов ПМП и цилиндры и остановочных тормозов.
Гидравлическая система обеспечивает управление трактором на рабочем и транспортном режимах и смазку узлов и деталей заднего моста.
Масляный насос — односекционный шестеренчатый. Приводится он от ведомой конической шестерни раздаточного редуктора с помощью вертикального валика. Предохранительный клапан ограничивает давление масла в пределах 18—20 кГ/сл2.
Гидроциклон обеспечивает центробежную очистку масла. Твердые частицы и прочие примеси собираются в бункере гидроциклона, в котором имеется спускное отверстие.
Клапан управления поддерживает давление в системе в пределах 6—9 кГ/см2.
Распределительный золотник обеспечивает подключение рабочих органов к системе гидроуправления или к сливу.
Раздаточный редуктор, установленный на верхней плоскости корпуса заднего моста, передает вращение на вал отбора мощности, на гидронасос и на привод масляного насоса силовой передачи. Его ведущий вал соединен карданным валом с редуктором силового генератора.
Рис. 4. Схема гидравлической системы силовой передачи трактора ДЭТ-250.
Конечные передачи представляют собой двухступенчатые редукторы, в которых первой ступенью служит пара цилиндрических шестерен с передаточным отношением 1,75, а второй ступенью— планетарный ряд с передаточным отношением 4,85. Ведущая цилиндрическая шестерня установлена в двух роликовых подшипниках, а ведомая закреплена на шлицах хвостовика солнечной шестерни, также установленной на двух подшипниках, смонтированных в крышке и картере. Эпициклическая шестерня приварена к кронштейну, прикрепленному к картеру. Между ней и солнечной шестерней установлены на роликовых подшипниках четыре сателлита, оси которых запрессованы в водило. Последнее расположено на двух роликовых подшипниках, смонтированных внутри кронштейна.
На шлицевом конце вала водила установлена зубчатая муфта, соединяющая конечную передачу с диском ступицы ведущего колеса.
Комбинированные уплотнения предотвращают попадание грязи в полость подшипников и вытекание смазки.
Электрическая часть силовой передачи трактора состоит из силового генератора ДК-510Б, тягового электродвигателя ЭДТ-166А, возбудителя тягового электродвигателя ДК-913А, аппаратов управления и электрических цепей.
Силовой генератор ДК-510Б-1 — шестиполюсный постоянного тока с дополнительными полюсами. Устанавливается он под кабиной трактора на четырех опорах. На остове генератора закреплены болтами главные и дополнительные полюса, на которых намотаны обмотки возбуждения. Остов с двух сторон закрыт подшипниковыми щитами, в которых установлены подшипники—задний роликовый и передний шариковый вала генератора. Якорь генератора имеет обмотку, размещенную в его пазах и соединенную с коллектором. Коллектор собирается из 252 медных пластин, установленных между втулкой коллектора и конусом, стянутых болтами.
Рис. 5. Конечная передача трактора ДЭТ-250.
На переднем подшипниковом щите на трех кронштейнах закреплены шесть щеткодержателей со щетками. Вентилятор устанавливается на конце вала, противоположном коллектору. На концах вала генератора, выходящих из подшипниковых щитов, установлены зубчатая муфта для соединения с редуктором привода генератора и полумуфта для соединения с возбудителем ДК-913А, закрепленным на переднем подшипниковом щите генератора.
Тяговый электродвигатель ЭДТ-166А — четырехполюсный постоянного тока с дополнительными полюсами. Размещается он в заднем отсеке рамы трактора па трех кронштейнах.
В литом остове электродвигателя установлены основные и между ними дополнительные полюса с обмотками. В подшипниковых щитах и смонтированы роликовые подшипники и вала якоря. Коллектор якоря собирается из 232 меднокадмиевых пластин, установленных между втулкой коллектора и конусом, стянутыми болтами. На четырех пальцах, прикрепленных к стенке остова, закреплены щеткодержатели со щетками.
Возбудитель ДК-913А питает обмотку специального возбуждения тягового электродвигателя при нагрузке на крюке трактора. Возбудитель— машина постоянного тока без дополнительных полюсов. Устанавливается она на переднем подшипниковом щите генератора. В крышках остова возбудителя на двух шариковых подшипниках вращается якорь, вал которого соединен полумуфтой и кольцом с валом силового генератора. Охлаждающий воздух от генератора подводится по патрубку. Техническая характеристика возбудителя приведена
Аппараты управления электрической частью силовой передачи трактора размещаются на контактной панели ТП-60, установленной на стенке кабины. На панели смонтированы: четыре контактора КПД-121, из которых два обеспечивают включение и отключение тока в цепи независимого возбуждения тягового электродвигателя (один при движении вперед, а другой — при движении назад), а два другие служат для замыкания и размыкания цепи возбуждения возбудителя при аналогичных положениях; контактор КПД-113 — для включения и выключения тока в цепи независимого возбуждения силового генератора;
Рис. 6. Силовой генератор ДК.-510Б.
Рис. 7. Тяговый электродвигатель ЭДТ-166А.
два реле типа Р-3100 —одно для шунтировки нормально замкнутых контактов контроллера, а второе используется как токовое реле максимальной защиты от перегрузок; селеновый выпрямитель типа АВС-100-108 — для предотвращения протекания тока через обмотку возбуждения возбудителя в обратном направлении.
В электрической схеме имеются плавкие предохранители типов ПР-2 и ЗП, а также панель сопротивлений ПС-63В.
Ходовая часть. Гусеничный движитель, монтируемый па раме тележки, имеет направляющее колесо с натяжным механизмом, шесть опорных катков, три поддерживающих ролика и гусеничную цепь. На тракторе установлены две тележки.
Рама тележки — сварная из двух продольных балок, между которыми установлены пять кронштейнов, придающих жесткость, и упоры балансиров подвески. В продольных балках закреплены кронштейны подвески. К средней части продольной балки приварено кольцо для крепления навесных орудий.
Рис. 8. Направляющее колесо с натяжным механизмом трактора ДЭТ-250.
Направляющее колесо — литое с двумя ободами. Установлено оно на оси на двух роликовых цилиндрических подшипниках. На выступающий конец осн напрессованы с обеих сторон ползуны, к которым крепятся захваты, предотвращающие возможность осевого и вертикального перемещений направляющего колеса. Для регулировки предусмотрены прокладки, установленные между ползунами и захватами. Захваты прикреплены к коромыслу с хвостовиком. Фланец натяжного механизма упирается в пружины и 8, которые другим концом упираются в упор. Пружины предварительно сжаты при помощи стяжного болта с гайкой. Натяжной механизм — гидравлический. По конструкции он сходен с натяжным механизмом трактора Т-130, описанным выше.
Поддерживающий ролик имеет два обода, ступицы которых закреплены на оси, установленной на двух шариковых подшипниках в корпусе. С обеих сторон корпус закрыт упорными крышками с уплотнением из шлифованных стальных колец, прижатых друг к другу пружиной, поставленной в резиновой манжете. В оси ролика имеется отверстие, закрытое пробкой, через которое вводят смазку во внутреннюю полость ролика.
Опорный каток имеет два обода, закрепленных на оси. Ось поставлена в ступице большой головки балансира на двух роликовых и и одном шариковом подшипниках. Между подшипниками п установлена распорная втулка. Ступица балансира с обеих сторон закрыта крышками, в которых смонтированы уплотнения из шлифованных стальных колец, прижатых друг к другу пружиной, поставленной в резиновой манжете. В оси катка имеется отверстие для подачи смазки, закрываемое пробкой.
Подвеска — эластичная торсионная, раздельная для каждого опорного катка. Каждый узел подвески включает в себя балансир, трубку балансира, торсионный вал и уплотнения. Балансир представляет собой отливку с двумя головками. В большой головке (ступице) смонтирован опорный каток, а меньшая головка имеет отверстие со шлицами, которыми надевается на трубу балансира. Труба балансира может поворачиваться во втулках кронштейнов подвески рамы тележки. Хвостовик торсионного вала соединен со шлицами внутреннего отверстия трубы балансира. Сальники и поджаты крышками. Смазка подается через отверстия, закрытые пробками.
Низковольтное электрооборудование работает при номинальном напряжении в. Основными его агрегатами являются: генератор постоянного тока мощностью кет; реле-регулятор; четыре аккумуляторные батареи, соединенные попарно последовательно и парами — параллельно; электродвигатель СИ-45 инерционного стартера с магнитным контактором КМ-400Д; электродвигатель МВ-42 редуктора обогревателя дизеля и вентиляторов кабины; электродвигатель Д-100 топлпво-подкачивающего насоса; электродвигатель МН-1 с кнопкой включения и автоматом защиты типа АЗС-ЗО маслозакачивающего насоса; две пусковые катушки зажигания типа КП-4716 со свечами зажигания; электронагреватель топлива общей мощностью 400 вт; звуковой сигнал типа С-58; четыре фары типа ФГ-10; стеклоочистители типа СЛ-5; переносная лампа; малогабаритный заправочный агрегат с электродвигателем МЗА-З; автоматы защиты сети АЗС-10 и АЗС-ЗО; включатель батареи типа ВБ-404, а также различные включатели, переключатели, предохранители и контрольно-измерительные приборы.
Рис. 9. Подвеска и опорный каток трактора ДЭТ-250.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Трактор ДЭТ-250"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы