Это универсальный пропашной трактор с задними ведущими и передними направляющими колесами. Трактор предназначен для выполнения различных сельскохозяйственных работ на повышенных скоростях. На тракторе установлен двигатель Д-48Л.
Силовая передача. Муфта сцепления — двойная. Состоит она из главной муфты сцепления и муфты привода к валу отбора мощности, собранных в единый агрегат. Муфта сцепления — фрикционная сухая постоянно замкнутого типа с двумя ведомыми дисками. Ведомый диск главной муфты установлен на шлицах вала, который проходит внутри трубчатого вала привода вала отбора мощности. Ведомый диск поставлен на шлицах вала, который выполнен за одно целое с ведущей шестерней привода, находящейся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней. Эта шестерня насажена па трубчатый вал, смонтированный в двух шариковых подшипниках, установленных в корпусе муфты.
Рис. 1. Трактор МТЗ-5ЛС.
Маховик двигателя имеет пальцы, на которые надеты нажимные диски. Ведомые и нажимные диски сжаты пружинами, размещенными в стаканах, установленных в отверстиях опорного диска. Ведомый диск муфты привода к валу отбора мощности дополнительно сжимается пружинами, надетыми на специальные штыри.
Задний нажимной диск связан с отжимными рычагами тягами. Управление обеими муфтами производится одной педалью, соединенной тягой с рычагом, сидящем на конце валика, на котором закреплена вилка, охватывающая цапфы корпуса отводки. При нажатии на педаль сначала выключается главная муфта сцепления, а затем муфта сцепления вала отбора мощности.
Соединительная муфта соединяет вал главной муфты сцепления с первичным валом коробки передач. Она представляет собой одинарную упругую муфту с резиновыми элементами. Передняя вилка соединительной муфты выполнена за одно целое с валом.
Коробка передач — механическая десятискоростная без прямой передачи. Смонтирована она в переднем отсеке общего корпуса силовой передачи. На первичном валу установлена ведущая шестерня, вращающаяся на двух роликовых подшипниках, смонтированных в стакане. Промежуточный вал установлен в двух шариковых подшипниках. На валу смонтированы блок шестерен с ведомой.
Рис. 2. Муфта сцепления трактора МТЗ-5ЛС:
а — продольный разрез; б — разрез по упорному болту; в — разрез по соедини тельному пальну.
шестерней постоянного зацепления и ведущие шестерни: — второй передачи, 10— третьей передачи, — первой передачи, — заднего хода и блока шестерен четвертой и пятой передач.
Рис. 3. Коробка передач трактора МТЗ-5ЛС.
Вторичный вал выполнен за одно целое с конической шестерней центральной передачи. Он установлен соосно с первичным валом в шариковом и роликовом подшипниках. По его шлицам перемещаются три блока ведомых шестерен (каретки): блок шестерен второй и- четвертой передач, блок шестерен третьей и пятой передач и шестерня первой передачи и заднего хода.
Получение пяти пониженных скоростей обеспечивается редуктором. Ведомая шестерня редуктора посажена на втулке вала, вращающегося в двух шариковых подшипниках. Установленная на этом же валу ведущая шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней пятой передачи промежуточного вала коробки передач. Зубчатая муфта, посаженная на шлицы вала, может входить в зацепление с зубчатым венцом шестерни.
Включение редуктора производят, перемещая одновременно с зубчатой муфтой блок шестерен по промежуточному валу, при этом малый венец блока шестерен зацепляется с шестерней редуктора или с внутренним зубчатым венцом шестерни промежуточного вала 6. Каждая из передач переднего хода осуществляется включением или выключением редуктора и включением в зацепление соответствующей шестерни вторичного вала с шестернями промежуточного вала.
Для получения заднего хода подвижная шестерня вводится в зацепление с промежуточной шестерней, сцепленной с шестерней промежуточного вала.
Рис. 4. Редуктор коробки передач трактора МТЗ-5ЛС.
Переключение передач производят механизмом управления, который имеет качающийся рычаг, кулису, валики и вилки переключения, фиксируемые в требуемом положении, фиксаторами.
Механизм управления сблокирован с механизмом выключения муфты сцепления таким образом, что переключение передач возможно только при полностью выключенной главной муфте сцепления. Блокировка осуществляется блокировочным валиком, который тягой соединен с педалью выключения муфты сцепления.
Центральная передача и дифференциал смонтированы в передней части заднего отсека корпуса силовой передачи. Ведущая шестерня центральной передачи выполнена за одно целое с вторичным валом коробки передач, а ведомая — в виде венца, прикрепленного болтами к ступице, которая находится на валу, установленном на двух шариковых подшипниках.
Дифференциал — конический открытого типа с двумя сателлитами, установленными на осях в окнах ступицы. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с планетарными шестернями, каждая из которых выполнена за одно целое с ведущей шестерней конечной передачи. Планетарные и ведущие шестерни (каждая пара) установлены в двух роликовых подшипниках.
Конечная передача состоит из ведущей и ведомой шестерен каждая. Ведомая шестерня закреплена на шлицевом конце полуоси, вращающейся в двух шариковых подшипниках, размещенных в рукаве конечной передачи, прикрепленном к корпусу силовой передачи.
Тормоза — колодочного типа. Установлены они по обеим сторонам задней части корпуса силовой передачи. Тормозной барабан со ступицей закреплен на шлицевом конце ведущего вала. Шестерня, изготовленная за одно целое с ведущим валом, находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней конечной передачи. Вал вращается в двух подшипниках, установленных в стакане, который вместе с диском прикреплен болтами к боковой стенке корпуса. На диске смонтированы колодки, опорные пальцы которых упираются в регулировочный конус. Рычаг валика тягой соединен с педалью тормоза. При нажатии на педаль валик поворачивается, и разжимной кулачок прижимает колодки к тормозному барабану.
Блокировочный механизм дифференциала представляет собой соединительную муфту, установленную на плавающем валике между шестернями ведущих валов тормозов. Эта муфта находится в постоянном зацеплении с правой шестерней и при необходимости может быть введена в зацепление с левой шестерней нажатием на педаль, установленной в кабине трактора.
Рис. 5. Главная передача и дифференциал трактора МТЗ-5ЛС.
Ходовая часть. Остов трактора — полурамный. Состоит он из соединенных между собой корпуса силовой передачи с рукавами полуосей, корпуса муфты сцепления и полурамы. Полурама из двух лонжеронов и переднего бруса прикреплена к приливам переднего фланца корпуса муфты сцепления.
Передний мост. Передняя ось представляет собой трубчатую балку телескопического типа, состоящую из балансира, в который по концам вставлены выдвижные кулаки. Балансир соединен с проушинами переднего бруса остова осью. Труба выдвижного кулака имеет шесть отверстий, позволяющих фиксировать кулак фиксатором в различных положениях. В кронштейне кулака на двух втулках и упорном шариковом подшипнике установлена поворотная цапфа с полуосью переднего колеса. Поворотные рычаги (правый и левый) установлены на верхних шлицевых концах поворотных цапф. С помощью поперечной и толкающей тяг рычаги соединены с рулевым угловым рычагом. Последний продольной тягой соединяется с рулевой сошкой.
Передние колеса с пневматическими шинами имеют литые ступицы, смонтированные на двух конических роликовых подшипниках. Стальной штампованный диск с приваренным ободом крепят к ступице пятью шпильками с конусными гайками.
Ведущие колеса с пневматическими шинами допускают бесступенчатое изменение ширины колеи перемещением ступиц по полуосям. Для улучшения проходимости на ведущие колеса могут быть надеты полугусеницы.
Рис. 6. Тормоз трактора МТЗ-5ЛС.
Рулевой механизм установлен в корпусе, который крепится к корпусу муфты сцепления. Механизм состоит из глобоидального червяка и трехгребневого ролика. Червяк, смонтированный на двух конических роликовых подшипниках в корпусе, насажен на шлицы вала, установленного в колонке. На другой конец вала надето рулевое колесо.
Трехгребневой ролик установлен на оси на двух игольчатых подшипниках. Наружный конец вала сошки имеет шлицы, на которые надета сошка. Вал сошки одним концом опирается на цилиндрический роликовый подшипник, а другим — на втулку, запрессованную в крышку.
Электрооборудование включает в себя генератор Г-46ГМ переменного тока мощностью 180 вт с возбуждением от постоянных магнитов, две задние и две передние фары, а также две лампочки освещения щитка приборов. На тракторе имеется также штепсельная розетка для питания двух фар и звукового сигнала на прицепной машине.
Рабочее оборудование трактора состоит из гидравлической раздельно-агрегатной навесной системы, гидрофицированного крюка, заднего вала отбора мощности с полунезависимым приводом, получающим вращение от вала, и приводного шкива.
Рис. 7. Передний мост трактора МТЗ-5ЛС:
а — вид спереди; б — вид сверху.
Рис. 8. Трактор МТЗ-5ЛС на полугусеничном ходу.
Рис. 9. Рулевой механизм трактора МТЗ-5ЛС.
Трактор МТЗ-5МС отличается от трактора МТЗ-5ЛС установкой двигателя Д-48М и применением электрооборудования постоянного тока.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Трактор МТЗ-5ЛС (МТЗ-5МС)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы