Этот трактор гусеничный. Предназначен он для предпосевной обработки почвы, сева, междурядной обработки и уборки пропашных культур. Особенно эффективно применение трактора Т-38М в свекловодстве. На тракторе предусмотрена возможность установки, кроме узких гусениц для междурядной обработки; также широких гусениц, что позволяет использовать трактор на общих работах. На тракторе с 1962 г. устанавливают двигатель Д-48Л.
Силовая передача. Муфта сцепления — непостоянно замкнутого типа фрикционная сухая однодисковая. Монтируется она на маховике двигателя.
Ведущий диск муфты имеет по наружному диаметру 52 зуба, входящих в зацепление с зубчатым венцом, нарезанным в маховике. Передний ведомый диск закреплен на шлицах вала, установленного на двух шариковых подшипниках. На заднем конце вала имеется вилка соединительной муфты.
Нажимной диск, посаженный на зубчатый поясок ступицы переднего диска, может перемещаться по нему, прижимая средний диск к тарелке переднего. На резьбовом конце ступицы переднего диска навернута крестовина, имеющая четыре проушины, в которых шарнирно установлены нажимные кулачки 8, соединенные сережками с муфтой включения. Эта муфта перемещается по валу выжимным подшипником, корпус которого имеет два пальца, соединенных с вилкой включения, установленной на валике, на наружном конце которого закреплен двуплечий рычаг. Последний связан тягой с рычагом управления муфтой. Муфта сцепления имеет тормозок с накладкой, укрепленный на торце стакана заднего подшипника.
Рис. 1. Трактор Т-38М.
Рис. 2. Муфта сцепления трактора Т-38М.
Гибкая соединительная муфта соединяет муфту сцепления с первичным валом коробки передач. На шлицевых концах вала муфты сцепления и первичного вала коробки передач установлены вилки гибкой муфты, соединенные между собой сепараторами и обоймами с резиновыми втулками. Каждая из четырех обойм одним концом установлена на втулке между сепараторами и закреплена болтом, а другим концом обойма с помощью втулки и болта соединяется с вилкой вала муфты сцепления или первичного вала коробки так, чтобы обойма работала на растяжение. Гибкая муфта допускает несоосность валов в мм.
Коробка передач, смонтированная в корпусе — трехходовая пятискоростная. Она имеет первичный, вторичный и промежуточный валы. Первичный вал установлен в двух подшипниках, смонтированных в кронштейне. Вал выполнен за одно целое с ведущей шестерней постоянного зацепления и имеет расточку, в которой на роликовом подшипнике установлен передний конец вторичного вала. Задний конец этого вала смонтирован в шариковом подшипнике, запрессованном в гнезде.
На валу нарезаны шлицы, по которым могут перемещаться каретки: передняя — пятой и второй передач, средняя — первой и четвертой передач и задняя — третьей передачи и заднего хода. В кольцевые пазы кареток входят вилки механизма переключения.
Промежуточный вал вращается в двух шариковых подшипниках. На шлицы вала посажены шестерни, и соответственно постоянного зацепления, второй, первой, четвертой, третьей передач и передачи заднего хода. Промежуточная шестерня заднего хода установлена на оси на двух шариковых подшипниках.
Механизм переключения передач расположен над шестернями вторичного вала. Он имеет три валика, и с закрепленными на них вилками. В корпусе смонтированы фиксаторы, над которыми в крышке установлен валик блокировочного механизма.
Рычаг переключения нижним концом может заходить в пазы валиков. Его сферическая опора, установленная в сферической расточке крышки, поджимается к ней пружиной.
Задний мост включает в себя центральную коническую передачу, муфты поворота и тормоза, смонтированные в общем корпусе. Корпус внутри разделен на три отделения: среднее отделение— центральной передачи и два боковых отделения — муфт поворота и тормозов. Сверху корпус закрыт штампованной крышкой.
Центральная передача состоит из ведущей шестерни (коническая шестерня заднего конца вторичного вала коробки передач) и ведомой конической шестерни, посаженной своей ступицей на вал муфт поворота. Этот вал вращается в двух конических роликовых подшипниках, наружные обоймы которых запрессованы в стаканы, установленные в перегородках корпуса. Уплотнение подшипников осуществлено комбинированными сальниками. По концам вала нарезаны шлицы для посадки ведущих барабанов муфт поворота, а на торцах — резьбовые отверстия под болты и крепления этих барабанов.
Муфты поворота — многодисковые сухие. Ведомый барабан каждой муфты закреплен на шлицах вала ведущей шестерни конечной передачи. Ведущий барабан имеет на наружной поверхности продольные зубцы, на которые надеты шесть ведущих дисков. Ведомый барабан также имеет зубцы с надетыми на них шестью ведомыми дисками. Комплект ведущих и ведомых дисков зажат между фланцем ведущего барабана и нажимным диском шестью парами пружин, которые установлены на пальцах.
Механизм управления муфтой поворота имеет следующее устройство. На ступице нажимного диска закреплено внутреннее кольцо радиально-упорного подшипника, наружное кольцо которого поставлено в корпус, связанный двумя пальцами с рычагом отводки. Нижний конец этого рычага установлен на шаровом пальце, запрессованном в стакан, прикрепленный к корпусу заднего моста. В верхней части рычаг имеет хвостовик с двумя резьбовыми отверстиями под регулировочный и стяжной болты. Шаровая головка регулировочного болта имеет колпачок, соприкасающийся с плечом Г-образного рычажка, поворачивающегося на валике. Длинное плечо Г-об-разного рычажка тягой связано с нижним концом рычага управления муфтой поворота.
Рис. 3. Коробка передач трактора Т-38М.
Конечная передача трактора представляет собой двухступенчатый редуктор с двумя парами цилиндрических шестерен, размещенными в трех корпусах, скрепленных болтами.
Рис. 4. Задний мост трактора Т-38М.
В верхнем корпусе размещены ведущая и ведомая шестерни первой ступени. Ведущая шестерня установлена на шлицах вала, вращающегося в роликовых подшипниках. На шлицы хвостовика вала насажен до упора в торец подшипника ведомый барабан муфты поворота. Все детали, поставленные на валу, стягиваются болтом. Ведомая шестерня первой ступени установлена на шлицы вала ведущей шестерни второй ступени.
В нижней части корпуса имеются отверстия под установку среднего корпуса и ось крепления конечной передачи. Ведущая шестерня второй ступени вращается в двух роликовых подшипниках, установленных в отверстиях корпуса. Подшипник внутренним кольцом посажен на опорную втулку, напрессованную на шейку шестерни.
Ведомая шестерня второй ступени посажена на поясок фланца оси и прикреплена к нему болтами. Ось ведущего колеса вращается в двух подшипниках — роликовом и шариковом, посаженных в отверстия наружного корпуса. На шлицы хвостовика оси посажено ведущее колесо до упора через шайбу в подшипник. Все детали, сидящие на оси, затянуты на ней болтом, ввернутым в резьбу хвостовика оси. Уплотнение между картером конечной передачи и отделением муфты поворота выполнено самопод-жимным сальником и резиновой шайбой, установленной под болт. Вал уплотнен комбинированным уплотнением, включающим сальник, войлочное кольцо в обойме и защитный кожух, вращающийся вместе с ведущим колесом. Конечные передачи (правая и левая) невзаимозаменяемы. Крепление конечной передачи к торцовой плоскости заднего моста осуществляется гайкой оси и девятью болтами.
Рис. 5. Конечная передача трактора Т-38М.
Ходовая часть. Полурама трактора собирается из двух продольных лонжеронов швеллерного сечения и трех поперечин, связывающих лонжероны. К лонжеронам сзади болтами прикреплены две косынки для соединения с корпусом заднего моста.
Подвеска — полужесткого типа с передним торсионным подрессориванием. В трубе, закрепленной на лонжеронах полурамы трактора, установлен торсион, на шлицевые концы которого насажены ступицы рычагов. Последние могут поворачиваться во втулках, запрессованных в трубу. Рычаги и расположены примерно под углом 180° друг к другу. Каждый рычаг шарнирно соединяется стойкой с кронштейном рамы тележки гусеничного движителя. К оси стойки крепится упорная шайба.
Рис. 6. Подвеска трактора Т-38М.
Гусеничный движитель собирается на сварной тележке. Обе тележки взаимозаменяемы. Каждая тележка имеет четыре опорных катка. В ее передней части размещено направляющее колесо с натяжным приспособлением. В задней части имеется кронштейн, устанавливаемый на ось качания тележки. Кронштейн — пустотелый, заполнен маслом. Из его полости по трубке смазка поступает ко всем опорным каткам.
Опорный каток. Корпус катка — литой. Он устанавливается на двух роликовых конических подшипниках на оси, неподвижно закрепленной в кронштейнах. Уплотнение с каждой стороны состоит из кольца, прикрепленного к корпусу катка болтами, и малого кольца, которое прижато к кольцу пружиной, установленной в резиновой манжете, и может перемещаться по лыске оси. Резиновая манжета защищена пыльником. Кольца и притерты друг к другу.
Направляющее колесо — литое. Устройство его ступицы аналогично устройству ступицы опорного катка, описанному выше. Все детали этих узлов взаимозаменяемы.
Натяжное приспособление имеет две пружины, предварительное сжатие которых устанавливают стяжным болтом. Перемещение направляющего колеса производят гайкой при отпущенных болтах соединительных кронштейнов.
Гусеничная цепь состоит из литых звеньев, имеющих гребневое зацепление с ведущим колесом. Звенья гусеницы для междурядной обработки имеют ширину 200 мм, а для работ общего назначения — 280 мм. Звенья, лежащие на земле, должны быть обращены двойными проушинами назад как у узких, так и у широких гусениц. В соединительном звене палец имеет свободную посадку во всех проушинах и закрепляется от поперечного смещения шайбами и шплинтами.
Рис. 7. Опорный каток трактора Т-38М.
Электрооборудование. Для освещения используется генератор переменного тока напряжением в, питающий четыре фары с лампочками по св, контрольную лампу и электрический звуковой сигнал. Имеется также штепсельная розетка, расположенная на кабине сзади, для питания фар на сельскохозяйственном орудии.
Рабочее оборудование. Гидравлическая раздельно-агрегатная навесная система позволяет использовать трактор с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными орудиями. Насос гидросистемы приводится в действие от распределительных шестерен двигателя через механизм привода. Основной силовой цилиндр расположен под сиденьем тракториста и управляется левым золотником распределителя. Масляный бак с фильтром установлен под левым крылом. Механизм навески — трехточечный. При сборке поворотного вала следует выдержать угол 127°30’ между подъемными рычагами и кривошипом штока силового цилиндра. Передние концы ограничительных тяг крепятся к серьгам, шарнирно установленным на оси нижних тяг. При выполнении работ, требующих бокового смещения нижних тяг (пахота, глубокая культивация и др.), серьги должны быть закреплены фиксаторами, установленными в нижние отверстия кронштейнов. В этом случае ограничительные тяги натягивают при крайнем верхнем положении орудия. При незафиксированных серьгах тяги натягивают, когда орудие опущено.
Рис. 8. Направляющее колесо и натяжное приспособление трактора Т-38М.
Рис. 9. Бал отбора мощности трактора Т-38М.
Рис. 10. Схема смазки- трактора Т-38М.
Прицепное приспособление состоит из поперечины с серьгой и штырем; поперечина установлена в задних шарнирах нижних тяг механизма навески. Серьги ограничительных тяг при установке поперечины не должны быть зафиксированы фиксаторами. Ограничительные тяги должны быть равномерно натянуты. Регулирование высоты прицепа производят перестановкой упора на штоке силового цилиндра.
Вал отбора мощности с зависимым приводом установлен в корпусе редуктора, расположенного на задней стенке корпуса заднего моста. Вращение на вал отбора мощности передается от промежуточного вала коробки передач через редуктор с тремя шестернями. Вал с ведущей шестерней вращается в двух шариковых подшипниках. Промежуточная шестерня вращается в двух роликовых подшипниках вместе с осью. Вал отбора мощности установлен на шариковых подшипниках, между которыми на шлицах вала стоит ведомая шестерня, входящая в зацепление с промежуточной шестерней. Включение вала отбора мощности производится поворотом рычага при выключенной муфте сцепления.
Вал отбора мощности может занимать кроме нижнего положения, показанного на рис. 9, также верхнее положение. Для этого корпус редуктора поворачивают относительно оси вала на 180°, выпрессовы-вают сальник этого вала и соответственно изменяют сборку механизма управления.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Трактор Т-38М"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы