Цепи управления питаются от генератора низкого напряжения и аккумуляторной батареи.
Включение. Водитель поднимает токоприемник и включает автоматические выключатели АВ1 и АВ2, благодаря чему подается напряжение к высоковольтным цепям вагона. Должны быть включены также выключатели аккумуляторной батареи, генератора, управления В1 и В2, разъединитель цепи управления РУМ. При этом собираются соответствующие цепи. Напряжение к контроллеру подается по проводам ПАБ, 17, У1.
Рис. 1. Схема цепей управления вагона КТМ-5МЗ
Рис. 2. Схемы узлов цепей управления вагона КТМ-5МЗ
Маневровая позиция. При переводе рукоятки контроллера водителя на позицию М подается напряжение на провода. По Цепи, проходящей через контакты Рх, PCI, PHI, РН2, РП, Т2 и РК1, получают питание обмотки контакторов ЛTK1 и ЛK4, а непосредственно от провода 5 – обмотка реле PP. После включения контактора ЛK4 напряжение на обмотки ЛK1 и IIK4 подается через блок-контакты ЛК4, что необходимо для дальнейшей работы независимо от позиции реостатного контроллера. Другие блок-контакты ЛК1 подают питание от провода 25 на обмотку JJK2. Блок-конгакты ЛК4 и РВР?2 замыкают Цепь питания от провода обмотки контактора К2, подающего ток на тяговые обмотки электромагнитов ТММ.
Обмотки ТММ и удерживающие обмотки MOM создают усилия, растормаживающие тележки. Концевые выключатели ВК1—ВК4 отключаются и разрывают цепь питания обмотки реле РВК2. С выдержкой времени 0,8-1,0 с отключается контактор К2. Для удержания тормозов в отторможен-ном состоянии достаточно действия только удерживающих обмоток электромагнитов MOM.
От провода получает питание обмотка контактора 111. Включившись, контакторы ЛK1, ЛK4, ЛK2 и 111 создают цепь питания тяговых двигателей при полном возбуждении и полностью введенных реостатах. В этом случае ускорение вагона и его скорость наименьшие.
Маневровая позиция используется для передвижения по территории депо, перевода автоматических стрелок и т. д. Длительная езда на этой позиции во избежание перегрева и выхода из строя пусковых реостатов не допускается.
Позиция XI. При постановке рукоятки контроллера водителя на позицию XI дополнительно подается напряжение на провода. От провода через контакты РУМ, ЛК2, К2, резистор R5, контакты CP и РУТ получает питание якорь серводвигателя СД, а через контакты РУМ и диод Д6 – обмотка реле РОВ. После включения реле РОВ от провода 17 ток поступает на обмотку возбуждения серводвигателя ОВ. Серводвигатель начинает вращаться и выводит пусковые реостаты. Работа серводвигателя происходит под контролем реле РУТ. По одной обмотке этого реле включено последовательно с тяговыми двигателями каждой группы. Низковольтная регулирующая обмотка реле РУТ получает питание от провода. Ток проходит через контакты РОВ, обмотку РУТ, контакты реле РР, провод 18А, регулирующий резистор R4, кулачковый элемент 20 контроллера, провод 0.
Когда ток в силовых обмотках реле РУТ достигнет 100 А, реле РУТ срабатывает и отключает питание якоря серводвигателя СД. Он останавливается. Происходит выдержка на позиции; силовой ток убывает, магнитный поток сердечника реле РУТ уменьшается, и якорь реле отпадает. Цепь питания СД восстанавливается. Для более четкой работы реостатного контроллера при прохождении позиций в цепь введены контакты РКП, которые включаются на каждой позиции реостатного контроллера, и контакты РКМ, включающиеся при положении реостатного контроллера РК между позициями. Благодаря таким контактам реостатный контроллер останавливается всегда на позиции, а не между ними.
Работа реостатного контроллера под контролем реле РУТ продолжается до 13—14-й позиций. На 13-й позиции от провода через блок-контакт ЛК1, контакты РК13-17 включается контактор Р, создавая цепь помимо пусковых реостатов. Блок-контакты контактора Р разрывают цепь питания контактора Ш от провода, при этом контактор Ш отключается. На 13- 14-й позициях реостатного контроллера от провода 12 через контакты РК13—14. IIK2 ток проходит на обмотку СР. Стоп-реле CP включается, его контакты CP, включенные последовательно с якорем СД, отключаются, а включаются контакты CP, создающие тормозной контур для якоря серводвигателя. Вал реостатного контроллера останавливается. На позиции XI вагон работает при малом ускорении и достигает первой безреостатной позиции.
На позиции Х2 кулачковый элемент отключается, а подключается кулачковый элемент 18. Поэтому в цепь регулирующей обмотки реле РУТ включено большее сопротивление, что изменяет уставку реле РУТ. Реостатный контроллер останавливается также на 14-й позиции.
На позиции ХЗ кулачковые элементы отключают провода, а следовательно, обмотку реле РУТ. Уставка РУТ увеличивается. С 14-й по 17-ю позиции реостатный контроллер подключает к цепи тяговых двигателей индуктивные шунты для ослабления возбуждения последовательных обмоток. 17-я позиция реостатного контроллера — вторая фиксированная позиция с наибольшим ослаблением возбуждения, она используется для движения с наибольшей скоростью.
Режим выбега наступает при постановке рукоятки контроллера водителя на 0 позицию. В этом случае линейные контакторы отключаются, силовая цепь разрывается, и вагон переходит на выбег.
Возврат реостатного контроллера на 1-ю позицию происходит во время выбега вагона. При этом напряжение от провода подается через блок-контакты ЛК1, КТ1, КТ2 и контакты РК2-17 на обмотку реле РОВ, если реостатный контроллер находится на любой позиции, кроме первой. Контакты реле РОВ замыкают цепь питания обмотки возбуждения серводвигателя от провода. Кроме того, к проводу через диод подключается якорь серводвигателя. При возврате реостатного контроллера на 1-ю позицию прекращается подача напряжения на обмотку РОВ и якорь серводвигателя, а контакты реле РОВ после выдержки времени отключают питание обмотки возбуждения серводвигателя. На этйй же позиции реостатного контроллера включается стоп-реле и, следовательно, якорь СМ тормозится.
Реостатное торможение. На позициях контроллера водителя Tl, Т2, ТЗ независимо от положения реостатного контроллера сразу от провода 8 через контакты РУМ и блок-контакты ЛК2 получают питание обмотки контакторов Т1 и Т2, а от провода — обмотка контактора Ш (рис. 111, б). Условие их включения — это отключение контактора ЛК2. Контакторы Т1 и Т2 подключают каждую группу двигателей для торможения к своему реостату. Включение контактора Ш обеспечивает питание от контактной сети обмоток подмагничивания главных полюсов.
На позиции Т1 в цепь независимых обмоток тяговых двигателей включен резистор P32-P33, на позициях Т2 и ТЗ благодаря включению контактора Ш1, обмотка которого получает питание по проводу 7и Ш2 с питанием обмотки от провода, увеличивается возбуждение и тормозной момент тяговых двигателей.
На позиции Т4 подается напряжение на провод и, если реостатный контроллер вернулся на 1-ю позицию, он начинает вращение до позиции. На позиции от провода через контакты РК8-9 получит питание обмотка стоп-реле СР серводвигатель и вал реостатного контроллера остановятся.
Экстренное торможение. При постановке рукоятки контроллера на позицию TP от провода получает питание обмотка контактора КРТ1, который включается и подает питание на обмотки рельсовых тормозов ТР. Одновременно, как и на позиции ТЗ, действует реостатное торможение.
Переход на барабанные тормоза. При истощении реостатного торможения на позиции Т4 при снижении тока до 100 А отпадает якорь реле минимального тока РМТ. Его блок-контакты от провода подают питание на обмотку контактора К1, который включает тяговые обмотки электромагнитов тормозов ТММ. Блок-контакты контактора К1 отключают обмотку РВ1. Блок-контакты РВ1 прекращают питание обмоток MOM, действует барабанный тормоз, благодаря чему вагон дотормаживается.
Барабанные тормоза работают не в полную силу, так как контактором К1 включены обмотки ТММ, чтобы не было резкого торможения. Контактор К1 отключится после перевода рукоятки контроллера водителя с позиции Т4 на позиции ТЗ—0 или при нажатии водителем кнопки КДТ (“Дотор-маживание”) на любой позиции. Тогда от провода получит питание реле РВ2, которое своими контактами разорвет цепь обмотки контактора К1. Аналогичные цепи собираются и в случае несрабатывания реостатного тормоза, если рукоятка контроллера водителя установлена на позицию Т4. Водитель может привести в действие барабанные тормоза на любой позиции, нажав кнопку “Тормоза” (КАТ). При этом контактор К1 будет получат*. питание от провода 13Г. Кнопкой “Тормоза” рекомендуется пользоваться при невысоких скоростях во избежание износа или подгорания тормозных накладок.
Работа тормоза при прекращении питания обмоток независимого возбуждения двигателей. При снятии напряжения с контактной сети или перегорании предохранителя независимых обмоток возбуждения выключается реле напряжения РН и замыкаются его контакты в цепи питания обмоток контакторов JTK3 и ТБ. Контактор J1K3, включившись, размыкает свои контакты, а контактор ТБ подает напряжение на последовательные обмотки возбуждения тяговых двигателей от аккумуляторной батареи. Рабочее электрическое торможение замещается торможением при независимом возбуждении последовательных обмоток с питанием их от аккумуляторов-Ток якорей каждой группы продолжает поступать на соответствующие тормозные реостаты.
Работа устройства безопасности. Контакт педали безопасности ПБ замкнут, если педаль нажата. При отпуске педали прекращается питание обмоток контакторов ЛK1, ЛK4 и обмоток электромагнитов MOM. Это приводит к отключению- силовой цепи и срабатыванию электромагнитов тормозов. Вагон заторможен. Чтобы вывестй его из этого состояния, достаточно нажать педаль безопасности.
Экстренная остановка стоп-краном. При повороте стоп-крана включается от провода 24 реле экстренной остановки РС1 и контактор рельсовых тормозов КРТ2. Контакты реле РС1 (2в-2к) отключают питание обмоток контакторов J1K1 и ЛК4, а контакты РС1 (4б-4д) – питание РВ1. Еще одни контакты реле РС1 (Н11а-Н8) включают вентили песочниц (на схеме не показаны). Контакторы ЛК1 и ЛК4 выключаются. Блок-контакты ЛК1 (25-бе) отключают обмотку контактора ЛК2. Таким образом, силовая цепь отключается, а действуют рельсовые тормоза и песочницы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Цепи управления вагона КТМ-5МЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы