Увеличитель крутящего момента (УКМ) предназначен для повышения тяговых усилий трактора при преодолении дополнительно встречающихся дорожных сопротивлений за счет снижения поступательной скорости его движения без переключения передач в коробке передач, т. е. не останавливая трактора.
УКМ дает возможность трогать с места тракторный агрегат под нагрузкой на скорости, более низкой, чем рабочая с выходом на повышенную скорость движения, что облегчает разгон агрегата, а также преодолевать кратковременные препятствия, требующие увеличения тягового усилия. Большие удобства УКМ также представляет при повороте трактора без переключения передач в коробке передач. Все эти операции производятся при более рациональной загрузке двигателя. Поэтому производительность трактора агрегата с УКМ возрастает, а условия труда тракториста облегчаются. Однако повышение производительности зависит от условий работы тракторного агрегата. В тех случаях, когда работа трактора с кратковременными повышенными тяговыми усилиями не требуется, применение УКМ не дает какого-либо заметного эффекта. Поэтому УКМ должен устанавливаться в соответствии с условиями работы трактора (пересеченная местность, крутые склоны и т. п.). Длительная работа трактора с включенным УКМ нецелесообразна, так как это приводит к преждевременному износу деталей трансмиссии.
УКМ, размещенный в большинстве случаев между муфтой сцепления и коробкой передач, состоит из планетарной передачи, фрикционной дисковой муфты управления и обгонной муфты. Вращение от ведущего вала к ведомому валу передается сдвоенными сателлитами. Фрикционная муфта УКМ обеспечивает связь сателлитов и водила с ведущим валом, а обгонная муфта позволяет водилу вращаться только в ту сторону, в которую вращается коленчатый вал двигателя. Когда фрикционная муфта УКМ включена, ведущий вал, водило и ведомый вал вращаются вместе как одно целое; редуктор при этом заблоки,-рован и его передаточное число равно единице.
Рис. 1. Схема увеличителя крутя щего момента
При выключенной муфте УКМ водило стремится вращаться в обратную сторону, но затормаживается обгонной муфтой, а вращение от ведущего вала к ведомому передается через малую солнечную шестерню, блок сателлитов и большую солнечную шестерню. При этом ведомый вал вращается с пониженным числом оборотов, способствуя увеличению тягового усилия и преодолению сопротивления движению трактора без переключения передач в коробке передач.
Таким образом, УКМ позволяет быстро изменять на ходу передаточное число каждой ступени коробки передач, причем переход с низшей на высшую передачу в УКМ, что соответствует моменту включения его фрикционной муфты, происходит без разрыва потока мощности, а переход с высшей на низшую передачу, чему отвечает момент выключения фрикционной муфты УКМ, — с минимальным разрывом потока мощности, так как вследствие быстрого включения обгонной муфты кинематическая связь с ведущими колесами трактора прерывается на весьма короткий промежуток времени. При этом скорость движения трактора снижается только до скорости, соответствующей низшей передаче.
Из коробок с переключением передач на ходу коробки передач с УКМ наименее эффективны. Однако коробки передач с УКМ имеют широкое распространение, что объясняется, с одной стороны, большей простотой их конструкций, а с другой стороны, возможностью установки УКМ на тракторе без существенных изменений коробки передач, в ряде случаев непосредственно в коробке передач с сохранением ее корпуса.
Увеличители крутящего момента применены на отечественных колесных тракторах МТЗ-50 и МТЗ-52 и гусеничном тракторе ДТ-75.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Увеличители крутящего момента двигателя трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы