Какими приборами и устройствами безопасности оснащаются грузоподъемные машины и их назначение?
Для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемные машины оснащаются предохранительными и сигнализирующими приборами и устройствами, служащими для автоматической остановки механизмов и самой машины при подходе рабочих органов и частей машины к крайним рабочим положениям, а также в случае перегрузки машины или снятия напряжения.
Грузоподъемные машины с электрическим приводом оснащаются концевыми выключателями для автоматической остановки механизма подъема грузозахватного органа или стрелы перед подходом их к упору. Механизм подъема должен быть остановлен до того, как расстояние между грузозахватным органом и упором стрелы будет не менее 200 мм. Остановка механизма передвижения Крана или его тележки производится в обе стороны при подходе их К крайнему положению или подходе одного крана к другому на одном крановом пути, причем двигатель должен отключаться до упора.
Краны стрелового типа оборудуются ограничителями грузоподъемности, краны мостового типа оборудуются такими ограничителями, если по технологии производства не исключается их перегрузка. Ограничитель грузоподъемности крана мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25%. При наличии на кране двух механизмов подъема (главного и- вспомогательного) оба они оборудуются концевыми выключателями.
Для предупреждения опрокидывания на стреловых и башенных кранах устанавливаются ограничители грузоподъемности и грузового момента, автоматически отключающие механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10%.
Краны должны снабжаться электроблокировкой люка, с помощью которой автоматически снимается напряжение с открытых токоведущих частей. Обычно для этого используются простые конечные выключатели. На козловых и мостовых кранах эти устройства устанавливаются на люках выхода из кабины, на дверях в торцевых ограждениях галерей входа в кабину. Блокировка устанавливается для того, чтобы исключить работу крана при открытой двери.
Во всех схемах управления двигателями на кранах мостового типа предусмотрена нулевая блокировка. Она позволяет включать линейный контактор и подавать напряжение к контроллерам, если они находятся в нулевом положении. Если это условие окажется невыполненным и какой-либо из контроллеров не будет поставлен в нулевое положение, то линейный контактор в защитной панели не включается. Нулевая блокировка служит для исключения самовк-лючения механизмов крана.
Грузоподъемные машины снабжаются сигнальными приборами — электрическим звонком (сиреной), который должен, быть хорошо слышен при выполнении работ. При устройстве сигнального прибора, приводимого в действие из кабины крана, чаша звонка обычно располагается снаружи, под полом кабины. В этом случае должна быть исключена возможность случайного падения чаши звонка на пол. Обычно это обеспечивается за счет закрытия чаши звонка сеткой, которая, не снижая эффекта сигнала, гарантирует безопасность.
Одна из основных мер электробезопасности людей, обслуживающих грузоподъемные машины,— защитное заземление. Это преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением.
Для удержания от перемещения под сильным напором ветра краны снабжаются противоугонными устройствами. По принципу действия устройства делятся на остановы, при помощи которых затормаживаются неприводные ходовые колеса или ходовые тележки, и на рельсовые захваты, которые накладываются на головку рельса и закрепляются при помощи винтов. По принципу приведения в действие эти устройства делятся на ручные и механические (полуавтоматические и айтоматические).
Для обеспечения, надежности работы захватов необходимо, чтобы подкрановые рельсы содержались в чистоте, а в пазах рельсов не было посторонних предметов. Замыкание автоматических захватов регулируется так, чтобы в нормальных условиях они вступали в действие после полной остановки крана, В противном случае возможны резкие толчки и сотрясения крана при остановке, а также поломка или преждевременный износ захватов.
Чтобы не допустить вращения поворотной части крана в одну или в другую стороны более чем на 360°, что вызовет обрыв проводов, передающих электрический ток на электродвигатели, на нем устанавливается ограничитель поворота вращающейся части крана. Ограничитель устанавливается только в том случае, если передача электроэнергии на вращающуюся часть крана осуществляется не кольцевыми токоприемниками, а гибкими проводами, находящимися в металлическом шланге, одни, концы которых закрепляются на ходовой раме или портале крана, а другие на поворотной части.
Для обеспечения безопасной работы на автомобильных кранах их оснащают следующими дополнительными приборами: указателем грузоподъемности, ограничителем вылета, указателем наклона крана, сигнализаторами АСОН и СКМтЗ, ограничивающими зону работы крана.
Какие требования предъявляются к приборам и устройствам безопасности?
Электрические приборы и устройства безопасности должны быть подключены к сети, чтобы их контакты работали на разрыв электрической цепи.
Электрические сигнальные приборы должны быть подключены к сети так, чтобы при отключении электрооборудования грузоподъемной машины они оставались под напряжением.
Конечные выключатели срабатывают по принципу размыкания контактов, при этом должна обеспечиваться возможность пуска двигателей в обратную сторону. Их проверяют периодически перед началом работы (не реже одного раза в смену). При этом следует обращать внимание на исправность выключающих упоров, тяг, линеек и рычагов.
Срабатывание любого прибора защиты (реле максимального тока, конечного выключателя) или кратковременное прекращение питания приводит к отключению крана. Повторное включение крана возможно только при переводе всех контроллеров в нулевое положение; а для некоторых схем — еще и при дополнительном нажатии кнопки восстановления защиты. Конечный выключатель механизма передвижения устанавливается так, чтобы отключение двигателя происходило на расстоянии до упора, равном не менее половины пути торможения механизма, а у башенных и козловых кранах и мостовых перегружателей — не менее полного пути торможения. При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых и консольных передвижных кранов, работающих на одном пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 0,5 м. Пути торможения механизмов указываются заводом-изготовителем в паспорте крана.
Какими приборами и устройствами безопасности оснащаются грузоподъемные машины неэлектрического привода и их устройство?
Грузоподъемные машины неэлектрического привода имеют следующие приборы и устройства безопасности:
— устройство для автоматической остановки механизма подъема стрелы перед подходом ее к упорам;
— ограничитель грузового момента, который автоматически через рычажную систему отключает механизмы подъема груза, изменения вылета стрелы и вращения крана (в случае, если масса груза на крюке превысит 10% его номинальной грузоподъемности, но обеспечивает возможность опускания груза или включение других механизмов в сторону уменьшения грузоподъемности). Для защиты ограничителя от ложных, срабатываний, которые могут появиться вследствие динамических явлений в. системе крана, но не нарушат устойчивость крана, в схеме подвески стрелкового оборудования находится такая точка постоянного усилия, в которой возникает практически одно и то же усилие для каждого вылета;
— автоматический указатель наклона крана в продольном и поперечном направлениях. При изменении наклона платформы стрелка указателя угла наклона отклонится от вертикального положения относительно шкалы, на которой нанесены давления угла наклона. На тяжелых самоходных стреловых кранах устанавливаются автоматические креномеры, снабженные сигнальным устройством;
— выключатель для автоматической остановки механизма поворота стрелы;
— анемометр для автоматического включения сирены при достижении опасной скорости ветра, указанной в паспорте крана. Башенные краны оборудуются сигнальным анемометром типа М-95, который предназначен для измерения мгновенной скорости ветра и автоматического определения опасных по совместному воздействию скорости и продолжительности порывов ветра, а также включения звукового и светового сигналов. Прибор определяет мгновенную скорость ветра в пределах 2—50 м/с. Допустимая продолжительность порывов — 4—6 с. Датчик ветра анемометра надежно работает при температуре окружающего воздуха от —40 до +50 °C и при относительной влажности воздуха — до 95%, прибор, включающий звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы крана к. находящимся под напряжением проводам электрических сетей и линий электропередачи (ЛЭП). В настоящее время разработан и введен в массовое производство автоматический сигнализатор опасного напряжения (АСОН-ЗА), который устанавливается на самоходных кранах. Благодаря наличию в схеме специального блока с переменным коэффициентом усилия АСОН-ЗА не требует каких-либо переключений при работе вблизи ЛЭП любого напряжения. Расстояние от конца стрелы, где устанавливается антенна, до ближайшего провода ЛЭП напряжением до 220—380 В, на котором срабатывает сигнализация, должно быть не менее 1 м. При больших напряжениях он срабатывает на большей дистанции, предупреждая персонал об опасности. При приближении механизма к ЛЭП в кабине машиниста красной сигнальной лампой блока сигнализации подаются сигналы опасности. Предусмотрена также возможность подключения сирены и устройства остановки механизма. Прибор АСОН-ЗА питается от цепи напряжением 12В;
— звуковой сигнал (хорошо слышимый);
— светильник, освещающий рабочую зону крана;
— электронагреватель — прибор, устанавливаемый в кабине грузоподъемной машины (должен быть безопасен в пожарном отношении). Аоковедущие его части ограждаются, а присоединение к электросети осуществляется после вводного устройства, корпус заземляется.
У кранов всех типов, имеющих телескопические выдвижные стрелы или башни, обязательно предусматривается надежная фиксация в рабочем положении выдвинутой стрелы. На кранах с гидравлическим приводом функцию ограничителя выполняет предохранительный клапан.
Гидравлические системы работают надежно, однако при попадании воздуха в цилиндры и трубы, и нарушении плотности клапанов, особенно обратного клапана, эти системы не действуют.
Как проверяются приборы и устройства безопасности грузоподъемных машин неэлектрическогб привода?
Конечные механические выключатели необходимо периодически, не реже одного раза в смену, проверять и регулярно осматривать. При проверке особое внимание следует обращать на исправность выключающих упоров, тяг, линеек и рычагов. Во время работы кранов ограничители их грузоподъемности проверяются точно взвешенным грузом в сроки, установленные инструкциями заводов — изготовителей кранов с отметкой об этом в вахтенном журнале. Если в инструкции завода-изготовителя периодичность проверки ограничителя не указана, то ее сроки устанавливает владелец крана. Для проверки ограничителей грузоподъемности оборудуются площадки с твердым покрытием и с контрольными грузами.
Исправность действия ограничителя грузоподъемности автомобильных кранов проверяется при помощи контрольного груза перед началом каждой смены. Ограничитель грузоподъемности проверяется в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. Результаты проверки заносятся в вахтенный журнал.
Для проверки, исправности действия ограничителя грузоподъемности крана инженерно-технический работник по надзору за грузоподъемными машинами обязан следить за наличием контрольных грузов.
Ограничители грузоподъемности стреловых кранов испытываются тремя способами: динамометром, точно взвешенным грузом и по показаниям величины тока специальными электронными приборами. Результаты испытания записываются в паспорт крана.
Необходимо помнить:
— тупиковые упоры, конечные выключатели и линейки при эксплуатации грузоподъемных машин могут при необходимости переставляться только с разрешения лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;
— подход крана к концевым выключателям должен осуществляться только на пониженной скорости. Использование концевых выключателей в качестве рабочих органов отключения электродвигателей не разрешается;
— запрещается выводить из действия приборы безопасности (заклинивать контакторы, отключать ограничители подъема и грузоподъемности, тормозные электромагниты, электрическую защиту), производить работу краном при^их неисправности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Вопросы по приборам и устройствам безопасности"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы