Каким требованиям должен соответствовать стальной канат?
Стальной канат должен соответствовать действующему государственному стандарту, иметь сертификат (свидетельство) с указанием завода-изготовителя, заводского номера, его конструкции (типа), вида покрытия проволоки, диаметра, длины и массы, даты изготовления, результатов механических испытаний (суммарное разрывное усилие всех проволок в канате’ или разрывное усилие каната в целом), номера стандарта, в соответствии с которым канат изготовлен.
Канаты без сертификата (свидетельства) обязательно подвергаются лабораторным испытаниям в соответствии с ГОСТ 3241-80 и только после этого они пригодны к установке на кранах.
Применение на кране канатов другой, отличной от указанной в паспорте характеристики, может быть допущено только с разрешения администрации после предварительного проверочного’ расчета и внесения в паспорт крана данных о произведенной замене и результатах расчета за подписью ответственного лица.
Какие стальные канаты применяются на кранах и их конструкция?
Промышленностью выпускаются канаты односторонней и крестовой свивки. При односторонней свивке отдельные, проволоки в прядях и сами пряди свиты в одном направлении. При крестовой — направление проволок в прядях обратное направлению пряди в канате. Пряди навиты вокруг сердечника из органического волокна, пропитанного специальной смазкой. Сердечник служит источником смазки внутренних проволок каната при его изгибах на барабанах и блоках.
Канаты односторонней свивки обладают большой гибкостью, но легко раскручиваются, сплющиваются и быстро изнашиваются. На кранах применяются канаты крестовой свивки, так как они меньше раскручиваются. Они изготовляются из стальной проволоки диаметром 0,2—2 мм с временным сопротивлением разрыву 160—200 МПа.
По касанию проволок в прядях различают три типа канатов: с точечным касанием (ТК), линейным (ЛК) нс точечным и линейным (ТЛК). На кранах рекомендуется применять канаты типов ЛК и ТЛК, так как они обладают повышенной прочностью и более износоустойчивы по сравнению с канатами типа ТК.
Обозначения ЛК и ТЛК указывают на наличие в канате проволок разного диаметра. Если проволоки в отдельных слоях пряди одинакового диаметра, то к обозначению ЛК ТЛК добавляют букву О, например ЛК-О, ТЛК-О. Если же в наружном слое пряди проволоки разных диаметров, то к обозначению добавляют букву Р (например, ЛК-Р, ТЛК-Р).
Для- характеристики стальных канатов принято обозначение, где на первом месте указывается диаметр каната, на втором — его назначение, на третьем механические свойства проволоки, на четвертом— условие работы, на пятом — направление свивки каната, на шестом — способ свивки, на седьмом — маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву.
Например, канат 24-Г-В-ЛС-Н-160 ГОСТ 3077-80 * обозначает: диаметр-24 мм, грузовой, из светлой проволоки, марка В, правая свивка, для легких условий работы, из оцинкованной проволоки, нераскручивающийся, с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 160 МПа.
На грузоподъемных кранах применяют канаты конструкции 6Х19+1о.с., 6×37+1о.с. типов ЛК и ТЛК крестовой свивки. Такие канаты износоустойчивее и обладают повышенной прочностью по сравнению с канатами типа ТК.
Канаты конструкции бХ19+1о.с. рекомендуется применять для расчалок и вант, то есть в тех случаях, если они не подвергаются многократному перегибу, канаты 6×37+1о.с. — для полиспастов механизма подъема груза, стрелы и в качестве тягового каната.
Как определяют прочность каната?
Суммарное разрывное усилие каната, которое иногда дается в сертификате, зависит от прочности проволок: чем больше временное сопротивление разрыву проволок, тем больше это усилие, а оно всегда больше, чем действительное разрывное усилие каната в целом.
Поэтому расчет нужно вести по разрывному усилию каната в целом, которое меньше суммарного на 17%.
Какие требования к стальным канатам предъявляют в процессе подготовки к эксплуатации кранов?
В процессе подготовки к эксплуатации кранов стальные канаты следует размотать с катушек или бухт и разрубить на отрезки нужной длины. При этом необходимо следить, чтобы не было петлеобразных перегибов и заломов, что может привести в дальнейшем к разрыву проволок и целых прядей.
Снимать канат с катушек или бухт витками не разрешается.
Работать с канатом нужно в рукавицах, так как отогнутые проволоки могут поранить руку. У места рубки канаты перевязывают в двух местах мягкой проволокой диаметром 1—2 мм. Расстояние между перевязками должно быть равно 3—4 диаметрам каната, а длина перевязки—не менее диаметра каната. Рубить канат необходимо между перевязками.
Важное значение придают надежному креплению канатов к подъемному механизму и его деталям. К барабану’канат крепят с помощью клина, прижимающего его к стенкам барабана, или накладных планок, прижимающихся болтами к поверхности барабана.
Наибольшее распространение получило крепление накладными планками, позволяющее достаточно просто осуществлять его контроль и регулировать натяжение болтов. В других случаях канат крепят к крану с помощью петли, сделанной на конце каната, или клиновым зажимом.
Петли всегда следует накладывать на стальной коуш, который обеспечивает плавное сгибание каната и защиту его от перетирания и смятия.
Зажимы бывают обыкновенные или рожковые. Их количество определяют расчетом, но всегда должно быть не менее трех. При этом важно правильно их расположить и дать необходимую величину свободного конца каната, который должен быть не менее 6 его диаметров.
Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не разрешается.
Все гайки зажимов должны располагаться со стороны рабочей ветви петли, а плотность затяжки двух концов каната считается нормальной в том случае, если сечение каната после затяжки гаек будет составлять 0,6 первоначального диаметра.
Следует проверить петлю и ее крепление после затяжки гаек зажимов путем выдержки каната под нагрузкой, затем гайки зажимов еще раз затягивают до указанного предела. Чтобы при эксплуатация свободный конец каната не задевал за что-либо, его обматывают мягкой проволокой.
Как соединяют канаты?
В настоящее время наиболее распространенный способ соединения канатов — это заплетка. Соединяют канаты у основания петли в последовательности: через одну под две пряди, то же под одну прядь, с заводкой под свою прядь.
Заплетка через одну под две пряди при выполнении петли показана на рис. 5. Сначала на расстоянии 0,5—0,7 м от конца каната накладывают перевязку, конец каната распускают на пряди, вырезают сердечник и накладывают перевязки на концы всех прядей. Затем конец каната огибают вокруг коуша и распущенный конец перевязывают с основным канатом в том месте, где будет начинаться пробивка (прокол).
Первую прядь для пробивки (прокола) выбирают так, чтобы после снятия перевязки не было закручивания конца, причем она должна лежать ближе к низу с правой стороны, если смотреть со стороны ходового конца. При первой пробивке первую ходовую прядь пробивают под одну коренную прядь, вторую—под две, третью — под три пряди, четвертую ходовую прядь пробивают через то же место, что и первые три, но в обратном направлении под две коренные пряди, пятую прядь — в том же месте под одну прядь, что и первую. При последующих пробивках производят про
кол каждой ходовой пряди через одну смежную под две следующие коренные. В последней пробивке три пряди оставляют, а три пробивают.
Во время заплетки пробитые пряди уплотняют ударами молотка, а ходовые обтягивают. Концы прядей обрубывают у самого каната и все сплетение обматывают проволокой. Число пробивок (проколов) каната прядями при заплетке должно быть не менее 4, 5 и т. д. в зависимости от диаметра каната.
Наиболее прогрессивным способом соединения стальных канатов является гильзоклиновой. При этом способе концы каната заделываются в круглую гильзу, которую в специальной оправке немного сжимают с двух сторон, придавая ей овальную форму. Конец пропускают через гильзу, а затем через ручей коуша и снова заводят в гильзу. Между ветвями каната в середину гильзы вставляют клин-вкладыш. Надежность гильзоклинового соединения зависит от качества очистки каната в месте соединения, правильности установки заготовки в штампе и величины усилия опрессовки.
Для опрессовки применяют пресс, снабженный комплектом матриц и пуансонов. Прочность соединения контролируется величиной давления.
Для крепления концов каната применяется также и заливка конца каната легкоплавким металлом в стальной кованой штампованной или литой конусной втулке.
Применять чугунные или стальные сварные втулки при креплении конца каната клиновым зажимом или легкоплавким металлом запрещается.
Как предупредить износ канатов?
С точки зрения техники безопасности важное значение имеет правильная эксплуатация канатов.
При работе проволоки испытывают напряжения кручения, возникающие при свивке каната, изгиб — при огибании канатом блока и барабана, сжатия — от давления соседних проволок, растяжения — под действием массы поднимаемого груза, а также местные напряжения смятия — при соприкосновении с блоком, барабаном. Усиленный износ канатов происходит главным образом из-за перегибов на блоках и барабане механизма подъема, а также при спадании с блоков. Поэтому во время работы кранов необходимо следить за состоянием всех канатов, особенно грузовых и стреловых, проверять их крепление, чистоту и смазку.
Работоспособность канатов в значительной мере определяется их смазкой. Смазывают канат специальной канатной мазью или графитовой смазкой (ГОСТ 3333-80).
Для смазки можно применять также смесь из 60% вязкого нефтяного масла и 40% битума марки III. Во время эксплуатации канаты следует смазывать не реже одного раза в месяц, тогда канат меньше изнашивается, так как проволоки покрываются смазкой и предохраняются от истирания при трении о блоки и барабаны, а также защищаются от коррозии.
Перед смазкой канат тщательно проверяют и удаляют с его поверхности грязь и старую смазку тряпкой, пропитанной керосином.
Очищать грязь с поверхности каната металлической щеткой запрещается, так как при этом с поверхности проволок снимается цинковое покрытие, а это приводит к ржавлению каната. Смазка перед ее применением предварительно нагревается до 60 °C.
Как бракуют стальные канаты?
Канаты бракуют по количеству оборванных проволок на шаге свивки, а также по износу и коррозии проволок. Для определения наиболее изношенного места канат тщательно осматривают. При наружном осмотре канат не должен иметь заметных дефектов: выпуклостей прядей, зазоров между прядями, выступающих из прядей отдельных проволок, перегибов и петель, местных повреждений в виде вмятин или коррозии.
Там, где наибольшее количество оборванных проволок, на поверхность одной из прядей наносят метку и в сторону наибольшего износа отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в канате, после чего ставится вторая метка. На расстоянии между метками (шаг свивки) подсчитывают количество обрывов. Их должно быть менее 10% от общего количества проволок в случае применения шестипрядного каната.
При наличии поверхностного износа или коррозии проволок каната допускаемое количество обрывов уменьшается: при износе или коррозии, равной 10% диаметра проволок, — на 15%, при 15— на 25%, при 20 — на 30%, при 25 — на 40%, при 30 и более процентов— на 50%. При коррозии проволок или износе, достигшем 40% и более первоначального диаметра проволок, канат бракуют полностью независимо от количества оборванных проволок. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуют в отдельности. Допускают замену одного, более изношенного каната.
Основные данные, определяющие характеристику каната,— его диаметр. Он измеряется по двум противоположным прядям.
Помимо браковки по обрыву и износу проволок, канат бракуют в следующих случаях: при обрыве одной пряди, образовании заломов, при сильной деформации, например расплющивании, когда виден пеньковый сердечник, при попадании каната под напряжение электрического тока.
Каково назначение пеньковых и хлопчатобумажных канатов и какие требования к ним предъявляются?
Пеньковые, хлопчатобумажные и другие канаты (нейлоновые, капроновые) используются как оттяжки при монтаже длинномерных грузов или для подъема вручную инструментов и деталей на кран при ремонтных и монтажных работах. Для этих целей применяются пеньковые кабельные канаты, которые из-за подверженности гниению тщательно просушиваются и хранятся в сухом помещении.
Стропы из пеньковых, хлопчатобумажных и других органических канатов рассчитывают аналогично стальным, но коэффициент запаса прочности должен быть не 6, а 8. Разрывное усилие канатов в целом выбирается для расчета из таблиц соответствующего стандарта (ГОСТ 483—75* «Канаты пеньковые», ГОСТ 1088—71 «Канаты сизальские») в зависимости от диаметра каната. Диаметр-каната определяют как среднюю величину на 10 замеров штангенциркулем.
Для предупреждения быстрого износа петли на концах пеньковых или хлопчатобумажных канатных стропов выполняют с применением стальных коушей. Заплетка петель должна иметь не менее двух полных и двух половинных пробивок и быть оплетена.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Вопросы по стальным канатам"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы