Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Вопросы по грузоподъемным кранам

Публикация:
   Вопросы по стальным канатам

Читать далее:




Вопросы по стальным канатам

Каким требованиям должен соответствовать стальной канат?

Стальной канат должен соответствовать действующему государственному стандарту, иметь сертификат (свидетельство) с указанием завода-изготовителя, заводского номера, его конструкции (типа), вида покрытия проволоки, диаметра, длины и массы, даты изготовления, результатов механических испытаний (суммарное разрывное усилие всех проволок в канате’ или разрывное усилие каната в целом), номера стандарта, в соответствии с которым канат изготовлен.

Рис. 1. Конструкция стальных канатов: а и б — сечение канатов одинарной и двойной свивки; в и г — канаты односторонней! и крестовой свивок; д — намерение диаметра каната; 1 — проволоки; 2 — прядь; 3 — сердечник (органический); А и Б — точки на одной пряди каната на расстоянии шага свивки

Канаты без сертификата (свидетельства) обязательно подвергаются лабораторным испытаниям в соответствии с ГОСТ 3241-80 и только после этого они пригодны к установке на кранах.

Применение на кране канатов другой, отличной от указанной в паспорте характеристики, может быть допущено только с разрешения администрации после предварительного проверочного’ расчета и внесения в паспорт крана данных о произведенной замене и результатах расчета за подписью ответственного лица.

Какие стальные канаты применяются на кранах и их конструкция?

Промышленностью выпускаются канаты односторонней и крестовой свивки. При односторонней свивке отдельные, проволоки в прядях и сами пряди свиты в одном направлении. При крестовой — направление проволок в прядях обратное направлению пряди в канате. Пряди навиты вокруг сердечника из органического волокна, пропитанного специальной смазкой. Сердечник служит источником смазки внутренних проволок каната при его изгибах на барабанах и блоках.

Канаты односторонней свивки обладают большой гибкостью, но легко раскручиваются, сплющиваются и быстро изнашиваются. На кранах применяются канаты крестовой свивки, так как они меньше раскручиваются. Они изготовляются из стальной проволоки диаметром 0,2—2 мм с временным сопротивлением разрыву 160—200 МПа.

По касанию проволок в прядях различают три типа канатов: с точечным касанием (ТК), линейным (ЛК) нс точечным и линейным (ТЛК). На кранах рекомендуется применять канаты типов ЛК и ТЛК, так как они обладают повышенной прочностью и более износоустойчивы по сравнению с канатами типа ТК.

Обозначения ЛК и ТЛК указывают на наличие в канате проволок разного диаметра. Если проволоки в отдельных слоях пряди одинакового диаметра, то к обозначению ЛК ТЛК добавляют букву О, например ЛК-О, ТЛК-О. Если же в наружном слое пряди проволоки разных диаметров, то к обозначению добавляют букву Р (например, ЛК-Р, ТЛК-Р).

Для- характеристики стальных канатов принято обозначение, где на первом месте указывается диаметр каната, на втором — его назначение, на третьем механические свойства проволоки, на четвертом— условие работы, на пятом — направление свивки каната, на шестом — способ свивки, на седьмом — маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву.

Например, канат 24-Г-В-ЛС-Н-160 ГОСТ 3077-80 * обозначает: диаметр-24 мм, грузовой, из светлой проволоки, марка В, правая свивка, для легких условий работы, из оцинкованной проволоки, нераскручивающийся, с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 160 МПа.

На грузоподъемных кранах применяют канаты конструкции 6Х19+1о.с., 6×37+1о.с. типов ЛК и ТЛК крестовой свивки. Такие канаты износоустойчивее и обладают повышенной прочностью по сравнению с канатами типа ТК.

Канаты конструкции бХ19+1о.с. рекомендуется применять для расчалок и вант, то есть в тех случаях, если они не подвергаются многократному перегибу, канаты 6×37+1о.с. — для полиспастов механизма подъема груза, стрелы и в качестве тягового каната.

Как определяют прочность каната?

Суммарное разрывное усилие каната, которое иногда дается в сертификате, зависит от прочности проволок: чем больше временное сопротивление разрыву проволок, тем больше это усилие, а оно всегда больше, чем действительное разрывное усилие каната в целом.

Рис. 2. Разматывание и распрямление канатов: а — приемы разматывания каната с катушки н из бухты; б — заломы, пустнмые при разматывании

Поэтому расчет нужно вести по разрывному усилию каната в целом, которое меньше суммарного на 17%.

Какие требования к стальным канатам предъявляют в процессе подготовки к эксплуатации кранов?

В процессе подготовки к эксплуатации кранов стальные канаты следует размотать с катушек или бухт и разрубить на отрезки нужной длины. При этом необходимо следить, чтобы не было петлеобразных перегибов и заломов, что может привести в дальнейшем к разрыву проволок и целых прядей.

Снимать канат с катушек или бухт витками не разрешается.

Работать с канатом нужно в рукавицах, так как отогнутые проволоки могут поранить руку. У места рубки канаты перевязывают в двух местах мягкой проволокой диаметром 1—2 мм. Расстояние между перевязками должно быть равно 3—4 диаметрам каната, а длина перевязки—не менее диаметра каната. Рубить канат необходимо между перевязками.

Важное значение придают надежному креплению канатов к подъемному механизму и его деталям. К барабану’канат крепят с помощью клина, прижимающего его к стенкам барабана, или накладных планок, прижимающихся болтами к поверхности барабана.

Наибольшее распространение получило крепление накладными планками, позволяющее достаточно просто осуществлять его контроль и регулировать натяжение болтов. В других случаях канат крепят к крану с помощью петли, сделанной на конце каната, или клиновым зажимом.

Петли всегда следует накладывать на стальной коуш, который обеспечивает плавное сгибание каната и защиту его от перетирания и смятия.

Зажимы бывают обыкновенные или рожковые. Их количество определяют расчетом, но всегда должно быть не менее трех. При этом важно правильно их расположить и дать необходимую величину свободного конца каната, который должен быть не менее 6 его диаметров.

Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не разрешается.

Все гайки зажимов должны располагаться со стороны рабочей ветви петли, а плотность затяжки двух концов каната считается нормальной в том случае, если сечение каната после затяжки гаек будет составлять 0,6 первоначального диаметра.

Следует проверить петлю и ее крепление после затяжки гаек зажимов путем выдержки каната под нагрузкой, затем гайки зажимов еще раз затягивают до указанного предела. Чтобы при эксплуатация свободный конец каната не задевал за что-либо, его обматывают мягкой проволокой.

Рис. 3. Крепление концов стального каната: а — е г петли соответственно с зажимами, с гильзоклиновой заделкой, в клиновой конусной втулке, в конусной втулке с заливкой, на барабанах с помощью клина; 1 — конец каната; 2 —коуш; 3, 7 —скоба; 4, 5 — колодки; 6 — гайки; 8 — шпонка; 9 — гильза; 10 — корпус клиновой втулки; 11, 13 — клинья; 12 — конусная втулка

Рис. 4. Виды зажимов: а — литье; б — гнутье; 1 — колодка; 2 — скоба

Как соединяют канаты?

В настоящее время наиболее распространенный способ соединения канатов — это заплетка. Соединяют канаты у основания петли в последовательности: через одну под две пряди, то же под одну прядь, с заводкой под свою прядь.

Заплетка через одну под две пряди при выполнении петли показана на рис. 5. Сначала на расстоянии 0,5—0,7 м от конца каната накладывают перевязку, конец каната распускают на пряди, вырезают сердечник и накладывают перевязки на концы всех прядей. Затем конец каната огибают вокруг коуша и распущенный конец перевязывают с основным канатом в том месте, где будет начинаться пробивка (прокол).

Первую прядь для пробивки (прокола) выбирают так, чтобы после снятия перевязки не было закручивания конца, причем она должна лежать ближе к низу с правой стороны, если смотреть со стороны ходового конца. При первой пробивке первую ходовую прядь пробивают под одну коренную прядь, вторую—под две, третью — под три пряди, четвертую ходовую прядь пробивают через то же место, что и первые три, но в обратном направлении под две коренные пряди, пятую прядь — в том же месте под одну прядь, что и первую. При последующих пробивках производят про

кол каждой ходовой пряди через одну смежную под две следующие коренные. В последней пробивке три пряди оставляют, а три пробивают.

Во время заплетки пробитые пряди уплотняют ударами молотка, а ходовые обтягивают. Концы прядей обрубывают у самого каната и все сплетение обматывают проволокой. Число пробивок (проколов) каната прядями при заплетке должно быть не менее 4, 5 и т. д. в зависимости от диаметра каната.

Наиболее прогрессивным способом соединения стальных канатов является гильзоклиновой. При этом способе концы каната заделываются в круглую гильзу, которую в специальной оправке немного сжимают с двух сторон, придавая ей овальную форму. Конец пропускают через гильзу, а затем через ручей коуша и снова заводят в гильзу. Между ветвями каната в середину гильзы вставляют клин-вкладыш. Надежность гильзоклинового соединения зависит от качества очистки каната в месте соединения, правильности установки заготовки в штампе и величины усилия опрессовки.

Рис. 5. Гильзоклиновое соединение стальных канатов: 1 — канат; 2 — коуш; 3 — гильза; 4 — клин

Для опрессовки применяют пресс, снабженный комплектом матриц и пуансонов. Прочность соединения контролируется величиной давления.

Для крепления концов каната применяется также и заливка конца каната легкоплавким металлом в стальной кованой штампованной или литой конусной втулке.

Применять чугунные или стальные сварные втулки при креплении конца каната клиновым зажимом или легкоплавким металлом запрещается.

Как предупредить износ канатов?

С точки зрения техники безопасности важное значение имеет правильная эксплуатация канатов.

Рис. 6. Втулочное соединение конца каната

При работе проволоки испытывают напряжения кручения, возникающие при свивке каната, изгиб — при огибании канатом блока и барабана, сжатия — от давления соседних проволок, растяжения — под действием массы поднимаемого груза, а также местные напряжения смятия — при соприкосновении с блоком, барабаном. Усиленный износ канатов происходит главным образом из-за перегибов на блоках и барабане механизма подъема, а также при спадании с блоков. Поэтому во время работы кранов необходимо следить за состоянием всех канатов, особенно грузовых и стреловых, проверять их крепление, чистоту и смазку.

Работоспособность канатов в значительной мере определяется их смазкой. Смазывают канат специальной канатной мазью или графитовой смазкой (ГОСТ 3333-80).

Для смазки можно применять также смесь из 60% вязкого нефтяного масла и 40% битума марки III. Во время эксплуатации канаты следует смазывать не реже одного раза в месяц, тогда канат меньше изнашивается, так как проволоки покрываются смазкой и предохраняются от истирания при трении о блоки и барабаны, а также защищаются от коррозии.

Перед смазкой канат тщательно проверяют и удаляют с его поверхности грязь и старую смазку тряпкой, пропитанной керосином.

Очищать грязь с поверхности каната металлической щеткой запрещается, так как при этом с поверхности проволок снимается цинковое покрытие, а это приводит к ржавлению каната. Смазка перед ее применением предварительно нагревается до 60 °C.

Как бракуют стальные канаты?

Канаты бракуют по количеству оборванных проволок на шаге свивки, а также по износу и коррозии проволок. Для определения наиболее изношенного места канат тщательно осматривают. При наружном осмотре канат не должен иметь заметных дефектов: выпуклостей прядей, зазоров между прядями, выступающих из прядей отдельных проволок, перегибов и петель, местных повреждений в виде вмятин или коррозии.

Там, где наибольшее количество оборванных проволок, на поверхность одной из прядей наносят метку и в сторону наибольшего износа отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в канате, после чего ставится вторая метка. На расстоянии между метками (шаг свивки) подсчитывают количество обрывов. Их должно быть менее 10% от общего количества проволок в случае применения шестипрядного каната.

При наличии поверхностного износа или коррозии проволок каната допускаемое количество обрывов уменьшается: при износе или коррозии, равной 10% диаметра проволок, — на 15%, при 15— на 25%, при 20 — на 30%, при 25 — на 40%, при 30 и более процентов— на 50%. При коррозии проволок или износе, достигшем 40% и более первоначального диаметра проволок, канат бракуют полностью независимо от количества оборванных проволок. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуют в отдельности. Допускают замену одного, более изношенного каната.

Основные данные, определяющие характеристику каната,— его диаметр. Он измеряется по двум противоположным прядям.

Помимо браковки по обрыву и износу проволок, канат бракуют в следующих случаях: при обрыве одной пряди, образовании заломов, при сильной деформации, например расплющивании, когда виден пеньковый сердечник, при попадании каната под напряжение электрического тока.

Каково назначение пеньковых и хлопчатобумажных канатов и какие требования к ним предъявляются?

Пеньковые, хлопчатобумажные и другие канаты (нейлоновые, капроновые) используются как оттяжки при монтаже длинномерных грузов или для подъема вручную инструментов и деталей на кран при ремонтных и монтажных работах. Для этих целей применяются пеньковые кабельные канаты, которые из-за подверженности гниению тщательно просушиваются и хранятся в сухом помещении.

Стропы из пеньковых, хлопчатобумажных и других органических канатов рассчитывают аналогично стальным, но коэффициент запаса прочности должен быть не 6, а 8. Разрывное усилие канатов в целом выбирается для расчета из таблиц соответствующего стандарта (ГОСТ 483—75* «Канаты пеньковые», ГОСТ 1088—71 «Канаты сизальские») в зависимости от диаметра каната. Диаметр-каната определяют как среднюю величину на 10 замеров штангенциркулем.

Для предупреждения быстрого износа петли на концах пеньковых или хлопчатобумажных канатных стропов выполняют с применением стальных коушей. Заплетка петель должна иметь не менее двух полных и двух половинных пробивок и быть оплетена.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Вопросы по грузоподъемным кранам

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Вопросы по стальным канатам"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок