Вязкость является одним из важнейших показателем качества масел. По вязкости оценивается пригодность масла для данного двигателя в зависимости от конструкции технического состояния, сезонности, условий эксплуатации, применяемого топлива и др. Вязкость входит в маркировку масла в виде цифрового индекса, например, М-вВр М-10Г2. Цифра «8», «10» обозначает значение вязкости при 100 °C в мм2/с. Вязкость масел выражают в единицах кинематической вязкости по ГОСТ 33—82, ее определяют на различных вискозиметрах. От вязкости масел зависит величина потерь мощности на трение, надежность работы трущихся деталей, их износ, легкость пуска двигателя, прокачиваемость масла по системе, охлаждение трущихся деталей, вынос продуктов износа из зоны трения, расход масла на угар, расход топлива.
Большинство исследователей считают, что самые большие износы — пусковые; на них приходится около 2/3 общих износов. Масло пониженной вязкости при низких температурах быстрее поступает к трущимся поверхностям, уменьшая пусковые износы.
Масло в подшипнике выполняет две функции — охлаждения и смазки. Без достаточного количества масла при плохой циркуляции его в масляной системе подшипники быстро перегреваются, расплавляются и выходят из строя. Недостаток масла может быть из-за низкого давления масла в системе или нехватки масла, подаваемого в подшипник. Низкое давление масла вызывается износом коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, использованием масла очень низкой вязкости, в том числе при большом разжижении масла несгоревшим топливом, неисправностью масляных насосов, ослаблением или поломкой пружины клапанов. Неудовлетворительная циркуляция масла может быть вызвана плохим техническим состоянием масляной системы, недостаточным количеством масла в картере. Н. П. Петров установил, что толщина масляного слоя в подшипнике зависит от вязкости масла, частоты вращения коленчатого вала, нагрузки на подшипник, формы и состояния трущихся поверхностей. .При вращении коленчатого вала, между ним и подшипником образуется своеобразный масляный клин. Под давлением этого клина вал как бы «всплывает» в подшипнике. При этом вал не касается стеной подшипника и трения между металлическими поверхностями нет. Чем выше вязкость масла и частота вращения вала, тем толще слой масла между валом и подшипником. Однако тут наблюдаются и некоторые противоречия. С одной стороны, повышение вязкости и частоты вращения коленчатрго вала способствует жидкостному трению, увеличению несущей способности масляного слоя. С другой стороны, повышение вязкости масла вызывает увеличение потери мощности на внутреннее трение. Это противоречие устраняется подбором масла соответствующей вязкости.
Рис. 1. Зависимость износа бензинового двигателя в момент пуска от вязкости масла.
С увеличением зазора в подшипнике и нагрузки на вал вязкость масла должна быть выше, чтобы создавалось жидкостное трение.
При любом виде трения выделяется теплота. Для предупреждения перегрева трущихся деталей, преждевременного износа подшипника его необходимо охлаждать. За последние двадцать пять лет эксплуатации двигателей давление в шатунных подшипниках коленчатого вала увеличилось практически в 2 раза, в паре поршневое кольцо — цилиндр — в 2—3 раза, а величина удельных давлений в паре кулачок — толкатель бензиновых двигателей достигает в некоторых моделях 2500 МПа при средних -значениях 500—700 МПа. Температура вкладышей шатунных подшипников за эго же время увеличилась в среднем на 30 °C, достигая 150—160 °C, а иногда и выше.
При использовании наддува тепловая напряженность двигателя резко повышается, ужесточаются условия работы масла в нем. Особенно резко повышается температура в зоне верхней поршневой канавки при повышенном прорыве отработавших газов в картер, т. е. температура зависит от давления газов в цилиндрах, уплотняющего действия поршневых колец и режима работы двигателя. Масло отводит от 1,5—4,5% теплоты, в наддувных модификациях двигателей — до 10%. Эта величина зависит от конструкции двигателя, степени форсированности, наличия принудительного охлаждения поршней маслом, режима работы, масляной системе зависит от количества прокачиваемого масла, его температуры и т. д. На интенсивность теплопередачи и температуру цилиндропоршневой группы решающее влияние оказывает масляная пленка между поверхностями цилиндра, поршневых колец и поршня. Теплопроводность масляной пленки примерно в четыре раза больше, чем теплопроводность воздуха. Поэтому при увеличении зазора между цилиндром и поршнем температура этих деталей и колец может возрастать из-за ухудшения теплопередачи.
Таблица 1.
Температура различных участков поршней двигателей (температура масла в картере 120 °C)
Рис. 2. Зависимость прокачиваемости масла в двигателе от его вязкости.
Чем больше масла протекает через подшипник, чем лучше циркуляция масла, тем лучше температурное состояние подшипника. Прокачиваемость масла по его вязкости: чем меньше вязкость, тем лучше его циркуляция, чем ниже вязкость масла, тем выше чистота трущихся деталей вследствие улучшения циркуляции. Следовательно, на практике лучше всего применять масло пониженной вязкости.
Значительное уменьшение вязкости масла влияет на расход масла, проникающего через поршневые кольца в камеру сгорания, т. е. увеличивается его расход на угар. Масло, выгорающее в камере сгорания, образует зольные отложения — нагары. Это ведет к ухудшению теплоотвода от деталей двигателя, в результате чего может возникнуть оплавление и растрескивание поршней, прогар выпускных клапанов. Нагары являются причиной возникновения кадильного зажигания, детонации. При эксплуатации автомобилей расходы на смазочные масла составляют около 2% общих эксплуатационных расходов. Снижение расхода масла на угар до 0,3—0,5% только в сельском хозяйстве позволит сэкономить около 20 млн. руб. (в пересчете на парк тракторов и комбайнов).
При работе двигателя на форсированном высокотемпературном режиме наблюдается повышение вязкости масла в результате испарения низкокипящих фракций масла, разложения присадок, накопления .продуктов окисления масла. Например, при 200-часовой работе дизеля с воздушным охлаждением на масле М-10Г5 с температурой масла в картере около 80 °C вязкость его увеличилась на 35%, а при температуре масла 115—120 °C — более чем в 2 раза. Работа двигателя на маслах повышенной вязкости ведет к увеличению механических потерь в двигателе, перерасходу топлива и масла, повышению токсичности отработавших газов. Однако при увеличении вязкости масла улучшается уплотнение поршневых колец. Для двигателей, работающих с большой удельной нагрузкой, используются масла более высокой вязкости или с большим содержанием в товарном масле доли остаточного масла.
Вязкость масла влияет на расход топлива. Как показывает практика, применение масел с меньшей вязкостью ведёт к экономии топлив, иногда значительному (до 15—20%). При использовании масел пониженной вязкости автомобиль развивает более высокие скорости движения. Использование зимой летних сортов масел, наоборот, ведет к дополнительному расходу топлива на 8—10%.
Вязкость не является постоянной величиной, она изменяется в зависимости от температуры. Поэтому при ее определении необходимо указывать температуру, при которой она была определена. Качественными считаются масла, у которых небольшая вязкость при отрицательных температурах, хорошая текучесть, минимальные пусковые изно-сы, а при рабочих температурах — высокая вязкость и хорошие смазочные свойства. Следовательно, масла должны мало изменять свою вязкость в зависимости от температуры. Влияйие температуры на вязкость масла находится в зависимости от его химического состава. Мрело, содержащее значительное количество асфальтосмолистых, пелицикли-ческих соединений, в зависимости от температуры резке изменяет свою вязкость, а масло из парафинистой нефти изменяет свою вязкость незначительно.
Для характеристики вязкостно-температурных свойсте масел имеется ряд показателей. Одним из них может быть соотношение вязкостей при 50 и 100 °C. Чем меньше это соотношение, тем качественнее масло.
Кроме соотношения вязкостей для характеристики вязкостно-температурных свойств масел можно, использовать температурный коэффициент вязкости, характеризующий изменение вязкости масла в более широком диапазоне температур: 0—100 С и 20—100 С. Чем меньше величина температурного коэффициента вязкости, тем выше эксплуатационные свойства масла.
Согласно ГОСТу для характеристики вязкостно-температурных свойств масел предусматривается определение вязкости при различных температурах, в частности при температурах 100, 0 и —18 °C. Величина вязкости масла при различных температурах должна обеспечивать надежную работу двигателя.
Рис. 3. График определения индекса вязкости по Дииу и Дэвису.
На практике часто пользуются номограммами и таблицами. Например, номограмма Доксея, составленная на основании уравнения Дина и Дэвиса, проста в употреблении. Для определения индекса вязкости по номограмме Доксея необходимо знать вязкость масла при 50 и 100 °C.
Индекс вязкости — безразмерная условная величина, характеризующая степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры, наклон вязкостно-температурной кривой. Чем положе вязкостно-температурная кривая, т. е. чем меньше изменяется вязкость с изменением температуры, тем выше индекс вязкости. Качественное масло должно иметь индекс вязкости 100 и. более. Расчет индекса вязкости масел проводят по ГОСТ 25371—82.
Рис. 4. Номограмма для определения индекса вязкости масел.
Моторные масла, получаемые из нефти, обладают относительно невысоким значением индекса вязкости, величина которого составляет не более 85—90. Для улучшения вязкостно-температурных свойств, т. е. для повышения индекса вязкости, готовят так называемые загущенные масла с индексом вязкости более 125. Высоксиндексные масла получают из маловязких масел типа веретенного, трансформаторного, имеющих хорошие вязкостно-температурные свойства (т. е. эти масла мало изменяют свою вязкость при изменении температуры) благодаря добавлению вязкостных присадок. Количество присадки рассчитывают, исходя из необходимого уровня вязкости готового масла. При добавлении присадки повышается вязкость масла, а характер вязкостно-температурной кривой остается прежним. При сравнении загущенного (кривая 1) и незагущенного (кривая 3) масел, имеющих одинаковую вязкость при 100 °C, видно, что значения вязкостей этих масел при других температурах не совпадают. Незагущенное масло изменяет свою вязкость в зависимости от температуры более резко по сравнению с загущенным маслом. В качестве вязкостных присадок используются различные полимерные соединения: полиизобутилен, полиметакрилат, вуниполы, сантодексы, вольтоли и др. Для приготовления автотракторных моторных масел наиболее широкс используются полиизобутилены и полиметакрилаты. Однако использование масел с присадками этого типа в дизельных высокофорсированных двигателях может привести к повышению количества углеродистых отложений на поршнях. Поэтому в будущем необходимо применять, более стабильные присадки, чем используемые в настоящее время.
Загущенные масла готовят для всесезонного использования и для районов Севера. Работа на загущенных маслах обеспечивает надежную работу двигателя в широком диапазоне температур. Оптимальная текучесть масла при низких температурах, легкий пуск двигателя, “быстрая циркуляция масла в холодном двигателе достигается за счет маловязкого масла. Необходимый уровень вязкости прг высоких температурах работающего двигателя обеспечивается при использовании масла с вязкостной присадкой. Применение загущенных масел экономически целесообразно: облегчается пуск двигателя при низких температурах окружающего воздуха, уменьшается износ двигателя, снижается расход масла и топлива, меньше становятся расходь: на техническое обслуживание и т. д. Например, зимние масла марки М-8ВП М-81\ обеспечивают пуск двигателя без применения средств подогрева только до температур —10 °C. Всесезонные масла марки М-63/10Г, обеспечивают пуск двигателя до температуры —22…—25 °C. Экономия топлива при работе на загущенном масле в зимнее время составляет 5—15%. .
Вязкость масла изменяется также при давлении выше 5 МПа. Повышение вязкости с увеличением давления имеет немаловажное значение, например, в подшипниках коленчатого вала давление составляет 15—25 МПа, во втулках поршневых головок шатунов — 50—90 МПа и т. д. С повышением температуры влияние давления на вязкость масла уменьшается. Общая закономерность влияния давления такова: с повышением давления вязкость масла увеличивается .
Рис. 5. Вязкостно-температурные характеристики загущенных и не-загущенных масел:
1 — загущенное масло; 2 — маловязкое масло, к которому добавлена вязкостная присадка; 3 — незагущенное масло.
Рис. 6. Влияние давления на затвердение масла при различных температурах:
1 — нефтяное масло; 2 — жировое масло.
Чем менее сложный состав имеет масло, т. е. менее сложная структура углеводородов, входящих в масло, тем меньше влияние давления на изменение вязкости.
Увеличение вязкости с повышением давления можно объяснить как следствие сближения молекул жидкого масла и их взаимодействия. При очень высоких давлениях вязкость может настолько^ увеличиться, что масло затвердевает. Зависимость давления на изменение вязкости затрудняет учет этого фактора для расчетов узлов трения.
Для предотвращения износа, задира, сваривания металлических поверхностей при трении, кроме соответствующей вязкости, масла должны обладать хорошей маслянистостью, т. е. способностью образовывать прочную масляную пленку. Маслянистость масла имеет большое значение, поскольку при работе двигателя много узлов трения работают в условиях граничной смазки. Прочность масляной пленки зависит от химического состава масла, от наличия ПАВ и химически активных соединений в масле. Чем больше в масле сложных полициклических соединений, смол, а также соединений, содержащих гидроксильные, карбоксильные и другие группы, тем выше маслянистость масла. Высоковязкое масло обладает более высокой маслянистостью по сравнению с маловязким маслом, полученным из одного сырья, так как с повышением вязкости в масле увеличивается содержание полярно-активных молекул. Поэтому остаточные масла обладают более высокой маслянистостью по сравнению с дистиллятными.
Масла в механизмах работают в условиях высоких давлений и температур. Масляная пленка при определенных условиях их не выдерживает. Для увеличения прочности масляной пленки к маслам добавляют противозадирные и противоизносные присадки.
Оценка маслянистости смазочных масел производится на различных стандартных машинах трения. Маслянистость работавших масел всегда выше маслянистости свежих масел из-за образующихся продуктов окисления. В данном случае речь идет о маслянистости свежего и работавшего масла без учета возможного разбавления моторного масла несгоревшим топливом. Маслянистость характеризует противоизносные свойства масел. Она оценивается двумя методами: лабораторными испытаниями на 4-шариковой машине по ГОСТ 9490—75 и моторными испытаниями.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Вязкость и вязкостно-температурные свойства масел"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы