На тракторах и автомобилях широко применяются гидравлические передачи, которые служат для приведения в действие различных агрегатов и механизмов. В настоящее время имеются гидромеханические трансмиссии, гидротрансформаторы, гидроусилители руля и другие устройства, применяемые на тракторах, автомобилях, бульдозерах, комбайнах и различных сельскохозяйственных машинах. Они обеспечивают плавную и равномерную передачу мощности с высоким к. п. д. (около 95%). Это их главное преимущество перед пневматическими и механическими передачами.
Рабочие жидкости для гидравлических систем тракторов и автомобилей. Рабочим телом в гидравлических передачах служат легкоподвижные и практически несжимаемые жидкости. Работают они в очень тяжелых условиях. Температура их изменяется от +70 до —40 °C, давление достигает 98 МПа, во время работы они соприкасаются с деталями из цветных и черных металлов, с резиновыми и кожаными уплотнениями, шлангами. Поэтому такие жидкости должны иметь низкую температуру застывания и сравнительно небольшую вязкость, а температура’ кипения должна быть примерно на 30 °C выше возможной рабочей температуры, чтобы в системе не образовывались паровые пробки. При понижении температуры жидкости должны незначительно увеличиваться в объеме. Жидкости должны обладать хорошими смазывающими свойствами, химической стабильностью, не разлагаться и не расслаиваться, не разъедать цветные и черные металлы, резину и кожу.(одно-, двух- и трехатомных). Водные растворы этилового, метилового, изопропилового спиртов всесезонно использовать нельзя, они пригодны только в зимний период времени, поскольку имеют низкие температуры кипения, которые составляют 78,3, 64,7 и 82,2 °C. Смесь, состоящая из 40% этилового спирта, 45 воды и 15% глицерина обладает температурой замерзания —28 °C. При использовании различных спиртовых смесей необходимо помнить о повышенной коррозионной способности, а также дефицитности некоторых из этих веществ.
Таблица 1.
Температура замерзания водных растворов спиртов
Промышленность выпускает более 20 наименований гидравлических жидкостей. Наиболее широко применяются в гидравлических передачах следующие масла: веретенное АУ, гидравлическое АУП, индустриальные общего назначения И-12А и И-20А, для гидрообъемных систем автомобилей «Масло Р», АМГ-10, всесезонное гидравлическое ВМГЗ-10, гидравлическое единое МГЕ-10А, моторные масла.
Согласно ГОСТ 17479.3—85 обозначение гидравлических масел, применяемых в гидростатических системах летательных аппаратов, подвижной наземной, судовой техники и других механизмах, эксплуатируемых На открытом воздухе, состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквами «МГ» (минеральное гидравлическое); вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости; буква «А», «Б», «В» после цифры характеризует группу масел в зависимости от эксплуатационных свойств. Класс вязкости (5, 7, 10, 15, 22, 32, 46, 68, 100, 150) установлен в зависимости от значений кинематической вязкости в мм’/с (сСт) при температуре 40 °C. По эксплуатационным свойствам гидравлические масла делят на группы А, Б, В. Масла группы А готовят без присадок для гидросистем с шестеренчатыми насосами, поршневыми насосами, работающими при давлении до 15 • 10s МПа и температуре масла в объеме до 80°С; масла группы Б готовят с антиокислительными и антикоррозионными присадками для гидросистем с насосами всех типов, работающие при давлении до 25 • 103 МПа и температуре масла в объеме более 86 °C; масла группы В готовят с антиокислительными, антикоррозионными и противозадирными присадками для гидросистем с насосами всех типов, работающие при давлении свыше 25 • 103 МПа и температуре масла в объеме более 90 °C. Допускается добавление в гидравлические масла всех групп загущающих и антипенных присадок.
Пример обозначения гидравлического масла: МГ-15-В, где МГ — минеральное гидравлическое масло, 15 — класс вязкости (предел значений кинематической вязкости при 40 °C равен 13,50…16,50 мм2/с), В — группа масла по эксплуатационным свойствам.
Масло веретенное АУ (ГОСТ 1642—75), или МГ-22-А (ГОСТ 17479.3—85), применяют в различных гидравлических передачах, а также для смазывания узлов и механизмов, работающих в условиях низких температур. Применяется в амортизаторах и гидроусилителях руля-автомобилей, а также в гидравлических системах точных станков, работающих при частоте вращения до 160 с-1, где требуется повышенное качество масла. Оно имеет небольшую вязкость (12—14 мм2/с при температуре 50 °C), его плотность равна 0,886—0,896 • 108 кг/м8. Масло имеет низкую температуру застывания (около —45 °C) и невысокое кислотное число (не более 0,07 мг КОН/г). Масло веретенное АУ обеспечивает пуск гидросистем при температурах до —35 °C, максимально допустимый (кратковременно) верхний температурный предел 90 °C. Оптимальный температурный режим работы масла 50—60 °C. Вырабатывается из низко-застывающих нефтей, которые подвергаются углубленной очистке.
Масло гидравлическое АУП (ТУ 38 001234—75), или МГ-22-Б (ГОСТ 17479.3—85), обладает хорошими противокоррозионными и антиокислительными свойствами, содержит до 2% присадок. Его вязкость при температуре 50 °C составляет 11—14 мм2/с, кислотное число не более 0,3— 0,6 мг КОН/г, имеет высокую стабильность против окисления, изменение массы резины во время испытаний при 130 °C в течение 72 ч составляет от 3 до 1,-5%. Масло гидравлическое АУП обеспечивает пуск гидросистем без предварительного подогрева при температурах до —35 °C, максимально допустимая кратковременная температура при эксплуатации равна 125 °C, оптимальный температурный режим 50—60 °C, температура застывания масла —45 °С.
Масло вырабатывают из низкозастывающих нефтей путем углубленной очистки с добавкой антикоррозионной и антиокислителыюй присадо<.
Масла индустриальные общего назначения марок И-12А и И-20А (ГОСТ 20799—75), или МГ-22-А (ГОСТ 17479.3— 85), представляют собой очищенные дистиллятные или остаточные масла, или их смеси. Эти масла не содержат присадок, имеют высокий индекс вязкости. Так, масло И-20А имеет индекс вязкости не менее 85, а с государственным Знаком качества — 100. Их зольность чрезвычайно мала, водорастворимые кислоты и щелочи, механические примеси, вода отсутствует. В маслах, вырабатываемых из сернистых нефтей, содержание серы должно быть не более 1%.
Масло И-12А применяется для гидроусилителей руля автомобилей МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-504 и других гидросистем автомобилей и тракторов в зимний период. Служит для смазывания гидравлических систем станков, шпинделей металлорежущих станков (24—80 с-1). Температура застывания масла И-12А не выше —30 °C.
Масло И-20А используется в гидроусилителях руля автомобилей МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-504 и других гидросистем автомобилей, тракторов в летний период. Применяется в гидросистемах промышленного оборудования, для строительных, дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе. Этим маслом смазывают подшипники вентиляторов, насосов, шпиндели станков (до 24 с-1). Температура застывания масла составляет —15 °C.
Масло для гидрообъемных систем автомобилей «Мас-ло-Р» (ТУ 38 101179—71) производят на основе масла веретенного АУ, в которое добавляют моющую, противоизносную, антиокислительную и противопенную присадки. Ки ема-тическая вязкость- масла при температуре 50 °C равняется 12—14, а при —20 °C — не более 1300 мм7с. Изменение массы резины составляет не более 5%. «Масло Р» обеспечивает пуск гидрообъемных систем автомобилей при температурах до —35 °C без специального подогрева. Максимально допустимая при эксплуатации кратковременная температура 125 °C, оптимальная рабочая температура 50—60 °C. Температура застывания «Масла Р» не выше —45 °С.
Масло АМГ-10 (ГОСТ 6794—75), или МГ-15-Б (ГОСТ 17479.3—85), предназначается для гидросистем самолетов, однако может быть использовано подвижной наземной техникой при температуре масла в системе от +40 до —60 °C. Температура застывания масла —70 °C. Масло имеет кинематическую вязкость при 50 °C 10 мм2/с, а при —50 °C не более 1250 мма/с. Его готовят из маловязкой низкозастываюгцей нефтяной основы с добавлением вязкостной и антиокислительной присадок и красного красителя. Масло АМГ-10 обладает хорошими вязкостными, антиокислительными и смазочными свойствами, однако его применять можно только в том случае, если резиновые уплотнения и шланги гидросистемы изготовлены из маслобензостойкой резины.
Масло всесезонное гидравлическое ВМГЗ- 10 (ТУ 38 101479—74), или МГ-15-В (I ОСТ 17479.3—85), используется в средней полосе СССР не только в летний, но и зимний период в качестве рабочей жидкости для гидравлических систем различной подвижной наземной техники при температуре масла в системе от 50 до —50 °C. Его кратковременно допускается использовать при температуре масла 90 °C, оптимальный температурный режим 35—40 °C. Вязкость масла при температуре 50 °C не менее 10 мм2/с, а при —40 °C. не более 1900 мм3/с, температура застывания должна быть не выше —60 °C. Масло ВМГЗ-10 получают из низкозастывающих сернистых нефтей, в него добавляют антиокислительные, антикоррозионные, противоизносные и противопенные присадки.
Масло гидравлическое единое МГЕ-10А (ТУ 38 101572— 75), или МГ-15-В (ГОСТ 17479.3—85), обладает хорошими эксплуатационными свойствами. Оно предназначается для гидравлических систем и механизмов, которые эксплуатируются при температуре масла в системе от +50 до —60 °C. Кратковременно допускается работа при 90 °C, оптимальный температурный режим работы 35—40 °C. Представляет собой прозрачную жидкость от желтого до светло-коричневого цвета, имеет вязкость при температуре 50 °C 10 мм2/с, а при —50 °C—1500 мм2/с, температура застывания —70 °C. Масло получают из низкозастывающей нефти с добавкой вязкостной, антиокислительной, антикоррозионной и про-тивоизносной присадок.
Моторные масла, которые рекомендуются заводскими инструкциями для тракторов, не отвечают требованиям, предъявляемым к гидравлическим жидкостям. Применение моторных масел в гидросистемах тракторов оправдывается только тем, что насосы гидросистемы отсоединены от картера двигателя сальником. В случае выхода из строя сальника гидравлическая жидкость может попасть в картер и вывести из строя двигатель. В настоящее время на тракторах все большее распространение получают раздельные системы, что позволяет при работе гидравлической системы шире использовать маловязкие гидравлические жидкости.
Тормозные жидкости. На всех легковых и на некоторых грузовых автомобилях тормозная система имеет гидравлический привод. Надежность работы гидравлического привода зависит от эксплуатационных свойств тормозной жидкости. Тормозные жидкости должны быть легкоподвижными, обладать небольшой вязкостью. Температура замерзания должна быть ниже температуры окружающего воздуха, при которой эксплуатируются автомобили. Кроме того не должна нарушаться однородность тормозной жидкости, она не должна расслаиваться, в ней не допускается выпадение сгустков и осадков. Тормозные жидкости должны обладать полной совместимостью с резиновыми деталями и металлом тормозной системы, а также обладать хорошей смазывающей способностью.
Тормозные жидкости производятся на гликолевой, нефтяной и касторовой основах. В настоящее время в СССР и за рубежом наибольшее распространение получили тормозные жидкости для автомобилей на гликолевой и касторовой основе. Выпускаются тормозные жидкости марок ГТЖ-22М, «Нева», «Томь», ГТН, БСК (табл. 53).
Таблица 2.
Тормозные жидкости
Тормозная жидкость ГТЖ-22М производится на гликолевой основе, представляет собой смесь различных гликолей. В ее состав входят 65% диэтиленгликоля, 32 этил-карбитола, 3% этилцеллозольва и противокоррозионной присадки. Это прозрачная жидкость зеленого цвета плотностью 1,10—1,11 • 103 кг/м3 при 20 °C; кинематическая вязкость ее при 50 °C составляет 7,9—8,3 мм2/с.
Жидкость ГТЖ-22М обладает удовлетворительными вязкостно-температурными свойствами, не разрушает резиновые детали, имеет хорошие низкотемпературные свойства, замерзает при —65 °C, имеет низкую испаряемость и высокую температуру вспышки, хорошо растворяет воду (при ее попадании в систему).
К недостаткам тормозной жидкости ГТЖ-22М относится ее сильная ядовитость, недостаточные смазывающие свойства и повышенная гигроскопичность. При ее использовании соблюдают такие же меры предосторожности, как и при работе с этиленгликолевыми антифризами.
Тормозная жидкость ГТН (гидротормозная нефтяная) представляет собой деароматизированный керосин с вязкостной и другими присадками. Жидкость действует на обычную резину, что является единственным существенным недостатком. Всем остальным требованиям, предъявляемым к гидротормозным жидкостям, она отвечает полностью.
Тормозная жидкость «Нева» является в настоящее время наиболее распространенной жидкостью на гликолевой основе. Она рекомендуется для большинства марок автомобилей, кроме ГАЗ-13, ГАЗ-24 и их модификаций. В ее состав входит 51—59% этилкарбнтола, 31—34 диолов, 5 эфиров кар-битола и 13,5% смесей гликолей и полигликолей, а также добавляется вязкостная и противокоррозионная присадки. Обладает хорошими вязкостно-температурными свойствами.
Жидкость «Нева» имеет цвет от желтого до светло-коричневого, плотность при 20 °C составляет 1,012—1,015 X X 103 кг/м3, кинематическая вязкость при 50 °C не менее 5 мм2/с. Хорошо растворяет воду, однородность водной смеси сохраняется до —40 °C и ниже. Тормозная жидкость «Нева» огнеопасна, попадание ее на кожу человека приводит к дерматитам. Оказывает влияние на обычную резину.
Тормозная жидкость «Томь» представляет собой смесь гликолей и эфиров борной кислоты. Используется для приводов грузовых и легковых автомобилей.
Тормозная жидкость БСК представляет собой смесь 50% касторового масла и 50% бутилового спирта. Окрашивается в ярко-красный или оранжево-красный цвет, иногда в ярко-зеленый. Плотность жидкости при 20 °C составляет 0,890—0,900 • 103 кг7м3, кинематическая вязкость при температуре 50° С находится в пределах 9,4— 13,5 мм2/с.
Касторовое масло придает1 жидкости хорошую смазывающую способность, она не вызвшает большого набухания или размягчения резиновых уплотнительных деталей тормозной системы. Однако тормозная жидкость БСК имеет неудовлетворительные вязкостно-температурные свойства, поэтому ее рекомендуют применять только в средней полосе Советского Союза. Недостатком спирто-касторовой смеси является высокая температура кристаллизации касторового масла. Кристаллизация начинается при —5 °C и интенсивно протекает при —20 °C. В результате этого образуются сгустки, которые могут вызвать закупоривание трубопроводов гидравлического привода и отказ тормозов автомобиля. Применять жидкость БСК при температуре окружающего воздуха ниже —20 °C не рекомендуется. Следует предохранять жидкость БСК от попадания в нее воды, которая может привести к расслоению жидкости.
Нельзя смешивать тормозные жидкости, изготовленные на разных основах, так как это приводит к расслоению -тормозной жидкости и ухудшению ее эксплуатационных качеств.
Если марка гидравлической жидкости, залитой в тормозную систему, неизвестна, то делают пробу на смешивание. В пробирку наливают равное количество жидкости, – взятой из тормозной системы, и ту, которую предполагается долить в систему. Затем жидкости взбалтывают. Если произошло расслоение смеси, то доливать тормозную жидкость в систему нельзя.
Амортизаторные жидкости применяют для гидравлических амортизаторов автомобилей и других машин. Работа амортизаторов основана на поглощении кинетической энергии колебания кузова машины при протекании под давлением амортизаторной жидкости через узкие отверстия из одной полости в другую. Давление жидкости в амортизаторах достигает 8—11 МПа, а температура изменяется в зависимости от времени года и климатических условий местности от—50 до +140 °C.
Амортизаторные жидкости должны обладать хорошими вязкостно-температурными и антипенными свойствами, низкой температурой застывания. В качестве амортизаторных жидкостей используют маловязкие нефтяные масла различных марок или их смеси. В настоящее время применяется жидкость АЖ-12Т, масло МГП-10, веретеннсе масло АУ и смесь турбинного и трансформаторного масла.
Амортизаторная всесезонная жидкость АЖ-12Т применяется в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей. Жидкость представляет собой смесь маловязкого масла селективной очистки из сернистых нефтей и этилполисилоксановой жидкости с противоизнос-ной и антиокйслительными присадками. Жидкость АЖ-12Т имеет кинематическую вязкость при 50 °C не менее 12 мм2/с, при—40 °C—не более 6500 мм2/с; температура застывания —52 °C, что обеспечивает мягкую работу амортизато- ‘ ров в любое время года. Амортизаторная жидкость АЖ-12Т представляет собой прозрачную жидкость от светло-желтого до светло-коричневого цвета.
Амортизаторное масло МГП-10 предназначается для гидравлических амортизаторов автомобилей ВАЗ. Масло МГП-10 представляет собой смесь трансформаторного масла и этилполисилоксановой жидкости с антиокислительной и противопенной присадками, а также с естественным жиром и серой. Кинематическая вязкость масла при температуре 50 °C равна 10 мм2/с, а при температуре —20 °C—1000 мм2/с, температура застывания должна быть не выше —40 °C.
Веретенное масло АУ или гидравлическое АУП широко применяют для амортизаторов автомобилей. Недостатком этих масел является высокая температура застывания и неудовлетворительная вязкостно-температурная характеристика. Их вязкость быстро возрастает при понижении температуры, в связи с чем увеличивается жесткость работы амортизаторов.
Смесь турбинного и трансформаторного масел в соотношении примерно 1 : 1 используют для амортизаторов. Эта смесь не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к амортизаторным жидкостям. Смесь имеет температуру застывания около —30 °C, у нее недостаточно хорошая вязкостногтемпературная характеристика.
Жидкость для стеклоомывателя НИИСС-4 применяется для обмыва стекол автомобилей. Жидкость в чистом виде не применяется, так как отрицательно действует на краску автомобиля. Она разбавляется водой, соотношение воды и жидкости зависит от температуры окружающего воздуха. Жидкость НИИСС-4 представляет собой следующую смесь (по массе),%: 79 изопропилового спирта, 20,9 дистиллированной воды и 0,1 сульфанола.
Таблица 4.
Соотношение объемов жидкости НИИСС-4 и воды в зависимости от окружающей температуры
При использовании жидкости НИИСС-4 необходимо соблюдать меры предосторожности, поскольку она огнеопасна и ядовита.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Жидкости для гидравлических передач"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы