Строительные машины и оборудование, справочник





Сцепление автобусов

Категория:
   Автобусы

Сцепление автобусов

Техническое обслуживание сцепления. автобусов включает периодическую проверку состояния сцепления, регулировку сцепления, смазку подшипника выключения сцепления.

Уход за механическим приводом выключения сцепления на автобусах УАЗ-452В и КАВЗ-685 заключается в регулировке величины свободного хода педали сцепления (производится изменением длины тяги, соединяющей педаль с рычагом выключения сцепления), очистке привода от грязи, масла и в своевременной смазке подвижных соединений. Свободный ход педали сцепления на микроавтобусе УАЗ-452В должен находиться в пределах 28—35 мм, на автобусе КАВЗ-685 — 35—45 мм.

Зазор между торцом нажимного подшипника и головками болтов рычагов сцепления при нормальном свободном ходе педали будет соответственно равен 2,5 и 4 мм.



Зазор между торцом нажимного подшипника и головками болтов рычагов сцепления при нормальном свободном ходе педали будет соответственно равен 2,5 и 4 мм.

На автобусах с гидравлическим приводом выключения сцепления свободный ход складывается из свободных ходов в механическом и гидравлическом приводах. Зазор между упорным подшипником выключения сцепления и головками оттяжных рычагов регулируется изменением длины штока поршня рабочего цилиндра, зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра—« изменением длины толкателя главного цилиндра.

При регулировке свободного хода педали сцепления необходимо отсоединить оттяжные пружины. По мере износа фрикционных накладок диска сцепления зазор между подшипником муфты и рычагами выключения сцепления уменьшается,- в результате чего сцепление может пробуксовывать, поэтому его необходимо периодически проверять и регулировать. На автобусах марки Икарус эту операцию рекомендуется проводить через каждые 5 тыс. км пробега. Если при проверке прй“Ьода выключения сцепления обнаруживается, Фго полный ход наружного конца вилки выключения сцепления на микроавтобусе РАФ-2203 меньше 17 мм, на ПАЗ-672 — меньше 23 мм, на автобусах Икарус — меньше 15 мм, это означает, что в системе гидропривода присутствует воздух. Для прокачки привода нужно снять резиновый колпачок на головке клапана рабочего цилиндра и надеть шланг для прокачки тормозов. Конец шланга опустить в сосуд с небольшим количеством тормозной жидкости и отвернуть клапан на 1/2 оборота. Операции по прокачке гидропривода сцепления аналогичны работам по удалению воздуха из тормозной системы. Удаление воздуха из гидравлического привода выключения сцепления производится при каждой заливке тормозной жидкости в привод.

Смазка вилки выключения, оси педали сцепления и упорного подшипника муфты выключения сцепления производится в соответствии с картой смазки.

Долговечность работы сцепления в значительной мере зависит от его правильной эксплуатации, поэтому необходимо соблюдать основные правила пользования сцеплением: выключать сцепление быстро, педаль выжимать до отказа; включать сцепление плавно; не держать при движении ногу на педали сцепления.

Сцепление автобуса ЛA3-695H однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом механизма выключения. К маховику прикреплен стальной кожух. В опорных вилках установлены четыре выключающих рычага . Вилки шарнирно закреплены на пружинах в кожухе специальными регулировочными гайками с конусной поверхностью на осях, вращающихся в игольчатых подшипниках. Рычаги соединены с проушинами выступов чугунного нажимного диска с помощью осей на игольчатых подшипниках.

Внутренние концы рычагов должны быть установлены точно в одной плоскости и на определенном расстоянии от плоскости нажимного диска. Эту регулировку производят с помощью регулировочных гаек при сборке и ремонте сцепления, после чего гайки раскернивают. В гнездах кожуха установлено нажимных пружин, упирающихся в нажимной диск через теплоизолирующие прокладки. Пружины на диске центрируются бобышками. Между маховиком и нажимным диском установлен ведомый диск с накладками, который соединен со ступицей с помощью гасителя крутильных колебаний с восемью пружинами. Включающий механизм сцепления состоит из муфты выключения с упорным шарикоподшипником и снабжен гидроприводом, состоящим из педали главного цилиндра, трубопровода, рабочего цилиндра со штоком, соединенным с рычагом вилки выключения тягой. Педаль вилкой соединена с толкателем главного цилиндра. На штоках цилиндров установлены гайки.

Главный цилиндр автобуса ЛA3-695H состоит из литого чугунного корпуса, выполненного заодно с резервуаром Г для тормозной жидкости. Внутри цилиндра установлены поршень с уплотнительными манжетами — наружной и внутренней, выпускной клапан, впускной клапан, прижимаемый к седлу возвратной пружиной. Эта же пружина через манжету, дисковый клапан поршня прижимает поршень к упорной шайбе, удерживаемой стопорным кольцом.

Перепускное отверстие Д соединяет резервуар с рабочей полостью В цилиндра, отверстие Б большего диаметра соединяет резервуар с нерабочей полостью А цилиндра между наружной и внутренней манжетами. Цилиндр со стороны толкателя закрывается резиновым чехлом, защищающим внутреннюю полость от пыли и грязи. Верхняя часть резервуара Г закрыта крышкой, снабженной пробкой с отверстиями, сеткой и отражателем.

Рабочий цилиндр состоит из чугунного корпуса, в котором установлен алюминиевый поршень с резиновой манжетой, толкателя, штока, передающего усилие на вилку выключения сцепления. Цилиндр имеет перепускной клапан с колпачком для удаления воздуха из системы, заполненной тормозной жидкостью, стопорное кольцо, чехол, контргайку.

Рис. 1. Сцепление автобуса ЛАЗ-695Н:
1 — маховик; 2 — кожух; 3 — пружинные пластины крепления; 4 — болт крепления пластин; 5 — нажимной диск; 6 — ведомый диск; 7 — нажимная пружина ведущего диска; 8 — диск; 9 – пластина-диск; 10 — ступица ведомого диска; 11 — пружина; 12 — ось; 13 — вилка; 14 — регулировочная гайка; 15 — пластина; 16 — рычаг выключения; 17— муфта; 18 — ведущий вал; 19 — вилка выключения

Рис. 2. Привод выключения сцепления

Рис. 3. Главный цилиндр

Рис. 4. Рабочий цилиндр:
1— колпачок; 2 — клапан; 3 — толкатель; 4 — стопорное кольцо; 5 — чехол; 6 — контргайка; 7 — шток; 8 — вилка выключения сцепления; 9 — корпус; 10 — поршень; 11 — манжета; 12 — пружина

При нажатии на педаль сцепления усилие передается на шток и толкатель, поршень в главном цилиндре перемещается, в полости В создается давление, открывается выпускной клапан и жидкость перетекает по трубопроводу к рабочему цилиндру. Перемещаются поршень рабочего цилиндра и шток, сцепление выключается. При включении сцепления, когда педаль отпускается, детали гидравлического привода возвращаются возвратными пружинами.

При правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между рычагами выключения и подшипником выжимной муфты должен быть 3—4 мм. Для смазывания оси педали установлена пресс-масленка. Выжимной подшипник, установленный на муфте, при эксплуатации не смазывают.

На автобусах Икарус-260, -280 установлено сцепление, которое конструктивно отличается размерами, количеством нажимных пружин и количеством рычагов выключения. Привод выключения гидравлический с пневматическим усилителем.

Тормозную жидкость в привод сцепления заливают не в главный цилиндр, как на автобусах JIA3, а в специальный наполнительный бачок, который трубопроводом соединен с клапаном педали сцепления. Для облегчения выключения сцепления гидравлический привод оборудован пневматическим усилителем.

Клапан педали сцепления крепится к полу кабины, соединен трубопроводами с пневмосистемой, с наполнительным бачком и рабочим цилиндром. При нажатии на педаль шток перемещается вниз, клапан закрывается, тормозная жидкость поступает к рабочему цилиндру. Шток смещается относительно поршня. При этом закрывается атмосферный клапан, открывается пневматический клапан, сжатьш воздух по каналу поступает в пространство над поршнем. Давление воздуха на поршень создает дополнительное воздействие на тормозную жидкость, поступающую к рабочему цилиндру по каналу, которое пропорционально усилию, прикладываемому водителем к педали. При отпускании педали пневматический клапан закрывается, а атмосферный открывается и воздух из-под поршневого пространства выходит в атмосферу через отверстие II. Тормозная жидкость к клапану педали поступает по каналу IV.

Рис. 5. Клапан педали сцепления:
1 — фланец клапана; 2 — втулка; 3 — поршень; 4 — корпус; 5 — седло клапана; 6. 14 — пружины; 7 — толкатель; 8 — педаль; 9 — шток толкателя; 10 — регулировочный болт; 11, 16 — штоки; 12 — пневматический клапан; 13 — атмосферный клапан; 15 — фильтрующий элемент; 17— клапан; 18 — шток клапана; 19 — пружина; I, II, III. IV — каналы

На некоторых модификациях автобусов Икарус устанавливается не клапан сцепления с пневматическим усилителем, а устройство с роликовым педальным механизмом. Сцепление на автобусах ПАЭ-3205 по конструкции и принципу действия аналогично сцеплению на автобусах ЛАЗ. На автобусах ЛиАЗ-677М и ЛиАЗ-5256 сцепление отсутствует. На автобусах установлена гидромеханическая передача (ГМП).

Читать далее:

Категория: - Автобусы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины