На изучаемых автобусах применена комбинированная система электрооборудования и используются два источника тока — аккумуляторная батарея и генератор. Отрицательные клеммы источников тока и большинства потребителей соединены с “массой” (корпусом) автобуса. Исключение составляют некоторые приборы сигнализации и освещения, которые подключены по двухпроводной схеме. Это вызвано необходимостью обеспечить работу указанных приборов при отключенной аккумуляторной батарее. Номинальное напряжение бортовой сети автобусов 12 В, а на автобусах J1A3-42021, ЛиАЗ-5256 и Икарус-260, -280 — 24 В.
Используемые на автобусах аккумуляторные батареи — стартер-ные, свинцово-кислотные.
Аккумуляторные батареи на автобусах устанавливают в специальном отсеке, в выдвижном контейнере, на дно которого укладывается амортизирующая прокладка. Батареи в контейнере крепятся стяжными шпильками.
На современных автобусах включение и выключение аккумуляторных батарей производится выключателем массы. При электротехнических работах и длительных стоянках во избежание разрядки аккумуляторные батареи отключают. Выключатель батареи расположен
в аккумуляторном отсеке и имеет дистанционное управление из кабины водителя (кнопка на щитке приборов) и из моторного отсека (кнопка на панели выключателей). На автобусах Икарус-260, -280 наружная кнопка выключателя расположена около переднего буфера, с правой стороны автобуса. Включение и отключение аккумуляторной батареи возможно лишь при неработающем двигателе. О подключении аккумуляторной батареи к системе электрооборудования сигнализирует контрольная лампочка с синим (JIA3-695H) или зеленым (JIA3-42021) светофильтром, вмонтированным в спидометр.
Генераторная установка автобуса состоит из генератора и устройств, обеспечивающих регулирование напряжения генератора и выпрямление тока, вырабатываемого им. На автобусах установлены генераторы переменного тока. Они представляют собой трехфазный источник тока с электромагнитным возбуждением. Генератор имеет кремниевый выпрямитель и регулятор напряжения. Основные части генератора: статор У, ротор, две крышки корпуса, вентилятор, шкив, щеточный узел с щеткодержателем и двумя изолированными от массы щетками, регулятор напряжения, выпрямитель.
Рис. 52. Генератор переменного тока
Рис. 53. Выпрямитель и статор генератора
Выпрямитель состоит из блока и встроенных в генератор кремниевых выпрямителей. Три клеммы выпрямителя соединены с фазами обмотки статора генератора. Выпрямительный блок имеет шесть диодов, соединенных по трехфазной двухполупериодной схеме выпрямления. Три диода объединены положительной контактной пластиной, а три других — отрицательной. Болты крепления выпрямителя к крышке генератора одновременно являются проводниками. Три из них соединяют корпус с отрицательной пластиной и один с положительной.
Регулятор представляет собой малогабаритный бесконтактный интегральный электронный прибор. Он имеет два вывода В и вывод Ш. Клеммы регулятора должны находиться в контакте с токопрово-дящими клеммами щеткодержателя генератора. Управление работой генератора осуществляется в непрерывном автоматическом регулировании тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение поддерживалось в пределах 13,5—14,7 В независимо от изменения тока нагрузки и частоты вращения коленчатого вала. Регулятор представляет собой неразборную и нерегулируемую конструкцию. В случае неисправности его заменяют.
На автобусах устанавливают генераторы переменного тока со встроенным полупроводниковым выпрямителем. Регуляторы напряжения обеспечивают постоянство напряжения генераторных установок в условиях изменяющейся частоты вращения ротора и нагрузки.
Рис. 54. Генератор Г289:
1 — статор; 2. 4 — крышки; 3 — регулятор напряжения; 5 — вентилятор; 6 — шкив
Генератор АВФВГ-760 автобусов Икарус-260, -280 имеет транзисторный регулятор напряжения и кремниевый выпрямитель. Регулятор напряжения размещен в арматурном отсеке автобуса и собран на транзисторах и блоках с печатными схемами. Корпус регулятора закрыт ребристой крышкой, позволяющей улучшить охлаждение прибора.
Автобусы, имеющие неисправные генераторы или реле-регуляторы, к эксплуатации не допускаются.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Аккумуляторная батарея и генераторная установка"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы