Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 грузоподъемностью 4,5 т создан на базе автомобиля ЗИЛ-130 (шасси ЗИЛ-130Д1) с дооборудованием его на Мытищинском машиностроительном заводе.
По сравнению со стандартным автомобилем шасси ЗИЛ-130Д1 имеет укороченную раму и уменьшенную колесную базу (3300 мм). В тормозной системе с пневматическим приводом установлен одинарный тормозной кран, отсутствует магистраль к прицепу с разобщительным краном и соединительной головкой. Изменено крепление запасного колеса, кронштейн которого расположен наклонно на правом лонжероне рамы. Буксирное устройство отсутствует.
- В дополнительное оборудование шасси автомобиля входят: металлический опрокидывающийся кузов с подрамником и гидравлическая подъемная система.
Металлический сварной корытообразный кузов, снабженный жестким основанием, присоединен в задней части шарнирно с помощью опор к оси, закрепленной в подрамнике, который прикреплен к раме автомобиля. Задний борт кузова откидной, подвешен в верхней части на шарнирах и снабжен запором, рукоятка которого расположена на передней стенке кузова около кабины водителя. В передней части кузов снабжен козырьком, защищающим кабину. Емкость кузова равна 3 м3; максимальный угол подъема равен 55°.
В гидравлическую подъемную систему входят: коробка отбора мощности (рис. 487) с рукояткой управления, масляный шестеренчатый насос с нагнетательным клапаном, золотник управления с предохранительным клапаном, масляный бак, оборудованный фильтром с предохранительным клапаном, гидравлический телескопический подъемник и маслопроводы: впускной, нагнетательный и перепускной.
Коробка отбора мощности собрана в чугунном картере (рис. 488), который фланцем крепится к картеру коробки передач с правой стороны против имеющегося в нем люка. В картере на двух шарикоподшипниках установлена шлицевая втулка с изготовленной на ней широкой шестерней, с которой находится в постоянном зацеплении промежуточная шестерня, установленная на двух шарикоподшипниках на подвижной оси, лежащей в отверстиях стенок картера. С наружным концом подвижной оси соединен через пружину нижний конец рычага с рукояткой управления, установленный шарнирно на пальце кронштейна, прикрепленного к стенке картера коробки передач. Верхний конец рычага проходит через вырез кулисы и расположен в кабине водителя. Под рукояткой рычага установлен фиксатор с пружиной и чашкой, фиксирующий рычаг в Переднем и заднем положениях в кулисе.
К картеру коробки отбора мощности присоединен на фланце корпус шестеренчатого масляного насоса типа НШ-32Л. При этом вал ведущей шестерни насоса на шлицах соединен с втулкой ведомой шестерни коробки отбора мощности, от которой насос приводится в действие.
Всасывающая полость насоса через впускной штуцер соединена маслопроводом с баком, который закреплен под кузовом на правом лонжероне рамы. Нагнетательная полость насоса через нагнетательный клапан соединена с нагнетательным маслопроводом высокого давления, идущим к силовому цилиндру гидравлического подъемника кузова.
Клапан установлен в корпусе крана управления, прикрепленного к корпусу насоса. В корпусе крана управления установлен золотник, соединенный через пружину тягой с рычагом управления гидроподъемником. Над золотником в канале корпуса, сообщаемом с перепускным маслопроводом, установлен под пробкой шариковый предохранительный клапан с пружиной, ограничивающий предельное давление в системе.
Перепускной маслопровод соединен с баком через фильтр с сетчатым фильтрующим элементом и перепускным клапаном, перепускающим масло помимо фильтра при его загрязнении. Заливная горловина бака снабжена сетчатым фильтром и закрыта пробкой, в которой установлена линейка для измерения уровня масла.
Гидравлический одноцилиндровый телескопический подъемник кузова имеет цилиндрический корпус, в котором установлены на уплотнениях наружный и внутренний выдвижные цилиндры.
Корпус гидропйдъемника, приваренными к нему цапфами, установлен шарнирно в опорах, соединенных болтами с кронштейнами балок подрамника. Головка верхнего конца внутреннего выдвижного цилиндра с помощью ушка соединяется шарнирно с пальцем, закрепленным в кронштейнах основания кузова. Вся гидравлическая система заливается маслом (летом Дп-11 или АКп-10 и зимой Дп-8). Общая емкость системы равна 17 л.
Гидравлическая подъемная система работает следующим образом. При установке рукоятки управления в среднее положение («Нейтраль») коробка отбора мощности выключена, так как промежуточная ее шестерня сдвинута назад и не находится в зацеплении с шестерней коробки передач, вследствие чего шестеренчатый насос не работает. Кузов автомобиля при этом может быть остановлен в любом положении, так как золотник управления перекрывает сливной канал, и масло, находящееся в цилиндрах подъемника, вследствие этого не может сливаться в бак но маслопроводу.
При установке рукоятки рычага в заднее положение («Подъем») включается коробка отбора мощности, а золотник устанавливается в край-пее левое положение. При этом масло, нагнетаемое шестеренчатым насосом, через впускной клапан поступает по маслопроводу в подъемник, раздвигает цилиндры и обеспечивает подъем кузова. При окончании подъема, когда цилиндры полностью раздвинуты, или при чрезмерной перегрузке кузова давление масла в маслопроводе повышается (до 105— 110 кГ/см2), вследствие чего открывается предохранительный клапан, перепуская лишнее масло, нагнетаемое насосом, обратно в бай по перепускному маслопроводу. При установке рукоятки рычага в переднее положение («Опускание») коробка отбора мощности выключена и насос гидросистемы не работает. Золотник управления при этом сдвигается вправо, открывая перепускной канал. Кузов автомобиля под действием собственного веса опускается вниз, вытесняя масло из подъемника через перепускной канал и маслопровод обратно в бак. При любом положении кузов может быть остановлен переводом рукоятки рычага в нейтральное положение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы