Самосвал MA3-503 грузоподъемностью 7 т создан на базе автомобиля МАЗ-500 и имеет по сравнению с ним укороченную раму с уменьшенной колесной базой (3200 мм), увеличенное передаточное число главной передачи заднего моста (9,57 вместо 7,73) и тормозную систему, оборудованную одинарным краном типа ЗИЛ без магистрали к прицепу. Автомобиль дополнительно оборудован опрокидывающимся назад кузовом ковшевого типа с гидравлической подъемной системой, имеющей пневматический привод управления.
На автомобиле MA3-503 металлический сварной кузов ковшового типа соединен шарнирно в задней части с осью подрамника, закрепленного на раме автомобиля.
Автомобиль может быть также оборудован самосвальным бортовым кузовом с откидным задним бортом с пневматическим управлением (модель MA3-503B).
Гидравлическая подъемная система автомобиля MA3-503B включает коробку отбора мощности (рис. 489), масляный бак с фильтром, масляный насос с нагнетательным клапаном, перепускной клапан, телескопический подъемник и маслопроводы: впускной, нагнетательный и перепускной. Управление всей системой осуществляется с помощью пневмораспределителытего крана и воздушных диафрагменных рабочих камер коробки отбора мощности и перепускного клапана, питаемых сжатым воздухом по воздухопроводам из баллонов тормозной системы. В пневматическую систему у автомобиля MA3-503B также включен цилиндр управления запорами заднего борта. Коробка отбора мощности одноступенчатая, крепится фланцем картера к картеру коробки передач с левой стороны против имеющегося в ней люка. При этом промежуточная шестерня, установленная на оси на роликоподшипнике, находится в постоянном зацеплении с дополнительной шестерней промежуточного вала коробки передач. В картере коробки отбора мощности установлен на шарикоподшипниках полый вал, на шлицах которого может перемещаться передвижная шестерня. С полым валом соединен на шлицах вал ведущей шестерни шестеренчатого масляного насоса (типа НШ-32), корпус которого прикреплен к картеру коробки отбора мощности.
Перемещение подвижной шестерни для включения привода на насос осуществляется штоком пневматической камеры с диафрагмой, нагруженной пружиной. Шток соединен с переключающей вилкой шестерни. К пневматической камере присоединен воздухопровод от пневморас-пределительного крана.
Нагнетательная полость насоса через нагнетательный клапан соединена маслопроводом с гидравлическим подъемником и перепускным клапаном.
Гидравлический телескопический подъемник состоит из цилиндрического корпуса, внутри которого установлены три выдвижных цилиндра, снабженные уплотняющими устройствами. Предельный ход выдвижных цилиндров ограничивается направляющими гильзами, закрепленными в звеньях стопорными кольцами. Цапфами, приваренными к корпусу, подъемник установлен шарнирно в опорах кронштейнов, закрепленных на подрамнике платформы. Шаровой палец, закрепленный на головке внутреннего цилиндра, соединяется гайкой со сферической пятой основания платформы.
Перепускной клапан состоит из корпуса с установленным в нем стержнем клапана, постоянно прижимаемого пружиной к резиновому седлу, имеющемуся в крышке корпуса. В канале стержня клапана установлен шариковый предохранительный клапан с пружиной, закрепленной пробкой, и с передвижным золотником. Предохранительный клапан ограничивает предельное давление в гидравлической системе. Стержень клапана соединен с диафрагмой пневматической рабочей камеры, закрепленной на корпусе золотника управления. Кроме того, золотник тросом соединен с рычагом, закрепленным на корпусе гидравлического подъемника. Требуемая длина троса регулируется резьбовой втулкой, завернутой в цапфу рычага.
К боковому отверстию корпуса перепускного клапана присоединен маслопровод от насоса и подъемника. К отверстию крышки присоединен перепускной маслопровод, идущий к фильтру бака. К отверстию пневматической камеры присоединен воздухопровод от пневмораспре-делительного крана.
Пневмораспределительный кран служит для дистанционного управления гидравлической системой подъемного механизма кузова. В литом корпусе крана, закрытом верхней и нижней крышками, установлен валик, нижний конец которого соединен с вращающимся золотником, поджимаемым к плоскости корпуса тарельчатой пружиной.
На верхнем конце валика установлена на шпонке шестерня, с которой входит в зацепление сектор, закрепленный на валике, на наружном конце которого имеется рычаг соединенный тягой с рукояткой управления, расположенной на панели приборов в кабине.
В средней части на валике на шпонке закреплен диск фиксатора, в углубления которого может заходить под действием пружины, установ ленной под пробкой, шарик. Пробка завернута в корпус и закреплена контргайкой. Все соединения крана надежно уплотнены.
В корпусе имеется четыре вертикальных канала, которые при помощи золотника, имеющего одно сквозное отверстие и глухую соединительную канавку, могут соединяться с воздухопроводами и с атмосферой в различной последовательности.
К отверстию нижней крышки присоединен воздухопровод от воздушных баллонов тормозной системы автомобиля.
К каналам корпуса присоединяются воздухопроводы от рабочих камер коробки отбора мощности и перепускного клапана. Канал соединен с атмосферой. Канал у самосвала MA3-503 закрыт пробкой, а у самосвала MA3-503B к этому отверстию присоединяется воздухопровод, идущий к пневматическому, цилиндру двустороннего действия управления запорами заднего откидного борта платформы.
Пневматический цилиндр управления запорами имеет корпус с крышками й поршень со штоком. В крышках имеются отверстия, к которым присоединяются воздухопроводы от крана управления. Цилиндр закреплен шарнирно под кузовом, а шток его соединен с рычагом вала запоров откидного борта.
Гидравлическая подъемная система с пневматическим управлением работает следующим образом.
При установке рукоятки крана управления в нейтральное положение (золотник в положении I) рабочие камеры коробки отбора мощности и перепускных клапанов соединены с атмосферой, поэтому насос выключен и перепускной клапан закрыт, что изолирует цилиндр подъемника от системы и дает возможность остановить кузов в требуемом или полностью опущенном положении. В верхнюю полость силового цилиндра откидного борта при. этом подведен сжатый воздух, и запоры борта удерживаются в закрытом положении.
При повороте рукоятки крана в положение «Подъем» (золотник в положении II) воздух поступает в рабочую камеру коробки отбора мощности, а камера перепускного клапана сообщена с атмосферой. При этом коробка отбора мощности включена и насос работает, а перепускной клапан закрыт. Масло от насоса 6 поступает через нагнетательный клапан в цилиндр подъемника, который, раздвигаясь, поднимает кузов.
При полном подъеме кузова, когда выдвижные цилиндры доходят до упора, или при чрезмерной перегрузке кузова давление масла в системе возрастает до 130 кГ/см2. При этом открывается предохранительный клапан в золотнике и масло, поступая под золотник, перемещает его. Золотник, упираясь в края гнезда, сдвигает стержень, открывая перепускной клапан, и излишнее масло, нагнетаемое насосом, начинает перепускаться от насоса обратно в бак.
При установке рукоятки крана на подъем сжатый воздух поступает в нижнюю полость бортового цилиндра, который открывает запоры заднего борта.
В конце подъема кузова рычаг цилиндра подъемника, отклоняясь вместе с ним, натягивает трос и открывает перепускной клапан, вследствие чего давление в цилиндре резко падает и кузов начинает быстро опускаться, освобождая трос. При этом клапан опять закрывается, и кузов вновь начинает подниматься до следующего натягивания троса. Такое резкое встряхивание кузова в конце подъема облегчает ссыпание груза, находящегося в кузове. При установке рукоятки крана управления в положение опускания (золотник в положении III) рабочая камера коробки отбора мощности соединяется с атмосферой, и коробка выключает привод насоса. Давлением воздуха, поступающего в рабочую камеру перепускного клапана, он удерживается в открытом положении. При этом цилиндр подъемника соединяется с перепускным маслопроводом, и кузов опускается под действием собственного веса, вытесняя масло из цилиндра подъемника по перепускному маслопроводу через фильтр обратно в бак. Нагнетательный маслопровод насоса при этом закрыт при помощи нагнетательного клапана. В бортовом цилиндре нижняя его полость сообщена с атмосферой, а в верхнюю поступает сжатый воздух, и запоры борта удерживаются в закрытом положении.
Гидравлическая подъемная система у автомобиля MA3-503 работает также. Бортовой цилиндр в ней отсутствует.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобили-самосвалы МАЗ-503 и МАЗ-503В"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы