Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автобусы и специальные автомобили

Публикация:
   Автомобили-самосвалы БелАЗ

Читать далее:




Автомобили-самосвалы БелАЗ

Автомобиль-самосвал БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 т q металлическим опрокидывающимся кузовом является базовой моделью и предназначен в основном для массовой транспортировки грунта, скальной массы и других материалов на карьерных работах при использовании в комплексе с экскаваторами с ковшом емкостью 3—4 мэ. На базе автомобиля-самосвала БелАЗ-540 разработано семейство различных его модификаций, предназначенных для выполнения специальных транспортных работ.

Автомобиль-самосвал БелАЗ-540 двухосный с приводом на задние колеса, с укороченной колесной базой (3550 мм), оборудован металлическим кузовом ковшевого типа емкостью 15,3 м3 с защитным козырьком над кабиной и с опрокидыванием назад. Кузов установлен на раме на резиновых амортизаторах и соединен в задней части шарнирно с рамой. Предусмотрен обогрев днища кузова отработавшими газами. Просторная одноместная кабина смещена влево и расположена рядом с двигателем. Собственный вес автомобиля 21 т, максимальная скорость движения 53 км/ч.

На раме автомобиля в передней части под капотом установлен двенадцатицилиндровый дизель типа ЯМЗ-240 мощностью 360 л. е., аналогичный по своей конструкции дизелям ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, рассмотренным ранее. На первых выпусках автомобилей применялся двенадцатицилиндровый V-образный четырехтактный дизель Д12А-375 мощностью 375 л. с. при числе оборотов 1650 в минуту. Двигатель присоединяется к раме в трех точках. Передняя часть двигателя шарнирно соединена с поперечной балкой, опирающейся на раму на четырех резиновых подушках. В задней части кронштейны картера маховика опираются на раму также через четыре резиновые подушки. С целью повышения срока службы двигателя улучшена очистка топлива и воздуха, герметизирована заливная горловина топливного бака. Масляный и водяной шестирядные радиаторы с трубчато-лен-точной сердцевиной обдуваются двумя вентиляторами.

В гидромеханическую силовую передачу автомобиля входят: промежуточный повышающий трехвальный редуктор, гидротрансформатор, коробка передач, карданная передача и задний ведущий мост.

Гидротрансформатор одноступенчатый, комплексный, с двумя реакторами. Колеса с лопатками отлиты из алюминиевого сплава. Насосное колесо (рис. 492), соединенное с крышкой корпуса гидротрансформатора, лежит сзади на шарикоподшипнике, установленном на ступице муфт свободного хода реакторов. Ступица закреплена болтами на трубчатом кронштейне. Кронштейн прикреплен фланцем к стенке картера гидротрансформатора. Впереди крышка корпуса опирается на роликоподшипник, установленный на переднем конце ведущего вала коробки передач. Насосное колесо с крышкой корпуса гидротрансформатора через повышающий редуктор соединяется с коленчатым валом двигателя.

Рис. 1. Общая компоновка механизмов и устройств на автомобиле-самосвале БелАЗ-540

Турбинное колесо прикреплено к фланцу, установленному ступицей на шлицах переднего конца ведущего вала коробки передач.

Гидротрансформатор заключен в картер, который передним фланцем прикреплен к картеру повышающего редуктора. В нижней части картера расположены питающие насосы с редукционными клапанами, приводимые в действие от нижнего вала коробки передач с помощью шестерен. Один из насосов обеспечивает питание гидротрансформатора рабочей жидкостью под давлением 3,5—5,0 кГ/см2. Второй насос подает масло к бустерам фрикционов под давлением 8—10 кГ/см2 для фрикционов переднего хода, под давлением 12—15 кГ/см2 для фрикциона заднего хода и для смазки элементов коробки передач под давлением 0,8—1,5 кГ/см2. В систему питания гидротрансформатора включен радиатор для охлаждения рабочей жидкости. Общая емкость системы питания равна 60 л.

Коробка передач трехступенчатая, двухвальная, с фрикционным переключением передач. Коробка собрана в картере, прикрепленном к картеру гидротрансформатора. Снизу к картеру крепится поддон, являющийся резервуаром для масла. В стенках картера на подшипниках установлены два вала: ведущий и ведомый. На валах установлены шестерни для включения трех передач переднего хода и одной передачи заднего хода, находящиеся в постоянном зацеплении. Ведущая и ведомая шестерни заднего хода находятся в постоянном зацеплении через промежуточную шестерню, установленную на подшипниках на дополнительной оси, закрепленной в стенках картера сбоку от основных валов. Ведущие шестерни первой и второй передач и ведомые шестерни третьей передачи и заднего хода установлены на своих валах свободно на роликоподшипниках и могут соединяться с валами с помощью многодисковых фрикционных муфт. Ведущие шестерни третьей передачи и заднего хода и ведомая шестерня первой передачи соединены со своими валами наглухо.

Каждый фрикцион состоит из ведущего барабана, ступицей установленного на шлицах вала, и ведомого барабана, соединенного со свободно вращающейся шестерней. С пазами барабанов соединены ведущие и ведомые диски с металлокерамическим покрытием. Включение каждого фрикциона осуществляется поршнем бустера с рычагами и нажимным диском. Поршень бустера установлен в выточке ведущего барабана и отжимается в исходное положение пружинами; при этом диски не сжаты и фрикцион находится в выключенном состоянии.

Рис. 492. Гидротрансформатор и коробка передач автомобиля-самосвала БелАЗ-540

Для включения какой-либо передачи масло от насоса с помощью золотника управления, имеющего механический привод из кабины водителя, направляется в камеру бустера под поршень соответствующего фрикциона. Поршень перемещается маслом, сжимая пружины, и через рычаги надавливает на нажимной диск, сжимая диски, включая фрикцион и соединяя соответствующую шестерню с валом. Для выключения передачи канал, питающий бустер фрикциона, соединяется со сливным каналом, и давление под поршнем падает. Управление переключением передач осуществляется с помощью рычага, расположенного на рулевой колонке, через золотниковый механизм.

Подача масла к гидротрансформатору и к бустерам фрикционов происходит по системе каналов в валах и в стенках картеров через переходные муфты, уплотненные кольцами. Общий блок гидромеханической трансмиссии крепится на раме за двигателем на четырех лапах. Передаточные числа коробки передач равны: на первой передаче 2,60, на второй — 1,43, на третьей — 0,70 и на заднем ходу — 1,6. С учетом коэффициента трансформации гидротрансформатора, достигающего значения до 3,5, обеспечиваются необходимые значения тяговых усилий на ведущих колесах и плавное изменение их в соответствии с условиями работы автомобиля. Наличие гидротрансформатора в трансмиссии автомобиля способствует смягчению действующих динамических нагрузок и повышает долговечность механизмов автомобиля.

Задний конец ведомого вала коробки передач соединен с помощью карданного вала с двумя карданными шарнирами открытого тина на игольчатых подшипниках с валом заднего ведущего моста.

Главная передача ведущего моста состоит из центральной передачи и двух колесных планетарных передач. Центральная передача выполнена в виде двух конических шестерен: малой — ведущей и большой — ведомой, установленных в отъемном картере на конических роликоподшипниках. Ведомая шестерня (рис. 493) приклепана к разъемной коробке дифференциала, состоящей из половин. В коробке установлена крестовина с четырьмя сателлитами 6. Сателлиты находятся в зацеплении с двумя полуосевыми шестернями, сидящими на шлицах внутренних концов полностью разгруженных полуосей.

Картер центральной передачи прикреплен на фланце к литой стальной балке заднего моста.

В полуосевых рукавах балки запрессованы трубчатые наконечники, на которых на конических роликоподшипниках установлены ступицы ведущих колес.

Каждая колесная планетарная передача имеет солнечную шестерню, соединенную с полуосью; коронную шестерню, закрепленную с помощью фланца на трубчатом наконечнике полуосевого рукава, и сателлиты, находящиеся в зацеплении с обеими шестернями. Сателлиты установлены на роликоподшипниках на осях, закрепленных в водиле, соединенном со ступицей колеса. В картеры центральной и колесных передач заливается масло. Передаточное число центральной передачи равно 3,166, а колесной — 5,1. Таким образом, общее передаточное число заднего ведущего моста равно 16,15.

Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, осей с колесами и подвески.

Рама имеет высокую жесткость; лонжероны рамы изготовлены из листовой легированной стали и имеют закрытое коробчатое, переменное по высоте сечение.

Передняя стальная ось (рис. 4) трубчатого сечения имеет на концах наконечники, к которым с помощью шкворней присоединены поворотные кулаки. На цапфах кулаков на конических роликоподшипниках установлены ступицы передних колес. Нижние рулевые рычаги поворотных кулаков соединены поперечной рулевой тягой. Верхний рычаг левого поворотного кулака продольной тягой соединен через механизм гидроусилителя с рулевой сошкой.

Рис. 3. Задний ведущий мост автомобиля-самосвала БелАЗ-540

Передняя ось и задний мост соединены с рамой с помощью пневмогидрав-лической подвески. Основным элементом такой подвески является пневмо-гидравлический телескопический цилиндр, представляющий собой пневматическую рессору поршневого типа в сочетании с гидравлическим амортизатором и плунжерным насосом для перекачки жидкости.

В наружном цилиндре (рис. 5), закрытом сверху крышкой, снабженной ушком и центральным полым штоком, установлен поршень с уплотнениями, соединенный с внутренним цилиндром, проходящим через уплотнение нижней перегородки и нижней крышки наружного цилиндра. Поршень своей гильзой надвинут на полый шток наружного цилиндра. Нижняя крышка внутреннего цилиндра снабжена ушком, и выдвижная часть цилиндра закрыта защитным чехлом. Между наружным и внутренним цилиндрами под поршнем образована кольцевая полость А, сообщаемая через две трубки с нижней полостью Б внутреннего цилиндра. Одна из трубок снабжена шариковым клапаном. В нижней части гильзы поршня установлен плунжер , отжимаемый вверх пружиной. Полость гильзы, расположенная под плунжером, сообщается через трубку и обратный клапан с верхней полостью В наружного цилиндра. Нижняя полость Г наружного цилиндра, расположенная под перегородкой, сообщается трубкой с полым штоком.

Кольцевая полость А между цилиндрами и нижняя часть внутреннего цилиндра заполнена веретенным маслом АУ. Масло также на 20 мм покрывает поршень бив наружном цилиндре.

Рис. 4. Передний мост автомобиля самосвала БелАЗ-540

Рис. 495. Пневмогидравлическая подвеска автомобиля-самосвала БелАЗ-540

На каждой оси автомобиля установлено два пневмогидравлических цилиндра. Верхним ушком (рис. 495) каждый цилиндр соединен с рамой автомобиля, а нижним ушком крышки — с кронштейном оси. Под действием весовой нагрузки, передающейся на телескопический цилиндр, он сдвигается настолько, что поршень устанавливается в цилиндре в равновесном состоянии под действием давления газа сверху в полости В и противодавления жидкости снизу. Жидкость находится в кольцевой полости А, а газ — в полости Б.

При увеличении нагрузки на пневмогидравлический цилиндр происходит ход сжатия. При этом поршень поднимается в наружном цилиндре вверх, дополнительно сжимая находящийся в полости В газ. Объем кольцевой полости А под поршнем при этом возрастает и в нее но трубкам из внутреннего цилиндра поступает масло. За счет упругости воздуха и перетекания жидкости через дросселирующие отверстия трубок ход сжатия амортизируется.

При ходе отбоя поршень в цилиндре опускается вниз, оказывая давление на масло, находящееся в кольцевой полости А, и вытесняет его по одной трубке во внутренний цилиндр, дополнительно сжимая находящийся там газ. Вторая трубка при этом закрывается клапаном. За счет дросселирования масла через калиброванное отверстие трубки и сжатия газа в полости Б отбой совершается плавно и колебания кузова быстро гасятся.

Подкачка масла в верхнюю полость цилиндра до необходимого уровня, обеспечивающего закрытие поршня и лучшее его уплотнение, осуществляется плунжерным насосом. При ходе отбоя шток выдвигается из гильзы и в нее по трубке из полости Г нижней крышки наружного цилиндра засасывается масло. При ходе сжатия шток надавливает на плунжер, и находящееся под ним масло нагнетается по трубке через обратный клапан в верхнюю полость В. Для заполнения верхней полости наружного и внутреннего цилиндров газом имеются заправочные вентили.

Цилиндры пневмогидравлической подвески воспринимают только вертикальные нагрузки. Толкающие и тормозные усилия и моменты воспринимаются от осей продольными штангами, соединенными шарнирно с рамой и осями. Боковые силы в передней подвеске воспринимаются поперечной штангой, а в задней подвеске — верхними продольными рычагами.

Колеса автомобиля бездисковые. Ободы колес разъемные, с коническими полками, крепятся к спицевым ступицам у передних колес с помощью прижимов гайками на шпильках, а у задних сдвоенных колес — с помощью прижимов и клиньев; между ободами колес поставлено распорное кольцо (см. рис. 3). Шины 26-слойные, имеют размер 18,00 X 25; давление в шинах равно 5,0 кГ/см2.

Рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем. Рулевой механизм выполнен в виде винта с гайкой с циркулирующими шариками между ними и рейки с сектором.

Рулевая сошка соединяется с золотником распределителя гидроусилителя. Корпус золотника соединен с силовым цилиндром. Шток поршня силового цилиндра прикреплен к раме автомобиля. Принцип действия гидроусилителя аналогичен принципу действия гидроусилителя, рассмотренного ранее.

Тормозная система автомобиля включает колесные колодочные тормоза с пневматическим приводом от педали, центральный барабанно-ленточный тормоз, установленный на ведомом валу коробки передач, с механическим приводом от ручного рычага и аварийный привод иа задние колесные тормоза.

Кроме того, двигатель снабжен тормозом-замедлителем с двумя заслонками с пневматическим приводом, располон^енными в выпускных трубах.

Система пневматического привода колесных тормозов оборудована воздушным компрессором типа ЗИЛ-130 и двухсекционным тормозным краном, с помощью которого осуществляется раздельный привод тормозов передних и задних колес. Воздух от крана к задним колесным тормозам подводится через дополнительный воздухораспределительный клапан.

Подъем и опускание металлической сварной опрокидывающейся назад платформы ковшового типа осуществляются гидравлической подъемной системой. Эта система включает в себя два телескопических подъемника (рис. 6), золотниковый распределитель, кран управления, масляный бак с фильтром, маслопроводы и насосы. Максимальное давление в системе равно 80—90 кГ/см2. Гидравлическая система питается от двух шестеренчатых насосов типа НШ-48, которые закреплены на картере повышающего редуктора и приводятся в действие от его вала. От этих же насосов питается гидроусилитель руля. Специальный автомат переключает насосы на питание гидроусилителя руля при неработающей опрокидывающей системе и обратно. При этом при питании гидроусилителя насосы включаются последовательно, а при питании подъемной системы — параллельно. В случае внезапной остановки двигателя для обеспечения питания гидроусилителя при свободном движении автомобиля под уклон или накатом предусмотрен привод насосов от ведущих колес автомобиля через трансмиссию.

Рис. 6. Схема объединенной гидравлической системы подъемного механизма кузова и гидроусилителя рулевого управления автомобиля-самосвала БелАЗ-540

Подъемные гидравлические цилиндры кузова телескопические, трех-звеньевые, двойного действия (рис. 7), соединяются с основанием платформы и с рамой шарнирно с помощью сферических опорных головок.

Заводом также создан автомобиль-самосвал БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 т. Самосвал двухосный; конструкция его в основном аналогична конструкции автомобиля БелАЗ-540 и имеет ряд унифицированных с автомобилем БелАЗ-540 узлов и агрегатов. Двигатель ЯМЗ мощностью 520 л. с.

Разработана конструкция самосвала БелАЗ-549 грузоподъемностью 65 т и на его базе семейства самосвалов с полуприцепами грузоподъемностью до 160 т.

Ранее Белорусский завод выпускал большегрузные автомобили-самосвалы МАЗ-525 и MA3-530.

Автомобиль-самосвал МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т двухосный, с приводом на заднюю ось. На автомобиле установлен четырехтактный

V-образный двенадцатицилиндровый дизель Д-12А мощностью 300 л. с, развиваемой при числе оборотов коленчатого вала 1500 в минуту. В силовую передачу автомобиля входят: гидромуфта, сцепление, пятиступенчатая коробка передач, карданная передача и задний ведущий мост, включающий центральную коническую передачу и планетарные колесные передачи.

Подвеска трубчатой передней оси выполнена на двух продольных полуэллиптических рессорах. Толкающие и тормозные усилия воспринимаются двумя продольными штангами. В задней части упругой подвески нет; балка заднего моста прикреплена болтами непосредственно к раме.

Рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем. Тормозная система включает колодочные тормоза на всех колесах с пневматическим приводом от педали и центральный трансмиссионный дисково-колодочный тормоз с механическим приводом от ручного рычага.

Опрокидывание платформы осуществляется двумя двухзвеньевыми телескопическими цилиндрами с помощью гидравлической системы, включающей шестеренчатый насос с клапанами, приводимый в действие от коробки отбора мощности, масляный бак емкостью 145 л и трехходовой кран управления. Максимальное давление жидкости в системе равно 50 кГ/см2. Собственный вес автомобиля 24 т, колесная база 4780 мм. Емкость кузова 14,3 ж3. Максимальная скорость 30 км/ч.

Автомобиль-самосвал MA3-530 грузоподъемностью 40 т, трехосный, с приводом на две задние оси. На автомобиле установлен форсированный дизель Д-12А мощностью 450 л. с. с числом оборотов 1800 в минуту.

В силовую передачу входят: промежуточный повышающий редуктор, гидротрансформатор, трехступенчатая коробка передач с фрикционным переключением, раздаточная двухступенчатая коробка, карданная передача и задние ведущие мосты, из которых в каждом установлена центральная двойная передача и колесные планетарные передачи.

Подвеска трубчатой передней оси выполнена на двух поперечных полуэллиптических рессорах. Толкающие и тормозные усилия воспринимаются тремя продольными штангами. Задние ведущие мосты подвешены с каждой стороны на двух спаренных продольных балансирных рессорах. Тяговые и тормозные усилия воспринимаются от каждого моста двумя нижними и одной верхней продольными штангами. Для восприятия поперечных усилий имеются две поперечные штанги.

Рис. 7. Силовой цилиндр гидроподъемника кузова автомобиля-самосвала БелАЗ-540

Рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем. Тормозная система включает колодочные тормоза во всех колесах с пневматическим приводом от педали и центральный трансмиссионный барабанно-колодочный тормоз с механическим приводом от ручного рычага.

Опрокидывание платформы осуществляется двумя телескопическими четырехзвенными цилиндрами с помощью гидравлической системы, включающей шестеренчатый насос с клапанами, приводимый в действие от коробки отбора мощности, масляный бак емкостью 220 л и четырехходовой кран управления. Максимальное давление ишдкости в системе равно 100 кГ/см2.

Собственный вес автомобиля 37,5 т, колесная база 4900 мм, емкость кузова 22 ммаксимальная скорость 40 км/ч.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автобусы и специальные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Автомобили-самосвалы БелАЗ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства