Для перевозки грузов значительное применение получили автомобили — седельные тягачи, работающие с полуприцепами.
Полуприцеп представляет собой грузовую платформу или фургон, имеющий обычно только одну заднюю ось с колесами. Передняя часть полуприцепа опирается через специальное опорно-сцепное устройство на раму тягача, который и транспортирует полуприцеп. Такая система обеспечивает повышение грузоподъемности используемого автомобиля и повышает эффективность автомобильных перевозок, так как сокращаются простои тягача в период погрузки и разгрузки полуприцепа.
Седельный тягач представляет собой обычный грузовой автомобиль без грузовой платформы с укороченной рамой и уменьшенной колесной базой, оборудованный опорно-сцепным седельным устройством для присоединения полуприцепа и устройствами для присоединения тормозной системы и электрооборудования полуприцепа. Отечественная промышленность выпускает седельные тягачи следующих марок: ЗИЛ-1Э0В1, ЗИЛ-131В, МАЗ-504 и КрАЗ-258, созданные на базе основных моделей грузовых автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, МАЗ-500 и КрАЗ-257. Ранее выпускались автомобили-тягачи следующих марок: ГАЗ-51П, ЗИЛ-164Н, ЗИЛ-157В и КрАЗ-221.
В качестве примера ниже приводится описание конструктивных особенностей седельных тягачей ЗИЛ-130В1 и МАЗ-504.
Седельный тягач ЗИЛ-130В1 предназначен для работы с различными полуприцепами общим весом (включая вес полуприцепа) до 10 500 кг на дорогах с твердым покрытием. Седельный тягач имеет укороченную раму и колесную базу, уменьшенную до 3300 мм.
На раме тягача смонтировано опорно-сцепное устройство, служащее для присоединения полуприцепа.
Седельное устройство состоит из опорной плиты, седла и замка. Опорная плита закреплена в задней части рамы с помощью стремянок, охватывающих лонжероны рамы, усиленные распорками и кронштейнами, закрепленными на болтах.
Седло присоединяется к плите с помощью балансира с двумя перпендикулярно расположенными осями и литых кронштейнов, прикрепленных к плите болтами.
Балансир соединен с кронштейнами плиты шарнирно на поперечной оси, ас ушками седла—на продольной оси. Такое соединение обеспечивает качание седла и присоединенной к нему передней части полуприцепа в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Качания в поперечной плоскости ограничиваются боковыми ограничителями.
Замок сцепного устройства состоит из двух захватов, свободно установленных на осях, закрепленных в седле. Между вырезами захватов входит запорный кулак, установленный своим пазом на направляющем пальце и запирающий под действием пружины захваты в сомкнутом положении. Для отвода запорного кулака от захвата имеется рычаг. Фиксация запорного кулака производится защелкой с оттяжной пружиной. Для устранения расцепки прицепа на ходу в передней части седла установлен предохранитель.
За седельным устройством на раме тягача закреплены салазки. На уступы салазок опираются концы седла при отцепленном полуприцепе. В передней части полуприцепа закреплен шкворень с двумя опорами и имеются подставки, поддерживающие полуприцеп на месте.
При сцепке выключают предохранитель и с помощью перестановки рычага в переднее полоягение освобождают захваты от запорного кулака. Затем тягач на малой скорости задним ходом передвигают назад, и седельное устройство подводится под полуприцеп. При этом опоры полуприцепа идут сначала по салазкам, а далее переходят на седло, являющееся поворотным кругом для опор. Шкворень полуприцепа входит между захватами и, надавливая на их внутренние концы, ставит захваты в рабочее положение, при котором шкворень замыкается. Запорный кулак, входя под действие пружины в вырезы захватов, запирает их. Таким образом, сцепка происходит автоматически. После сцепки предохранитель должен быть опущен.
Для расцепки отводят в сторону предохранитель и с помощью рычага запорный кулак перемещают вперед, освобождая захваты, и тягач выезжает из-под полуприцепа. При этом шкворень разводит захваты в положение, необходимое при сцепке, и в этом положении они фиксируются кулаком.
Тормозная система тягача с пневматическим приводом предусматривает присоединение тормозной системы полуприцепа. На тягаче установлен двухсекционный тормозной кран; для присоединения воздухопровода пневматического привода тормозов полуприцепа на раме тягача установлены соединительная головка и разобщительный кран. Для присоединения системы освещения полуприцепа на раме тягача закреплена штепсельная розетка.
Седельный тягач МАЗ-504 предназначен для буксировки полуприцепов общим весом до 18 т при нагрузке на седельное устройство до 7,7 т. Для работы с автомобилем МАЗ-504 Минский автомобильный завод выпускает полуприцеп МАЗ-5245; общая грузоподъемность автопоезда с этим полуприцепом равна 14 т.
Тягач МАЗ-504 имеет укороченную раму и уменьшенную до 3200 мм колесную базу. На раме в задней части с помощью опорной плиты закреплено седельно-сцепное устройство, конструкция которого не имеет существенных отличий от конструкции седельно-сцепного устройства, рассмотренного выше. Седло снабжено оттяжной пружиной.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Седельные тягачи"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы