Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Публикация:
   Базовые машины

Читать далее:




Базовые машины

Базовая машина — это гусеничный или колесный трактор либо тягач, которые можно агрегатировать (соединять) с навесным, полу-нрицепным или прицепным строительно-дорожным оборудованием, в том числе землеройным.

Базовая машина должна обеспечивать:
— тяговое усилие, необходимое для копания грунта при движении машины с рабочей скоростью без потери устойчивости и достаточно низком удельном давлении на опорную поверхность;
— отбор мощности для привода механизма управления рабочим органом;
— достаточно высокие скорости движения и проходимость при обратных, холостых ходах и транспортных переездах;
— сравнительно быстрое и легкое изменение направления и скоростей движения при переходе от рабочего к холостому ходу или к транспортному переезду;
— удобное управление одновременно навесным, полуприцепным или прицепным оборудованием и базовой машиной;
— возможность быстрого проведения технического обслуживания, разборки, сборки и ремонта;
— необходимую безопасность и удобство для водителя.

В качестве базовых машин для бульдозеров используют в основном гусеничные тракторы и в меньшей степени — двухосные колесные тракторы и тягачи.

Прицепные скреперы и грейдеры агрегатируют с этими же тракторами и тягачами, а полуприцепные — главным образом с двухосными колесными тракторами.

Самоходные скреперы выполняют на базе одноосных колесных тягачей, которые входят составной частью в эти машины и соединяются с ковшом скрепера с помощью шарнирно-сцепного устройства.

Эффективность применения гусеничных или колесных машин определяется грунтовыми и эксплуатационными условиями.

Колесные машины обладают преимуществами в скорости и мобильности. Они более эффективны при длительных переездах к месту работы, одновременном обслуживании нескольких объектов (например, при перемещении грунта бульдозером от нескольких экскаваторов), на разработке легких поверхностных слоев грунта, не требующих больших тяговых усилий для разработки.

Во время непрерывной работы на одном месте, в стесненных условиях, на тяжелых грунтах и породах эти преимущества не являются решающими. Во многих случаях сила тяги оказывает большее влияние на эффективность землеройных машин, чем скорость.

На различных грунтах — от тяжелой глины до поверхностного растительного слоя грунта — колесное ходовое устройство обеспечивает коэффициент сцепления 0,4—0,6 по сравнению с 0,6—0,9 у гусеничного. Поэтому для получения одинаковой силы тяги колесная машина должна быть в 1,5 раза тяжелее гусеничной и обладать большей мощностью.

На переувлажненных грунтах сцепление шин с грунтом снижается быстрее, чем у гусениц, а на рыхлых и песчаных — примерно одинаково. Это обусловливает лучшую проходимость гусеничных машин н их более широкую область применения по сравнению с колесными.

Гусеничные машины эффективно работают на скальных и рудных породах, тяжелых и прочных грунтах, на косогорах, при резких изменениях уклона поверхности, на которой выполняется работа, на грунтах повышенной влажности и в других тяжелых эксплуатационных и грунтовых условиях.

Ровная поверхность, сухие связные грунты, легко разрабатываемые полезные ископаемые и строительные материалы, а также необходимость уплотнения грунта одновременно с его разработкой создают благоприятные условия для применения колесных машин.

На некоторых тяжелых работах, например прокладке дорог или расчистке местности, применение колесных машин малоэффективно. В то же время на распределении грунта после экскаваторов или разработке поверхностного слоя грунта колесные машины в определенных условиях могут дать в 1,5—2 раза большую производительность, чем гусеничные.

По этим причинам для бульдозеров, у которых до 70—75% от общего времени работы занято рабочим ходом с использованием большой силы тяги, основной базовой машиной является гусеничный трактор. Колесные бульдозеры используют главным образом на вспомогательных работах.

У скреперов транспортный порожний и груженый ходы занимают до 70—80% рабочего времени, поэтому основные базовые машины для них — колесный трактор и тягач, обеспечивающие высокие скорости передвижения.

Для прицепных грейдеров базовую машину (гусеничную или колесную) выбирают в зависимости от грунтовых и эксплуатационных условий.

Большинство существующих конструкций гусеничных тракторов обеспечивает транспортные скорости до 10—12, а некоторые — до 20 км/ч, колесные тракторы и тягачи — 40 км/ч и выше. Удельное давление гусениц на грунт не превышает 0,5—1,0 кгс/см2. У колесных машин давление в шинах, которое близко к удельному давлению на грунт, достигает 2,5—3,5 кгс/см2, что существенно снижает их проходимость в тяжелых условиях. Гусеничные машины реализуют силу тяги, примерно равную их массе (в средних условиях 0,8—0,9 от массы), а колесные — на половину меньше.

Работа в тяжелых грунтовых условиях вызывает большие повреждения и изнашивание шин. При работе в абразивной среде, например на песчаных и супесчаных грунтах, гусеницы выходят из строя быстрее, чем шины колес. Таким образом, каждая базовая машина в зависимости от типа ходовой части имеет свою область применения.

Особенности выполнения землеройных работ бульдозерами, прицепными грейдерами и скреперами предъявляют к базовым тракторам и тягачам ряд требований. Базовые машины должны длительное время создавать тяговое усилие при условии увеличения их массы на 60% за счет навесного оборудования и действия на рабочем органе больших горизонтальных и вертикальных переменных нагрузок. Как указывалось выше, время работы трактора в таком режиме может достигать 70—75% и более от общего времени работы. По условиям технологии работ, особенностям механизмов управления п ходовой части рабочая скорость при этом не должна превышать 2,5—3 для гусеничных машин и 3—3,5 км/ч — для колесных.

Определенные требования предъявляют также к положению центра массы базовых тракторов и тягачей, удельному давлению на грунт, компоновке, обзорности с места водителя, управлению и конструкции кабины, которая должна обеспечивать хорошую видимость рабочих органов переднего и заднего навесного оборудования, а также необходимый комфорт для водителя при работе в тяжелых условиях.

На тракторах и тягачах должны быть привязочные места и устройства для установки навесного оборудования и соединения с прицепными машинами (пальцы, кронштейны, отверстия, прицепная скоба). Их гидросистемы должны быть рассчитаны на тяжелые режимы работы и обладать повышенной мощностью.

Тракторная промышленность выпускает гусеничные и колесные тракторы следующих тяговых классов: 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6(10); 9 (15); 15(25) тс. Без скобок указывают класс тяги по сельскохозяйственной, в скобках — по промышленной классификации.

По сельскохозяйственной классификации условный класс тяги означает силу тяги на передаче со скоростью 5,5—7 для гусеничных тракторов и 8—12 км/ч для колесных, обеспечивающей эффективную скоростную пахоту.

По промышленной классификации класс тяги означает максимальную силу тяги без навесного оборудования на передаче со скоростью 2,5—3 для гусеничных тракторов и 3—3,5 км/ч — для колесных, обеспечивающей эффективную работу землеройных машин, в том числе резание и перемещение грунта бульдозером или грейдером, заполнение ковша скрепера.

Для агрегатирования с бульдозерами и прицепными скреперами используют гусеничные тракторы классов 3; 4; 6(10); 9(15) и 15(25) тс, из которых только два последних являются промышленными.

Тяжелые промышленные тракторы классов (15), (25) и (35) тс используют с бульдозерами, скреперами и другими машинами.

Грейдеры агрегатируют с гусеничными тракторами только двух типоразмеров: 3 и 6(10) тс. Самоходные скреперы выпускают с одноосными тягачами МоАЗ-546П и БелАЗ-531. На самоходном скрепере ДЗ-67 установлена дизель-электрическая трансмиссия с приводом на все колеса. Вместимость ковша этой машины 25 м3, мощность 850 л. с.

Для агрегатирования с бульдозерами применяют также колесные тракторы классов 0,9; 1,4; 3(4) и 5 тс.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Базовые машины"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства