Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Экскаватор Э-505

Публикация:
   Главная лебедка экскаватора Э-505

Читать далее:




Главная лебедка экскаватора Э-505

Особенности конструкции

Главная лебедка является одним из основных узлов экскаватора. На экскаваторе Э-505, как и на большинстве других полукубовых экскаваторов, установлена лебедка одновальная двухбарабанной конструкции.

Применение сменных частей барабана различного диаметра дает возможность при постоянной скорости вращения вала лебедки получать разные скорости наматывания тросов, что важно для драглайна и подъемного крана.

Главная лебедка состоит из следующих деталей: горизонтального вала; двух барабанов со сменными частями, фрикционных лент; зубчатого колеса привода лебедки; лебедки открывания днища на левом конце вала; противообгонной муфты на правом конце вала; деталей гидравлического управления фрикционами лебедки.

Горизонтальный вал изготовлен из стали 35Х. Он опирается на два роликоподшипника, заключенные в специальные стальные обоймы с чугунными крышками, через которые подается к подшипникам смазка из пресс-масленок. Эти обоймы установлены в гнездах стоек поворотной платформы в разъемных подшипниках. Левая обойма имеет возможность осевого перемещения в гнездах на 2 3 мм, а правая обойма установлена в гнезде плотно; поэтому осевая нагрузка на вал воспринимается только правым подшипником. В средней части вала на нем установлены два стальных литых барабана из стали ЗОГ одинаковых габаритных размеров. К ступице левого барабана приварены две звездочки для втулочно-роликовых цепей к напорному барабану и к валу реверса главной лебедки, в правом барабане просверлены дополнительные шесть отверстий для крепления сменных частей меньшего диаметра. Шкив каждого барабана имеет два шлифованных пояса: наружный для ленты ножного тормоза и внутренний для фрикционной ленты. Шкив вращается на валу на трех шарикоподшипниках, разделенных внутри между собой распорными втулками и закрытых снаружи чугунными крышками, прикрепленными к торцу ступицы барабана шестью болтами М 1 ОХ 1,5 длиной 20 мм, головки которых шплинтуются общей проволокой диаметром 1 мм. На барабанах установлены пресс масленки с трубками для подачи густой смазки к шарикоподшипникам. При достаточной смазке полости барабанов заполнены ею.

Рис. 1. Главная лебедка: 1 — вал; 2— барабан лебедки открывания днища; 3 — зубчатое колесо, 5 — 78; 4 и 17 — сферические роликоподшипники № 3(20; 5, 9, 11 — пресс-масленки; 6 и 13 — крестовины фрикционных лент; 7 и 12 — барабаны лебедки; 8 — усиливающие ребра; 10 — войлочное кольцо; 15—звездочка противообгонной муфты; 16 — канал внутри вала для подачи масла от гидравлических цилиндров включения фрикционных лент; 18 и 30 — стальные обоймы опорных подшипников вала; 19 и 29 — штуцеры трубок, подводящих масло из вала к гидравлическим цилиндрам фрикционных лент; 20 — фрикционная лента; 21 — прилив крестовины для установки гидравлического цилиндра: 22 — пружины фрикционной ленты; 23 — распорная втулка; 24 — сменная часть правого барабана; 25 — шарикоподшипники № 222; 2 6— звездочка, г — 13; 27 — гидравлический цилиндр; 28—крышка подшипников

Оба барабана имеют сменные части для различных видов сменного оборудования. Между наружными и внутренними шлифованными поясами барабанов имеются ребра, придающие этим поясам большую прочность, а также отводящие тепло, образующееся при торможении. На каждом барабане установлены ленты фрикционная внутреннего типа и тормозная 9. Это является преимуществом экскаватора Э-505 по сравнению с другими экскаваторами, да которых обычно устанавливаются фрикционные лебедки с наружными лентами. Прокладки на внутренних лентах работают значительно дольше, чем на наружных. Фрикционные ленты, изготовленные из полосовой стали марки Ст. 3, с фрикционными прокладками устанавливаются внутри барабанов на литых стальных крестовинах, закрепленных на валу лебедки шпонками. На специальном приливе крестовины закреплен четырьмя болтами рабочий цилиндр гидравлического управления; масло подводится от пульта управления сначала к вращающимся соединениям на концах вала лебедки и поступает внутрь вала через канал. Пройдя по валу, масло выходит через штуцеры в петлеобразные трубки, по которым поступает в цилиндр. При открывании золотника гидравлического управления фрикционом поршень со штоком под давлением масла из гидравлического цилиндра выталкивается и поднимает конец двуплечего рычага, при этом другой конец рычага опускается и через вильчатую тягу и стяжную муфту прижимает конец ленты к барабану. Когда давление снижается, двуплечий рычаг возвращается в исходное положение двумя пружинами, и конец ленты отходит. Прилегание другого конца ленты регулируют болтом.

Тормозные ленты также изготовлены из стальной полосы и охватывают шкивы барабанов снаружи; они состоят из двух половин — набегающей и сбегающей, соединенных между собой стяжным болтом с пружиной. Размеры прокладок тормозной ленты 90 X 10 мм, длина для сбегающей половины 1050 мм и для набегающей половины—1410 мм, всего на две ленты требуется 4920 мм фрикционной прокладки. Крепление прокладки к ленте осуществляется так же, как и у фрикционных лент, т. е. на медных заклепках.

Рис. 2. Главная лебедка экскаватора Э-505А: 1 — шлицевой вал; 2 — шарикоподшипники № 218 противообгонной муфты: 3 и 4 — распорные втулки; 5 — сменная часть правого барабана, применяемая для кранового оборудования; 6 — войлочное кольцо; 7 — звездочка, z — 24, для крайа; 8 — сменная часть левого барабана, применяемая для драглайна, крана (с гуськом), обратной лопаты, грейфера, копра, струга и планировщика; 9 — тормозная лента; 10 — трубка подвода масла к гидравлическим цилиндрам из вала лебедки; 11 — вращающиеся соединения гидропривода; 12 — гайка; 13 — зубчатое колесо, z = 79; 14, 19, 23 и 26 — пресс-маслспкн; 15 — пружины фрикционных лент; 16— фрикционная леита; 17 — барабан лебедки; 18— шарикоподшипники № 222 барабанов; 20— звездочка, г = 13; 21— сменная часть правого барабана для прямой и обратной лопаты, драглайна, грейфера, копра, струга и планировщика; 22 — крестовина фрикционной ленты; 24 — крышка подшипников барабана; 25 — опорный роликоподшипник № 3620 вала; 27 — звездочка, z = 13, противообгонной муфты; 28 — диск муфты; 29 — гайка вала

Рис. 3. Фрикцион главной лебедки смеханизмом включения и.крестовиной: а — фрикцион в сборе; б —фрикцион выключен; в — фрикцион включен; 1 — оттяжные пружины рычага включения ленты; 2 — шток поршня гидравлического цилиндра; 3 — шпонка крестовины; 4 — рычаг включения ленты; 5 — стопорный болт пальца; 6 — палец; 7 — регулировочный болт; 8 — соединительная серьга; 9 — нильчатая тяга; 10— стопорный болт муфты; 11 — муфта; 12— крестовина; 13 — эксцентриковая ось направляющего ролика; 14 — болты, соединяющие половинки ленты; 15 — гидравлический цилиндр; 16 — регулировочный винт

На экскаваторах Э-505 до № 700 тормозные ленты приводятся в действие безнасосной гидравлической системой; на экскаваторах последующих номеров применена рычажная система управления для повышения надежности удержания ковша или груза на весу и для того, чтобы машинист чувствовал на педали ножного тормоза необходимое усилие. В безнасосной системе не использовано главное преимущество гидравлического управления: усилия на рычагах управления не снижаются и остаются такими же, как и при механической рычажной системе управления. Кроме того, в зимнее время, при больших морозах, она менее надежна, чем рычажная система. Поэтому на экскаваторах последующих серий безнасосную систему заменили рычажной.

Рис. 4. Тормоз главной лебедки: а и б — гидравлическая безнасосиая система управления тормозами; в — рычажная система управления тормозами; 1 и 4 — набегающая и сбегающая половины тормозной ленты; 2 — пружина стяжного болта; 3 — стяжной болт с гайкой; 5 — тяга тормозной ленты; 6 — оттяжная пружина рычага включения ленты; 7 — гидравлический цилиндр; 8 — трубка от рабочего цилиндра к нагнетательному; 5 — оттяжная пружина педалей; 10 — кулачок; 11 — ролик; 12 — вилка штока нагнетательного цилиндра; 13 — нагнетательный цилиндр; 14 — гребенка; 15 — пружина замка педали; 16 — ножная педаль; 17 —бачок для масла; 18 — поршень рабочего цилиндра; 19 — рычаг включения ленты; 20—пружина нагнетательного цилиндра; 21 — обратный клапан; 22— поршень нагнетательного цилиндра; 23 и 24 — оттяжные пружины ленты; 25 — направляющий ролик; 26 — тяга ленты

Безнасосиая система ножного тормоза состоит из бачка, в которой заливают около 1 л масла, для каждой педали отдельно; нагнетательного цилиндра и рабочего гидравлического цилиндра, шток поршня которого соединен с рычагом, с тягой тормозной ленты. Ножная педаль имеет кулачок, который при движении педали вниз нажимает на ролик, подвешенный на рычаге и связанный вилкой со штоком поршня нагнетательного цилиндра. Когда педаль отпущена, пружина оттягивает ее вверх, кулачок отходит от ролика и поршень выталкивается из нагнетательного цилиндра пружиной в исходное положение.

Поршень цилиндра, когда давление масла в нем снизится, втягивается внутрь пружиной. В штуцере нагнетательного цилиндра имеется обратный клапан, препятствующий выходу масла из цилиндра в бачок.

Для безнасосной системы применяется масло: летом веретенное, зимой трансформаторное.

На самой педали установлена пружина замка из тонкой стальной проволоки диаметром 3 мм, которая стремится удержать педаль в одном положении, когда замок оттянут вверх. Нажимая носком ноги на верхнюю часть педали и опуская ее, можно завести замок в гребенку и удерживать тормоз в зажатом состоянии, а ковш подвешенным (даже при снятой с педали ноге).

Между крестовинами фрикционов и опорными подшипниками установлены распорные втулки; на левом конце вала, за опорным подшипником посажено на шлицах зубчатое колесо из стали ЗОГЛ. За зубчатым колесом на валу установлена гайка (ЗМ100Х2), при затяжке которой колесо нажимает на подшипник и далее через распорную втулку на левый фрикцион; на правом конце вала находится такая же гайка. Затягивая обе гайки, фиксируют на валу через распорные втулки и подшипники положение всех деталей главной лебедки. Плотная затяжка гаек имеет очень большое значение; стопорят их отгибными шайбами.

В стыке двух барабанов лебедки установлено уплотнительное войлочное кольцо диаметром 210 мм, зажимаемое в выточках на торцах барабанов. Если барабаны лебедки не будут между собой плотно стянуты, а кольцо не зажато, масло вытечет из внутренней части барабанов, в результате чего подшипники могут разрушиться. Необходимо учитывать крайнюю сложность снятия и разборки лебедки весом около 900 кг в карьерных и полевых условиях. Зубчатое колесо 13 посажено на вал на шлицах и находится в постоянном зацеплении с остальными шестернями. Правая или левая фрикционная лента при включении через крестовину, закрепленную шпонкой, увлекает за собой соответствующий барабан лебедки, наматывая трос в направлении вращения вала. Сматывание тросов с барабанов происходит только под действием веса ковша или груза при выключенных фрикционах, когда барабаны могут свободно вращаться на шарикоподшипниках.

На экскаваторах Э-505 с № 3300 и Э-505А в конструкцию главной лебедки введены значительные изменения:
а) на валу нарезаны шлицы и крестовины, зубчатое колесо и противообгонная муфта насажены на шлицы, а не на шпонки;
б) увеличено количество зубьев на зубчатом колесе с 78 до 79 при том же модуле, что вызвано изменением числа зубьев других шестерен реверсивного механизма и реверса главной лебедки;
в) удалена лебедка открывания днища, устанавливавшаяся на левом конце вала, в связи с переносом механизма открывания днища на стрелу; для оборудования крана и грейфера в этом месте устанавливают успокоитель груза;
г) разъемная звездочка на сменной части правого барабана главной лебедки, работавшая в паре со звездочкой, установленной на валу реверса главной лебедки, заменена звездочкой с числом зубьев 25, одновременно на валу реверса главной лебедки поставлена звездочка сварной конструкции с 15 зубьями. Сменные части барабанов лебедки взаимозаменяемы на всех сериях экскаваторов Э-505 и Э-505А, но для правого барабана при работе краном необходима замена звездочек;
д) на экскаваторе Э-505А с № 2550 устанавливается литой правый барабан, но с вваренной в него ступицей. Эти барабаны взаимозаменяемы на всех сериях экскаваторов Э-505 и Э-505А.

Рис. 5. Вал главной лебедки: а — вал экскаватора Э-505; б — вал со шлицами, установленный на экскаваторах Э-505 с № 3300 и на Э-505Л

Рис. 6. Барабан главной лебедки сварной конструкции, устанавливаемый на экскаваторе Э-505А с Л» 2550

Главная лебедка Э-505А взаимозаменяема с лебедкой Э-505 только в сборе, так как такие детали, как вал, крестовины, зубчатое колесо и противообгонная муфта, не могут быть установлены на вал старой конструкции. Нужно также, чтобы на стреле прямой лопаты был установлен механизм открывания днища, которого нет на лебедке новой конструкции.

Лебедка открывания днища ковша представляет собой стальной ведущий диск с приваренной ступицей, изготовленной из стали марки Ст.З с наклепанной на него фрикционной прокладкой толщиной 4 мм. Диск установлен на валу на скругленной шпонке размерами 20X12X^5 мм и может перемещаться под нажимом муфты включения, которая установлена на ступице диска и соединена двумя пальцами со сварным рычагом, включающим муфту при воздействии гидравлического привода. Муфта включения сама не вращается, а вал и ведущий диск вращаются внутри нее на шарикоподшипнике. Барабан лебедки, изготовленный из чугуна СЧ 21-40, установлен на валу на втулке и таком же шарикоподшипнике. Барабан может свободно вращаться на валу независимо от него; на барабане болтиком закреплен конец троса открывания днища. При повороте вправо первого рычага на пульте управления давление масла в гидравлической системе подается к цилиндру, установленному на сварном кронштейне; при этом шпиндель поршня рабочего цилиндра отклокяет конец сварного рычага и влево, тогда верхний конец этого рычага прижмет через муфту включения ведущий диск к барабану и заставит его вращаться вместе с валом. Трос открывания днища будет тогда наматываться на барабан и выдернет засов из отверстия петли. Когда давление спадет, то ведущий диск будет пробуксовывать по барабану.

Рис. 7. Лебедка открывания днища: 1 — барабан лебедки: 2 — прокладка ведущего диска: 3 — ведущий диск: 4 — шарикоподшипник № 220; 5 — гайка (ЗМ80 х 2) для регулировки лебедки; 6 – пружина; 7 — шайба пружины; 8 — муфта включения; 9— кронштейн крепления лебедки; 10 — гидравлический цилиндр; 11 — рычаг сварной; 12 — гайка вала; 13 — втулка подшипника; 14 — ограждение; 15 — планка рычага; 16— пальцы муфты включения; 17 — пальцы крепления сварного рычага; 18 — усиливающие косынки сварного рычага; А — место поломки рычага

На экскаваторах Э-505 с № 3300 и на Э-505А всех серий не устанавливают лебедки открывания днища на валу главной лебедки, и механизм, служащий для этой цели, вынесен на стрелу. На стреле установлен рабочий цилиндр гидравлического привода с пружиной, штоком и двумя блоками из СЧ 21-40, которые вращаются на осях, изготовленных из стали марки Ст. 6. Трос открывания днища при этом одним концом прикрепляется при помощи ролика и двух зажимов к качающемуся рычагу на рукояти; другой конец пропускается через блок на седловом валу, блоки и запасовывается на специальном приливе напорного барабана. При включении гидравлического привода верхний блок подается вперед и, если напорный барабан неподвижен, натяжение троса увеличится, выдернет засов из петли, и днище откроется. Рабочий цилиндр гидравлического привода на стреле приводится в действие тем же рычагом (первым справа) на пульте управления при перемещении его вправо, что и в лебедке открывания днища на экскаваторе Э-505.

Механизм ограничения скорости опускания стрелы установлен на правом конце вала главной лебедки и состоит из звездочки, соединенной втулочно-роликовой цепью со звездочкой, укрепленной на барабане лебедки подъема стрелы и специальной муфты. Конструкция механизма ограничения скорости опускания стрелы на экскаваторе Э-505 до № 1200 была изготовлена в виде автоматически действующей храповой муфты. На последующих экскаваторах с № 1201 конструкция муфты была значительно упрощена: уменьшено число зубьев на храповике с 12 до 6 и совсем устранены собачки; торможение достигается специальными роликами. Такая муфта получила название противообгонной. На рис. 8, а показано, устройство и принцип действия муфты первого типа. На валу главной лебедки, который вращается по часовой стрелке, установлен на шпонке храповик из стали 40Х, вращающийся вместе с валом; на звездочке установлены на пальцах и шпонках кулачки и собачки. Звездочка может вращаться на ступице храповика на двух шарикоподшипниках, когда собачки выключены. С валом соединено той же шпонкой храповика уплотнительное кольцо фрикциона, к которому прижаты нажимными винтами три стальных сухарика; эти сухарики вставлены также в прорези фрикционного кольца, соединенного с храповиком и корпусом звездочки. Фрикционное кольцо через кулачки соединяется с пальцами и собачками 4; оно может поворачиваться только при трении сухариков об уплотнительное кольцо. При вращении вала лебедки это кольцо вращается вместе с валом. Фрикционное кольцо за счет трения сухариков стремится повернуться в направлении вращения вала, поднимая через кулачок собачку 4 вверх. В результате этого звездочка остается на месте, а храповик вращается внутри звездочки на шарикоподшипниках вместе с валом лебедки. При опускании стрелы подъемный трос ее сматывается с барабана лебедки, вращая его по часовой стрелке. Соединенная с ним звездочка через втулочно-роликовую цепь приводит во вращение звездочку храповой муфты на главной лебедке также по часовой стрелке, т. е. в направлении вращения вала главной лебедки. Пока стрела опускается медленно, собачка не включает храповик; но как только стрела начнет падать, звездочка обгонит вал главной лебедки, и кольцо фрикциона заставит кулачок повернуться, причем собачка упрется в зубья храповика. Дальнейшее вращение звездочки, а, следовательно, и опускание стрелы будут зависеть только от числа оборотов вала главной лебедки, а следовательно, и от числа оборотов дизеля. Этот вал может делать не более 30—35 об/мин; поэтому, если еще убавить обороты дизеля, стрела будет опускаться медленно.

Рис. 8. Храповая и противо-обгонная муфты механизма опускания стрелы: а — храповая муфта; б — противо-обгонная муфта; в — схема действия муфты; 1 — вал главкой лебедки; 2 — звездочка (z – 15) храповой муфты; 3 — кулачок; 4 — собачка храповика; 5 — уплотнительное кольцо фрикциона; 6 — фрикционное кольцо храповика; 7 —храповик; 8 — шарикоподшипник №218; 9 — шпонка; 10 — нажимной винт; 11 — сухарик; 12 — звездочка, z = 13; 13— кольцевой корпус; 14 — гайка; 15 — вал; 16 — шариковый подшипник № 218; 17 — ролик; 18—соединительный болт; 19—корпус муфты; 20 — диск муфты; 21 — пружина; 22 — шпиндель; стрелки: А — направление вращения звездочки при непроизвольном опускании стрелы; В — направление вращения вала лебедки; С и Д — движения кулачка и собачки в момент, когда вращение звездочки обгоняет вращение вала лебедки; Е — движение ролика 17; F — относительное смещение звездочки и диска

Конструкция противообгонной муфты и принцип ее действия показаны на рис. 8, бив. Храповик имеет вид диска с шестью выступами; до № 3300 экскаватора Э-505 диск надевали на вал на шпонке, а с № 3301 — на шлицах. Вместо звездочки 15 зубьями установлена звездочка с зубьями, между ее корпусом и впадинами диска размещены шесть роликов, отталкиваемых от выступов диска пружинами, надетыми на стальные шпиндели, установленные в гнезда выступов. На каждый ролик приходится две пружинки и два шпинделя. Звездочка соединена шестью болтами с кольцевым корпусом и может свободно вращаться на валу на двух шарикоподшипниках. При неподвижной стреле звездочка неподвижна, а диск вращается внутри корпуса на подшипниках вместе с валом. Когда стрела начинает опускаться, то через барабан лебедки подъема стрелы, звездочку, установленную на этом барабане, и втулочно-роликовую цепь звездочка муфты начинает также вращаться по часовой стрелке, как и вал главной лебедки. При быстром опускании стрелы звездочка обгоняет вал лебедки и диск, при этом ролики силой трения заклиниваются между звездочкой и диском, позволяя стреле опускаться (так же, как и при храповой муфте) только в зависимости от оборотов вала главной лебедки, а следовательно, и оборотов дизеля.

На практике нередки случаи, когда стрела падает при опускании, так как в момент опускания собачка храповика на барабане подъема стрелы выключена, и стрела удерживается от падения только тормозом стрелоподъемного барабана, который очень трудно отрегулировать. При падении стрелы прямой лопаты, помимо непосредственной опасности для находящихся вблизи людей, она может разбить головные блоки или повредить кожух блока подъема ковша и отбойный брус рукоятки. Особенно опасно падение стрелы драглайна, так как оно может вызвать деформацию всей стрелы. Поэтому опускать стрелу без храповой или обгонной муфты не рекомендуется и, если втулочно-роликовая цепь была снята, ее следует возможно скорее поставить.

Разборка, сборка и регулировка

Разборку и сборку главной лебедки значительно затрудняет ее большой вес: 897 кг с оборудованием прямой лопаты; 908,5 кг с оборудованием драглайна: 1032 кг с крановым оборудованием. Основные тяжелые детали, как, например, барабаны и крестовины, можно снять с вала только после того, как лебедка в сборе будет вынута из кабины экскаватора. Для разборки лебедки в полевых условиях надо опустить стрелу в горизонтальное положение и уложить на клетку или на выдвинутую рукоять, проложив между стрелой и рукоятью деревянный брусок. Затем необходимо снять все лобовые щитки кабины и распасовать все тросы, включая трос подъема стрелы, один конец которого можно оставить запасованным на стрелоподъемном барабане, а другой — закинуть на крышу кабины, причем надо укрепить блоки полиспаста двуногой стойки от опускания. Подвесные тросы драглайна можно не снимать, а оставить их на стреле вместе с тройным блоком полиспаста подъема стрелы. Для облегчения доступа к лебедке нужно снять напорный барабан, вынув пальцы, разъединить передние шарниры боковых раскосов двуногой стойки и закинуть их вверх. Снять съемные части барабанов лебедки, тормозные ленты, отъединить трубки гидравлической передачи и демонтировать вращающиеся соединения на концах вала; желательно также снять и петлеобразные трубки гидравлической передачи, подающие масло к рабочим цилиндрам фрикционных лент, во избежание их повреждения при подъеме лебедки. Снять кожухи ограждений, разобрать и демонтировать лебедку открывания днища вместе с кронштейном ее крепления к стойке поворотной платформы; необходимо также удалить и зубчатое колесо, для чего сначала отвернуть гайку (ЗМ100Х2), закрепляющую его, а затем снять зубчатое колесо съемником или сбить осторожными ударами кувалды через деревянную или бронзовую подставку. Снять втулочно-роликовые цепи и противообгонную или храповую муфту в сборе съемником, после отвертывания концевой гайки (ЗМ80Х2) вала. Затем снимают верхние, крышки гнезд концевых подшипников, которые должны быть обязательно помечены условными знаками или буквами «Г. Л. П.» — правая и «Г. Л. Л.» — левая. При ремонте экскаваторов были случаи, когда в результате замены крышки гнезд подшипников главной лебедки ставились на опорный подшипник реверсивного вала и начиналось биение конца этого вала. После этого лебедку поднимают 172-тонной талью на треноге или же домкратом, причем под опорные подшипники и под лебедку подкладывают доски и обрезки шпал, пока подшипники не выйдут за габарит гнезд.

Затем левый конец вала заносят назад и стремятся развернуть лебедку ближе к продольной оси экскаватора. В таком виде вытаскивают лебедку на стрелу по доскам и шпалам и оттуда опускают на землю по наклонным доскам или бревнам, придерживая тросами. Если при такой разборке зубчатое колесо не удается снять, предварительно разбирают и снимают вал реверса главной лебедки, а также частично разбирают и горизонтальный вал реверса. При дальнейшей разборке лебедки снимают фрикционные ленты и опорные подшипники вместе со стальными обоймами, для чего на правом конце вала предварительно отвертывают гайку (ЗМ100X2) и снимают распорную втулку. Обоймы необходимо также пометить «П» и «Л» и при сборке чугунные крышки обойм обоих подшипников ставить в одну правую сторону. Все распорные втулки между опорными подшипниками, крестовинами и барабанами также необходимо пометить, так как ими фиксируется положение деталей на валу. Снятие крестовин, насаженных на шпонки, выполнимо только в ремонтных мастерских. Барабаны лебедки снимаются легче крестовин, так как шейку вала под шарикоподшипники изготовляют с допуском 0,015—0,038 мм. Если нет специального съемника, вал вместе с барабанами ставят вертикально на подкладку и сбивают их поочередно ударами кувалды по деревянной или бронзовой подставке, вращая барабаны в разных направлениях.

Сборку и установку лебедки выполняют в обратном порядке; при установке на вал опорных подшипников их предварительно нагревают в горячем масле. Барабаны надевают на вал вместе с установленными шарикоподшипниками.

Разборка и сборка главной лебедки в мастерских значительно облегчается, если предварительно удалить обшивку кабины, тогда всю лебедку и сборе легко вынуть или установить подъемным краном или тельфером и уложить на специальные козлы, где выполняют ее окончательную разборку и сборку.

При разборке лебедки открывания днища надо снять ограждение, расшплинтовать и отвернуть гайку, снять пружину и шайбы; расшплинтовать и вынуть пальцы шарниров сварного рычага и снять рычаг. После этого надо снять муфту включения с ведущим диском и вынуть шпонку. Барабан спрессовывается легкими ударами молотка по деревянной подкладке. Если стальная втулка остается на валу, ее можно предварительно сдвинуть с места, отвернув гайку (ЗМ100Х2).

Сборку лебедки открывания днища выполняют в обратном порядке.

Основные правила регулировки фрикционных лент заключаются в том, чтобы лента в выключенном положении равномерно отстояла от шкива барабана на 1,5—2,0 мм по всей длине.

При регулировке соблюдают такую последовательность:
а) регулируют болтом удаление конца ленты на 1,5—2,0 мм;
б) поворачивают эксцентриковые оси направляющих роликов так, чтобы между лентой и роликом был зазор 1,5—2,0 мм. На экскаваторе Э-505А вместо роликов регулируют винты;
в) регулируют вилкой длину вильчатой тяги так, чтобы при включенном положении ленты другой конец ее также плотно прилегал к шкиву барабана;
г) регулируют стяжной муфтой ход поршня рабочего цилиндра, который должен быть около 15 мм.

После регулировки болт оси роликов, вильчатую тягу и стяжную муфту следует закрепить контргайками, пружинными шайбами и стопорным болтом, которым стягивается муфта, имеющая прорезь. Если эту муфту не застопорить, она может отвернуться при работе и нарушить всю регулировку. Пальцы 6 шарниров не должны вращаться, их плоские головки стопорят специальными болтами 5, которые удерживают их также от выпадения; поэтому все болты должны обязательно стоять на месте.

Для удобства установки и снятия ленты она сделана разъемной из двух частей, соединенных двумя болтами, которые должны быть также плотно затянуты. Прокладка фрикционной ленты имеет следующие размеры: 810X90X10 мм — для меньшей половины ленты, а для большей половины;— 1340X90X10 мм. Длина прокладки на две фрикционные ленты 4300 мм. Прокладку приклепывают медными заклепками диаметром 6 мм, у которых с внутренней стороны полукруглая головка, а с наружной — потайная, утопленная в прокладке.

При регулировке тормозных лент надо добиваться равномерного удаления ленты от барабана на 1,5—2,0 мм по всей длине в выключенном положении. Это достигается затяжкой болта, поворотом эксцентриковой оси ролика и регулировкой натяжения пружин, из которых пружина проходит через кожух переднего ограждения лебедки, а пружина крепится регулировочным болтом с гайкой к уголку, приваренному к двуногой стойке. Подвертывая гайки этих болтов, можно оттянуть обе половины ленты от барабана лебедки. Некоторое увеличение затяжки ленты, помимо болта 3, может быть достигнуто при завертывании вильчатого наконечника тяги.

Регулировка гидравлической системы отличается от рычажной только тем, что регулируют размер выдвижения поршня нагнетательного цилиндра при помощи резьбовой вилки. Нормальный ход поршня должен составлять 48—50 мм.

При регулировке лебедки открывания днища необходимо, чтобы при выключенном гидравлическом приводе трос открывания днища все время удерживался в натянутом состоянии, иначе он может соскочить с барабана и запутаться на валу лебедки. В то же время натяжение троса не должно вызывать непроизвольное открывание днища.

Затягивая концевую гайку, можно отрегулировать степень нажатия ведущего диска на барабан при выключенной лебедке при помощи пружины, после чего гайку стопорят отгибной шайбой.

При помощи пружины, прикрепляемой в стакане к ушку на задней стенке ковша, сжатие которой регулируется

затяжкой гаек на крышке стакана, регулируют механизм так, чтобы при выключенном гидравлическом приводе рычаг 22 стоял вертикально, а рычаг засова — горизонтально и конец засова заходил в петлю на 5—10 мм.

Износ и ремонт деталей

Допускается некоторый износ фрикционных прокладок тормозных и фрикционных лент. Прокладки внутренних фрикционных лент служат значительно больше, чем тормозных.

При износе ее до 6—7 мм и длине выхода поршня рабочего цилиндра, доходящей до 45 мм, следует регулировать механизм включения фрикционной ленты. При большом износе и отрыве от заклепок прокладку надо заменить сразу на обеих половинках ленты, иначе толщина прокладки будет различной и ленту трудно будет отрегулировать. Если для изготовления заклепок нет медной проволоки соответствующего размера, ее с успехом можно заменить медной трубкой, наружный диаметр которой 6 мм. Заклепки из алюминиевой проволоки хуже, так как при износе прокладки алюминий наволакивается на ленту и ухудшает ее фрикционные качества. В карьерных и полевых условиях, когда лента замаслилась и «не тянет», чаще всего приходится обжигать фрикционную про

кладку. Для этого сначала прокладку очищают ножом или острым предметом от пригоревшего масла, затем на нее кладут тряпки, пропитанные бензином, и поджигают. Когда бензин выгорит, прокладку еще раз промывают бензином, вытирают сухой тряпкой и зачищают напильником. Нельзя класть ленту для обжигания в костер, так как при этом перегорает ткань прокладки и она легко выкрашивается. Если лента теряет свою форму и искривляется, что легко обнаружить, наблюдая вращение ленты при неподвижном барабане, ее надо рихтовать, что в полевых условиях сделать очень трудно, поэтому лучше всего заменить ее запасной, а старую ленту отправить на ремонт в мастерские.

При всяком отказе лент необходимо прежде всего проверить исправность действия гидравлического привода. Для этого следует включить 1-й или 3-й рычаги на пульте управления при работающем дизеле и выключенной главной муфте, наблюдая одновременно за выходом поршня из рабочего цилиндра на крестовине барабана, движением рычагов механизма включения ленты, плотностью прилегания ленты и отходом ее при сбрасывании давления.

То, что было изложено относительно прокладок фрикционных лент, относится и к тормозным лентам. У тормозных лент, кроме того, происходит отрыв ушков от стальной полосы ленты, а также образуются трещины в самой ленте. В случае отрыва ушков их приваривают заново, а при разрыве — изготовляют и приваривают новые. При образовании трещин в стальной полосе ленты ее следует заменить.

Пальцы шарниров механизма включения фрикционных лент, направляющие ролики и их оси изнашиваются очень мало, но бывают случаи, когда у пальцев откалываются плоские головки, при помощи которых пальцы стопорят в гнездах. Чтобы облегчить изготовление новых пальцев в мастерских, можно их делать не из целой поковки, а с приварной головкой.

Крестовины сами по себе не изнашиваются; срабатывается шпонка между валом и крестовиной и гнезда ее на валу и в крестовине. Крестовина начинает покачиваться на валу в радиальной плоскости и в результате быстро развивающегося износа происходят частые случаи обрыва трубки гидравлического привода, подводящего масло от вала к рабочему цилиндру на крестовине. Ремонт и замена трубки в этом случае бесполезны, и так как в полевых условиях разборка лебедки очень тяжела, то обычно экскаватор работает с этим дефектом до ремонта в мастерских, во время которого гнезда под шпонки разделывают под ремонтный размер и изготовляют новые шпонки. Такое явление наблюдалось на экскаваторах Э-505 до № 700. Посадка крестовины на валу должна быть выполнена с зазором от 0,07 до 0,14 мм. На экскаваторах более поздних серий, наоборот, посадка крестовины иногда оказывалась настолько плотной, что снять ее даже с применением специального съемника в мастерских не представлялось возможным. Приходилось разрезать ступицу крестовины газовой сваркой, после чего восстанавливать ее и снова заваривать.

У шкивов барабанов лебедки изнашиваются поверхности трения; если при эксплуатации был допущен такой износ фрикционных прокладок, при котором заклепки задевают за поверхность трения, то образуются глубокие кольцевые риски. В этом случае поверхности трения протачивают и шлифуют, после чего могут оставаться только незначительные кольцевые риски, не более 0,1—0,2 мм. Допустимая толщина обода после протачивания должна быть не менее 10 мм.

Шейки вала лебедки, если посадка подшипников сделана правильно и все детали плотно стянуты гайками, даже при длительном сроке работы не изнашиваются. Только при прослабленных или заклинившихся подшипниках может произойти износ шеек, который восстанавливают наваркой легированными электродами и протачиванием, металлизацией, или хромированием в зависимости от оборудования мастерских. Чаще бывают случаи прогиба вала, являющиеся обычно следствием перегрузки лебедки: при отрыве ковшом прямой лопаты мерзлых козырьков большой толщины, при разработке драглайном тяжелых грунтов, а также при использовании подъемной или тяговой лебедки для подтягивания грузов, например, при погрузке экскаватора на железнодорожный транспорт. При отсутствии этих внешних причин, вызывающих перегрузку экскаватора, и при работе его в нормальных условиях прогиб и даже поломка вала могут произойти по тем же причинам, которые вызывают обрыв крепления напорного барабана.

При обучении и дальнейшей работе машинистов необходимо помнить о запрещении:
1) поднимать стрелу при заторможенном левом барабане главной лебедки;
2) поднимать ковш на выдвинутой до отказа рукояти при заторможенном левом барабане;
3) выдвигать рукоять рывком вперед до упора.

При большом диаметре вала лебедки устранение его прогиба и биения шеек могут выполнить только квалифицированные рабочие.

Зубчатое колесо работает 4—5 лет без значительного износа, быстрее изнашивается зацепляющееся с ним зубчатое колесо реверса главной лебедки. Если величина износа зубьев не превышает 40% толщины зуба по начальной окружности, то зубья могут быть восстановлены наваркой с последующей обработкой.

В том случае, если днище ковша не открывается, надо проверить, тянет ли сама лебедка, и подтянуть гайку, увеличивая нажим ведущего диска на барабан, а в первую очередь проверить действие рабочего цилиндра гидравлического привода и ход сварного рычага; возможно также, что замаслилась или износилась прокладка ведущего диска, или ослабла пружина. Если, наоборот, лебедка все время сильно натягивает трос и непроизвольно открывает днище, надо ослабить гайку. В этом случае возможен также перекос ведущего диска, который устраняется проверкой диска на токарном станке; такое явление возможно и в результате

перекоса барабана при износе шарикоподшипника. Чаще в лебедке открывания днища происходят поломки: сварного рычага в месте А и планок вилки рычага. Планки, откованы из стали марки Ст.0 размером 20X5X20 мм и приварены к вилке, поэтому их легко заменить; для предотвращения поломок рычага желательно при ремонте вваривать между вилкой и рычагом усиливающие косынки. Поломки реборд барабана могут быть при соскакивании троса. В этом случае отломившийся кусок или специально заготовленную вставку приваривают к барабану электросваркой комбинированным электродом или газовой сваркой.

Износ деталей противообгонной муфты незначителен, и она не требует регулировки, так как стрела опускается редко. На храповой муфте бывают поломки пальцев кулачков и собачек, поэтому на группу в 8—10 работающих экскаваторов этих серий желательно иметь один-два запасных пальца.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Экскаватор Э-505

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Главная лебедка экскаватора Э-505"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства