Канатные системы применяют для привода рабочих органов бульдозеров, навешиваемых на гусеничные тракторы.
Канатная система состоит из исполнительного механизма, включающего в себя неподвижный и подвижный блоки и две ветви канатного полиспаста; приводного агрегата — лебедки, барабан которой наматывается тяговый канат для передачи тягового усилия от лебедки к исполнительному механизму.
К подвижному блоку подвешен груз, заменяющий в данном случае рабочий орган машины. Один конец каната с помощью клина закреплен на машине в неподвижной скобе, другой таким же клином или другим зажимным приспособлением — на барабане.
При включенном приводе и вращении барабана в рабочем направлении (показана стрелкой на рисунке) канат, пробегая по блокам, наматывается на барабан. Длина ветвей между блоками сокращается. Благодаря этому блок с грузом подтягивается к неподвижному блоку, т. е. изменяется высота груза.
Таким образом канат преобразует энергию, отобранную от двигателя на привод лебедки, в работу подъема рабочего органа (груза).
Для опускания груза барабан при отключенной муфте освобождают от торможения и он получает возможность свободного вращения. Под действием силы тяжести груз с блоком опускается, ветви удлиняются и канат, пробегая по блокам в обратном направлении, сматывается с
Для прекращения подъема груза барабан останавливают путем торможения его при отключенном приводе (фрикционной муфте). С остановкой барабана канат прекращает наматываться на него, и груз останавливается на приданной ему барабана, вращая его в направлении, противоположном направлению вращения при подъеме груза. На любой высоте груз при опускании может быть остановлен путем торможения барабана.
Включает и выключает фрикционную муфту и тормоз барабана лебедки машинист е помощью рычагов или рукояток механизма управления.
Полиспасты бульдозеров простого действия бывают двух-, трех-, четырех- и большей кратности.
Полиспасты должны увеличивать подъемное усилие на подвижных обоймах и уменьшать путь и скорость движения поднимаемого груза пропорционально кратности. Однако прямая пропорциональность по усилию не осуществляется, так как каждый блок системы подвергается
Совокупность неподвижного блока, подвижного блока и связывающих их рабочих ветвей каната называют канатным (или подъемным) полиспастом. Число рабочих ветвей каната в полиспасте в работе трению об обойму и трению в подшипниках, на что расходуется энергия; кроме того, на изгиб каната на барабане и на каждом блоке и на его последующее распрямление тоже расходуется энергия. Это определяет КПД блока. Чем больше блоков, тем ниже КПД системы.
Дополнительный расход энергии тем выше, чем более загрязнен и хуже смазан блок, чем толще канат и чем больше его угол перегиба на блоке, а также чем больше блоков в системе. Для повышения КПД канатной системы машинист должен содержать ее в чистоте и регулярно смазывать блочные подшипники.
При работе канат пробегает по блокам и подвергается растяжению и перегибам в результате огибания блоков и последующих распрямлений. Наибольшее число перегибов испытывает участок каната, наматываемый на барабан. Этот участок подвергается также и наибольшей нагрузке растяжения вследствие суммирования КПД отдельных блоков системы.
Растяжение и перегибы изнашивают канат, причем наибольший износ также наблюдается на участке каната, наматываемом на барабан. По истечении определенного числа часов работы машины канат вследствие изнашивания обрывается. Обрыв каната происходит на участке между блоком и барабаном. Оборванный канат снимают и заменяют новым.
Блоки и несущие их обоймы. Литой блок представляет собой обод с периферическим ручьем, по которому пробегает канат, и ступицу с гнездом для посадки внешних колец подшипников и диска, соединяющего обод со ступицей. Диск облегчают круглыми или овальными проемами. У больших и тяжело нагруженных блоков диск усиливают радиальными ребрами жесткости.
У землеройно-транспортных машин блоки вращаются на одинарных роликоподшипниках или на сдвоенных шарикоподшипниках. Последние работают устойчивее, но конструкции их несколько тяжелее, чем у роликоподшипниковых блоков.
Подшипники плотно посажены в гнездо ступицы блока, где они ограничены с внешних сторон дистанционными и уплотнительными кольцами. У двухподшипниковых блоков между подшипниками установлено пружинное разделительное кольцо, помещающееся в проточке ступицы.
Внутренние кольца подшипников посажены на ось, которая покоится в соосных расточках стенок обоймы. Ось с помощью шплинта крепят в осевом направлении относительно подковообразной скобы, приваренной к внешней стенке обоймы.
Смазочный материал подается к подшипникам через масленки, сверления в оси, а у роликоподшипниковых блоков также через прорези в кольцах. Нагнетают смазочный материал в масленки шприцем.
При сборке сначала в ступицы блоков монтируют подшипники и кольца. Затем поочередно закладывают блоки через проемы в пространство между стенками обоймы и постепенно проводят ось в расточке стенок и в отверстия колец и подшипников. В заключение ось крепят шплинтом в скобе.
Обоймы сваривают из прямых или гнутых стальных листов. Использование их в различных сочетаниях дает возможность монтировать одиночные блоки или их группы.
Для подъема — опускания отвала бульдозера применяют двух- или трехблочные обоймы для четырех- или шестикратных полиспастов. Полиспасты большей кратности для бульдозеров не применяют.
Подвижную двухблочную обойму используют для подъема отвала бульдозера ДЗ-17. К подвесному шарниру отвала обойму присоединяют сварной проушиной.
Неподвижную трехблочную обойму шестикратного полиспаста применяют для подъема отвала тяжелого бульдозера; проушина служит для подвески обоймы к переднему кронштейну несущего щита базового трактора.
Так как канат чаще всего обрывается в том месте, где он наматывается на барабан, то оставляют запасной объем каната на катушке, укрепляемой на переднем щите трактора вблизи от клина крепления каната.
При обрыве каната между блоком и барабаном снимают с него витки каната и выбивают клин крепления. Затем канат перетягивают по блокам, обрубив и обмотав проволокой, конец каната крепят на барабане. После отмера нужной длины закрепляют канат клином. Таким образом экономят канат, поскольку выбрасывают не весь, а только часть его, намотанную на барабан. Кроме того, экономят и время на перезаправку каната.
Фрикционные однобарабанные лебедки. Эти лебедки применяют для привода канатных систем бульдозеров с неповоротными отвалами и других одноотвальных машин — кусторезов и корчевателей.
Однобарабанные фрикционные лебедки подразделяют на два типа: продольно-осевые и продольно-вальные, различающиеся конструктивной схемой устройства и привода основного элемента — канатного барабана.
Оба типа однобарабанных лебедок монтируются на задней панели заднего моста базового трактора и приводятся в действие от его вала отбора мощности.
Однобарабанная продольно-осевая лебедка Д-269 состоит из корпуса, в котором смонтированы зубчатые передачи, и приваренного к нему кронштейна, служащего для крепления лебедки на тракторе; оси, на которой установлены канатный барабан и блок фрикционной муфты и ленточного тормоза; приваренной к корпусу рамки, несущей опору внешнего конца оси; рычажно-звеньевого механизма переключения муфты и тормоза, установленного на ггированного на полу кабины трактора и служащего для управления муфтой и тормозом с помощью механизма переключения.
Конструкция и кинематическая схема лебедки Д-269 показаны на рис. 6. Соединительный вал передает вращение от вала отбора мощности трактора приводному валу лебедки, выполненному за одно целое с ведущей шестерней; вал вращается на двух шарикоподшипниках в кронштейне крепления корпуса лебедки к трактору. Ведущая шестерня находится в зацеплении с ведомой шестерней и приводит ее во вращение при включенном главном сцеплении силовой передачи трактора.
Ступица шестерни с помощью двух конических роликоподшипников посажена на втулке, охватывающей ось. Втулка перемещается в продольном направлении на оси и зафиксирована от вращения шпонкой в пазу гнезда корпуса.
Шлицованный хвостовик оси закреплен от продольных перемещений и поворотов крышкой, которая болтами прикреплена к опоре. Последняя приварена к поперечине рамки. На передних концах оси и втулки выполнены противоположно направленные винтовые нарезки. На них навернута двухрезьбовая гайка, несущая приварной рычажок. При повороте с помощью рычажка гайки по нарезкам оси и втулки последняя перемещается по оси к ее шлицованному хвостовику (назад по ходу трактора) и перемещает вращающуюся шестерню в направлении к барабану.
Барабан смонтирован на оси на двух конических роликоподшипниках. За одно целое с барабаном отлит ведомый конус муфты, а ее ведущий конус, облицованный фрикционными накладками, прикреплен болтами к ступице шестерни. Внутренняя часть конуса несет уплотняющие кольца и является крышкой, герметизирующей полость подшипников шестерни. Полость подшипников барабана герметизирована уплотнительными кольцами внутренней крышки и внешней реборды, на которой закрепляется также конец тягового каната.
При перемещении к барабану шестерни накладки ведущего конуса вступают в контакт с ведомым конусом и таким образом барабан включается во вращение; тормозная лента освобождает шкив тормоза, также отлитый за одно целое с барабаном.
Противоположный поворот гайки вызывает отвод конуса от конуса, т. е. выключение фрикционной муфты лебедки. Барабан прекращает вращаться и стопорится лентой тормоза, захватывающей шкив. При прямом или обратном вращении барабана на него соответственно наматывается или сматывается тяговый канат, поднимающий и опускающий с помощью полиспаста рабочий орган (отвал бульдозера).
Сблокированное переключение фрикционной муфты и ленточного тормоза (включение муфты и выключение тормоза или выключение муфты и включение тормоза) осуществляется механизмом переключения.
Тормоз изготовлен из стальной ленты и приклепанных к ней фрикционных накладок из вальцованной ленты. Парными двухшарнирными планками конец ленты жестко прикреплен к корпусу лебедки; другой подвижный конец ленты, охватывающей тормозной шкив барабана, прикреплен к поводку вала такой же парой планок. С помощью рычага и пружины сжатия вал повернут так, что затягивает ленту на шкиве барабана и затормаживает барабан; пружина упирается верхним концом в приваренную к корпусу лебедки планку и сжимается центральной тягой, верхние гайки которой опираются на отогнутое плечо рычага. Конец его расположен с зазорами 2—5 мм над роликами двуплечего рычага, закрепленного на внешней консоли валика. Зазоры между роликами рычага и рычагом позволяют затягивать пружину ленты на тормозном шкиве. Механизм переключения установлен на полу кабины справа от места машиниста бульдозера.
Рычажок прикреплен к гайке и соединен тягой с рычагом валика. При повороте рукояти (вручную) из нейтрального положения «на себя» вместе с валиком поворачивается рычаг. Благодаря этому с помощью соединительной тяги и рычажка поворачивается и гайка, вводя накладки ведущего конуса муфты в контакт с ведомым конусом барабана. Тем самым барабан приводится во вращение для намотки каната и подъема отвала бульдозера. Одновременно при повороте валика внешний ролик двуплечего рычага нажимает на конец рычага и поворачивает его вверх, вращая и вал. Вал с помощью поводка и планок отводит подвижный конец ленты от шкива, растормаживая барабан и сжимая пружину.
При перемещении рукояти в нейтральное положение («от себя») гайка и рычаг возвращаются в исходное нейтральное положение, муфта выключается, а тормоз включается, останавливая барабан и прекращая намотку на него каната. Таким образом отвал перестает подниматься и останавливается в приданном ему положении.
Для опускания отвала нужно растормозить шкив барабана, не включая муфту, благодаря чему канат сматывается с барабана при его свободном вращении. Для этого машинист переводит рукоять из нейтрального положения в направление «от себя». Рычажок с помощью рычага и тяги поворачивает гайку в противоположном направлении и еще больше отводит ведущий конус муфты от ведомого конуса барабана. Внутренний ролик двуплечего рычага нажимает снизу на рычаг и, повернув его вверх, отводит с помощью поводка вала и планок подвижный конец ленты от шкива и выключает таким образом тормоз. Пружина сжимается.
Чтобы прекратить опускание отвала, надо затормозить барабан, не включая муфту. Для этого рукоять переводится в нейтральное положение «на себя». Лента тормоза затягивается на шкиве пружиной с помощью рычага, валика, поводка и серег, а конус муфты, переместившись рычажком и гайкой к ведомому конусу, не доходит до включенного положения. Затормаживанием барабана прекращается опускание отвала и он фиксируется на приданной ему высоте.
Лебедку регулируют для восстановления ее исправности, так как неизбежное изнашивание фрикционных элементов нарушает нормальную работу. Регулируют также конические роликоподшипники ведомой шестерни и барабана, муфту и тормоз.
Конические роликоподшипники регулируют, подбирая тонколистовые стальные прокладки, подкладываемые под поясок ведущего конуса и под реборду барабана. Подшипники регулируют отдельно, для чего с лебедки демонтируют шестерню с втулкой и барабан с осью. Новые наборы прокладок устанавливают на верстаке, проверяя легкость вращения (шестерни на втулке и барабана на оси) и отсутствие продольных и радиальных люфтов в подшипниках.
Муфту и тормоз регулируют на собранной и установленной на трактор лебедке. Во время регулирования муфты нужно установить радиальный зазор 2—3 мм между рабочими поверхностями конусов при нейтральном положении рукояти управления. Об увеличении износа фрикционных накладок муфты свидетельствует увеличенный ход (свыше 400 мм) от нейтрали рукояти управления.
Фрикционную муфту лебедки регулируют двумя способами. Первый способ применяют, если необходимо изменить только зазор между поверхностями конусов без изменения положения ведомой шестерни в корпусе лебедки. Второй способ используют, когда в результате значительного износа накладок муфты ведомая шестерня оказывается значительно сдвинутой к задней стенке корпуса при нейтральном положении рукояти управления. Вследствие этого при включении муфты шестерня контактирует с этой стенкой корпуса лебедки, препятствуя контакту конусов.
При регулировании муфты по первому способу следует:
— рукоять управления установить в нейтральное положение, чтобы ее головка располагалась от правой стенки кабины на расстоянии 180—200 мм;
— ослабить болты крышки и снять предохранительную шайбу для освобождения оси барабана;
— с помощью ключа повернуть ось барабана по часовой стрелке до соприкосновения рабочих поверхностей конусов;
— повернуть ось ключом против часовой стрелки на угол 5—10° для образования необходимого зазора между поверхностями конусов;
— надеть на хвостовик оси предохранительную шайбу, довернув ось до совпадения отверстий на шайбе и планке поперечины рамки и закрепить крышку к опоре болтами.
При втором способе следует:
— установить рукоять в нейтральное положение;
— ослабить болты и снять предохранительную шайбу;
— заложив ломик между поперечиной рамки и ребордой барабана и действуя ломиком как рычагом, сдвинуть барабан с осью вперед к трактору до отказа;
— ломиком, заложенным между корпусом лебедки и торцом ведущего конуса, подвинуть в обратном направлении на 3—4 мм барабан с осью и ведомой шестерней (о величине подвижки судят по смещению шлицованного хвостовика оси относительно поперечины рамки); при этом ведомая шестерня займет в корпусе нормальное положение с нужными зазорами относительно передней и задней стенок корпуса;
— рукоять управления перевести из нейтрального положения «на себя» в положение полного сцепления конусов; рукоять поворачивать при повороте оси барабана;
— рукоять перевести в нейтральное положение, удерживая при этом ключом ось барабана от поворота — таким образом конусы муфты будут разомкнуты и муфта выключена;
— поставить на место шайбу и закрепить ось барабана болтами.
При регулировании тормоза следует:
— рукоять управления поставить в нейтральное положение, а двуплечий рычаг — в положение, параллельное рычагу тормоза;
— для этого ослабить болт затяжки рычага на валу рукояти и после установки рычага болт затянуть;
— ослабить болт рычага тормоза и между этим рычагом и рычагом заложить прокладку высотой 5—10 мм;
— захватить ключом бобышку тормозного вала и, повернув вал по часовой стрелке, до отказа затянуть тормозную ленту;
— подтянуть болт крепления рычага тормоза;
— вынуть прокладку, легкими ударами молотка осадить рычаг тормоза до образования между ним и роликами двуплечего рычага зазора 2—5 мм и затянуть болт до отказа.
После регулирования надо проверить сблокированные переключения муфты и тормоза, причем ход рукояти 5 управления не должен превышать 400 мм в обе стороны от нейтрального положения. Если при этом окажется, что тормоз не стопорит нагруженный барабан, то следует увеличить предварительную затяжку пружины. Для этого поворачивают ключом гайку на 2—3 оборота до надежной остановки лебедкой опускаемого отвала бульдозера.
Лебедка Д-269 проста по конструкции, но имеет следующие недостатки:
— ее фрикционная муфта и тормоз не защищены от попадания осадков, а также пыли и песка при работе на пылеватых и песчаных грунтах; влага снижает коэффициент трения, а пыль и песок увеличивают изнашивание фрикционных элементов муфты и тормоза;
— конус и шкив барабана отлиты вместе и тепло от пробуксовывания муфты и тормоза при переключениях сильно нагревает их; так как поверхности их охлаждения невелики, то вследствие нагрева снижается коэффициент трения. Поэтому муфты и тормоз в жарких климатических и пустынных зонах плохо работают и требуют частого регулирования.
Воднобарабанной лебедкеД-499Б эти недостатки в значительной мере уменьшены. Лебедка лучше приспособлена для работы в тяжелых климатических и грунтовых условиях. Фрикционная муфта лебедки надежно защищена кожухом от попадания осадочной влаги, пыли и песка. Муфта и тормоз смонтированы на разных валах и не подвергаются сосредоточенному нагреву. Большие поверхности муфты и тормоза открыты для доступа воздуха, который их охлаждает. Регулирование лебедки Д-499Б проще, чем лебедки Д-269.
Однобарабанная фрикционная лебедка Д-499Б относится к типу продольно-вальных — все ее элементы смонтированы на валах, передающих крутящий момент. Валы расположены продольно относительно трактора.
Лебедка Д-499Б состоит из следующих частей:
— корпуса из двух половин, соединенных болтами; в корпусе размещены зубчатые передачи; за одно целое с передней половиной корпуса отлит фланец для крепления лебедки на тракторе;
— барабана, закрытого ограждающим кожухом и выполненного за одно целое с тормозным шкивом, охваченным лентой тормоза;
— фрикционной муфты, выступающей за заднюю половину корпуса;
— рычажно-звеньевого механизма переключения фрикционной муфты и ленточного тормоза;
— вала с рукоятью, смонтированного на полу кабины трактора и служащего для управления муфтой и тормозом с помощью механизма переключения.
Так же, как у лебедки Д-269, с валом отбора мощности базового трактора лебедка Д-499Б связана соединительным валом.
Конструкция и кинематическая схема лебедки Д-499Б показаны на рис. 10. Корпус лебедки, состоящий из двух соединяемых на болтах половин, крепят к заднему мосту трактора и центрируют в привалочном отверстии по буртику стакана. В корпусе размещены зубчатые передачи лебедки. Петля служит для подъема собранной лебедки с помощью крана при ее установке на трактор.
Приводной вал, выполненный за одно целое с ведущей шестерней, вращается на шарикоподшипниках в стакане. Вал с помощью соединительного вала приводится во вращение от вала отбора мощности трактора. Ведущая шестерня вала вращается при включенной муфте сцепления трактора, будучи постоянно сцепленной с шестерней, закрепленной шпонкой на валу, приводит во вращение этот вал.
Вал вращается на двух конических роликоподшипниках, из которых один посажен в гнезде корпуса, а другой — в полости шестерни. Последняя смонтирована на двух шарикоподшипниках, посаженных в расточках стакана, и несет на своем шлицованном хвостовике ступицу ведомого диска фрикционной муфты. Ведущий диск муфты посажен на шлицах хвостовика вала, выходящего наружу лебедки через полость шестерни. На диске укреплены болтами двухконусные фрикционные колодки, которые могут вступать в контакт с поверхностями двухконусной проточки ведомого диска.
При включенной муфте сцепления трактора вал вращается вместе с диском и колодками, а шестерня неподвижна, если ведомый диск не вошел в контакт с колодками. При перемещении к диску диска его двух конусная проточка сцепляется с колодками, благодаря чему диск начинает вращаться и приводит во вращение шестерню, на шлицы которой посажена его ступица. При обратном отводе диска от колодок диска вращение шестерни прекращается.
Шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней, посаженной на шлицах на внутренний хвостовик вала, смонтированного на двух шарикоподшипниках в расточках прилива половины корпуса. На внешнем хвостовике вала закреплен шлицами и болтами барабан, отлитый за одно целое с тормозным шкивом. Конец каната, наматываемого на барабан, крепят планкой. Витки каната, находящегося на барабане, ограждены кожухом.
Барабан, приводимый в действие шестернями, вращается и на него наматывается канат в том случае, когда диск сцеплен с колодками диска; тормозная лента освобождает шкив барабана. При прекращении сцепления диска с колодками намотка каната прекращается и барабан стопорится тормозной лентой, затягиваемой на его шкиве.
Сцепление диска с колодками осуществляется перемещением диска к диску, прекращение сцепления — отводом диска от диска. Диск перемещается при вращении винта относительно внутренней винтовой нарезки стакана. Во время вращения винта происходит его осевое перемещение, передаваемое через шарикоподшипник ступице диска, скользящей на шлицах хвостовика шестерни.
Фрикционная муфта лебедки ограждена от пыли и влаги кожухом, прикрепленным болтами к реборде диска.
Сливная и контрольная пробки ввернуты в половину корпуса лебедки. Отверстие для залива в корпус масла, заглушаемое пробкой, находится на боковой стенке корпуса.
Набором прокладок регулируют конические роликоподшипники вала. Прокладки заменяют при ремонте лебедки.
Для включения и выключения фрикционной муфты и сблокированного выключения — включения тормоза барабана служит механизм переключения. Стальная лента, охватывающая шкив барабана, облицована изнутри приклепанными фрикционными накладками. Неподвижный конец ленты парными двухшарнирными серьгами присоединен к опоре механизма переключения. Подвижный конец ленты соединен с поводком вала тормоза звеном регулируемой длины, состоящим из тяги и навернутых на ее нарезные хвостовики вилок, законтренных гайкой. На валу жестко посажен рычаг, несущий на пальце ролик. С помощью регулировочной тяги и сферической шайбы рычаг связан с пружиной растяжения; последняя постоянно стремится повернуть рычаг к барабану и через вал с поводком затягивает ленту на шкиве барабана с помощью тяги и вилок.
Сверху над опорой размещен валик, на котором смонтированы рычаги и кулачок, расположенный против ролика рычага. Рычаг соединен тягой с рычагом вала переключения, а рычаг связан дугообразной тягой с рычагом, прикрепленным к винту включателя.
Вал смонтирован в подшипниках, укрепленных на полу кабины трактора справа от места машиниста бульдозера. К валу приварена рукоять управления лебедкой, а рычаг посажен на выступающем из кабины назад конце вала.
Рукоять управления может занимать три положения:
— Н (нейтральное), при котором муфта выключена, тормоз включен и барабан неподвижен;
— положение I — «на себя», при котором муфта включена, тормоз выключен и барабан вращается, наматывая канат и поднимая отвал бульдозера;
— положение II — «от себя», при котором муфта и тормоз выключены и барабан под натяжением каната вращается в обратную сторону, сматывая канат и опуская отвал бульдозера.
При повороте рукояти из положения Н в положение рычаг с помощью тяги и рычага поворачивает валик, который рычагом и тягой поворачивает рычаг и винт включателя. Благодаря этому перемещается ведомый диск и включается фрикционная муфта. Одновременно с этим вместе с валиком поворачивается кулачок и своей нижней частью воздействует на ролик. Таким образом поворачиваются рычаг и вал, поводок которого тягой и вилками, освобождает подвижный конец тормозной ленты и растормаживает шкив барабана. Рычаг 6 через сферическую шайбу и тягу растягивает пружину.
При возврате рукояти из положения в положение Н все рычаги и звенья механизма переключения возвращаются в исходное положение и усилиями пружины тормозная лента затягивается на шкиве барабана, вращение которого таким образом прекращается.
В случае поворота рукояти из положения Н в положение II рычаг тягой и рычагом поворачивает валик в противоположном направлении. С помощью рычага и тяги винт включателя увеличивает отвод ведущего диска, оставляя фрикционную муфту выключенной. Кулачок своей верхней частью нажимает на ролик и при воздействии вала с поводком и тяги с вилками освобождает подвижный конец тормозной ленты, растормаживая барабан и одновременно растягивая пружину.
При возврате рукояти из положения II в положение Н все рычаги и звенья механизма переключения возвращаются в исходное положение, оставляя фрикционную муфту выключенной и затормаживая барабан под воздействием пружины.
Во время опускания отвала бульдозера между рабочими поверхностями фрикционных накладок ленты и тормозного шкива барабана должен образоваться небольшой зазор. Чтобы зазор был равномерным по всей рабочей длине ленты, на корпусе лебедки укреплен упор, а к ленте приварена бобышка; при затянутой тормозной ленте (тормоз включен) между бобышкой и упором должен быть оставлен зазор 0,5—1 мм, который регулируют изменением положения упора на корпусе.
Затяжку тормозной ленты на шкиве барабана регулируют двумя способами:
— устанавливают соответствие тормозного момента натяжению каната (тормоз должен удерживать поднятый отвал), для чего изменяют натяжение пружины с помощью гайки, навертываемой на конец регулировочной тяги;
— для компенсации ослабления затяжки ленты вследствие изнашивания ее фрикционных накладок изменяют длину тяги;
— при этом ослабляют контрящую гайку и вращают тягу, ввинчивая ее в вилки и следя за тем, чтобы зазор между роликом и кулачком был в пределах 0,5—1 мм;
— если тормоз после регулирования не удерживает поднятый отвал, надо увеличить натяжение пружины описанным выше способом.
Фрикционную муфту регулируют при увеличении зазора между проточкой ведомого диска и колодками ведущего диска вследствие изнашивания колодок, о чем свидетельствует увеличенный ход рукояти управления.
Для регулирования муфты следует предварительно снять кожух, отвернув болты его крепления к ведомому диску, и ослабить болты фланца крепления ведущего диска к валу. Затем регулировочным болтом надо подать диск до упора его колодок в проточку диска, а после этого вывернуть болт на 1—1 1/2 оборота и затянуть болты фланца. Этим регулирование заканчивается.
Так же регулируют муфту при установке новых колодок взамен полностью изношенных.
При регулировании фрикционной муфты необходимо следить за тем, чтобы между торцом стакана и пояском винта при нейтральном положении рукояти управления оставался зазор, равный 3— 5,5 мм. Если зазор окажется больше или меньше указанного, его нужно установить поворотом стакана. Во фланце стакана сделаны дополнительные отверстия для болтов крепления. Предварительно нужно вывернуть болты и, повернув стакан вправо или влево до установления положенного зазора, закрепить фланец стакана на корпусе затягиванием болтов. Затем нужно проверить включение — выключение муфты и при необходимости повторить ее регулирование.
Ежесменное обслуживание лебедок Д-269 и Д-499Б заключается в следующем:
— очистить лебедку от пыли, грязи и прилипшего грунта;
— осмотреть лебедку снаружи, устранить неисправности и восстановить затяжку и контрирование крепежных болтов и гаек;
— проверить уровень масла в корпусе и при необходимости долить;
— проверить регулировку лебедки и при необходимости подрегулировать муфту и тормоз.
Во избежание несчастных случаев и травм при эксплуатации и обслуживании лебедок рекомендуется:
— не регулировать лебедку при работающем двигателе и включенной муфте трактора;
— не регулировать лебедку при поднятом отвале бульдозера;
— при пуске лебедки убедиться, что около нее нет посторонних людей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Канатный привод бульдозеров, скреперов, грейдеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы