Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автобусы

Публикация:
   Классификация автобусов

Читать далее:




Классификация автобусов

Автобусы классифицируют по целому ряду признаков: размерам или вместимости, назначению, конструктивной схеме и компоновке кузова, расположению двигателя, герметичности кузова и т. п.

В зависимости от вместимости (габаритной длины) автобусы подразделяют на классы:
— особо малый — автобусы Рижского автобусного и Ульяновского автомобильного заводов;
— малый — автобусы Павловского и Курганского автобусных заводов;
— средний — автобусы Львовского автобусного завода;
— большой — автобусы Ликинского автобусного завода, а также автобусы Икарус-250, -260;
— особо большой — сочлененные венгерские автобусы Икарус.

По назначению автобусы делят на автобусы общего назначения, городские, дальнего следования и туристские.

Автобусы общего назначения являются универсальными и предназначены для выполнения различных пассажирских перевозок (например, обслуживание различных учреждений и предприятий). В качестве автобусов общего назначения в СССР выпускаются автобусы РАФ-2203 и КАвЗ-685.

Городские автобусы подразделяют на внутригородские и пригородные.

Внутригородские автобусы предназначены для массовых перевозок пассажиров в городах.

Конструктивные особенности городских автобусов определяются видом перевозок пассажиров: по постоянным маршрутам с частыми остановками и по постоянным маршрутам экспрессных линий. В городских автобусах предусмотрены низкий уровень пола, несколько широких дверей, накопительные площадки, широкие проходы, малое количество мест для сидения. В нашей стране эксплуатируются городские автобусы ЛиАЗ-677, ЛАЗ-4202, Икарус-260, Икарус-280.

Пригородные автобусы предназначены для перевозки пассажиров на маршрутах, связывающих города с пригородами, а также могут использоваться на внутригородских экспрессных линиях. По сравнению с внутригородскими эти автобусы должны иметь большее число мест для сидения и более высокую максимальную скорость.

Конструкции пригородных автобусов зависят от состояния дорог и протяженности маршрутов. Для маршрутов, пролегающих по дорогам с твердым покрытием, пригородные автобусы конструируют на базе городских автобусов с наибольшим количеством мест для сидения, например модификация автобуса ЛиАЗ-6775.

Автобусы местного сообщения предназначены для перевозки пассажиров между небольшими городами, населенными пунктами и внутри населенных пунктов, преимущественно в сельской местности, по дорогам с различными видами покрытия, в том числе грунтовым. Салон для пассажиров в таких автобусах делают с четырехрядным и смешанным расположением сидений, с одной или двумя дверьми. В этих автобусах обеспечивается минимальная комфортабельность: небольшие размеры сидений, малая ширина прохода и дверей, а также высокий уровень пола. Местные автобусы должны обладать высокой проходимостью и маневренностью. К числу местных автобусов можно отнести автобус ПАЗ-672.

Междугородные автобусы предназначены для перевозки пассажиров на значительные расстояния. Эти автобусы оборудуются комфортабельными сиденьями, багажными отсеками и могут иметь буфет, гардероб и другое оборудование, повышающее удобство, создающее комфорт для пассажиров. Перечень оборудования и требования к нему устанавливаются при разработке технического задания.

Междугородные автобусы имеют повышенный уровень пола, что позволяет разместить под ним багажник, а также допускает лю.оое размещение двигателя и трансмиссии, улучшает обзорность и изоляцию пассажирского салона от шума, отработавших газов, пыли и тепла, излучаемого двигателем. Характерным для междугородных автобусов является также наличие в пассажирском салоне одной-двух дверей. В нашей стране в качестве междугородных используются автобусы Икарус-250, 58, -256 и др.

Рис. 1. Автобус РАФ-2203

Туристские автобусы подразделяют на автобусы нормальной (экскурсионные), повышенной и высокой комфортабельности. По конструкции и оборудованию они аналогичны междугородным, но дополнительно имеют место для руководителя туристской группы, оснащенное громкоговорящей установкой. В качестве туристского автобуса в СССР используются автобусы ЛАЗ-697Р, Икарус. Экскурсионные автобусы предназначаются для перевозки групп экскурсантов по городу и за его пределами по экскурсионным маршрутам. По конструкции они аналогичны пригородным автобусам, но могут иметь одну пассажирскую дверь. На экскурсионных автобусах имеется место для руководителя группы, оснащенное громкоговорящей установкой и другим оборудованием.

Рис. 2. Автобус ПАЗ-672

Рис. 3. Автобус ЛАЗ-4202

Маршрутное такси предназначены для перевозки пассажиров по постоянным маршрутам в городах и пригородной зоне.

Рис. 3. Автобус ЛиАЗ-677

Рис. 4. Автобус Икарус-280

В качестве маршрутного такси используется автобус РАФ-2203.

Автобусы северной модификации (например, ПАЗ-672С, ЛиАЗ-677А) имеют:
— морозостойкие (до —50 °C) обшивку пассажирского помещения, обивку сидений, шины, резиновые и пластмассовые детали и лакокрасочные покрытия;
— пусковой подогреватель для разогрева двигателя в течение не более 25 мин при температуре окружающего воздуха —40 °C. Предусмотрено также приведение в действие пускового подогревателя при температурах окружающего воздуха до —60°; систему отопления, обеспечивающую перепад температур снаружи и внутри пассажирского помещения не менее 70 °C;
— независимые отопители, усиленную тепловую изоляцию стенок, крыши и пола кузова, а также двойное остекление оконных проемов кузова.

Автобусы южной модификации оборудуются:
— усиленной системой вентиляции, обеспечивающей не менее чем 40-кратный обмен воздуха в час;
— принудительной вентиляцией и усиленной тепловой изоляцией крыши кузова;
— установками для кондиционирования воздуха.

По компоновке различают кузова вагонного типа; капотные короткокапотные; 1-этажные, 1,25-этажные; 1,5-этажные; 2-этажные. Наибольшее распространение получили кузова вагонного типа, обеспечивающие наилучшее использование габаритной площади автобуса. Капотные и короткокапотные компоновки применяются для автобусов, изготавливаемых на шасси грузового или легкового автомобиля (автобусы РАФ, УАЗ, КАвЗ).

По герметизации кузова автобусы делят на закрытые, закрытые с открывающимися окнами, открытые с открывающейся или съемной крышей. Обычно автобусы для обеспечения герметичности кузова изготавливают закрытыми, но с открывающимися окнами и люками. Закрытые кузова применяются при наличии на автобусе системы кондиционирования воздуха. Открытые туристские автобусы выпускаются трех типов: без крыши (см. рис. 9, л), с крышей (см. рис. 9, к) и со съемным тентом (для эксплуатации в южных районах). Такие автобусы в нашей стране серийно не выпускаются.

По составу автобусы делят на одиночные, с прицепом, с полуприцепом, сочлененные. Наибольшее распространение получили одиночные автобусы, которые обеспечивают высокие комфортабельность, безопасность и маневренность. Автобусные пассажирские прицепы нашли распространение за рубежом для перевозки пригородных пассажиров в утренние и вечерние часы. Пользование автобусными прицепами создает значительные неудобства для пассажиров из-за наличия продольных и особенно поперечных колебаний, пыли и отработавших газов в зоне прицепа, повышения опасности для пассажиров при посадке.

Рис. 5. Конструктивные схемы автобусов:
а, б, о. г, д — одиночные вагонного типа; о, п — сочлененные; р — с прицепом, м, н — копотные; к — с крышей; и — короткокапотный. л — без крыши, ж— 1.5-этажные. з — 2-этажные; е — I, 25-этажныс; с — с полуприцепом

В районах, где нет регулярного пассажирского сообщения, для доставки рабочих к месту работы иногда применяются автобусные полуприцепы.

Большое распространение получили сочлененные автобусы, у которых прицепной секцией является прицеп или полуприцеп. В обоих случаях головная и прицепная секции соединены шарнирной связью, допускающей перемещение одного кузова относительно другого. Сочлененный автобус имеет преимущества перед любым другим автобусным поездом той же вместимости: он короче и безопаснее. К недостаткам этого автобуса следует отнести меньшую комфортабельность из-за повышенных колебаний прицепной части и невысокую надежность гофрированного соединения кузовов. При наличии одной ведущей оси ухудшаются тяговые качества такого автобуса, снижаются его проходимость и маневренность. Сочлененные автобусы находят применение для городских маршрутов с постоянными большими пассажиропотоками. В СССР из сочлененных эксплуатируется автобус Икарус-280.

По расположению двигателя различают два вида компоновок: вне пассажирского салона и внутри него. К первому относятся капотные автобусы (КАвЗ-685), а также автобусы вагонного типа с расположением двигателя в передней части кузова (ЛиАЗ), в задней части (ЛАЗ-695, -697, Икарус-256) или под полом (Икарус-260, -280). Ко второму относятся короткокапотные автобусы и автобусы вагонного типа с двигателем, расположенным в передней части кузова и закрытым чехлом (РАФ, УАЗ, ПАЗ). В этом случае доступ к двигателю возможен из пассажирского помещения.

По количеству ведущих мостов различают неполноприводные и полноприводные автобусы. Наибольшее распространение получили двухосные автобусы с одним ведущим мостом и с колесной формулой 4X2. Применение трехосных автобусов весьма ограничено: в нашей стране они используются только как сочлененные. Полноприводные автобусы с колесной формулой 4X4 или 6X6 выпускаются для специальных целей (например, для местных перевозок в условиях плохих дорог) и в коммерческой эксплуатации встречаются весьма редко.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автобусы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Классификация автобусов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства