Автобусы классифицируют по целому ряду признаков: размерам или вместимости, назначению, конструктивной схеме и компоновке кузова, расположению двигателя, герметичности кузова и т. п.
В зависимости от вместимости (габаритной длины) автобусы подразделяют на классы:
— особо малый — автобусы Рижского автобусного и Ульяновского автомобильного заводов;
— малый — автобусы Павловского и Курганского автобусных заводов;
— средний — автобусы Львовского автобусного завода;
— большой — автобусы Ликинского автобусного завода, а также автобусы Икарус-250, -260;
— особо большой — сочлененные венгерские автобусы Икарус.
По назначению автобусы делят на автобусы общего назначения, городские, дальнего следования и туристские.
Автобусы общего назначения являются универсальными и предназначены для выполнения различных пассажирских перевозок (например, обслуживание различных учреждений и предприятий). В качестве автобусов общего назначения в СССР выпускаются автобусы РАФ-2203 и КАвЗ-685.
Городские автобусы подразделяют на внутригородские и пригородные.
Внутригородские автобусы предназначены для массовых перевозок пассажиров в городах.
Конструктивные особенности городских автобусов определяются видом перевозок пассажиров: по постоянным маршрутам с частыми остановками и по постоянным маршрутам экспрессных линий. В городских автобусах предусмотрены низкий уровень пола, несколько широких дверей, накопительные площадки, широкие проходы, малое количество мест для сидения. В нашей стране эксплуатируются городские автобусы ЛиАЗ-677, ЛАЗ-4202, Икарус-260, Икарус-280.
Пригородные автобусы предназначены для перевозки пассажиров на маршрутах, связывающих города с пригородами, а также могут использоваться на внутригородских экспрессных линиях. По сравнению с внутригородскими эти автобусы должны иметь большее число мест для сидения и более высокую максимальную скорость.
Конструкции пригородных автобусов зависят от состояния дорог и протяженности маршрутов. Для маршрутов, пролегающих по дорогам с твердым покрытием, пригородные автобусы конструируют на базе городских автобусов с наибольшим количеством мест для сидения, например модификация автобуса ЛиАЗ-6775.
Автобусы местного сообщения предназначены для перевозки пассажиров между небольшими городами, населенными пунктами и внутри населенных пунктов, преимущественно в сельской местности, по дорогам с различными видами покрытия, в том числе грунтовым. Салон для пассажиров в таких автобусах делают с четырехрядным и смешанным расположением сидений, с одной или двумя дверьми. В этих автобусах обеспечивается минимальная комфортабельность: небольшие размеры сидений, малая ширина прохода и дверей, а также высокий уровень пола. Местные автобусы должны обладать высокой проходимостью и маневренностью. К числу местных автобусов можно отнести автобус ПАЗ-672.
Междугородные автобусы предназначены для перевозки пассажиров на значительные расстояния. Эти автобусы оборудуются комфортабельными сиденьями, багажными отсеками и могут иметь буфет, гардероб и другое оборудование, повышающее удобство, создающее комфорт для пассажиров. Перечень оборудования и требования к нему устанавливаются при разработке технического задания.
Междугородные автобусы имеют повышенный уровень пола, что позволяет разместить под ним багажник, а также допускает лю.оое размещение двигателя и трансмиссии, улучшает обзорность и изоляцию пассажирского салона от шума, отработавших газов, пыли и тепла, излучаемого двигателем. Характерным для междугородных автобусов является также наличие в пассажирском салоне одной-двух дверей. В нашей стране в качестве междугородных используются автобусы Икарус-250, 58, -256 и др.
Рис. 1. Автобус РАФ-2203
Туристские автобусы подразделяют на автобусы нормальной (экскурсионные), повышенной и высокой комфортабельности. По конструкции и оборудованию они аналогичны междугородным, но дополнительно имеют место для руководителя туристской группы, оснащенное громкоговорящей установкой. В качестве туристского автобуса в СССР используются автобусы ЛАЗ-697Р, Икарус. Экскурсионные автобусы предназначаются для перевозки групп экскурсантов по городу и за его пределами по экскурсионным маршрутам. По конструкции они аналогичны пригородным автобусам, но могут иметь одну пассажирскую дверь. На экскурсионных автобусах имеется место для руководителя группы, оснащенное громкоговорящей установкой и другим оборудованием.
Рис. 2. Автобус ПАЗ-672
Рис. 3. Автобус ЛАЗ-4202
Маршрутное такси предназначены для перевозки пассажиров по постоянным маршрутам в городах и пригородной зоне.
Рис. 3. Автобус ЛиАЗ-677
Рис. 4. Автобус Икарус-280
В качестве маршрутного такси используется автобус РАФ-2203.
Автобусы северной модификации (например, ПАЗ-672С, ЛиАЗ-677А) имеют:
— морозостойкие (до —50 °C) обшивку пассажирского помещения, обивку сидений, шины, резиновые и пластмассовые детали и лакокрасочные покрытия;
— пусковой подогреватель для разогрева двигателя в течение не более 25 мин при температуре окружающего воздуха —40 °C. Предусмотрено также приведение в действие пускового подогревателя при температурах окружающего воздуха до —60°; систему отопления, обеспечивающую перепад температур снаружи и внутри пассажирского помещения не менее 70 °C;
— независимые отопители, усиленную тепловую изоляцию стенок, крыши и пола кузова, а также двойное остекление оконных проемов кузова.
Автобусы южной модификации оборудуются:
— усиленной системой вентиляции, обеспечивающей не менее чем 40-кратный обмен воздуха в час;
— принудительной вентиляцией и усиленной тепловой изоляцией крыши кузова;
— установками для кондиционирования воздуха.
По компоновке различают кузова вагонного типа; капотные короткокапотные; 1-этажные, 1,25-этажные; 1,5-этажные; 2-этажные. Наибольшее распространение получили кузова вагонного типа, обеспечивающие наилучшее использование габаритной площади автобуса. Капотные и короткокапотные компоновки применяются для автобусов, изготавливаемых на шасси грузового или легкового автомобиля (автобусы РАФ, УАЗ, КАвЗ).
По герметизации кузова автобусы делят на закрытые, закрытые с открывающимися окнами, открытые с открывающейся или съемной крышей. Обычно автобусы для обеспечения герметичности кузова изготавливают закрытыми, но с открывающимися окнами и люками. Закрытые кузова применяются при наличии на автобусе системы кондиционирования воздуха. Открытые туристские автобусы выпускаются трех типов: без крыши (см. рис. 9, л), с крышей (см. рис. 9, к) и со съемным тентом (для эксплуатации в южных районах). Такие автобусы в нашей стране серийно не выпускаются.
По составу автобусы делят на одиночные, с прицепом, с полуприцепом, сочлененные. Наибольшее распространение получили одиночные автобусы, которые обеспечивают высокие комфортабельность, безопасность и маневренность. Автобусные пассажирские прицепы нашли распространение за рубежом для перевозки пригородных пассажиров в утренние и вечерние часы. Пользование автобусными прицепами создает значительные неудобства для пассажиров из-за наличия продольных и особенно поперечных колебаний, пыли и отработавших газов в зоне прицепа, повышения опасности для пассажиров при посадке.
Рис. 5. Конструктивные схемы автобусов:
а, б, о. г, д — одиночные вагонного типа; о, п — сочлененные; р — с прицепом, м, н — копотные; к — с крышей; и — короткокапотный. л — без крыши, ж— 1.5-этажные. з — 2-этажные; е — I, 25-этажныс; с — с полуприцепом
В районах, где нет регулярного пассажирского сообщения, для доставки рабочих к месту работы иногда применяются автобусные полуприцепы.
Большое распространение получили сочлененные автобусы, у которых прицепной секцией является прицеп или полуприцеп. В обоих случаях головная и прицепная секции соединены шарнирной связью, допускающей перемещение одного кузова относительно другого. Сочлененный автобус имеет преимущества перед любым другим автобусным поездом той же вместимости: он короче и безопаснее. К недостаткам этого автобуса следует отнести меньшую комфортабельность из-за повышенных колебаний прицепной части и невысокую надежность гофрированного соединения кузовов. При наличии одной ведущей оси ухудшаются тяговые качества такого автобуса, снижаются его проходимость и маневренность. Сочлененные автобусы находят применение для городских маршрутов с постоянными большими пассажиропотоками. В СССР из сочлененных эксплуатируется автобус Икарус-280.
По расположению двигателя различают два вида компоновок: вне пассажирского салона и внутри него. К первому относятся капотные автобусы (КАвЗ-685), а также автобусы вагонного типа с расположением двигателя в передней части кузова (ЛиАЗ), в задней части (ЛАЗ-695, -697, Икарус-256) или под полом (Икарус-260, -280). Ко второму относятся короткокапотные автобусы и автобусы вагонного типа с двигателем, расположенным в передней части кузова и закрытым чехлом (РАФ, УАЗ, ПАЗ). В этом случае доступ к двигателю возможен из пассажирского помещения.
По количеству ведущих мостов различают неполноприводные и полноприводные автобусы. Наибольшее распространение получили двухосные автобусы с одним ведущим мостом и с колесной формулой 4X2. Применение трехосных автобусов весьма ограничено: в нашей стране они используются только как сочлененные. Полноприводные автобусы с колесной формулой 4X4 или 6X6 выпускаются для специальных целей (например, для местных перевозок в условиях плохих дорог) и в коммерческой эксплуатации встречаются весьма редко.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Классификация автобусов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы