Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Публикация:
   Колесные тягачи

Читать далее:




Колесные тягачи

Колесные тягачи — это базовые машины, специально предназначенные для агрегатирования и работы с различным строительнодорожным оборудованием, но в первую очередь с основными наиболее массовыми машинами и оборудованием — бульдозерами, скреперами, погрузчиками.

От колесных тракторов тягачи отличаются тем, что полностью приспособлены для работы с навесным или полуприцепным оборудованием и являются составной частью машины.

Сборочные единицы колесных тягачей могут быть унифицированы со сборочными единицами автомобилей, например используют трансмиссионные узлы. Существуют колесные тягачи оригинальной конструкции, в этом случае их сборочные единицы унифицируют со сборочными единицами строительно-дорожных машин, в частности автогрейдеров, самоходных катков.

По назначению различают одноосные тягачи, предназначенные для агрегатирования и работы с полуприцепными скреперами, земле-возами, грейдер-элеваторами и другими машинами, и двухосные, на которые навешивают оборудование погрузчиков, бульдозеров, корчевателей, снегоочистителей.

Работа одноосных тягачей с основным рабочим оборудованием характеризуется:
— кратковременным применением низких скоростей (2,5—3,5 км/ч) с резкопеременными тяговыми сопротивлениями и повышенным буксованием;
— длительным использованием (до 70—90% от общего времени) транспортных скоростей в условиях бездорожья;
— реверсированием (применением заднего хода) только при маневрировании;
— сравнительно постоянным изменением нагрузок на ходовую часть;
— редким использованием гидропривода управления рабочим органом.

Отличительными чертами работы двухосных тягачей являются:
— резкопеременные тяговые сопротивления при длительном (до 75— 80% от общего времени) использовании низких рабочих скоростей (2,5—3,5 км/ч);
— сравнительно частое применение пониженных транспортных скоростей на заднем ходу (до 10—20% от общего времени) и редкое — высоких транспортных скоростей;
— частое реверсирование;
— значительное изменение вертикальных нагрузок на ходовую часть;
— частое применение гидропривода управления рабочим оборудованием.

Для одноосных тягачей основным рабочим оборудованием, определяющим их устройство, считается скрепер, а для двухосных — погрузчик и бульдозер. Существующим типажом предусматривается следующее разделение колесных тягачей по мощности, л. с.: одноосные — 240—300; 375—430; 540—650 и 1000—1200; двухосные — 16— 22; -25—30; 40—55; 75—90; 110—130; 160—180; 240—300; 375—430; 540—650 и 1000—1200.

Одно- и двухосные тягачи снабжены механической или гидромеханической трансмиссией, причем последняя предпочтительнее.

Управляют поворотом машин, создаваемых на базе одноосных тягачей, только путем поворота тягача относительно машины, т. е. за счет их шарнирного сочленения. Выпускают два типоразмера одноосных тягачей: МоАЗ-546П мощностью 215 и БелАЗ-531 мощностью 360 л. с.

Двухосные тягачи бывают с жесткой рамой и задними управляемыми колесами и шарнирно-сочлененные, которые поворачиваются путем складывания полурам в горизонтальной плоскости. В двухосных колесных тягачах установлены все ведущие колеса. Кабины этих тягачей располагают в передней или средней части машины, поэтому водителю хорошо видно рабочее оборудование. Эти тягачи с небольшими изменениями могут быть использованы для агрегатирования с бульдозерами. Двухосный тягач МоАЗ-542 мощностью 240 л. с. предназначен для работы с бульдозерами и погрузчиками.

Компоновка тягачей. Одноосные тягачи чаще всего компонуют по агрегатной схеме, отличительная особенность которой — автономное (раздельное) размещение всех сборочных единиц на раме тягача. Такая компоновка облегчает эксплуатацию, позволяя снимать одни сборочные единицы и агрегаты независимо друг от друга, упрощает конструкцию рамы и облегчает использование унифицированных сборочных единиц. Компоновка всех отечественных одноосных тягачей примерно одинакова.

Двигатель с радиатором и другими агрегатами размещен впереди с правой стороны от кабины, которая через подкабинник закреплена на раме. Сиденье водителя, рулевое колесо, тормозная педаль с краном, рукоятки гидрораспределителя и другие органы управления расположены в левой части (по ходу движения) тягача, что обеспечивает хорошую видимость дороги при движении и позволяет более компактно устанавливать все сборочные единицы на тягаче. С двигателем соединен редуктор отбора мощности, от которого приводятся в действие насосы гидравлических систем тягача.

Гидротрансформатор и коробка передач соединены с редуктором отбора мощности карданным валом. Стояночный тормоз установлен на выходном валу коробки передач, от которой через карданный вал получают привод задний мост и конечные планетарные передачи, встроенные в ступицы колес. Рабочие тормоза расположены в заднем мосту.

В задней части тягача размещены масляный бак рабочего оборудования и рулевого управления, аккумулятор и масляный бак коробки передач. Над ведущим мостом, несколько сзади его оси, расположены седельно-сцепное устройство и гидроцилиндры поворота. Ресивер пневмосистемы тягача, топливный бак и другие агрегаты обеспечения работы двигателя, трансмиссии и гидрооборудования расположены в основном в средней части тягача.

По описанной схеме устроен тягач БелАЗ-531, в конструкции которого использован ряд сборочных единиц большегрузных автомобилей (гидротрансформатор, коробка передач, ведущий мост, рулевое управление). Примерно такая же схема у тягачей МАЗ-529Е иМоАЗ-546П, в механической трансмиссии которых также использованы сборочные единицы от автомобилей (муфта сцепления, коробка передач).

Двухосные тягачи отличаются передним или средним расположением кабины и задним — двигателя.

При шарнирно-сочлененной конструкции тягача двигатель размещен на задней полураме и через редуктор отбора мощности и гидротрансформатор карданным валом соединен с коробкой передач, на промежуточном валу которой размещен стояночный тормоз. Выходной вал коробки передач карданными валами соединен с передним и задним ведущими мостами.

Кабина расположена на передней или задней полураме над шарнирно-сцепным устройством. Расположение кабины на задней полураме более удобно, так как в этом случае при поворотах водитель не перемещается в стороны вместе с передней полурамой. Кроме того, облегчается установка переднего навесного оборудования. Недостаток такого расположения — некоторое ухудшение видимости рабочего оборудования.

Компоновка двухосного тягача с жесткой рамой и поворотными задними колесами аналогична описанной, только вместо двух полурам, соединенных шарнирно-сцепным устройством, тягач оборудуют жесткой рамой.

Сборочные единицы и агрегаты. Сборочные единицы одно- и двухосных тягачей принципиально устроены так же, как у гусеничных и колесных тракторов. Исключение составляют редуктор отбора мощности, шарнирно-сцепное устройство и гидрооборудование.

Рис. 1. Компоновка одноосного тягача: 1 — ресивер, 2 — тормозной кран, 3 — рулевое колесо, 4 — кабина, 5 — подкабинник, 6 — седельно-сцепное устройство, 7 — гидротрансформатор, 8 — рама, 9 — стояночный тормоз, 10 — ведущий мост, 11 — аккумулятор, 12 — гидроцилиндр поворота, 13 — масляный бак коробки передач, 14 — масляный бак рабочего оборудования и рулевого управления, 15 — гидрораспределитель, 16 — насос, 17 — редуктор отбора мощности, 18 — двигатель, 19 — радиатор, 20 — топливный бак

Редуктор отбора мощностив зависимости от компоновки и конструкции сборочных единиц трансмиссии размещается между двигателем и гидротрансформатором либо муфтой сцепления, или между гидротрансформатором и коробкой передач, или сбоку от гидротрансформатора с отдельным отключаемым приводом от двигателя. Назначение редуктора — обеспечить отбор мощности независимо от включения трансмиссии. Независимый отбор мощности необходим для управления рабочим оборудованием при выключенной трансмиссии.

Рис. 2. Компоновка двухосного тягача: 1,4 — передний и задний ведущие мосты, 2,6 — передняя и задняя полурамы, 3 — редуктор отбора мощности, 5 — двигатель, 7 — коробка передач, 8 — кабина

Редуктор отбора мощности, устанавливаемый непосредственно на картере маховика двигателя, наиболее распространен. Ведущий вал редуктора соединен с маховиком двигателя через зубчатые диск и венец. Такое соединение необходимо из-за определенной несоосности валов.

Шестерня на ведущем валу находится в постоянном зацеплении с шестернями валов отбора мощности, от которых приводятся в действие гидронасосы. Конструкция позволяет устанавливать два, три и четыре вала отбора мощности, что необходимо при активном рабочем органе рабочего оборудования, например скрепера с элеваторной загрузкой.

Приводной вал трансмиссии получает вращение от одной из шестерен валов отбора мощности. С трансмиссией этот вал соединен карданным валом. Корпус редуктора отбора мощности болтами закреплен на картере 8 маховика.

Примерно так же устроен редуктор отбора мощности, устанавливаемый за гидротрансформатором. В этом случае ведущий вал редуктора приводится во вращение через карданный вал. Недостаток описанной конструкции — отсутствие механизма отключения.

Рис. 3. Редуктор отбора мощности: 1 — корпус, 2 — приводной вал трансмиссии, 3 — ведущий вал, 4 — гидронасосы, 5 — зубчатый венец, 6 — маховик, 7 — зубчатый диск, S — картер маховика

Редукторы отбора мощности, устанавливаемые отдельно, оборудуют зубчатой муфтой отключения. При длительных пробегах отключение редуктора отбора мощности способствует долговечности его шестерен и приводных механизмов. При отдельной установке редуктор отбора мощности приводится в действие карданным валом от двигателя или насосного колеса гидротрансформатора.

Шарнирно-сцепное устройство двухосных тягачей снабжено одним вертикальным шкворнем. Конструкция устройства значительно проще, чем у колесных тракторов. Передняя полурама включает в себя два уха, которые входят в проушины на задней полураме и закрепляются двумя вертикальными шкворнями. Ось этих шкворней расположена посередине продольной базы колес.

Взамен горизонтального пальца в шарнирно-сцепном устройстве двухосные тягачи снабжены балансирным задним мостом, который шарнирно прикреплен средней частью к поперечине на раме трактора и может качаться в поперечной плоскости на 10—15° в каждую сторону. Благодаря этому все колеса хорошо приспосабливаются к неровностям поверхности.

При вывешивании задней части тягача задний мост может наклоняться в ту или иную сторону и тем самым несколько ухудшать устойчивость машины. Задний мост гораздо легче задней части машины, поэтому устойчивость тягачей значительно выше, чем тракторов, у которых в таком положении может поворачиваться вся задняя часть машины.

Гидрооборудование тягачей предназначено для управления поворотом и рабочим оборудованием. Тягачи снабжают несколькими не зависимыми одна от другой гидросистемами.

Одноосный тягач может включать в себя отдельные гидросистемы: трансмиссии (гидротрансформатора и коробки передач), управления поворотом, управления рабочим органом (например, ковшом, передней заслонкой и задней стенкой скрепера) и привода активного рабочего органа. Такими же отдельными гидросистемами может быть снабжен двухосный тягач в случае его агрегатирования с передним (например, бульдозерным) и задним (например, траншейным или рыхлительным) оборудованием.

Основные сборочные единицы и агрегаты гидросистемы такие же, как у гусеничных и колесных тракторов, но гидропривод тягачей отличается большими производительностью и мощностью, чем у тракторов.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Колесные тягачи"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства