Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автобусы

Публикация:
   Компоновка автобусов

Читать далее:




Компоновка автобусов

Компоновка автобусов определяется их назначением и габаритной длиной. Автобусы длиной до 9 м проектируются, как правило, на базе шасси грузовых или легковых автомобилей или с использованием их агрегатов, что практически обусловливает компоновку таких автобусов (с передним расположением двигателя). Автобусы длиной 9 м и более могут иметь различные компоновочные решения в зависимости от назначения и условий эксплуатации Для городских маршрутных автобусов выбор схемы расположения двигателя и трансмиссии составляет наибольшую сложность, так как в данном случае компоновкой должны быть обеспечены удобство, безопасность и быстрота входа, прохода и выхода пассажиров. Это определяется количеством и высотой ступеней, уровнем и ровностью пола, шириной прохода, наличием накопительных площадок у дверей, расположением и числом дверей. При снижении уровня пола уменьшается высота несущего основания кузова, что затрудняет создание прочной и жесткой пространственной фермы. Малая высота уровня пола создает трудности для размещения двигателя, его систем и агрегатов трансмиссии.

Высокий уровень пола в междугородных автобусах в значительной степени облегчает их компоновку. В этом случае обеспечивается удобство планировки сидений в связи с уменьшением высоты выступов колесных арок над уровнем пола, улучшается обзорность, снижается «укачивание» пассажиров во время движения. При высоком уровне пола возможно создание прочного и жесткого несущего основания кузова, что позволяет при меньшей массе иметь любую компоновку агрегатов. Недостатком такой компоновки является необходимость иметь 3 или 4 ступеньки, что затрудняет вход и выход пассажиров и увеличивает время стоянки.

Расположение двигателя оказывает решающее влияние на компоновку автобуса и зависит of целого ряда факторов: назначения и размеров автобуса, климатических и дорожных условий, наличия кондуктора и, следовательно, расположения входной и выходной дверей, обеспечения доступа для ТО и ремонта и др. Двигатель может быть расположен впереди, над передней осью (ЛиАЗ, ПАЗ, РАФ), под полом в базе (Икарус), сзади с продольным или поперечным расположением двигателя (ЛАЗ, Икарус).

При переднем расположении двигателя распределение массы по осям неблагоприятно и приводит к уменьшению переднего свеса и увеличению заднего. К недостаткам этой схемы относятся также плохая изоляция салона от двигателя, опасность загазованности кабины, возникновение вибрации вследствие применения многозвенной трансмиссии, трудность обеспечения свободного доступа к двигателю из кабины водителя.

К преимуществам переднего расположения двигателя следует отнести простоту управления двигателем, сцеплением и коробкой передач и удобство размещения радиатора.

Расположение двигателя в пределах базы под полом имеет преимущества, особенно для городских автобусов. Однако наличие люков в полу салона для доступа к двигателю и коробке передач снижает комфортабельность автобуса. Изолированность салона от двигателя в этом случае несколько лучше, но вибрация двигателя передается на пол салона, доступ к двигателю на линии затруднен, имеет место также загрязнение двигателя снизу от дороги.

Преимуществами заднего расположения двигателя являются изоляция его от салона, относ газа и шума за пределы кузова, минимальные вибрации, благоприятное распределение массы по осям и свободный доступ к двигателю вне салона. К недостаткам расположения двигателя сзади и в пределах базы относятся затрудненность управления двигателем, сцеплением и коробкой передач и размещение радиатора системы охлаждения двигателя, повышенный температурный режим в зоне размещения задних сидений.

Выбор расположения двигателя при компоновке автобуса связан с выбором схемы трансмиссии, которую можно классифицировать по расположению коробки передач (в блоке с двигателем, отдельно от двигателя, в блоке с главной передачей); числу звеньев в карданной передаче (однозвенная и многозвенная); схеме и расположению главной передачи (стандартный мост с центральным расположением главной передачи, мост с бортовыми передачами и др.); наличию дополнительных механизмов передач (дополнительной коробки передач и ДР).

При компоновке автобуса учитывается также тип системы управления двигателем, сцеплением и коробкой передач. В современных автобусах управление делают дистанционным: механическим, гидравлическим или электропневматическим. Механическое управление целесообразно лишь при переднем расположении двигателя и коробки передач. В случае расположения их в пределах базы или сзади управление осуществляется посредством рычагов и тяг, что сильно усложняет систему, снижает к.п.д. и требует значительных физических усилий водителя. В этом случае целесообразно гидравлическое или пневматическое управление.

Особенно большое значение имеет система управления для городского автобуса, где за рабочую смену водитель вынужден осуществлять 2 — 2,5 тыс. переключений передач. Это обстоятельство явилось причиной применения на городских автобусах автоматической или полуавтоматической системы управления сцеплением и коробкой передач и установки гидромеханической коробки передач (ЛАЗ-4202, ЛиАЗ-677, Икарус-280).

Таблица 1.
Краткая техническая характеристика автобусов

При компоновке автобуса имеет значение также расположение радиатора системы охлаждения двигателя, аккумуляторной батареи, топливного бака и запасного колеса. Наилучшим является переднее расположение радиатора, допускающее использование естественного напора воздуха (ЛиАЗ, ПАЗ, КАвЗ, УАЗ, РАФ). При расположении двигателя сзади или в пределах базы передняя установка радиатора вызывает ряд конструктивных и эксплуатационных неудобств, значительно удлиняются трубопроводы системы охлаждения двигателя и усложняется привод вентилятора. В связи с этим радиатор в большинстве случаев размещают вблизи двигателя с использованием ременного или электрического привода вентилятора.

В табл. 1 приведены краткая техническая характеристика основных моделей автобусов, эксплуатируемых в нашей стране, и их компоновочные решения. Все автобусы имеют кузов вагонного типа, за исключением автобуса КАвЗ-685, выпускаемого на базе грузового автомобиля ГАЗ-53А. Двигатель на отечественных автобусах расположен в передней части кузова (ЛиАЗ-677, ПАЗ-672, РАФ-2203) и в задней части (ЛАЗ-695, -697, -4202). На автобусах Икарус двигатель расположен в пределах базы под полом (Икарус-260, -280) и в задней части кузова (Икарус-250. 58,-256).

Большинство автобусов имеет механическую трансмиссию и задний мост с колесным редуктором. На автобусах городского типа (ЛАЗ-4202, ЛиАЗ-677 и вариан-ie автобуса Икарус-280) установлена гидромеханическая коробка передач.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автобусы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Компоновка автобусов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства