Компоновка автобусов определяется их назначением и габаритной длиной. Автобусы длиной до 9 м проектируются, как правило, на базе шасси грузовых или легковых автомобилей или с использованием их агрегатов, что практически обусловливает компоновку таких автобусов (с передним расположением двигателя). Автобусы длиной 9 м и более могут иметь различные компоновочные решения в зависимости от назначения и условий эксплуатации Для городских маршрутных автобусов выбор схемы расположения двигателя и трансмиссии составляет наибольшую сложность, так как в данном случае компоновкой должны быть обеспечены удобство, безопасность и быстрота входа, прохода и выхода пассажиров. Это определяется количеством и высотой ступеней, уровнем и ровностью пола, шириной прохода, наличием накопительных площадок у дверей, расположением и числом дверей. При снижении уровня пола уменьшается высота несущего основания кузова, что затрудняет создание прочной и жесткой пространственной фермы. Малая высота уровня пола создает трудности для размещения двигателя, его систем и агрегатов трансмиссии.
Высокий уровень пола в междугородных автобусах в значительной степени облегчает их компоновку. В этом случае обеспечивается удобство планировки сидений в связи с уменьшением высоты выступов колесных арок над уровнем пола, улучшается обзорность, снижается «укачивание» пассажиров во время движения. При высоком уровне пола возможно создание прочного и жесткого несущего основания кузова, что позволяет при меньшей массе иметь любую компоновку агрегатов. Недостатком такой компоновки является необходимость иметь 3 или 4 ступеньки, что затрудняет вход и выход пассажиров и увеличивает время стоянки.
Расположение двигателя оказывает решающее влияние на компоновку автобуса и зависит of целого ряда факторов: назначения и размеров автобуса, климатических и дорожных условий, наличия кондуктора и, следовательно, расположения входной и выходной дверей, обеспечения доступа для ТО и ремонта и др. Двигатель может быть расположен впереди, над передней осью (ЛиАЗ, ПАЗ, РАФ), под полом в базе (Икарус), сзади с продольным или поперечным расположением двигателя (ЛАЗ, Икарус).
При переднем расположении двигателя распределение массы по осям неблагоприятно и приводит к уменьшению переднего свеса и увеличению заднего. К недостаткам этой схемы относятся также плохая изоляция салона от двигателя, опасность загазованности кабины, возникновение вибрации вследствие применения многозвенной трансмиссии, трудность обеспечения свободного доступа к двигателю из кабины водителя.
К преимуществам переднего расположения двигателя следует отнести простоту управления двигателем, сцеплением и коробкой передач и удобство размещения радиатора.
Расположение двигателя в пределах базы под полом имеет преимущества, особенно для городских автобусов. Однако наличие люков в полу салона для доступа к двигателю и коробке передач снижает комфортабельность автобуса. Изолированность салона от двигателя в этом случае несколько лучше, но вибрация двигателя передается на пол салона, доступ к двигателю на линии затруднен, имеет место также загрязнение двигателя снизу от дороги.
Преимуществами заднего расположения двигателя являются изоляция его от салона, относ газа и шума за пределы кузова, минимальные вибрации, благоприятное распределение массы по осям и свободный доступ к двигателю вне салона. К недостаткам расположения двигателя сзади и в пределах базы относятся затрудненность управления двигателем, сцеплением и коробкой передач и размещение радиатора системы охлаждения двигателя, повышенный температурный режим в зоне размещения задних сидений.
Выбор расположения двигателя при компоновке автобуса связан с выбором схемы трансмиссии, которую можно классифицировать по расположению коробки передач (в блоке с двигателем, отдельно от двигателя, в блоке с главной передачей); числу звеньев в карданной передаче (однозвенная и многозвенная); схеме и расположению главной передачи (стандартный мост с центральным расположением главной передачи, мост с бортовыми передачами и др.); наличию дополнительных механизмов передач (дополнительной коробки передач и ДР).
При компоновке автобуса учитывается также тип системы управления двигателем, сцеплением и коробкой передач. В современных автобусах управление делают дистанционным: механическим, гидравлическим или электропневматическим. Механическое управление целесообразно лишь при переднем расположении двигателя и коробки передач. В случае расположения их в пределах базы или сзади управление осуществляется посредством рычагов и тяг, что сильно усложняет систему, снижает к.п.д. и требует значительных физических усилий водителя. В этом случае целесообразно гидравлическое или пневматическое управление.
Особенно большое значение имеет система управления для городского автобуса, где за рабочую смену водитель вынужден осуществлять 2 — 2,5 тыс. переключений передач. Это обстоятельство явилось причиной применения на городских автобусах автоматической или полуавтоматической системы управления сцеплением и коробкой передач и установки гидромеханической коробки передач (ЛАЗ-4202, ЛиАЗ-677, Икарус-280).
Таблица 1.
Краткая техническая характеристика автобусов
При компоновке автобуса имеет значение также расположение радиатора системы охлаждения двигателя, аккумуляторной батареи, топливного бака и запасного колеса. Наилучшим является переднее расположение радиатора, допускающее использование естественного напора воздуха (ЛиАЗ, ПАЗ, КАвЗ, УАЗ, РАФ). При расположении двигателя сзади или в пределах базы передняя установка радиатора вызывает ряд конструктивных и эксплуатационных неудобств, значительно удлиняются трубопроводы системы охлаждения двигателя и усложняется привод вентилятора. В связи с этим радиатор в большинстве случаев размещают вблизи двигателя с использованием ременного или электрического привода вентилятора.
В табл. 1 приведены краткая техническая характеристика основных моделей автобусов, эксплуатируемых в нашей стране, и их компоновочные решения. Все автобусы имеют кузов вагонного типа, за исключением автобуса КАвЗ-685, выпускаемого на базе грузового автомобиля ГАЗ-53А. Двигатель на отечественных автобусах расположен в передней части кузова (ЛиАЗ-677, ПАЗ-672, РАФ-2203) и в задней части (ЛАЗ-695, -697, -4202). На автобусах Икарус двигатель расположен в пределах базы под полом (Икарус-260, -280) и в задней части кузова (Икарус-250. 58,-256).
Большинство автобусов имеет механическую трансмиссию и задний мост с колесным редуктором. На автобусах городского типа (ЛАЗ-4202, ЛиАЗ-677 и вариан-ie автобуса Икарус-280) установлена гидромеханическая коробка передач.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Компоновка автобусов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы