Кузов автобусов РАФ, ПАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ, Икарус вагонного типа, представляет собой несущую цельнометаллическую сварную конструкцию, состоит из каркаса, наружной и внутренней облицовок, пола, окон, дверей, сидений, кабины водителя и специального оборудования.
Каркас кузова состоит из каркасов основания, левой и правой боковин, передней и задней частей кузова, а также крыши. Элементы каркаса кузова выполнены из стальных труб прямоугольного сечения. Каркас основания имеет восемь основных поперечин и четыре дополнительные поперечины, связанные между собой продольными фермами основания и лонжеронами.
Элементы основания изготовлены из труб размером 140X60X3 мм и связаны между собой электродуговой сваркой. Конструкция каркаса основания из крупногабаритных замкнутых профилей позволяет повысить его жесткость. Для крепления двигателя к лонжеронам с внутренней стороны приварены четыре кронштейна. Под каркасом основания между фермами основания и лонжеронами к поперечинам снизу прикреплен профиль канала, в котором помещены электропровода. Кронштейны крепления передних пневматических баллонов приварены к фермам основания, между которыми установлены дополнительные поперечины. Передние упоры и задние пневматических баллонов задней подвески приварены к поперечинам. К местам соединения продольных и поперечных элементов приварены кронштейны крепления передних рессор и кронштейны крепления задних рессор.
К передней крайней поперечине приварены гайка буксирного приспособления и кронштейн крепления рулевой колонки. С правой стороны основания каркаса перед мостом между крайними передними поперечинами приварен каркас передней подножки. Каркас задней подножки расположен соответственно между поперечинами в базе автобуса перед задним мостом. Кронштейн крепления сиденья водителя и кронштейн крепления гидроусилителя рулевого управления приварены к левой ферме и к дополнительным элементам основания
Рис. 1. Схемы каркасов:
а — кузова: б — основания
К каркасу основания электродутовой сваркой приварен каркас правой и левой боковин. Каркас боковин состоит из семи стоек, соединенных пятью продольными элементами. Дверные и оконные стойки выполнены из прямоугольных труб размерами 80X40X3 мм. остальные стойки — из труб размерами 40X40X2,5 мм и 40Х25Х Х1,5 мм. Дверные стойки имеют усилители коробчатого сечения. Каркас передней части кузова состоит из двух нижних стоек, опущенных от подоконного бруса, и одной верхней стойки между надоконным и подоконным брусьями. двух дугообразных брусьев в нижней части и двух в верхней. Два верхних бруса образуют проемы ветровых окон.
Каркас задней части образован тремя поперечными дугами, связанными продольными стойками. Каркас крыши состоит из четырех продольных элементов и семи поперечных. Поперечные элементы крыши замыкаются шпангоутами. Все элементы каркаса крыши выполнены из труб размером 40Х28Х 1,5 мм.
Пол автобуса изготовлен из бакелизированной фанеры толщиной 12 мм и прикреплен к элементам каркаса основания 6 заклепками. Для улучшения шумоизоляции под пол на стальной каркас наклеена листовая резина толщиной 1,6 мм. На пол настилается рифленый линолеум из шестимиллиметрового поливинилхлорида, который закрепляется оконтовочными профилями. Колесные кожуха выполнены из листовой стали толщиной 1,2…3 мм, вертикальные панели кожухов — из стального листа толщиной 1,2 мм для переднего кожуха и 3 мм для заднего кожуха.
Горизонтальные панели подножек изготовлены из трехмиллиметрового дюралюминиевого листа, а остальные панели — из стального листа толщиной 1,2 мм. На подножках закреплены декоративными алюминиевыми уголками панели из рифленого алюминиевого листа толщиной 2 мм. Для предохранения от коррозии стальные элементы каркаса основания покрыты специальной мастикой.
Наружная облицовка боковин выполнена из дюралюминиевого листа толщиной 1,8 мм. Нижний пояс боковин облицован оцинкованной сталью. Передняя, задняя части и крыша кузова автобуса облицованы штампованными панелями из листовой стали толщиной 1 мм. Внутренние поверхности панелей облицовки грунтуются и покрыва-ваются слоем шумоизоляционной мастики. После сварки все стыки панелей крыши смазываются уплотнительной мастикой.
Моторный отсек автобуса отделен от пассажирского салона перегородкой, имеющей люк для доступа к двигателю. Перегородка состоит из каркаса, выполненного из стальных труб размерами 40×40×2 мм и 40Х25Х X1,5 мм. К каркасу приварены точечной сваркой стальные панели толщиной 1,2 мм, на которые наносятся битумные и противошумные прокладки. Со стороны моторного отсека к стальным панелям прикреплены термои шумоизоляционные листы, на которые установлены перфорированные алюминиевые листы толщиной 0,8 мм. Со стороны пассажирского салона к стальным панелям приклеены листы текстильно-битумного полотна, которые закрываются металлическими панелями с приклеенным релином.
Пассажирские сиденья автобусов РАФ, ПАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ, Икарус — одно-, двух-, трех- и пятиместные. Сиденья — полужесткие нерегулируемые, на трубчатом каркасе (регулируемые сиденья применяются на междугородных и туристских автобусах). В качестве амортизирующего элемента подушки и спинки сиденья применяется формованная губчатая резина или пористый пластик.
Количество дверей в кузове зависит от типа и назначения автобуса. Кузов автобуса РАФ-2203 имеет четыре одностворчатые двери. Две обеспечивают доступ в пассажирский салон, а две другие — в кабину водителя. Задняя дверь пассажирского салона служит для доступа к люкам топливного бака, к инструменту водителя и принадлежностям, а также к запасному колесу. У кузовов автобусов ПАЗ-672, ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-4202, ЛиАЗ-677 по три двери: дверь кабины водителя и две четырехстворчатые двери пассажирского салона. Автобусы Икарус в зависимости от назначения имеют одну или две одностворчатые пассажирские двери, а городского типа — три или четыре четырехстворчатые двери.
На всех автобусах, за исключением автобусов РАФ, предусмотрено автоматическое открывание и закрывание дверей пассажирского салона кузова с пневматическим или вакуумным приводом. На автобусах ЛАЗ, ЛиАЗ, Икарус установлены пневматические дверные механизмы, соединенные трубопроводом с пневматической системой автобуса.
Рис. 2. Цилиндр пневматического привода открывания дверей:
1 – поршень; 2 – поршня, 3 — манжета; 4 – головка поршня; 5 – кольцо; 6 — задний болт; 7 — регулировочный винт; 8 — задняя крышка; 9 – резиновое кольцо; 10 – шайба, 11 – корпус; 12 — передняя крышка; 13 — откидной болт
Рис. 3. Механизм управления дверьми с вакуумным приводом:
I вакуумная магистраль, 2 – кран, 3 – клапан, 4 – тройник, 5 – механизм открывания и закрывания дверей; 6 — стержень; 7 колпак; 3 – шток. 9 уплотнитель, 10 – тарелка, 11 – диафрагма, 12 — пластина клапана, 13 пружина. 11 корпус
Каждая половина двери пассажирского салона имеет отдельный механизм привода, шток поршня которого соединяется непосредственно с кронштейном, установленным на навесной створке. Пневматические дверные механизмы отличаются по количеству цилиндров, конструкции и размерам манжет, а также по конструкции управляющих устройств.
Конструкция дверного механизма автобуса представляет собой цилиндр двустороннего действия, внутри которого перемещается поршень с уплотняющими кольцами. Левая полость цилиндра непосредственно связана с воздушным баллоном. При помощи электро-пневматического клапана воздух из воздушного баллона поочередно поступает в обе полости цилиндра или выпускается в атмосферу. Скорость подачи сжатого воздуха в полости цилиндра регулируется (винтами) изменением проходного сечения входного отверстия в крышках цилиндра.
На автобусах ПАЗ-672 для открывания створок дверей установлены четыре механизма с вакуумным приводом. Шток 8 каждого механизма при помощи шарнира соединяется со средней петлей навесной створки. Управление механизмами дверей осуществляется краном золотникового типа, установленным слева от водителя.
Рис. 4. Органы управления
Кабина водителя автобуса РАФ, используемого в качестве маршрутного такси, отделена ограждением от пассажирского салона, а на автобусах ПАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ, Икарус — перегородкой со стеклом. В кабине водителя установлены органы управления.
Для обеспечения необходимых условий труда водителя в кабине с помощью систем отопления и вентиляции создается микроклимат. При этом рабочее место имеет амортизацию и возможность регулирования положения сиденья в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также возможность изменения угла наклона спинки и подушки. Подушка сиденья водителя установлена на механизме подрессоривания, а спинка сиденья — между боковинами. Подушка и спинка сиденья обиты искусственной кожей на трикотажной основе. Эластичным элементом подушки и спинки является губчатая резина. Механизм подрессоривания сиденья служит для изменения жесткости подвески сиденья в зависимости от веса водителя. Механизм подрессоривания состоит из основания, на котором закреплены рычаги пластинчатого торсиона с устройством для регулирования и амортизаторы. Основание подставки представляет собой литой алюминиевый корпус, внутри которого установлена пружина сжатия, облегчающая вертикальный подъем сиденья. Перемещение сиденья вниз происходит под действием веса водителя при нажатии педали управления вертикальным перемещением. Диапазон регулирования сиденья по вертикали — 80 мм. Продольное регулирование сиденья при помощи рычага осуществляется перемещением верхней части сиденья по отношению к основанию подставки.
Вентиляция и отопление автобусов предназначены для обеспечения необходимых условий работы водителю и пребывания пассажирам. Основным видом вентиляции автобусов является естественная — через открытые форточки окон, люки крыши и в передней части кузова, а также через калориферную систему отопления, по которой поступает воздух от радиатора системы охлаждения двигателя. Потолочные люки предназначены для вентиляции пассажирского салона, а также для экстренной эвакуации пассажиров (при установке люков с аварийными механизмами открывания).
Кузов автобуса отапливается за счет использования тепла, выделяемого системой охлаждения двигателя или жидкостного подогревателя. В кабине водителя под ветровыми окнами установлен отопитель радиаторного типа, предназначенный для обогрева места водителя и ветровых стекол. Три отопителя пассажирского салона размещаются под сиденьями. Они параллельно соединены между собой и подключены параллельно к системе охлаждения двигателя через вентиль. Для предотвращения запотевания и обмерзания ветровых стекол на переднем отопителе размещены выходные патрубки, которые соединены гибкими шлангами с соплами обдува ветровых стекол. Жидкостный подогреватель предназначен для предпускового разогрева двигателя и поддержания теплового режима пассажирского салона, как при работающем, так и неработающем двигателе. На автобусах ПАЗ и ЛиАЗ свежий воздух нагнетается через радиатор системы охлаждения двигателя, нагревается в нем и затем, пройдя по воздушным каналам капота, поступает в воздуховод левой боковины. Через отверстия в стенках воздуховода, расположенного под пассажирскими сиденьями, теплый воздух распространяется по кузову.
Рис. 5. Сиденье водителя:
1 — амортизатор; 2 — спинка сиденья; 3 — боковина; 4 — рукоятка регулирования торснона; 5 — рычаг сиденья; 6 — основание сиденья; 7 — педаль управления вертикальным перемещением сиденья; 8 — основание подставки; 9 направляющая механизма продольного перемещения; 10 — механизм подрессоривания, 11 —крестовина подставки; 12 – подушка
Рис. 6. Система отопления:
1 — сопло обдува ветровых стекол; 2 — передний отопитель; 3 — шланг обогрева стекол. 4 — левый отопитель салона; 5 — правый отопитель салона; 6 — сливной кран; 7 — отводящая труба. 8 — подводящая труба; 9 — топливопровод; 10 — проходной топливный кран, 11 — фильтр тонкой очистки; 12 — жидкостный подогреватель; 13 — глушитель; 14 — циркуляционный насос; 15 — термостат регулирования; 16 — магистральный входной вентиль 17 — магистральный выходной вентиль; 18 — топливопровод; 19 — топливный бачок; 20 — кран отопителя; 21 — труба для обдува ног
Кузов автобуса РАФ-2203 отапливается двумя отопителями радиаторного типа, включенными в систему охлаждения двигателя. Для нагнетания воздуха через радиаторы отопителей на них установлены вентиляторы с электродвигателями. На автобусах Икарус имеются отопительно-вентиляционные устройства двух типов: зависимое и независимое. Зависимое отопительно-вентиляционное устройство включено в систему охлаждения двигателя и работает по принципу, аналогичному работе отопительных систем отечественных автобусов. Независимая отопительно-вентиляционная установка типа «Сирокко» работает на жидком топливе и состоит из теплообменника с камерой сгорания, корпуса с насосом, запального и распылительного устройств, осевого вентилятора с электродвигателем, подводящего воздух, необходимый для сгорания топлива. Для повышения к. п. д. устройства теплообменник имеет три рубашки, через которые, нагреваясь, нагнетается свежий воздух.
К дополнительному оборудованию кузова автобуса относят: микрофон, звукоусиливающую аппаратуру и громкоговорители, кассы-копилки для продажи билетов, зеркала и противосолнечные козырьки. В салоне имеются поручни ограждения, ящик для использованных билетов, указатели номера маршрута, огнетушители.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кузов автобусов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы