Основным рабочим органом прицепных и полуприцепных грейдеров служит отвал, который можно устанавливать в разные положения. Кроме того, грейдеры для выполнения различных работ оборудуют удлинителем отвала, откосником и планировщиком откосов.
Удлинитель отвала навешивают на отвал при перемещении и разравнивании грунта. Это дает возможность разрабатывать участок дороги более широкой полосой, максимально использовать мощность трактора, а следовательно, повышать производительность грейдера. Откосник профилирует треугольные и трапецеидальные сечения кюветов (канав). Планировщиком откосов планируют откосы насыпей и выемок при движении грейдера сверху по бровке.
Грейдер ДЗ-1 состоит из основной рамы, рабочего органа, переднего и заднего мостов, механизма выноса отвала, механизма выноса основной рамы в сторону, рабочей площадки, сиденья, механизмов наклона задних и передних колес, механизма 5 подъема и опускания отвала, механизма 6 поворота отвала, тента.
Основная рама выполнена из двух продольных гнутых швеллеров, связанных между собой поперечными балками. С передним мостом рама соединена шаровым шкворнем, обеспечивающим свободу их взаимных перемещений; с задним мостом она соединена жестко. На тяжелых грейдерах рама может сдвигаться относительно моста вправо и влево.
В плане рама имеет вид равносторонней трапеции, суживающейся к передней части. В середине ее предусмотрены кронштейны для установки редукторов и корпусов подшипников механизмов управления, а также рабочей площадки машиниста.
Рабочий орган и механизм поворота отвала состоит из отвала с ножами, поворотного круга, тяговой рамы. Отвал с ножами крепят к поворотному кругу проушинами, гребенками и пальцами. Поворотный круг соединен с рамой шкворнем, на котором с помощью редуктора он поворачивается относительно тяговой рамы.
Передняя часть тяговой рамы соединена шарнирным звеном с основной рамой грейдера, задняя — подвешена к кривошипам механизма подъема и опускания отвала двумя телескопическими тягами, устанавливаемыми на основной раме. Защелка фиксирует отвал на нужном угле захвата. Данная конструкция рабочего органа позволяет поворачивать отвал относительно тяговой рамы на ограниченный угол (полуповоротный отвал).
Угол захвата а образуется продольной осью отвала и продольной осью грейдера. Угол захвата изменяют для того, чтобы срезаемый грунт не только перемещался вперед отвалом, но и смещался по отвалу в сторону к оси сооружаемой дороги или к обочине. В зависимости от угла захвата а меняются ширина захвата полотна дороги, скорость и легкость перемещения грунта вдоль отвала. Чем больше угол захвата, тем дальше поперечное перемещение грунта.
Величина угла захвата зависит от вида выполняемой работы и характера разрабатываемого грунта. При зарезании грунта отвалом угол захвата принимают 35—45°, при котором грунт легче срезается и быстрее скользит по отвалу. Наибольший угол поворота круга составляет 55° вправо и влево, что обеспечивает наименьший угол захвата 35°. При угле захвата меньше 35° возникает опасность бокового заноса и опрокидывания грейдера.
Угол наклона у (угол зарезания) характеризует поперечный наклон отвала к поверхности земли. При зарезании отвал устанавливают под углом наклона не более 15, а при отделочных работах — до 18°.
Для этого используют механизм подъема и опускания отвала. В процессе работы машины устанавливают каждый конец отвала на нужную высоту.
Угол резания Р образуется передней плоскостью ножа и поверхностью грунта. Он показывает, под каким углом отвал грейдера находится к поверхности земли. Угол резания изменяют в зависимости от выполняемой грейдером работы и характера разрабатываемого грунта в пределах 30—60°. При этом наилучший эффект резания получается, когда угол заострения режущих кромок ножей составляет 25—26°.
При резании и перемещении грунта угол резания должен быть 35— 45°, с увеличением угла резания возрастает удельное сопротивление резанию, а следовательно, и необходимая тяга. Поэтому надо стремиться работать с меньшими углами резания.
Отвал снабжен шестью проушинами, что позволяет располагать его в трех положениях: симметричном к оси поворотного круга, крайнем правом и левом положениях. Нужный угол резания устанавливают поворотом отвала относительно пальцев проушин. Для удобства установки углов резания зубцы гребенки, предназначенной для фиксации отвала в требуемом положении, занумерованы.
Механизм поворота отвала включает в себя штурвал, соединительный вал, редуктор с цилиндрическими шестернями, телескопический вал, редуктор с коническими шестернями, на выходном валу которого насажена шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором поворотного круга, защелку, тягу.
С помощью механизма поворота отвала устанавливают отвал под нужным углом захвата путем вращения круга в плоскости тяговой рамы. Чтобы изменить угол захвата, тягой воздействуют на защелку и освобождают поворотный круг. Затем вращением штурвала поворачивают круг на необходимый угол и, отпустив тягу, запирают защелку на ближайшем отверстии круга.
Передний мост состоит из балки, по концам которой шарнирно закреплены кривошипы с полуосями. На полуоси на роликовых подшипниках насажены колеса. Концы кривошипов соединены поперечиной. На балке установлена шаровая пята, которая служит опорой для передней части основной рамы.
Колеса могут наклоняться в обе стороны на угол до 20°, что предохраняет грейдер от сдвига в сторону при воздействии на него боковых нагрузок. Такие нагрузки возникают при срезании откосов и работе на откосах или когда одно колесо находится, например, в кювете, а другое на обочине дороги.
Для фиксации переднего моста в транспортном положении машины предусмотрена чека 6, что особенно важно при гидравлическом управлении мостом в момент отсутствия давления в гидросистеме.
Шаровая пята позволяет переднему мосту наклоняться в поперечной плоскости до 40 и в продольной до 10° в каждую сторону от среднего положения. Это дает возможность грейдеру перемещаться за трактором по неровностям пути без перекоса основной рамы.
В зависимости от условий эксплуатации на грейдер устанавливают металлические или пневматические колеса. Для передачи тягового усилия от трактора к грейдеру ось переднего моста снабжена дышлом и прицепным устройством. С помощью дышла трактор можно установить со смещением к продольной оси грейдера, что позволяет грейдеру перемещаться за ним, смещаясь в ту или другую сторону со следа трактора, а машинисту хорошо видеть сооружаемую дорогу перед собой.
Балка коробчатого сечения выполнена из двух угольников или швеллеров. С передним мостом она соединена шкворнем и двумя тягами, длина которых может изменяться натяжными муфтами. Меняя длину тяг, можно поворачивать дышло в горизонтальной плоскости в любую сторону на угол до 20° от среднего положения.
В передней части дышла расположена прицепная серьга для присоединения грейдера к трактору. Серьга прикреплена осью к шкворню, а последний проходит через вкладыш, приваренный к коробке дышла, и закрепляется предохранительным штифтом.
Дышло снабжено стойкой, которой оно опирается на грунт; положение стойки устанавливается фиксатором.
Задний мост включает в себя балку, кривошипы, штангу, колеса и механизм наклона колес. Балка состоит из швеллеров, сваренных между собой. Концы балки выполнены в виде проушин с отверстиями для установки кривошипов, в верхней части связанных между собой штангой. Один из концов кривошипа служит одновременно цапфой, на которую через подшипники качения насажено ходовое колесо. На направляющие нижней поверхности моста подвешивают заднюю часть основной рамы грейдера.
Механизм выноса отвала в сторону состоит из штурвала, насаженного на вал, червяка, находящегося в зацеплении с червячным колесом, цилиндрической шестерни, установленной на валу червячного колеса. Цилиндрическая шестерня зацепляется с рейкой, которая может скользить по направляющей балке, укрепленной на основной раме. Рейка снабжена двумя ушками; в одно из них вставляется крюк тяги, соединенный другим концом с тяговой рамой. При вращении штурвала рейка с тягой перемещаются в ту или другую сторону, увлекая за собой тяговую раму.
В грейдере использованы две тяги разной длины: короткую тягу применяют при срезании откосов, длинную — во всех остальных случаях.
Механизм выноса отвала вместе с механизмом подъема и опускания позволяет выносить отвал за пределы основной рамы и ставить его в положение для срезания откосов или косогоров. В этом случае максимально выносят тяговую раму в сторону, а затем, опустив отвал до грунта, удлиняют телескопическую тягу механизма подъема и опускания отвала, которая расположена со стороны, противоположной выносу, и устанавливают отвал в нужном положении. Механизм выноса основной рамы в сторону показан на рис. 7.
Основная рама относительно балки заднего моста, состоящей из швеллеров, может перемещаться в сторону правого или левого колес по направляющим, связанным между собой угольниками. Рама перемещается рукояткой редуктора, установленного на основной раме. При вращении червячной пары (колесо и червяк) вращается вал-шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатой рейкой. Рейка установлена на одном из швеллеров. Рукоятка выноса рамы в сторону расположена сзади грейдера. Рама выносится только при неподвижном грейдере. Наибольшее перемещение рамы от продольной оси составляет 350 мм.
Механизмом наклона передних колес управляют с рабочего места. Путем вращения штурвала можно наклонять колеса в нужную сторону и на требуемый угол. От штурвала вращение и крутящий момент через ряд звеньев передаются шестерне и зубчатому сектору 9, чем обеспечивается перемещение поперечины, шарнирно связанной с кривошипами и полуосями моста. В результате этого колеса наклоняются. Так как в кинематическую цепь механизма наклона колес включена самотормозящаяся червячная передача, отдельного тормоза для удержания колес в нужном положении не требуется.
Механизм наклона задних колес подобен механизму наклона передних колес, но в конструкции нет шаровой пяты на оси моста и соединительного вала.
Механизм подъема и опускания отвала состоит из двух одинаковых конструктивных частей независимого управления подъемом и опусканием каждого конца отвала (правого и левого).
Для подъема или опускания отвала вращают штурвал, закрепленный на валу червяка редуктора, в результате чего через промежуточные элементы цепи управления поворачивается кривошип, снабженный в нижней части шаровой опорой. Шатун присоединен одним концом к опоре, а другим к тяговой раме.
Червячное колесо при работе поворачивается в обе стороны в пределах 110—180°, поэтому оно изнашивается не по всей окружности. Это позволяет после изнашивания половины зубьев повернуть червячное колесо на валу на 180° и использовать неизношенные зубья. Для уменьшения усилия на штурвале при подъеме отвала предназначена пружина. Канат одним концом закреплен на кривошипе и огибает два направляющих блока. Другой конец каната присоединен к пружине амортизатора. Вторым концом пружина связана с тягой, которая закреплена на основной раме грейдера. Внутри пружин проходит тяга, обоими концами прикрепленная к основной раме, которая удерживает отвал при обрыве пружин.
Периодически необходимо проверять регулировку пружин амортизаторов. Для этого кривошипы 6 устанавливают в крайнее положение (до упора в основную раму), в котором пружины не должны быть натянутыми, а канаты не иметь слабины.
Телескопический шатун представляет собой трубу с отверстиями, внутри которой проходит стержень с таким же отверстием для пальца. В нижней части трубы шатуна предусмотрен болт, исключающий люфт (слабину) стержня. При наибольшем заглублении ножа в грунт, а также выносе рамы в сторону устанавливают максимальную длину шатунов, а при транспортных положениях грейдера — минимальную.
Для опускания отвала штурвалы вращают от себя, а для подъема— на себя. Если необходимо поднимать или опускать один конец отвала, то вращают один штурвал.
Рабочее место машиниста расположено в задней части грейдера.
Здесь сосредоточены следующие элементы управления:
— слева от сиденья по ходу грейдера — штурвал для подъема и опускания левого конца основного отвала;
— справа — штурвал для подъема и опускания правого конца основного отвала;
— впереди — штурвалы механизмов поворота отвала, выноса отвала, наклона передних колес;
— сзади — штурвалы механизма наклона задних колес и механизма выноса основной рамы в сторону.
Грейдер СД-107 показан на рис. 9. Основная рама состоит из двух рам, шарнирно соединенных между собой. Рама сварной конструкции в передней части снабжена опорным кронштейном, с помощью которого грейдер соединяют непосредственно с трактором (полуприцепной вариант грейдера) или через передний мост (прицепной вариант грейдера). Рама сварной конструкции и шарнирно соединена р задним мостом грейдера. Между лонжеронами рамы расположены съемный балласт и инструментальный ящик. Шарнирное соединение рам между собой позволяет поднимать рабочее оборудование над грунтом, что требуется при транспортном положении грейдера. Это осуществляют с помощью гидроцилиндра, рычага и тяги.
Крайнее верхнее положение рабочего оборудования фиксируется запорным механизмом. Чтобы зафиксировать раму в этом положении, необходимо ручку перевести вверх, а затем ручку гидрораспределителя установить в положение «Подъем». Для расфиксации рамы следует ручку перевести вниз, ручку гидрораспределителя в положение «Подъем», а после выхода собачки 8 из зацепления — в положение «Опускание».
Рабочий орган снабжен полноповоротным отвалом. Тяговая рама представляет собой сварную конструкцию треугольной формы. К раме приварены три поддерживающих башмака поворотного круга, шаровые цапфы гидроцилиндров подъема отвала и выноса рамы и закреплена передняя шаровая опора, которой тяговая рама сочленяется с основной рамой. На тяговой раме размещены гидродвигатель, червячный редуктор с малой шестерней поворотного круга.
Поворотный крут, снабженный зубчатым венцом, вращается в поддерживающих башмаках тяговой рамы, в которых он удерживается подвесными кронштейнами. Положение переднего кронштейна регулируют болтами и прокладками. По бокам поворотного круга приварены кронштейны, на которых установлены отвал и кирковщик.
К отвалу грейдера, выполненному из листовой стали, прикрепляют режущие ножи. Отвал устанавливают на кронштейнах поворотного круга с помощью нижних и верхних направляющих, и вместе с поворотным кругом он может вращаться относительно тяговой рамы. Направляющие отвала с кронштейнами соединены зубчатыми гребенками 6. Изменяя положение гребенок, регулируют угол резания отвала. Благодаря направляющим 2 отвал может выдвигаться относительно тяговой рамы в обе стороны под действием гидроцилиндра, расположенного между кронштейнами.
Механизм поворота отвала состоит из гидромотора и червячного редуктора. Вращение от гидрсмотора передается через червячный редуктор выходному валу, на конце которого расположена шестерня. Эта шестерня находится в зацеплении с зубчатым венцом поворотного круга.
Гидромотором управляют из кабины трактора правой рукояткой гидрораспределителя. Так как поворотный круг можно разворачивать на 360°, то следует с особой осторожностью устанавливать отвал на нужный угол захвата, не допуская перекручивания рукавов высокого давления.
Задний мост существенно отличается от моста грейдера ДЗ-1. Он состоит из рамы, механизма наклона колес, двух балансиров с колесами, механизма поворота и кривошипов. Раму сварной конструкции с помощью платформы соединяют с рамой грейдера. По концам рамы шарнирно закреплены кривошипы, на цапфы которых в зависимости от класса трактора устанавливают два одинарных или два спаренных колеса, или два балансира с колесами. Каждое колесо монтируют на двух роликоподшипниках.
Поворот моста в горизонтальной плоскости относительно рамы грейдера предусмотрен для увеличения выноса отвала в сторону при планировке обочин, откосов, вырезания канав. Угол поворота моста от среднего положения составляет 20°. Поворот моста, а также наклон колес производят при поднятом положении моста, т. е. отсутствии контакта колес с опорной поверхностью. Это достигается с помощью гидроцилиндров подъема и опускания рабочего органа.
Механизм наклона задних колес отличается упрощенной конструкцией. Вращением винта тяги относительно гайки тяга перемещается в осевом направлении, поворачивая кронштейны, колеса.
Механизм подъема, опускания, а также бокового выноса отвала включает в себя два подвижных рычага, и неподвижный рычаг, шарнирно соединенные с гидроцилиндрами. Все три гидроцилиндра шарнирами соединены с тяговой рамой и управляют ею. Отвал поднимают и опускают гидроцилиндрами. Относительно тяговой рамы отвал выдвигают гидроцилиндром на величину 850 мм в каждую сторону. Гидроцилиндром 8 выносят отвал в сторону вместе с тяговой рамой. Подвижные рычаги независимо один от другого могут перемещаться относительно кронштейнов, приваренных к основной раме, занимая любое из четырех положений 1—IV или Г—IV, и фиксируются в каждом из этих положений пальцами. Перемещают рычаги гидроцилиндрами при опущенном на грунт отвале, который в этом случае выполняет роль упора, а пальцы из положения IV и IV убраны. Конструкция механизма позволяет устанавливать отвал для срезания и планировки откосов в интервале 20—65°.
Отвал грейдера СД-107 можно устанавливать в следующие положения. Исходное положение отвала показано на рис. 12, а. Грейдер установлен в рабочее положение и зафиксирован собачкой. Поворотный круг с отвалом установлен под углом захвата 45°. Нажимной рычаг, механически связанный с корпусом гидроцилиндра складывания рамы, с помощью регулировочной тяги воздействует на золотник двухпозиционного гидрораспределителя, открывая доступ масла в гидроцилиндры.
Краном в головной части грейдера перекрывают доступ масла в гидроцилиндр складывания рамы в транспортное положение и открывают кран для доступа масла в гидроцилиндр выноса тяговой рамы.
Выносить отвал для планировки.и срезки откосов из основного рабочего положения следует в таком порядке.
Для работы справа:
— опустить отвал на грунт, установить шток гидроцилиндра выдвижения отвала в положение V;
— приподнять отвал и выдвинуть его до отказа вправо гидроцилиндром (в последующих операциях гидроцилиндр не используется);
— опустить отвал на грунт (гидроцилиндр 8 выноса тяговой рамы должен быть замкнут), вытащить палец и переместить левый рычаг в положение III, установить палец, приподнять отвал;
— гидроцилиндром выноса отвала переместить тяговую раму вправо до запертого положения гидроцилиндра (замкнуть его);
— вытащить палец левого рычага и установить рычаг в положение II, установить палец; правый гидроцилиндр замкнуть;
— переместить гидроцилиндром 8 выноса тяговую раму дальше вправо и замкнуть;
— установить левый рычаг в положение I, установить палец, правым гидроцилиндром поднять раму, замкнуть гидроцилиндр; гидроцилиндром 8 выноса переместить тяговую раму вправо до конца, гидроцилиндр замкнуть.
В исходное положение тяговую раму с отвалом возвращать в обратном порядке.
Для работы слева:
— шток гидроцилиндра выноса соединить с левым шаровым шарниром тяговой рамы;
— опустить отвал на грунт, установить шток гвдроцилиндра выноса отвала в положение VI.
Остальные операции производить таким же образом, как и при работе справа, переставляя рычаг в положения 11Г, 1Г, Г. Перед подъемом отвала в транспортное положение следует замкнуть гидроцилиндр 8 вынсса тяговой рамы в исходном положении, перекрыть его краники и открыть краники гидроцилиндра складывания рамы. При перестановке рычагов подвески тяговой рамы отвал должен опираться на грунт.
Грейдером СД-107 управляют с помощью трех рукояток трехзолотникового гидрораспределителя, установленного в кабине трактора.
Для рыхления плотно слежавшихся грунтов н кпркования гравийно-щебеночных покрытий во время их ремонта кирковщик (рыхлитель) установлен па тяговой раме грейдера СД-107 за отвалом. При кпрковании зубья кирковщика поворачивают в рабочее положение.
Гидросистема грейдера СД-107 состоит из двух обособленных частей, одну из которых монтируют па тракторе, другую на грейдере. На тракторе установлены гидронасос, трех-золствиковый гидрораспределитель и масляный бак, па грейдере — исполнительные механизмы (гидроцилиндры) и трубопроводы. Между собой части трубопроводов гидросистемы соединены шестью гибкими рукавами. В передней части грейдера смонтирован распределитель потоков. В нем выполнены четыре основных отверстия для соединения непосредственно с направляющим гидрораспределителем и четыре отверстия, из которых два служат для подвода масла прямо к гидроцилпндру складывания рамы и два—для подвода масла к гидроцилпндру 9 выноса тяговой рамы в сторону. В распределителе потоков предусмотрены шесть подводных отверстий с разрывными муфтами, которыми грейдер подсоединяют к гидрораспределителю трактора.
Для переключения потоков жидкости на распределителе потоков установлены четыре винтовых клапана, из которых два (е, ж) постоянно открыты — для гидрсцилиндра складывания рамы и два (а, д) постоянно закрыты — для гидрсцилиндра выноса тяговой рамы в сторону. Для подвода масла в гидрсцилиндр тяговой рамы необходимо клапаны (е, ж) надежно завинтить и этим перекрыть доступ масла в гидроцилиндр складывания, а клапаны, д освободить, дав возможность жидкости поступать в гидроцилиндр выноса тяговой рамы. Этими гидроцилиндрами управляют с помощью средней рукоятки гидрораспределителя, установленного в кабине трактора.
Двухзолотниковый двухпозиционный гидрораспределитель пружинами, встроенными в его корпус, постоянно перекрыт и только при нажатии рычагом на золотники открывается проход жидкости, что позволяет управлять еще четырьмя гидроцилиндрами: два из них — гидроцилиндры подъема и опускания тяговой рамы при нахождении грейдера в рабочем положении. Правой в и левой а рукоятками, размещенными в кабине трактора, управляется соответственно правый и левый гидроцилиндры подъема и опускания тяговой рамой.
В таком положении управляют гидроцилиндром 8 выдвижения отвала при открытых клапанах г, е и гидромотором поворота отвала при открытых клапанах, ж (средней рукояткой из кабины трактора).
Для сбора утечек масла с распределителя потоков во внутренней полости основной рамы расположен бачок, из которого периодически необходимо сливать масло в масляный бак трактора.
Дополнительное рабочее оборудование (удлинитель, откосник), используемое на грейдерах, позволяет повышать производительность при выполнении отдельных видов работ.
Удлинитель устанавливают со стороны левого конца основного отвала. Крепят удлинитель болтами с потайными головками в верхней и нижней частях основного отвала и растяжкой, состоящей из транспортной и длиннозвенной цепей. Транспортная цепь одним концом через крюк связана с длиннозвенной цепью, а другим — с основной рамой грейдера. Чтобы установить удлинитель, с основного отвала снимают левый боковой нож. При работе грейдера цепь должна быть натянутой для предохранения конца удлинителя от выгиба назад под действием отваливаемого грунта. При работе с удлинителем нельзя поворачивать отвал в плане на угол более 45°, чтобы не задевать ходовое колесо.
Откосник представляет собой отвал, который приставляют к основному отвалу, смещенному при этом относительно поворотного круга влево по ходу грейдера. Откосник подвешивают к основному отвалу с помощью шарнирного болта и укрепляют болтом. В зависимости от требуемого профиля откоса болт можно устанавливать в различные отверстия откосника, расположенные по радиусу.
Для создания кювета треугольного профиля нож откосника располагают по одной прямой с ножом основного отвала; трапецеидального профиля — правый конец откосника поднимают, образуя нужный угол между основным отвалом и отвалом откосника, и совпадающие отверстия скрепляют болтом. Требуемый угол расположения отвала в плане 35—45° устанавливают с помощью механизма поворота.
Для поддержания откосника в требуемом положении предусмотрены два телескопических угольника, один из которых укреплен на тяговой раме, другой шарнирно присоединен к отвалу откосника. Между собой угольники соединены болтами И. Правый конец откосника связан с основной рамой транспортной цепью. Один конец цепи присоединяют к угольнику, второй — набрасывают на крюк стяжной цепи, подвешенной с правой стороны к передней части основной рамы, после чего ее натягивают муфтой.
Крюк с муфтой используют для натяжения цепи откосника и цепи удлинителя, для чего его перестанавливают на левую сторону основной рамы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструкция грейдеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы