Бульдозер является навесным оборудованием трактора и предназначен в основном для земляных работ.
По способу подъёма рабочего органа (отвала) различают бульдозеры с канатным и гидравлическим управлением, а по способу установки отвала—обыкновенные и универсальные. К последнему типу относятся машины, отвал которых можно поворачивать не только в вертикальной плоскости, как у обыкновенных бульдозеров, но и под углом до 60° к продольной оси трактора. Бульдозеры с канатным управлением оснащены специальной лебёдкой, приводимой во вращение от вала коробки отбора мощности трактора.
Гидравлическое управление отвалом осуществляется при помощи двух специальных гидравлических цилиндров и передвигающихся в них поршней, штоки которых шар- нирно соединены с отвалом.
Таким образом, рабочий орган бульдозера — отвал способен погружаться на необходимую глубину в грунт и благодаря поступательному движению трактора может перемещать этот грунт в требуемое место, причём универсальные бульдозеры отваливают его в любую сторону.
Из бульдозеров с канатным управлением на строительстве железных дорог наиболее распространены машины типов Д-157 и Д-271, смонтированные на тракторе С-80; меньше применяются машины типов Д-259 и Д-275. Из бульдозеров с гидравлическим управлением применяются преимущественно машины типов Д-159 и Д-149.
Бульдозер Д-157 (рис. 1) отличается простотой конструкции и управления. Его рама, на которой крепится отвал и все остальные части, состоит из боковых балок, передней стойки, раскосов, а также стоек. Балки при помощи цапф шарнирно скреплены с рамой гусеницы трактора. Стойки установлены на раме трактора и несут на себе все основные части бульдозера. Задние стойки предназначены для укрепления заднего направляющего блока и прикреплены к раме лебёдки. Передние и задние стойки соединены продольной балкой, связывающей всю раму бульдозера в единую жёсткую систему.
Рис. 1. Схема бульдозера Д-157:
1 — отвал; 2 — сменные ножи от вала; з — открылки; 4 — балки толкающие; 5 — стойки; 6 — раскосы; 7 —цапфы рамы; 8 — передняя стойка; 9 — раскосы передней части рамы; 10 — верхний передний блок; 11 — щит; 12 — задняя стойка; 13 — задний направляющий блок; 14 — канат; 15 — верхняя продольная балка; 16 — нижний передний блок; 17 — лебёдка; 18 — регулировочные болты; 19 — косынки жесткости
Отвал бульдозера имеет нож, установленный под углом 60° к горизонту; режущая кромка ножа с целью повышения его износостойкости наплавлена сталинитом. Для придания отвалу большей прочности и жёсткости к нему с правой и левой сторон приварены: внизу — косынки, вверху — специальная балка, с внутренней стороны — рёбра жёсткости, а с торцов — специальные открылки. Последние, кроме придания отвалу необходимой жёсткости, уменьшают потери грунта при его перемещении. Внизу отвал шарнирно соединён с балками, а вверху болтами он скреплён со стойками.
Изменением натяжения болтов можно регулировать угол наклона режущей кромки отвала к горизонту в пределах 5°. За верхнюю часть отвал подвешен к канату, перекинутому через систему блоков — задний направляющий блок и две пары двухроликовых блоков, составляющих четырёхкратный полиспаст.
Канат одним концом закреплён на раскосе рамы бульдозера, а другой его конец намотан на барабан лебёдки. Сматываясь с барабана лебёдки или наматываясь на него, канат соответственно опускает или поднимает отвал, который при этом описывает дугу окружности с центром в цапфе.
Рис. 2. Общий вид бульдозера Д-271
Бульдозер Д-271 (рис. 2) также монтируется на тракторе С-80, но конструкция его по сравнению с Д-157 несколько улучшена. Вся система крепления и подвески отвала расположена с переднего торца и с боков трактора таким образом, что подъёмный канат от лебёдки проходит через три направляющих блока — одного укреплённого на раме лебёдки и двух других — на предохранительном листе впереди радиатора. Благодаря этому отпала необходимость в применении верхней балки. Отвал бульдозера Д-271 может располагаться в пределах 52—62° к горизонту.
Бульдозер Д-259 в отличие от описанных машин имеет поворотный отвал (рис. 3), соединённый с изогнутыми толкающими балками универсальным головным шарниром. Изменение положения отвала в плане достигается перестановкой толкающих балок относительно рамы трактора и закреплением их специальными штырями (рис. 3, а). Угол, образованный режущим ножом с линией горизонта, изменяется в пределах 45—60° (рис. 3, б) при помощи направляющих, вилки и фиксируется штырями.
Рис. 3. Изменения положения отвала бульдозера с универсальным головным шарниром: а— поворот отвала относительно продольной оси трактора; б —изменение наклона отвала к горизонту (1 — направляющие; 2 — вилка толкателя; 8 — штыри; 4 — толкатели; 5 — шкворень; 6—лыжи; 7 —скобы); в—поворот отвала в вертикальной плоскости
При фасонных планировочных работах отвал можно поворачивать в вертикальной плоскости на угол до 10° (рис. 3, в).
Бульдозер Д-275 (рис. 4) универсальный. Он имеет отвал увеличенных размеров с режущей кромкой длиной 3 180 мм и верхним козырьком, составляющим вместе с ним высоту 1 550 мм. Отвал также оснащён боковыми открылками. Бульдозер смонтирован на тракторе мощностью 140 л. с. и имеет сменное оборудование — зубья для рыхления грунта и нож для планировки откосов. Указанный трактор с двигателем 6КДМ-50 имеет пятиступенчатую коробку перемены передач и может преодолевать подъёмы крутизной до 35°.
Рис. 4. Бульдозер Д-275
К бульдозерам с гидравлическим управлением относятся машины с поворотным отвалом типа Д-149 на тракторе С-80 и неповоротным типа Д-159 и Д-159Б на тракторах соответственно 1-ТА и ДТ-54.
Бульдозер Д-149 (рис. 5) состоит из системы гидравлического управления, стойки, коромысла с пружиной, отвала и толкающей рамы. Верхнее положение отвала изображено на рис. 5 пунктиром.
Рама машины состоит из двух изогнутых балок (рис. 6), соединённых между собой шарниром 5. К балкам прикреплены толкатели так, что перестановкой скрепляющих их специальных штырей можно изменять положение отвала в плане в пределах 60—90° к продольной
оси трактора. За проушины рама подвешена к пружинным подвескам коромысел (рис. 5).
Рис. 5. Бульдозер Д-149:
1 — система гидравлического управления; 2 —стойка; 3 — коромысло; 4 — аварийное приспособление; 5—подвеска; 6 — отвал; 7 —толкающая рама
Отвал бульдозера можно устанавливать под углом резания от 45 до 60°, соответственно переставляя штыри (рис. 3, б); можно изменять и его поперечное положение относительно планируемой плоскости (рис. 3, в).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о конструкции и характеристики бульдозеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы