Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Публикация:
   Организация н технология скреперных работ

Читать далее:




Организация н технология скреперных работ

Применимость скреперов с загрузкой движущим усилием определяется рядом условий — грунтовых, транспортных (топографических) и погодно-климатических.

Грунтовые условия. Скреперами можно успешно разрабатывать грунты I и II групп по трудности разработки.

Лучше всего ковши скреперов заполняются при разработке плотных нормально влажных (8—12%) грунтов. Песчаные сыпучие грунты плохо заполняют ковши скреперов: плотность этих грунтов недостаточна для проталкивания в ковш срезанной его ножами стружки.

Для разработки переувлажненных и заболоченных грунтов скреперы не применяют: на этих грунтах колеса скрепера вязнут, что повышает его сопротивление качению, а тяговое усилие движителей (гусениц или колес) тягача уменьшается за счет снижения сцепления с грунтом. Уменьшение тяги и увеличение сопротивления качению приводят к плохому заполнению ковша, вследствие чего работа скреперного агрегата малоэффективна либо невозможна. При работе на чрезмерно влажных грунтах затруднена разгрузка из-за обильного налипания грунта на щит заслонки, боковые стенки и днище ковша.

Отдельные каменные включения не препятствуют разработке грунтов скреперами. Скреперы с ковшом вместимостью 3—4 м3 захватывают и выгружают монолитные камни размером 0,3—0,4 м, скреперы с ковшом вместимостью 6—15 м3 могут захватывать и выгружать камни размером 0,6—0,8 м по наибольшему измерению.

Грунты с массовым включением мелких камней (щебенки, гравия размером до 50 мм) можно разрабатывать скреперами. Но вследствие абразивности каменных включений быстро изнашиваются металлоконструкции ковша, заслонки и разгружающего устройства. Особенно сильно изнашиваются режущие и боковые ножи ковша. Кроме того, мелкие каменные частицы, попадая в зазоры между подвижными сборочными единицами машины, заклиниваются ь них, увеличивают необходимые движущие усилия для заслонки или разгружающего устройства и могут вызвать стопорение подвижных сборочных единиц. При этом перегружаются и могут быть повреждены исполнительные механизмы — гидроцилиндры и их приводные насосы, а также гибкие шланги. Установлены примерные нормы длины пути самонаполнения прицепных скреперов без толкачей:

На очень плотных и сухих грунтах скрепер срезает грунт стружкой малой толщины (3—5 см), вследствие чего путь наполнения скреперов значительно удлиняется. Чтобы облегчить работу скреперов и повысить их производительность, увеличив наполнение ковшей, предварительно рыхлят грунт. Однако чрезмерное измельчение грунта при предварительном рыхлении нежелательно, так как это также снижает наполняемость ковшей. Поэтому целесообразно предварительно экспериментально установить степень разрыхления (измельчения) грунта, что впоследствии окупается при скреперных работах. Степень разрыхления зависит от числа рыхлящих зубьев рыхлителя и частоты смежных проходов рыхлителя по одному месту.

Транспортные условия. Дальность транспортирования непосредственно влияет на эффективность скреперных работ: чем больше длина пути между забоем и отвалом, тем ниже производительность скрепера и соответственно выше стоимость перемещенного грунта. Но помимо дальности транспортирования на производительность скреперов существенно влияют чисто топографические условия, т. е. наличие крутых или затяжных подъемов или спусков, а также боковых уклонов путей движения.

Уклоны проходят на пониженных скоростях: на подъемах — из-за снижения свободной тяги, расходуемой на буксирование скрепера; на спусках — из-за стремления машинистов обеспечить безопасность движения.

Боковые уклоны (косогоры) опасны для движущихся машин, которые могут потерять устойчивость и опрокинуться на бок.

Установлены предельные уклоны, преодолеваемые скреперами. Машинист должен уметь на глаз оценивать уклоны местности.

Местные неровности (кочки, ухабы) снижают величину преодолеваемого уклона, так как при наезде колес на неровности может резко, до потери устойчивости, измениться положение машины относительно горизонта.

Погодно-климатические условия. Погодные условия существенно влияют на производительность скреперов. Скреперы работают в условиях, когда грунт просыхает до нормальной влажности (ранней весной) и не достигает переувлажненного состояния (поздней осенью).

При затяжных дождях летом или осенью грунты могут оказаться в таком состоянии, что скрепер не сможет работать: звенья гусениц трактора будут разрушать размокшую поверхность пути, но не развивать тягового усилия, достаточного для наполнения ковша и движения груженого скрепера.

Зимой скреперы могут разрабатывать мерзлые грунты при соблюдении следующих условий: после разрушения рыхлителями верхнего мерзлого слоя скреперы должны убрать его и затем работать непрерывно (круглосуточно), чтобы исключить промерзание вскрываемых слоев забоя. Опыт таких работ накоплен некоторыми строительными организациями.

Условия погоды резче сказываются на работоспособности скреперов, буксируемых колесными тягачами: простои скреперов с колесной тягой из-за атмосферных осадков вдвое превышают по времени простои по этой же причине скреперов, буксируемых гусеничными тракторами.

Виды скреперных работ. Скреперные работы подразделяют на основные и вспомогательные.

Основные работы — это разработка в материковом залегании больших объемов грунтовых масс и их перемещение в земляное сооружение (насыпь, дамбу, кавальер).

Смягчение профиля трассы строящейся дороги. При этой операции грунт перемещают продольной возкой из выемок, разрабатываемых в возвышенностях, в насыпи, отсыпаемые в понижениях местности.

Работы целесообразно организовать так, чтобы агрегат скрепер-трактор (или скрепер-тягач) поворачивался в плане на порожнем ходу, так как поворот с грузом требует большего времени и большего расхода мощности.

На рис. 1, а показаны правильная и неправильная схемы движения скреперов. Вторая схема неправильна, поскольку приходится выполнять два поворота в груженом состоянии: на выходе из забоя и на входе в отвал.

Рис. 1. Схемы движения скреперов при перемещении грунта: а — из выемки в насыпь, б — из двух выемок в одну на» сыпь, в — из одной выемки в две насыпи

Схемы, показанные на рис. 111,6 и в, наиболее рациональны, так как на два рабочих цикла приходится всего по два поворота, т. е. агрегаты перемещаются с минимально возможным числом поворотов и, следовательно, с наибольшей возможной скоростью, причем повороты выполняют на порожнем ходу.

По аналогичным схемам профилируют трассы при строительстве магистральных водных каналов на пересеченной местности, планируют большие площади — срезают послойно холмы и бугры и засыпают их грунтом впадины, овраги, лощины. Так же, как и при смягчении профилей дорог и каналов, смежное расположение забоя и отвала необязательно. Но средние расстояния между забоями и отвалами должны быть в пределах допускаемых дальностей перемещения грунта для применяемых типоразмеров скреперов.

Возведение дорожных и гидротехнических насыпей из боковых резервов. Для скреперных агрегатов должны быть созданы съезды на откосах резерва и насыпи, причем по мере углубления резерва и возведения насыпи съезды и въезды должны сохранять уклоны, приемлемые для безотказного движения агрегатов. Съезды и въезды сооружают самими скреперными агрегатами, которые срезают излишние массы грунта при порожнем ходе и досыпают по мере надобности при движении с грунтом. При небольшом числе одновременно работающих скреперных агрегатов съезд и въезд часто устраивают в одном месте резерва или насыпи. Места для съездов и въездов выбирает производитель работ.

Сооружение котлованов. Под крупные гидротехнические и промышленные объекты эту операцию организуют аналогично разработке резервов с обязательным устройством съездов и въездов на откосах котлована и кавальера (если последний отсыпают).

Отсыпка насыпей — подходов к земляным сооружениям (мостам или эстакадам). Сквозной проезд скреперов здесь исключается. Такие насыпи отсыпают «с головы» скреперами с помощью бульдозеров. Постепенно насыпи приближают к земляному сооружению. Скрепер разгружается на некотором удалении от «головы» насыпи, а бульдозер смещает выгруженный грунт по поверхности насыпи в ее «голову». При этом должна быть обеспечена возможность разворота скреперного агрегата по насыпи на 180° для обратного хода. Если ширина насыпи не позволяет агрегату развернуться, то для него должны быть предусмотрены съезды на откосе насыпи.

Вспомогательные работы. К ним относятся удаление растительного слоя грунта, транспортирование сыпучих грузов и планировочные работы.

Растительный слой удаляют при строительстве любых земляных сооружений со всей площади их основания. Если размеры основания искусственного сооружения в плане большие, эту работу выполняют скреперными агрегатами. Скреперы срезают растительный слой грунта и отвозят его за пределы основания сооружения в отвал или в местную естественную впадину (например, овраг, лощину).

Транспортные работы выполняют скреперными агрегатами в перерывах основных скреперных работ или зимой, когда скреперные работы прекращают.

Скреперные агрегаты перевозят грунты, щебень, гравий и другие сыпучие грузы, не вызывающие затруднений при выгрузке. Погружают эти грузы в ковши скреперов экскаваторами, одно- или многоковшовыми погрузчиками. Для этого используют также бункера и эстакады. Разгружают скреперы в отвалы или штабеля, а при устройстве соответствующих эстакад — ив различную тару.

При планировочных работах срезают мелкие неровности (бугры, кочки) и засыпают срезанным грунтом впадины и ухабы. Скреперы могут планировать площади и линейные объекты, в том числе и пути для собственного движения по строительному объекту. В последнем случае скреперные агрегаты планируют поверхность, перемещаясь порожняком.

Для планирования ножи порожнего скрепера опускают на уровень опорной поверхности, заслонку поднимают вверх до отказа, а разгружающую стенку устанавливают в крайнее переднее положение. Приведенный в такое положение скрепер при движении вперед срезает ножами местные выступы или неровности 4 и срезанным грунтом при дальнейшем движении засыпает впадины или ухабы, разравнивая (планируя) таким образом поверхность на пути движения. Нож и разгружающая стенка ковша в приданном им положении работают как бульдозерный отвал.

Пути движения скреперы планируют за несколько параллельных проходов (2—4 по одному следу) при порожнем движении из отвала в забой. Пониженная скорость порожнего движения компенсируется ускоренным груженым ходом и общим повышением производительности скреперов благодаря улучшению транспортных путей. Планируют пути по мере надобности, например после обильных атмосферных осадков, разрушения путей колесами движущихся машин.

Рис. 2. Схема планирования грунтовых поверхностей скрепером: 1 — нож, 2 — разгружающая стенка, 3 — заслонка, 4 — выступающая неровность местности, 5 — засыпаемая впадина

Площади планируют скреперами лишь в виде исключения, так как подобные работы бульдозерами выполнять быстрее и лучше. Скреперы планируют площадь рядами смежных продольных и поперечных проходов, причем перекрытие соседних проходов должно быть минимальным (10—12 см) или перекрытия проходов не делают совсем.

Технологические операции основного рабочего цикла. Загрузка ковша — первая и основная операция рабочего цикла. Цель загрузки — максимально наполнить ковш грунтом «с шапкой», так как от наполненности зависит производительность машины за данный рабочий цикл.

По мере наполнения ковша непрерывно увеличиваются сопротивление движению, сопротивление призмы волочения и сопротивление продвижению грунта в ковш. Поскольку движущее скрепер усилие, развиваемое тягачом и толкачом, почти не изменяется (при постоянном сцеплении их движителей с поверхностью забоя), то, следовательно, компенсировать увеличение перечисленных сопротивлений можно только уменьшением сопротивления от срезания стружки грунта. Снизить это сопротивление можно путем уменьшения сечения стружки, что при ее постоянной ширине, равной ширине ковша, можно обеспечить только снижением высоты (толщины) стружки. Для этого уменьшают глубину резания ножей ковша или, как принято говорить, выглубляют ножи.

Таким образом, в процессе загрузки глубина резания (толщина стружки) грунта должна непрерывно и плавно снижаться соответственно степени наполнения ковша. Однако практически непрерывно уменьшать глубину резания в процессе загрузки не удается из-за несовершенства управления.

В начальной стадии загрузки при максимальной для данного грунта толщине стружки срезанный грунт легко продвигается в ковш. Затем перед ковшом образуется призма волочения, повышающая сопротивление движению скрепера. Это вызывает соответственно увеличение буксования движителей тягача и толкача, что служит сигналом для выглубления ножей путем воздействия на рычаги управления рабочими органами скрепера.

Машинист не может точно выглубить ножи. Вследствие этого за ножами загружающегося скрепера в забое почти всегда остается ступенчатая полоса поверхности срезанного грунта. Таким образом, к концу загрузки стружка значительно уменьшается по толщине и не обладает должной прочностью для проталкивания грунта в ковш. Поэтому в конце загрузки скрепера интенсивность поступления грунта в ковш значительно сокращается, т. е. замедляется процесс наполнения. Загрузку прекращают, оценивая наполненность ковша на глаз.

Своевременное прекращение загрузки ковша имеет важное значение для повышения производительности скреперного агрегата. Если машинист стремится увеличить «шапку» наполнения ковша, то он значительно увеличит путь и время загрузки при малом поступлении грунта в ковш, поскольку интенсивность наполнения к концу загрузки резко снизится. Наоборот, своевременно прекратив загрузку, машинист хотя немного потеряет в наполнении ковша, но значительно сократит путь и время загрузки. Это благоприятно скажется на производительности скреперного агрегата в данном рабочем цикле. Своевременность прекращения загрузки ковша целиком зависит от опыта и умения машиниста оценить предел загрузки ковша на данной разновидности грунта.

Чтобы повысить интенсивность поступления грунта в ковш в конце загрузки, на скреперах применяют ступенчатые ножи. У них средняя треть режущей кромки выступает вперед и вниз относительно кромок крайних секций ножей, поэтому средняя часть сечения, стружки утолщена по сравнению с крайними частями при общей площади сечения стружки, соответствующей суммарному усилию тягача и толкача. Благодаря этому в конце загрузки средняя часть сечения стружки сохраняет толщину, а следовательно, и прочность, достаточные для интенсивного проталкивания грунта в ковш, что улучшает его наполнение.

Способ загрузки скреперов с постепенным ступенчатым выглублением ковша к концу наполнения применяют только на связных несыпучих грунтах.

Во время работы на песчаных сыпучих грунтах, особенно на сухих песках, применяют гребенчатый способ загрузки; при нем после прохода скрепера на поверхности забоя остается полоса, состоящая из чередующихся поперечных гребней.

При гребенчатом способе в начале загрузки переднюю заслонку ковша полностью поднимают, ковш опускают до максимального заглубления ножей и движение осуществляется до почти полного буксования движителей тягача и толкача. Затем заслонку опускают на образовавшуюся призму волочения, а ковш поднимают до высоты, позволяющей прекращать буксование движителей. Операцию подъема — опускания ковша повторяют до предельно возможного наполнения его грунтом.

При таком способе сыпучий грунт лучше поступает в ковш порциями (в моменты резкого заглубления ножей в грунт), чем при непрерывном движении без изменения глубины резания или с постепенным ступенчатым уменьшением глубины. Механизмы управления скрепера нагружаются интенсивнее, поэтому нужно не допускать перегрева масла в гидросистеме.

Во время работы на плотных грунтах в достаточно широких забоях можно повысить производительность на 3—5%, разрабатывая забой параллельными проходами и оставляя между соседними выемками несрезанные полосы шириной, несколько меньшей ширины ковша. Выемки образуют двумя-тремя проходами скрепера и тогда удается снять оставленные полосы за один-два прохода машины. Это и обуславливает прирост производительности, так как при срезании выступающих полос отсутствует сопротивление на боковых ножах и, следовательно, увеличивается глубина резания, а также уменьшаются потери грунта в боковые валики.

Рис. 3. Схема работы скрепера с толкачом (а) и способы его загрузки (б): 1—12 — скреперы (стрелкой указано движение толкача при поочередной загрузке скреперов)

Применение толкачей сокращает путь и время наполнения ковша, соответственно повышая производительность скреперов.

Рациональная организация работы отряда скреперов с толкачом заключается в создании ритмичного заезда скреперов в забой с интервалом, обеспечивающим четкую поочередность загрузки. Очередной скрепер заезжает в забой в позицию, располагающуюся впереди участка наполнения загружаемого скрепера и с некоторым уступом в сторону. После загрузки скрепера толкач, не прекращая движения и смещаясь в сторону, приступает к загрузке скрепера. Продолжающееся движение только что наполненного скрепера ему не мешает.

Если забой допускает разработку встречными смежными проходами скреперов, то толкач, развернувшись на 180°, может выполнять загрузку очередной машины, что вызывает минимальные потери времени на нерабочее маневрирование толкача. Если же забой не допускает встречных проходов скреперов, то тягач вынужден маневрировать задним ходом или с разворотом для возврата в исходное положение.

Рис. 3. Дает лишь примерную очередность загрузки скреперов с помощью толкача по ширине и длине забоя. В зависимости от формы и размеров забоя применяют различные варианты распределения очередности загрузок скреперов. Но при любом варианте должно быть обеспечено минимальное и простое маневрирование толкача и загружаемых скреперов.

Во всех случаях и при всех способах загрузки следует стремиться к тому, чтобы загрузочное движение было направлено под уклон.

Рис. 4. Схема выполнения операции разгрузки скрепера:
1 — установка скрепера в разгрузочное положение, 2 — подъем заслонки и выгрузка грунта из передней части ковша и со щита заслонки, 3 — выгрузка грунта из основной части ковша движением разгружающей стенки; h — высота зазора под ножами ковша

По сравнению сдвижением по горизонтали уменьшаются сопротивления от движения колес скрепера и движителей тягача и толкача и большая свободная тяга может быть приложена к срезанию грунта и наполнению им ковша.

Величина уклона должна быть в пределах 3—7°. При уклоне менее 3° его влияние почти не сказывается на производительности загрузки. При уклонах более 7° грунт, особенно сыпучий песчаный, интенсивно скатывается по уклону перед ножами и плохо поступает в ковш, что снижает производительность загрузки и лишает работу под уклон указанных выше преимуществ.

Скреперы, начав работу на горизонтальной поверхности, могут при достаточной глубине выемки подготовить забой с уклоном, необходимым для лучшего наполнения ковша.

Разгрузку ковша от грунта необходимо выполнять в определенной последовательности, позволяющей механизмам работать нормально и исключающей перегрузку тягача при планировании слоя грунта ножами.

При начале разгрузки заслонка поднимается на полную высоту и грунт, содержащийся на заслонке и в передней части ковша, ссыпается перед ножами и планируется ими. После разравнивания большей части высыпавшегося грунта, что машинист оценивает визуально, можно начинать движение задней стенки, вытесняющей грунт из ковша. Движение стенки следует выполнять в 2—3 приема с промежуточными остановками во избежание перегрузки тягача. Движение заслонки и задней стенки при липких и влажных грунтах необходимо повторять 2—3 раза до полного опорожнения ковша.

Транспортные операции груженого и порожнего ходов весьма просты и в детальном описании не нуждаются.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Организация н технология скреперных работ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства