Промазочные ре.зины для тканей изготовляют на основе СКИ-3 (100%) или смеси СКИ-3 (50%) и НК (50%) с добавлением 20 масс. ч. регенерата на 100 масс. ч. каучука или смеси каучуков. Промазочная смесь должна быть клейкой и пластичной (0,50— 0,55), но не должна прилипать к поверхности валков каландра при промазке ткани. Необходимые клейкость и пластичность смесей обеспечиваются за счет использования СКИ-3. Регенерат способствует более легкому втиранию смеси в ткань, кроме того, он дешевле каучука. Для облегчения промазки ткани на каландре и снижения стоимости смесей в них также вводят мел (30 масс, ч.).
Каркасные резины должны обладать большой прочностью при растяжении, эластичностью, сопротивлением многократным деформациям, тепловому старению, низким теплообразованием и обеспечивать необходимую прочность связи с кордом. В состав этих смесей входят: СКИ-3 и СКМС-ЗОАРКМ-15 с добавкой регенерата или без него.
С целью улучшения технологических свойств смесей и повышения прочности резины в каркасные смеси добавляют технический углерод марки ПМ-50 и порошкообразный полиэтилен низкого давления. Кроме того, для повышения модуля и снижения тепловых на внутреннее трение в каркасные резины вводят СКД, а для увеличения прочности связи с кордом — модификаторы: резотропин, белую сажу и др.
Рецептура каркасных резин зависит от типа применяемого корда. Так, в резиновые смеси для изготовления каркасов с полиэфирным кордом в качестве ускорителей вводят тиазолы, а в качестве противостарители — фенил-ф-нафтиламин, которые обусловливают стойкость резин к термоокислительным воздействиям и динамическим нагрузкам. В таких резиновых смесях нельзя применять сульфенамидные ускорители и модифицирующие добавки (белую сажу и др.), так как они вызывают их деструкцию (аминолиз, гидролиз).
При использовании в каркасе латунированного металлического корда в смеси на основе СКИ-3 для повышения адгезии к корду вводят 5,0 масс. ч. белой сажи БС-150 и 2,0 масс. ч. модификатора РУ-1 (на 100 масс. ч. каучука).
Резиновые смеси для каркаса и брекера радиальных и диагональных шин наиболее целесообразно готовить на основе СКИ-3-01, который по своим свойствам превосходит СКИ-3 и НК.
Низ первого слоя каркаса грузовых радиальных шин рекомендуется изготовлять из жесткой резины на основе СКИ-3 с добавлением технического углерода и минерального наполнителя.
Для обеспечения работоспособности шин при температурах до минус 60 °C корд для каркаса шин с регулируемым давлением большой грузоподъемности и для брекера шин большой и средней грузоподъемности рекомендуется обрезинивать смесями на основе СКИ-3 и СКД, взятых в соотношении 75 : 25.
Каркасные резины для шин с регулируемым давлением средней грузоподъемности содержат 50 масс. ч. СКИ-3, 30 масс. ч. СКС и 20 масс. ч. СКД.
Мягкие резиновые прослойки (сквиджи) для шин с регулируемым давлением изготовляют из смесей, в состав которых входят СКИ-3 и СКД в соотношении 80 : 20.
Брекерные резины по сравнению с каркасными должны быть более высокого качества. Брекер работает при температурах до 120 °C, поэтому брекерная резина должна обладать высокой теплостойкостью, хорошей теплопроводностью и малым теплообразованием. Важнейшим показателем для брекерных резин является выносливость при многократных деформациях, повышенный модуль и малые гистерезисные потери. Поэтому их изготовляют только на основе СКИ-3 или НК с добавлением СКД. Другие СК и регенерат в брекерных резинах не применяют.
В брекерные резиновые смеси для обкладки металлокорда вводят новый ускоритель сульфенамид Ф, который обеспечивает высокую их адгезию к металлам.
Резины для изоляции проволоки и плетенки и для изготовления наполнительного шнура с повышенным содержанием полимерной серы (15—20 масс. ч. на 100 масс. ч. каучука) близки по свойствам к эбониту. Резины с повышенным содержанием серы при наличии в них рубракса (35 масс, ч.) и канифоли (5 масс, ч.) обладают высокой прочностью связи с металлами по сравнению с обычными резинами.
Протекторные резины характеризуются высокими прочностью при растяжении, сопротивлением раздиру и истиранию, стойкостью к атмосферным воздействиям.
Чтобы обеспечить необходимую прочность протекторной резины при растяжении и раздире, применяют каучук СКИ-3. Повышение
износостойкости протектора достигается за счет использования таких каучуков, как СКМС и СКД в сочетании с активным техническим углеродом. Однако при применении СКД снижается сцепление шины с дорогой, а при увеличении содержания СКД в смесях с СКИ-3 монотонно понижаются прочность при растяжении и сопротивление вулканизатов раздиру. Другие важнейшие для шинных резин показатели (модуль, гистерезисные потери и динамическая выносливость) изменяются по экстремальным кривым с отчетливо выраженным максимумом, что свидетельствует о взаимном усиливающем действии СКИ-3 и СКД. Применение смеси этих каучуков позволяет получать прочные, эластичные, износо- и морозостойкие резины.
Натуральный каучук может быть полностью исключен из протекторных резин при замене его на СКД-5.
В протекторных резинах для повышения сопротивления сколу, раздиру, проколу, разрастанию трещин при многократных деформациях и улучшения прочности связи протектора с брекером используют 5—10 масс. ч. белой сажи марки БС-150 на 100 масс. ч. каучука.
В маслостойкие протекторные резиновые смеси для шин катков, используемых для уплотнения горячих асфальтов, вводят 20— 25 масс. ч. белой сажи марки БС-120В и 0,3—2,0 масс. ч. органо-силоксановой жидкости ПМС-400. В таких резинах не рекомендуется применять наирит и другие маслостойкие каучуки, так как в этом случае снижается крепление протектора к брекеру из резин на основе НК и СКИ-3.
Введение в протекторные смеси активного высокоструктурного технического углерода ПМ-120В, ПМ-105, ПМ-100В обусловливает улучшение их технологических свойств (гладкая поверхность, небольшая усадка, легкость обработки) и повышение износостойкости протекторов.
Для предотвращения или замедления растрескивания резины протектора и боковин в нее вводят мигрирующие стабилизаторы (смесь диафена ФП, хинола ЭД и микроскопического воска). Они защищают протектор шин от действия озона, тепла и других атмосферных воздействий. Кроме того, при замене неозона Д на диафен ФП и хинол ЭД несколько возрастает износостойкость шин (в среднем на 4—6%).
Резины для боковин изготовляют на основе каучуков СКИ-3 и СКД. Резины, содержащие СКД, лучше сопротивляются проколам и порезам, что очень важно для радиальных шин. Для повышения озоностойкости, а также обеспечения устойчивости белой окраски резины для боковин легковых шин ее изготовляют на основе светлого крепа или СКИ-ЗН с добавлением неокрашивающих стабилизаторов (МБ-1).
Резины для боковин (в особенности радиальных шин) должны обладать большей эластичностью, чем протекторные резины.
Для боковин легковых и грузовых радиальных шин применяют резину, в состав которой входят СКД (40 масс, ч.), СКИ-3 (30 масс, ч.) и хлорбутилкаучук (30 масс. ч.). Хлорбутилкаучук повышает когезионную прочность, усталостную выносливость и прочностные характеристики резины в условиях теплового старения, а также повышает прочность связи боковин с каркасом. Для боковин шин с регулируемым давлением рекомендуется применять резину такого же состава, что и для протекторов.
Резины для герметизирующего слоя легковых бескамерных шин изготовляют на основе хлорбутилкаучука с добавлением СКИ-3 и СКД.
Резины для бортовой ленты радиальных шин должны обладать повышенной твердостью и малой растекаемостью, поэтому в их состав входят: СКМС-ЗОАРК (60 масс, ч.), СКИ-3 (40 масс, ч.) и технический углерод ПМ-75 (до 70 масс. ч.).
Резины для ездовых камер должны быть прочными, эластичными, газонепроницаемыми и иметь низкий модуль. Для изготовления ездовых камер шин большого размера, например 12,00—20, 14,00— 20, 1300X530—533 и др., рекомендуется использовать резиновую смесь, содержащую СКИ-3 (60 масс, ч.), СКД (25 масс, ч.) и СКМС-30 (15 масс. ч.). Такая смесь обладает хорошими технологическими свойствами, а вулканизаты на ее основе — отличными эксплуатационными свойствами.
£ Ездовые камеры для легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов получают из резин на основе бутилкаучука марки БК-1675Т с добавлением 15 масс. ч. этиленпропилендиенового каучука (СКЭПТ-70), что приводит к увеличению ходимости шин на 8—10%. При увеличении содержания СКЭПТ-70 прочность резины снижается. Бутилкаучук обеспечивает в 5—7 раз большую газонепроницаемость резин по сравнению с другими каучуками, а также высокое сопротивление тепловому и озонному старению. Кроме того, камеры из бутилкаучука делают с более тонкими стенками и меньшей массы, чем камеры из резин на основе других каучуков.
СКЭПТ-70 добавляют в резиновые смеси для повышения каркасности сырых заготовок камер, а также с целью увеличения морозостойкости, эластичности и теплостойкости камерных резин.
Вентильные резины изготовляют на основе хлорбутилкаучука марки НФ-1068 (75 масс, ч.) и СКЭПТ-70 (25 масс, ч.), которые обеспечивают прочную связь с латунным корпусом вентиля.
Резины для диафрагм и варочных камер должны обладать повышенными прочностью при растяжении, сопротивлением многократным деформациям, а также стойкостью к тепловому старению и температуростойкостью. Поэтому смеси для этих резин готовят на основе бутилкаучука (90 масс, ч.) и СКЭПТ-50 (10 масс. ч.). СКЭПТ способствует повышению срока службы диафрагм в 1,5 раза. Чтобы повысить стойкость к тепловому старению резин для диафрагм и варочных камер, применяют бутилкаучук с большим содержанием непредельных связей, чем в бутилкаучуке для ездовых камер.
В резиновых смесях для варочных камер вместо бутилкаучука применяют непластицированный НК первого сорта (без каких-либо следов окисления) и противостаритель эджрайт (в повышенных количествах).
Резины для ободных лент. Ободные ленты часто изготовляют из резиновых смесей, предназначенных для деталей покрышек и камер, но забракованных по каким-либо показателям. В резиновые смеси для ободных лент легковых, грузовых и других шин кроме каучуков рекомендуется добавлять регенерат, что снижает себестоимость резин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности рецептур шинных резиновых смесей различного назначения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы