Автобусы являются одним из основных видов пассажирского транспорта в нашей стране. Они используются для внутригородских и междугородных перевозок пассажиров.
Высокая маневренность, большая скорость движения и быстрота ввода в действие при наличии нормальных дорожных условий делает автобусы более удобными по сравнению с другими видами транспорта.
Производство отечественных автобусов началось в 1929 г.
Первые из них выпускались на шасси автомобилей ЯГ (вместимость 27 мест) и АМО-Ф15 (вместимость 15 мест). В 1933 г. были выпущены более совершенные автобусы АМО-4 и ГАЗ-ОЗ-ЗО на базе грузового автомобиля ГАЗ-АА (рис. 1, а). В 1934 г. на Московском автомобильном заводе было начато производство автобусов ЗИС-8, а несколько позднее ЗИС-16 (см. рис. 1, б) на базе грузового автомобиля ЗИС-5. В послевоенные годы было проведено полное обновление автобусного транспорта. В 1947 г. Московский автомобильный завод начал выпуск 34-местного автобуса ЗИС-154, а в 1949 г.— 28-местного ЗИС-155. В это же время на Горьковском автомобильном заводе начали выпускать автобусы ГАЗ-651 на базе грузового автомобиля ГАЗ-51.
Автомобильная промышленность страны уже в то время обладала значительными возможностями для создания автобусов на уровне мировых образцов. Московский автомобильный завод, например, организовал выпуск автобусов ЗИС-154 с электрической трансмиссией, значительно облегчившей труд водителя. В 1950—1958 гг. вступили в строй Львовский, Павловский, Курганский автобусные заводы. Львов выпускал автобусы ЛАЗ-695, Павловский завод ПАЗ-651, а с 1958 г,—автобусы вагонного типа ПАЗ-652. С 1958 г. Курганский автобусный завод начал выпуск автобусов КАвЗ-651А. В 1957 г. на смену автобусам ЗИС-154 и ЗИС-155 Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева начал выпуск автобусов ЗИЛ-158. В 1959 г. эта модель была передана введенному в действие Ликинскому автобусному заводу.
Рис. 1. Первые модели отечественных автобусов
а – ГЛЗ-01 30, б – ЗИС-16
В 1960—1970-е гг. автомобильной промышленностью страны проводилась модернизация автобусов и был организован выпуск автобусов новых моделей с учетом требований эксплуатации. Так, Рижский автобусный завод наладил выпуск автобусов особо малой вместимости РАФ-08, -10, -977, автобусов РАФ-2203 (1976 г.), а Ульяновский автомобильный завод с 1968 г. стал выпускать УАЗ-452В. Вместо автобусов ПАЗ-652Б Павловский автобусный завод начал выпуск ПАЗ-672, а Ликинский вместо ЗИЛ-158В — городских автобусов большой вместимости ЛиАЗ-677. В это же время автобусный парк страны начал пополняться автобусами производства Венгерской Народной Республики Икарус-556, -620, -180 для городских и Икарус-55 «Люкс» для междугородных перевозок. Позднее появились Икарус-250, -255, -260, -280. В 1978 г. Львовский автобусный завод начал выпуск автобусов ЛАЗ-4202 с дизельным двигателем. В настоящее время подготавливается к производству новое поколение автобусов с заменой на целом ряде моделей карбюраторных двигателей дизельными, на смену автобусам Икарус семейства 200 будут выпускаться автобусы семейства 300.
Быстрый количественный и качественный рост автобусного парка страны обеспечил высокие темпы развития перевозок пассажиров автобусным транспортом общего пользования.
Из приведенных таблиц видно, что как по объему перевозок, так и по пассажирообороту автобусный транспорт общего пользования в стране занимает 1-е место.
Основой эффективной работы автобусов является обеспечение высокой надежности — способности безотказно выполнять транспортную работу с сохранением во времени установленных параметров в заданных пределах для конкретных режимов и условий эксплуатации.
Надежность автобусов обеспечивается:
— совершенством конструкции, приспособленностью к техническому обслуживанию (ТО), ремонту и условиям эксплуатации, создаваемым при промышленном изготовлении;
— повышением качества и улучшением номенклатуры эксплуатационных материалов;
— своевременной подготовкой промышленности к вводу в эксплуатацию новых моделей;
— своевременным и качественным выполнением ТО и ремонта;
— наличием на предприятиях нормативных запасов запчастей и материалов высокого качества и необходимой номенклатуры; своевременной заменой эксплуатационных материалов и деталей;
— соблюдением государственных стандартов и правил технической эксплуатации;
— высоким качеством капитального ремонта автобусов, в том числе агрегатов и узлов.
Таблица 1.
Пассажирооборот различных видов транспорта*, %
Таблица 2.
Объем перевозок пассажиров различными видами транспорта, %
Рис. 2. Изменение периодичности ТО автобусов
При совершенствовании конструкции, повышении надежности автобусов и качества применяемых эксплуатационных материалов возможно исключение ряда операций ТО и ремонта или увеличение периодичности и уменьшение трудоемкости их выполнения. Так, с 1949 г. по 1984 г. нормативы периодичности ТО-1 автобусов увеличены более чем в 4 раза, а ТО-2 почти в 3 раза.
За счет совершенствования конструкции, повышения надежности автобусов, применения прогрессивных форм организации, технологии, средств механизации производства ТО и ремонта нормативы трудоемкости одного ТО-1 снижены за этот же период более чем на 20%, а ТО-2 почти в два раза; нормативы удельной трудоемкости текущего ремонта (ТР) уменьшены почти в 3 раза.
Совершенствование конструкции и повышение надежности автобусов осуществляются промышленностью и авторемонтным производством на основе требований эксплуатации, которые основываются на объективной информации, получаемой в процессе эксплуатации непосредственно на автотранспортных предприятиях (АТП).
В Министерстве автомобильного транспорта РСФСР по предложению НИИАТа эта задача решается созданием сети опорных АТП и авторемонтных предприятий (АРП) с лабораториями надежности, осуществляющих сбор достоверной информации о надежности автобусов в процессе их эксплуатации, ТО и ремонта.
Получаемая информация, проводимые научно-исследовательские и практические работы позволяют разработать не только требования к промышленности и авторемонтному производству, но также и рекомендации по совершенствованию технической эксплуатации автобусов.
Поэтому к числу задач технической службы автомобильного транспорта, занимающейся ТО и ремонтом автобусов, относят:
— своевременную подготовку к эксплуатации автобусов новых моделей;
— строгое выполнение рекомендаций системы ТО и ремонта автобусов и другой действующей нормативно-технической документации;
— совершенствование организации, управления и технологии производства ТО и ремонта, включающее соответствующие технологические приемы, оборудование постов и рабочих мест, научную организацию труда на основе разработанных нормативов;
— широкое применение средств контроля и диагностирования технического состояния автобусов, внедрение комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, применение робото- и микропроцессорной техники;
— своевременное направление автобусов и составных частей его в капитальный ремонт;
— сбор отработавших деталей и направление их на восстановление на специализированные предприятия;
— сокращение тяжелого физического труда, а также улучшение условий труда персонала по ТО и ремонту автобусов;
— совершенствование организации материально-технического обеспечения АТП и нормирования материальных и трудовых затрат;
— сбор данных и оценка уровня надежности и приспособленности автобусов к ТО и ремонту;
— анализ закономерностей изменения технического состояния автобусов, трудовых и материальных затрат под влиянием различных факторов в процессе эксплуатации;
— проведение мероприятий по экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов, а также охрана окружающей среды.
Рис. 3. Изменение трудоемкости ТО и текущего ремонта (ТР) автобусов малого класса
При этом в основе организации обеспечения в эксплуатации работоспособности автобусов должно быть применение:
— нормативов ТО и ремонта, учитывающих условия эксплуатации и приспособленность к ним подвижного состава;
— специализации, концентрации и кооперирования производства ТО и ремонта, его подготовки и материальнотехнического обеспечения в регионе*;
— централизации управления производством, трудовыми и материальными ресурсами в регионе;
— унификации и типизации технологических процессов и элементов производственно-технической базы на основе применяемых индустриальных форм организации производства ТО и ремонта;
— инструментальных методов контроля и диагностирования технического состояния подвижного состава при ТО и ремонте, а также при оценке качества выполнения работ;
— бригадной формы организации ТО и ремонта с оплатой труда по конечному результату;
— хозяйственного расчета между подразделениями, обеспечивающими исправное состояние подвижного состава, и службой эксплуатации;
— принципов моральной и материальной заинтересованности и персональной ответственности конкретных исполнителей за качество выполнения ТО и ремонта (при соблюдении установленных нормативов) и техническое состояние автобусов;
— показателей, обеспечивающих возможность оценки, анализа и планирования работы как конкретной службы в целом, так и ее подразделений, бригад, исполнителей;
— производственно-технического учета, обеспечивающего получение достоверной информации, необходимой для управления процессами обеспечения исправного состояния автобусов;
— анализа оценки и планирования показателей обеспечения исправного состояния автобусов с учетом имеющихся ресурсов и условий работы АТП на основе сопоставления фактических значенией показателей с нормативными (плановыми) показателями. При этом определяется долевое участие подразделений, бригад и конкретных исполнителей в обеспечении исправного состояния автобусов.
Вместе с технической службой автомобильного транспорта большая работа должна проводиться организациями и предприятиями автомобильной и смежных отраслей промышленности в направлении: обеспечения в соответствии с требованиями эксплуатации высокого технического уровня и качества изготовления автобусов; полного удовлетворения потребностей автомобильного транспорта автобусами, запчастями и эксплуатационными материалами высокого качества и надежности, требуемого типажа и номенклатуры, приспособленных к различным условиям эксплуатации, и в количествах в соответствии с установленными нормативами; проведения заводской и межзаводской унификации автобусов для сокращения количества технологически совместимых групп автобусов на АТП; разработки, в случае необходимости, конструкции и организации производства пестандартизироваиного технологического оборудования, оснастки, инструмента для ТО и ремонта конкретных моделей автобусов; организации на промышленной основе производства капитального ремонта (КР) автобусов и их составных частей, а также восстановления отработавших деталей в качестве запчастей; непосредственного участия в освоении автомобильным транспортом эксплуатации автобусов новых моделей путем обеспечения АТП технической документацией, образцами нестандартизирован-ного оборудования, оснастки, специального инструмента, запчастями и эксплуатационными материалами, необходимыми для организации ТО и ремонта.
Предприятия и организации авторемонтного производства должны обеспечивать высокое качество КР составных частей автобусов и восстановления деталей в качестве товарной продукции с сокращением трудовых и материальных затрат и времени проведения ремонта.
Организации и предприятия автомобильного транспорта, промышленности и авторемонтного производства должны тесно взаимодействовать в обеспечении высокой надежности автобусов, снижения затрат и повышения производительности труда при ТО и ремонте на основе единой информации, получаемой на опорных АТП и АРП в условиях рядовой эксплуатации. Они должны оперативно реализовывать взаимные требования по совершенствованию конструкции, структуры парка и типажа автобусов, повышению их надежности и приспособленности к различным условиям эксплуатации, улучшению номенклатуры и качества запчастей и эксплуатационных материалов, совершенствованию ТО и ремонта.
Вопросы обеспечения работоспособности автобусов регламентируются целым рядом нормативно-технических документов, основным из которых является «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
Для оперативного учета вносимых изменений в конструкции автобусов, технического их состояния и условий эксплуатации в Положении предусматриваются две части.
В первой части устанавливается: система, включающая виды ТО и ремонта и регламентирующие их исходные нормативы, классификацию условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации и управления производством ТО и ремонта и др.
Вторая часть Положения включает конкретные нормативы по моделям конкретного семейства автобусов, в том числе: виды ТО и ремонта; периодичности ТО; перечни операций ТО и химмотологическую карту; трудоемкости ТО и текущего ремонта (ТР); распределение трудоемкости ТО и ТР по агрегатам и видам работ; нормы пробега автобусов и агрегатов до КР; нормы оборотных агрегатов; нормы простоя автобусов в ТО и ремонте и другие материалы, необходимые для планирования и организации ТО и ремонта автобусов. Эта часть разрабатывается в виде отдельных приложений к первой части Положения по мере изменения конструкции автобусов, условий эксплуатации и других факторов, приводящих к отклонению фактических нормативов от исходных, установленных первой частью Положения.
Значительная сложность конструкции автобусов и высокие требования по обеспечению безопасности их движения требуют специальной подготовки работников автобусного транспорта по вопросам ТО и ремонта. Поэтому задачей предмета «Техническое обслуживание и ремонт автобусов» является изучение учащимися общих технических требований, классификации и особенностей конструкции автобусов; системы, организации, управления и технологии производства ТО и ремонта с учетом знаний, полученных при изучении конструкций автомобилей, их ТО и ремонта.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Отечественные автобусы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы