Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автобусы

Публикация:
   Отечественные автобусы

Читать далее:




Отечественные автобусы

Автобусы являются одним из основных видов пассажирского транспорта в нашей стране. Они используются для внутригородских и междугородных перевозок пассажиров.

Высокая маневренность, большая скорость движения и быстрота ввода в действие при наличии нормальных дорожных условий делает автобусы более удобными по сравнению с другими видами транспорта.

Производство отечественных автобусов началось в 1929 г.

Первые из них выпускались на шасси автомобилей ЯГ (вместимость 27 мест) и АМО-Ф15 (вместимость 15 мест). В 1933 г. были выпущены более совершенные автобусы АМО-4 и ГАЗ-ОЗ-ЗО на базе грузового автомобиля ГАЗ-АА (рис. 1, а). В 1934 г. на Московском автомобильном заводе было начато производство автобусов ЗИС-8, а несколько позднее ЗИС-16 (см. рис. 1, б) на базе грузового автомобиля ЗИС-5. В послевоенные годы было проведено полное обновление автобусного транспорта. В 1947 г. Московский автомобильный завод начал выпуск 34-местного автобуса ЗИС-154, а в 1949 г.— 28-местного ЗИС-155. В это же время на Горьковском автомобильном заводе начали выпускать автобусы ГАЗ-651 на базе грузового автомобиля ГАЗ-51.

Автомобильная промышленность страны уже в то время обладала значительными возможностями для создания автобусов на уровне мировых образцов. Московский автомобильный завод, например, организовал выпуск автобусов ЗИС-154 с электрической трансмиссией, значительно облегчившей труд водителя. В 1950—1958 гг. вступили в строй Львовский, Павловский, Курганский автобусные заводы. Львов выпускал автобусы ЛАЗ-695, Павловский завод ПАЗ-651, а с 1958 г,—автобусы вагонного типа ПАЗ-652. С 1958 г. Курганский автобусный завод начал выпуск автобусов КАвЗ-651А. В 1957 г. на смену автобусам ЗИС-154 и ЗИС-155 Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева начал выпуск автобусов ЗИЛ-158. В 1959 г. эта модель была передана введенному в действие Ликинскому автобусному заводу.

Рис. 1. Первые модели отечественных автобусов
а – ГЛЗ-01 30, б – ЗИС-16

В 1960—1970-е гг. автомобильной промышленностью страны проводилась модернизация автобусов и был организован выпуск автобусов новых моделей с учетом требований эксплуатации. Так, Рижский автобусный завод наладил выпуск автобусов особо малой вместимости РАФ-08, -10, -977, автобусов РАФ-2203 (1976 г.), а Ульяновский автомобильный завод с 1968 г. стал выпускать УАЗ-452В. Вместо автобусов ПАЗ-652Б Павловский автобусный завод начал выпуск ПАЗ-672, а Ликинский вместо ЗИЛ-158В — городских автобусов большой вместимости ЛиАЗ-677. В это же время автобусный парк страны начал пополняться автобусами производства Венгерской Народной Республики Икарус-556, -620, -180 для городских и Икарус-55 «Люкс» для междугородных перевозок. Позднее появились Икарус-250, -255, -260, -280. В 1978 г. Львовский автобусный завод начал выпуск автобусов ЛАЗ-4202 с дизельным двигателем. В настоящее время подготавливается к производству новое поколение автобусов с заменой на целом ряде моделей карбюраторных двигателей дизельными, на смену автобусам Икарус семейства 200 будут выпускаться автобусы семейства 300.

Быстрый количественный и качественный рост автобусного парка страны обеспечил высокие темпы развития перевозок пассажиров автобусным транспортом общего пользования.

Из приведенных таблиц видно, что как по объему перевозок, так и по пассажирообороту автобусный транспорт общего пользования в стране занимает 1-е место.

Основой эффективной работы автобусов является обеспечение высокой надежности — способности безотказно выполнять транспортную работу с сохранением во времени установленных параметров в заданных пределах для конкретных режимов и условий эксплуатации.

Надежность автобусов обеспечивается:
— совершенством конструкции, приспособленностью к техническому обслуживанию (ТО), ремонту и условиям эксплуатации, создаваемым при промышленном изготовлении;
— повышением качества и улучшением номенклатуры эксплуатационных материалов;
— своевременной подготовкой промышленности к вводу в эксплуатацию новых моделей;
— своевременным и качественным выполнением ТО и ремонта;
— наличием на предприятиях нормативных запасов запчастей и материалов высокого качества и необходимой номенклатуры; своевременной заменой эксплуатационных материалов и деталей;
— соблюдением государственных стандартов и правил технической эксплуатации;
— высоким качеством капитального ремонта автобусов, в том числе агрегатов и узлов.

Таблица 1.
Пассажирооборот различных видов транспорта*, %

Таблица 2.
Объем перевозок пассажиров различными видами транспорта, %

Рис. 2. Изменение периодичности ТО автобусов

При совершенствовании конструкции, повышении надежности автобусов и качества применяемых эксплуатационных материалов возможно исключение ряда операций ТО и ремонта или увеличение периодичности и уменьшение трудоемкости их выполнения. Так, с 1949 г. по 1984 г. нормативы периодичности ТО-1 автобусов увеличены более чем в 4 раза, а ТО-2 почти в 3 раза.

За счет совершенствования конструкции, повышения надежности автобусов, применения прогрессивных форм организации, технологии, средств механизации производства ТО и ремонта нормативы трудоемкости одного ТО-1 снижены за этот же период более чем на 20%, а ТО-2 почти в два раза; нормативы удельной трудоемкости текущего ремонта (ТР) уменьшены почти в 3 раза.

Совершенствование конструкции и повышение надежности автобусов осуществляются промышленностью и авторемонтным производством на основе требований эксплуатации, которые основываются на объективной информации, получаемой в процессе эксплуатации непосредственно на автотранспортных предприятиях (АТП).

В Министерстве автомобильного транспорта РСФСР по предложению НИИАТа эта задача решается созданием сети опорных АТП и авторемонтных предприятий (АРП) с лабораториями надежности, осуществляющих сбор достоверной информации о надежности автобусов в процессе их эксплуатации, ТО и ремонта.

Получаемая информация, проводимые научно-исследовательские и практические работы позволяют разработать не только требования к промышленности и авторемонтному производству, но также и рекомендации по совершенствованию технической эксплуатации автобусов.

Поэтому к числу задач технической службы автомобильного транспорта, занимающейся ТО и ремонтом автобусов, относят:
— своевременную подготовку к эксплуатации автобусов новых моделей;
— строгое выполнение рекомендаций системы ТО и ремонта автобусов и другой действующей нормативно-технической документации;
— совершенствование организации, управления и технологии производства ТО и ремонта, включающее соответствующие технологические приемы, оборудование постов и рабочих мест, научную организацию труда на основе разработанных нормативов;
— широкое применение средств контроля и диагностирования технического состояния автобусов, внедрение комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, применение робото- и микропроцессорной техники;
— своевременное направление автобусов и составных частей его в капитальный ремонт;
— сбор отработавших деталей и направление их на восстановление на специализированные предприятия;
— сокращение тяжелого физического труда, а также улучшение условий труда персонала по ТО и ремонту автобусов;
— совершенствование организации материально-технического обеспечения АТП и нормирования материальных и трудовых затрат;
— сбор данных и оценка уровня надежности и приспособленности автобусов к ТО и ремонту;
— анализ закономерностей изменения технического состояния автобусов, трудовых и материальных затрат под влиянием различных факторов в процессе эксплуатации;
— проведение мероприятий по экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов, а также охрана окружающей среды.

Рис. 3. Изменение трудоемкости ТО и текущего ремонта (ТР) автобусов малого класса

При этом в основе организации обеспечения в эксплуатации работоспособности автобусов должно быть применение:
— нормативов ТО и ремонта, учитывающих условия эксплуатации и приспособленность к ним подвижного состава;
— специализации, концентрации и кооперирования производства ТО и ремонта, его подготовки и материальнотехнического обеспечения в регионе*;
— централизации управления производством, трудовыми и материальными ресурсами в регионе;
— унификации и типизации технологических процессов и элементов производственно-технической базы на основе применяемых индустриальных форм организации производства ТО и ремонта;
— инструментальных методов контроля и диагностирования технического состояния подвижного состава при ТО и ремонте, а также при оценке качества выполнения работ;
— бригадной формы организации ТО и ремонта с оплатой труда по конечному результату;
— хозяйственного расчета между подразделениями, обеспечивающими исправное состояние подвижного состава, и службой эксплуатации;
— принципов моральной и материальной заинтересованности и персональной ответственности конкретных исполнителей за качество выполнения ТО и ремонта (при соблюдении установленных нормативов) и техническое состояние автобусов;
— показателей, обеспечивающих возможность оценки, анализа и планирования работы как конкретной службы в целом, так и ее подразделений, бригад, исполнителей;
— производственно-технического учета, обеспечивающего получение достоверной информации, необходимой для управления процессами обеспечения исправного состояния автобусов;
— анализа оценки и планирования показателей обеспечения исправного состояния автобусов с учетом имеющихся ресурсов и условий работы АТП на основе сопоставления фактических значенией показателей с нормативными (плановыми) показателями. При этом определяется долевое участие подразделений, бригад и конкретных исполнителей в обеспечении исправного состояния автобусов.

Вместе с технической службой автомобильного транспорта большая работа должна проводиться организациями и предприятиями автомобильной и смежных отраслей промышленности в направлении: обеспечения в соответствии с требованиями эксплуатации высокого технического уровня и качества изготовления автобусов; полного удовлетворения потребностей автомобильного транспорта автобусами, запчастями и эксплуатационными материалами высокого качества и надежности, требуемого типажа и номенклатуры, приспособленных к различным условиям эксплуатации, и в количествах в соответствии с установленными нормативами; проведения заводской и межзаводской унификации автобусов для сокращения количества технологически совместимых групп автобусов на АТП; разработки, в случае необходимости, конструкции и организации производства пестандартизироваиного технологического оборудования, оснастки, инструмента для ТО и ремонта конкретных моделей автобусов; организации на промышленной основе производства капитального ремонта (КР) автобусов и их составных частей, а также восстановления отработавших деталей в качестве запчастей; непосредственного участия в освоении автомобильным транспортом эксплуатации автобусов новых моделей путем обеспечения АТП технической документацией, образцами нестандартизирован-ного оборудования, оснастки, специального инструмента, запчастями и эксплуатационными материалами, необходимыми для организации ТО и ремонта.

Предприятия и организации авторемонтного производства должны обеспечивать высокое качество КР составных частей автобусов и восстановления деталей в качестве товарной продукции с сокращением трудовых и материальных затрат и времени проведения ремонта.

Организации и предприятия автомобильного транспорта, промышленности и авторемонтного производства должны тесно взаимодействовать в обеспечении высокой надежности автобусов, снижения затрат и повышения производительности труда при ТО и ремонте на основе единой информации, получаемой на опорных АТП и АРП в условиях рядовой эксплуатации. Они должны оперативно реализовывать взаимные требования по совершенствованию конструкции, структуры парка и типажа автобусов, повышению их надежности и приспособленности к различным условиям эксплуатации, улучшению номенклатуры и качества запчастей и эксплуатационных материалов, совершенствованию ТО и ремонта.

Вопросы обеспечения работоспособности автобусов регламентируются целым рядом нормативно-технических документов, основным из которых является «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

Для оперативного учета вносимых изменений в конструкции автобусов, технического их состояния и условий эксплуатации в Положении предусматриваются две части.

В первой части устанавливается: система, включающая виды ТО и ремонта и регламентирующие их исходные нормативы, классификацию условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации и управления производством ТО и ремонта и др.

Вторая часть Положения включает конкретные нормативы по моделям конкретного семейства автобусов, в том числе: виды ТО и ремонта; периодичности ТО; перечни операций ТО и химмотологическую карту; трудоемкости ТО и текущего ремонта (ТР); распределение трудоемкости ТО и ТР по агрегатам и видам работ; нормы пробега автобусов и агрегатов до КР; нормы оборотных агрегатов; нормы простоя автобусов в ТО и ремонте и другие материалы, необходимые для планирования и организации ТО и ремонта автобусов. Эта часть разрабатывается в виде отдельных приложений к первой части Положения по мере изменения конструкции автобусов, условий эксплуатации и других факторов, приводящих к отклонению фактических нормативов от исходных, установленных первой частью Положения.

Значительная сложность конструкции автобусов и высокие требования по обеспечению безопасности их движения требуют специальной подготовки работников автобусного транспорта по вопросам ТО и ремонта. Поэтому задачей предмета «Техническое обслуживание и ремонт автобусов» является изучение учащимися общих технических требований, классификации и особенностей конструкции автобусов; системы, организации, управления и технологии производства ТО и ремонта с учетом знаний, полученных при изучении конструкций автомобилей, их ТО и ремонта.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автобусы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Отечественные автобусы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства