Тормоза предназначены для притормаживания машин, снижения их скорости и полного торможения.
На базовых тракторах ДТ-75М, Т-130М, Т-150, Т-150К и др., являющихся тяговыми машинами для бульдозеров, скреперов и грейдеров, установлены тормоза ленточного типа. На гусеничных тракторах установлены тормоза двойного действия, а на колесных — плавающего типа. Самоходные скреперы оборудованы также тормозами ленточного типа.
Для большей надежности тормозных устройств дорожные машины, как правило, снабжаются двумя типами тормозов – стояночными и колесными.
Тормозные системы имеют следующие конструктивные решения приводов: механический, состоящий из рычагов, тяг, осей и исполнительных устройств — тормозного барабана и тормозной ленты; гидравлический, состоящий из насосов, гидрораспределителя, перепускного клапана, гидроцилиндров, штоков и исполнительных устройств — тормозных цилиндров и тормозных накладок; пневматический, состоящий из компрессора, воздушных баллонов для сжатого воздуха, поступающего от компрессора, тормозного крана, рычагов или педалей подачи сжатого воздуха, воздухораспределительного клапана тормозных камер и исполнительных устройств — рабочих цилиндров тормозных барабанов и тормозных накладок.
В ленточных тормозных устройствах основными видами неисправностей являются провисание (ослабление) тормозной ленты; излишний начальный зазор между тормозной лентой и барабаном; недопустимый ход рычагов или педалей.
При диагностировании тормозных систем машин руководствуются следующими основными положениями: неудовлетворительное торможение указывает на износ или замасливание тормозных лент или накладок, а при нормальных зазорах — на увеличенный свободный ход рукояток или педалей; неравномерное притормаживание ходовых устройств (гусениц, колес), сопровождающееся при проворачивании наличием легкого шума, указывает на поломку или ослабление возвратной пружины лент или накладок; нагрев тормозных барабанов, сопровождающийся притормаживанием колес при полностью опущенных тормозах, указывает на недостаточный зазор между тормозными накладками и тормозным барабаном или на недостаточный свободный ход педалей или на разбухание манжет; проваливание или отпружинивание рычагов или педалей (у машин с гидравлическим приводом) указывает на проникание воздуха е систему гидропривода, а появление на барабанах колес тормозной жидкости — на износ колесных цилиндров или манжет.
У машин с пневматическими тормозами: – падение давления в системе после остановки двигателя указывает на отсутствие герметичности в пневмосистеме; наличие свиста от утечки воздуха из тормозных камер или клапанов указывает на нарушение в их герметичности; – неудовлетворительное торможение при нормальном давлении воздуха в пневмосистеме указывает на замасливание тормозной ленты (накладок) или на излишний зазор между барабаном и тормозной лентой (накладками); – неполное или медленное растормаживание при нормальных зазорах между тормозными накладками и тормозным барабаном указывает на их износ или засорение тормозного крана; – потеря давления выше нормального указывает на неисправность регулятора давления воздуха; – наличие в сливаемом из воздушных баллонов конденсата большого количества масла характерно при повреждении маслоотводящей трубки или износе поршневых колец компрессора; – падение давления воздуха в пневмосистеме, сопровождающееся стуками в компрессоре, указывает на поломку пружины нагнетательного клапана или на износ подшипников коленчатого вала.
Основными оценочными показателями состояния тормозов гусеничных и колесных машин являются легкость управления и надежность торможения при различных условиях эксплуатации машин; а также плавность включения и выключения тормозов при усилиях в пределах 80-100 Н.
Тормозные системы при диагностировании подвергаются испытанию (опробованию) при максимальной нагрузке, т. е. осуществляют процесс торможения движения машины на определенном участке при определенной скорости.
При ходовых испытаниях гусеничных и колесных машин тормозные системы проверяют по тормозному пути. Средние значения тормозного пути для дорожных машин с колесными базовыми тягачами при движении по асфальтобетонному или цементобетонному покрытию со скоростью 20 км/ч приведены в табл. 7.4, а для колесных тракторов — в табл. 7.5.
Если тормозной путь превышает значения, приведенные в табл. 7.5, тормозную систему необходимо разобрать, промыть, заменить изношенные детали или сборочные единицы и отрегулировать в соответствии с заводскими инструкциями.
Таблица 7.4
Для диагностирования и испытаний тормозных систем применяют различные стенды с механическим и электромеханическим приводами. Техническое обслуживание тормозных систем включает удаление грязи и старой смазки, подтяжку креплений и обработку свежими маслами и смазками шарниров тормозных тяг и рычагов, очистку от грязи и масла поверхностей трения, контроль за надежностью крепления тормозных устройств и проведение своевременной и качественной регулировки.
При регулировке тормозов необходимо добиться такого положения, чтобы рабочие поверхности тормозных лент и накладок и тормозных барабанов находились на одинаковом расстоянии друг от друга. Риски, задиры и другие изъяны, обнаруженные на тормозных барабанах, шкивах, дисках, в процессе проверки должны быть устранены.
Зазор, т. е. отход тормозной ленТы от тормозного барабана, при выключенном тормозе у ленточного тормоза должен находиться в пределах от 1 до 3 мм.
При техническом обслуживании тормозных систем нередко после установки требуемых согласно заводским инструкциям зазоров нормальная их работа не достигается. В этих случаях требуется дополнительная тщательная промывка трущихся поверхностей (барабанов, лент, накладок, дисков и т. п.) керосином с последующей протиркой насухо чистыми обтирочными материалами. Если и после промывки тормозные системы работают неудовлетворительно, необходимо проверить, нет ли на трущихся поверхностях значительных износов, задиров, забоин, выступающих головок заклепок или выхода накладок выше других частей, с которыми они должны соприкасаться при работе тормозов. При обнаружении указанные неисправности должны быть устранены с проведением дополнительной регулировки. Головки заклепок или винтов, удерживающих тормозные ленты, накладки, колодки должны быть утоплены не менее чем на 1,5—2,0 мм.
Тормозные ленты, накладки, колодки, диски должны быть заменены, если их износ достигает 30%. То же относится к чугунным и стальным барабанам и шкивам — при износе, достигающем 30 % их толщины, барабаны и шкивы заменяют или ремонтируют.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Проверка и регулировка тормозов дорожных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы