Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Публикация:
   Топливо, масла, смазочные материалы и технические жидкости

Читать далее:




Топливо, масла, смазочные материалы и технические жидкости

В связи с тем, что большая часть дорожно-строительных машин об­ладает относительно малой подвижностью и не всегда возвращается на свои базы, заправку и смазывание их приходится выполнять- непосред­ственно на объектах строительства. Для выполнения указанных работ применяются самоходные и прицепные заправочные и смазочные аг­регаты.

Одним из современных заправочных агрегатов является агрегат 03-4795, смонтированный на автомобиле ГАЗ-52-01, принципиальная схема которого приведена на рис. 8.1. Агрегат оборудован цистерной вместимостью 1500 л для воды, баками по 80 л для дизельного масла, бензина, трансмиссионного масла и резервуаром на 20 л для пластиче­ских (консистентных) смазок.

В двигателях дорожно-строительных машин применяют два основ­ных вида топлив: дизельное — в дизельных двигателях и бензин — в кар­бюраторных двигателях.

Топливо для дизельных двигателей. Выпускаются несколько видов дизельных топлив: для быстроходных дизелей (свыше 1000 об/мин) и для тихоходных дизелей (менее 1000 об/мин). Дизельные топлива для быстроходных двигателей состоят из продуктов прямой перегон­ки нефти с добавкой до 1% изопропилнитрита, повышающего цетановое число топлива. Промышленностью выпускаются марки дизельных топ­лив согласно ГОСТ 305—82: А (арктическое для работы двигателей в северных условиях), (зимнее), Л (летнее) и С (специальное для рабо­ты двигателей в закрытых помещениях с температурой свыше 0 °С).

Основными показателями дизельных топлив являются цетановое число, находящееся в пределах 40—50 ед.; кинематическая вязкость, при температуре 50 ° С равная 2,0—4,0 сСт; температура застывания, ко­леблющаяся в значительных пределах от —5 до —60 °С; оптимальность или фракционность состава; коксовое число, содержание серы и др.

Цетановое число — показатель времени задержки самовоспламене­ния топлива. Повышение цетанового числа, с одной стороны, обеспечи­вает более мягкую работу двигателя, а с другой – ведет к перегреву форсунки и преждевременному выходу из строя.

При недостаточной вязкости дизельные топлива более легко прони­кают в зазоры плунжерных пар топливных насосов, вследствие чего может быть нарушена дозировка подачи топлива, соответственно и потеря мощности двигателя. Малая вязкость топлива вызывает приближение факела к форсунке, что ведет к перегреву и деформации топливной ап­паратуры. При избыточной вязкости топлива в камеру сгорания могут попадать более крупные его частицы, которые не сгорают полностью, вследствие чего возникает излишний расход топлива, а также появляет­ся нагарообразование, что ускоряет износ двигателя.

Рис. 8.1. Самоходный топливомаслозаправщик 03-4795:
1 — компрессор (вакуум-насос); 2 — ресивер всасывания; 3 — ионовакуумметр для контроля давления и разряжения в отсеках баков; 4 — кран распределения давления или разряжения в отсеках баков; 5 — счетчик жидкости; 6 — фильтр для тонкой очистки дизельного топлива; 7 — кран; 8 — манометр для контроля давления дизельного топлива перед фильтром; 9 — быстродействующая задвижка; 10 — датчик уровня жидкости в цистерне и отсеках баков; 11 — кран отсека для дизельного масла; 12 — дыхательный клапан; 13 — поплавковый выключатель вакуума при полном заполнении отсека жидкостью в случае использования ва­куума для заправки отсека; 14 — заливная горловина отсека с сетчатым фильт­ром; 15 — кран отсека для трансмиссионного масла; 16 — кран отсека для воды; 17 — кран отсека для бензина; 18 — редукционный клапан на отсеке для бензина; 19 — быстродействующая задвижка; 20, 21, 22, 23 — барабан с самонаматывающи­мися шлангами; 24, 25, 26, 27 — раздаточные краны; 28 — насос для дизельного топлива; 29 — бункер солидолонагнетателя; 30 солидолонагнетатель; 31 — кран для соединения полости бункера солидолонагнетателя с атмосферой; 32 — редук­ционный клапан; 33 — приемный трубопровод насоса для дизельного топлива; 34 — ресивер нагнетателя; 35 — манометр для контроля давления в ресивере нагнетателя; 36 — кран для распределения сжатого воздуха на солидолонагнетатель или на краны управления боковых баков; 37 — кран управления для создания в отсеках баков давления или разряжения; 38 — фильтр очистки воздуха, посту­пающего в компрессор

При правильном фракционном составе обеспечиваются благоприят­ные условия для легкого пуска двигателя, хорошей испаряемости топ­лива и незначительной задержки его воспламенения, что способствует мягкой и спокойной работе двигателя. Повышенное содержание тяже­лых фракций ухудшает качество сгорания топлива, вызывает повыше­ние его расхода и способствует коксообразованию, что увеличивает из­нос двигателя. Повышенное содержание легких фракций, хотя и создает благоприятные условия для пуска двигателя и равномерного распреде­ления топлива в цилиндрах, однако приводит к увеличению жесткости работы двигателя.

Дизельные топлива должны сгорать без черного дыма и нагарообра- зований, так как последнее может привести к закупорке сопла фор­сунки, что в свою очередь ухудшает экономичность работы двигателя и приводит к преждевременному его износу. Величина нагарообразования оценивается коксовым числом, которое не должно превышать 0,1%, хотя для тяжелых топлив это число может достигать 4%.

К вредным примесям дизельных топлив относятся кислоты, сера, вода, абразивные включения; кислотное число не должно превышать 5 единиц, содержание серы – 0,2% (допускается до 0,4%).

Для улучшения состава дизельного топлива промышленностью вы­пускаются различного рода присадки. Так, присадки из изопрополнит- рата поднимают цетановое число топлив на 10—12 пунктов и улучшают эксплуатационные их свойства, особенно для зимних условий. Приме­няются различные антикоррозионные и другие присадки, включая мно­гофункциональные, улучшающие свойства дизельных топлив.

Для каждого вида топлива в документах (паспорт и др.) в марки­ровке необходимо указывать содержание в топливе серы, одного из основных показателей качества топлива. Например: А-0,4-55, что указы­вает содержание серы 0,4% при температуре застывания — 55 °С.

При необходимости арктическое дизельное топливо А заменяют смесями из керосина и топлив ЗиЛ. Например, топливо А может быть заменено топливом 3 с добавлением к нему тракторного керосина в объеме до 60-80%. Для замены топлива 3 применяют смесь из 50% топлива и 50% керосина, а топливо Л из смеси топлива 3 и 2-3% авиационного масла МК-22.

Для сохранения высокого качества дизельные топлива необходи­мо хранить в сухих прохладных помещениях. Тара, в которой хранит­ся топливо, должна быть по возможности целиком заполнена и плот­но закрыта.

Топливо для карбюраторных двигателей. Для работы карбюратор­ных двигателей выпускаются следующие марки бензинов: А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. В маркировке бензинов буква А обозначает автомобиль­ный бензин, буква И показывает, что октановое число определяется по исследовательскому методу, цифры обозначают минимально допусти­мое октановое число.

Автомобильные бензины (за исключением марки АИ-98) подразде­ляются: на летние для применения с 1 апреля по 1 октября во всех районах, кроме северных и северо-восточных, и в течение всех сезонов в южных районах; на зимние для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районах и с 1 октября в остальных районах. В период перехода с летнего сезона на зимний и наоборот до­пускается применение в течение месяца как зимнего, так и летнего бен­зинов, а также их смеси. Бензин АИ-98 является всесезонным.

Бензины характеризуются плотностью, вязкостью, поверхностным натяжением, испаряемостью, детонационной стойкостью. Плотность влияет на положение поплавка карбюратора в поплавковой камере, что при замене бензина вызывает необходимость регулировки карбю­ратора. Вязкость влияет на скорость поступления бензина через жикле­ры карбюратора. Изменения вязкости, возникающие при изменении температуры или от других причин, требуют регулировки проходного сечения жиклера. От поверхностного натяжения бензина зависит распы­ление его в карбюраторе. Чем выше степень поверхностного натяжения бензина, тем медленнее протекает его распыление. Испаряемость влияет на давление насыщенных паров, которые могут вызывать в бензопрово­дах пробки из смеси воздуха и частиц бензина, затрудняющих подачу топлива к карбюратору.

Бензины должны обладать определенной детонационной стойко­стью, которая характеризует сопротивляемость образованной рабочей смеси к сгоранию без детонации. Наличие избыточной детонации вызы­вает повышенный износ двигателя. Основные признаки избыточной детонации: наличие металлического стука, перегрев головок цилинд­ров двигателя, падение мощности двигателя, черный цвет выхлопных газов. Основные причины избыточной детонации: высокая степень сжатия, перегрев и перегрузка двигателя, избыток кислорода в рабо­чей смеси, опережение зажигания и др. Для предотвращения детонации необходимо выбирать бензин, соответствующий данному типу дви­гателя.

Д1я увеличения октанового числа в бензины добавляют этиловые жидкости. Так, например, добавка в бензин 4-8% антидетонаторов, состоящих в основном из 54% тетраэтилсвинца и 33% дибромэгана, повышает октановое число на 10—20 ед.

Бензины должны обладать стабильностью против окисления, обра­зования смол, выпадения осадков, а также не вызывать коррозии метал­ла. В бензинах вследствие испарения из них легких фракций образуют­ся смолы, затрудняющие работу двигателей, а также появляются отло­жения на стоянках их цилиндров, поршней и др.

Низкая коррозионостойкость бензинов объясняется недостаточ­ной степенью их очистки в заводских условиях. Недопустимо также в бензинах наличие воды даже в виде небольших капель, которые могут замерзнуть, что может привести к закупорке бензопроводов и нару­шению работы двигателя.
Для уменьшения вредных действии различного рода примесеи необходимо обеспечить правильное хранение бензинов в эксплуатаци­онных условиях – на базах хранения, при транспортировании и за­правке.

Моторные масла. Моторные масла подразделяются на масла для дизельных и карбюраторных двигателей.

Масла для дизельных двигателей: М-8В,,, М10В2, М-8Г,, М-10Г > М-8Г2к,М-10Г2к.

Масла для карбюраторных двигателей: М-8А, M-8Bj„ M-8Bj, М-8Г15 М-63/10Г1,М-12Г1.

Буква М в марке масла обозначает моторное масло; цифры – уро­вень вязкости при температуре 100 °С; сСт; буква А – предназначено для нефорсированных двигателей; буква Б – для малофорсированных двигателей; буква Г — для высокофорсированных двигателей; буква к – для автомобилей КамАЗ; 3 – означает, что это масло содержит за­гущенную присадку; индексы 1 – масло предназначено для карбюра­торных двигателей, 2 — масло предназначено для дизельных двига­телей.

Дизельные масла с вязкостью 8 сСт применяют в северной зоне всесезонно, а в умеренной зоне — зимой; масла с вязкостью 10 сСт — в южной зоне всесезонно, а в умеренной зоне — летом.

Д1я смазывания двигателей тракторов должны применяться толь­ко рекомендуемые заводскими инструкциями масла, так как они подо­браны в соответствии с условиями нагрузок и других особенностей, при которых приходится работать машинам.

Трансмиссионные масла. Эти масла предназначены для смазывания механических сцеплений, коробок передач, редукторов, трансмиссий, задних мостов и др.

Для дорожно-строительных машин применяются следующие транс­миссионные масла: ТС -10, ТС -14,5, ТЭ -15, ТА -15В, ТС -15К.

Трансмиссионные масла ТС -14,5, ТС -15К, ТЭ -15 и ТА -15В применяют всесезонно в южной зоне и летом — в умеренной зоне, а мас­ло ТС -10 применяют всесезонно в северной зоне и зимой — в умеренной зоне. 11

Охлаждающие жидкости. К жидкостям, применяемым для охлажде­ния двигателей, предъявляют следующие требования: низкая темпера­тура замерзания, высокая теплоемкость, стабильность против химиче­ского воздействия, малая вязкость, взрывобезопасность и огнебезопасность.
К наиболее распространенным охлаждающим жидкостям относит­ся вода, обладающая рядом преимуществ (доступность, дешевизна), но имеющая и значительные недостатки (замерзание при температуре 0 С, что делает невозможным применение ее при отрицательных темпе­ратурах; увеличение объема при замерзании, что может приводить к размораживанию системы двигателя; отложение накипи, нарушающей тепловой режим двигателя). В качестве охлаждающих жидкостей приме­няют антифризы, представляющие собой водные растворы этиленгли- коля. Антифризы при нагревании температуры до 60 ° увеличивают свой объем на 6—8 %, что необходимо учитывать при заправке, поэтому системы охлаждения заполняют не полностью. Против отложения наки­пи охлаждающую жидкость предварительно очищают фильтрованием и добавлением в нее кальцинированной соды.

Для систем охлаждения применяют и другие охлаждающие жидко­сти: водоглицериновые смеси, имеющие температуру замерзания до —45 °С; тройные смеси, состоящие из воды, спирта и глицерина с темпе­ратурой замерзания до —35 °С; солевые водные растворы (60 % воды, 32 % хлористого кальция, 8 % хлористого натрия).

В числе охлаждающих жидкостей применяют “Тосол А”, “Тосол А-40” и “Тосол А-65”, обладающие температурой кипения от 105 до 170 °С и температурой кристаллизации (замерзания) от -40 до -65 °С.

Тормозные жидкости. Тормозные жидкости при работе не должны расслаиваться, вызывать коррозию тормозной системы, размягчение резиновых изделий, терять вязкость при изменении температуры. Эти жидкости должны обладать также смазывающими свойствами, физи­ческой и химической стабильностью.

Для дорожно-строительных машин применяют тормозные жидко­сти: БСК — красного цвета, обладающая высокой смазывающей способ­ностью, предназначенная для работы в любых условиях; “Нева” — жел­товатого цвета, предназначенная для применения в любых температур­ных условиях; ГТЖ — зеленоватого цвета с температурой застывания до —65 °С. Следует иметь в виду, что тормозные жидкости типов “Не­ва” и ГТЖ-22М огнеопасны и токсичны.

В качестве заменителей указанных тормозных жидкостей может применяться смесь, состоящая из 50 % касторового масла и 50 % аце­тона или бутилового спирта либо из 40% касторового масла и 60% эти­лового спирта.

Нельзя применять в качестве тормозных жидкостей моторные мас­ла или смешивать между собой различные составы тормозных жидко­стей. Не допускается также повторное применение тормозных жидко­стей без предварительной их очистки. Для промывки картеров двигате­лей применяется состав, состоящий из 90% керосина или дизельного топ­лива и 10% бензола или ацетона. Для заливки термостатов применяется смесь, состоящая из 67% спирта или этилового эфира и 33% воды.

Рабочие жидкости для гидросистемы. Для гидросистем , установ­ленных на тракторах для бульдозеров, скреперов и грейдеров, а также на самих машинах, применяют рабочие жидкости, ВМГЗ, МГ-30 и масло АУ, свойства которых, а также требования к ним рассмотрены выше.

Масла и смазки для зубчатых и цепных передач и плоских поверх­ностей. Выбор смазочных материалов для указанных передач и различ­ных плоских поверхностей зависит от давлений, приходящихся на смазы­ваемые поверхности, и скоростей взаимного их перемещения. Так, на­пример, чем больше нагрузка, приходящаяся на взаимно перемещаю­щиеся поверхности, и меньше скорость взаимного их перемещения, тем больше должна быть вязкость масел.

Для смазывания плоских поверхностей применяются индустриаль­ные масла И-20А, И-ЗОА и И-40А, пластичные смазки — солидолы жиро­вые УС-1 и УС-2, солидолы синтетические, пресс-солидол С и солидол С.

Таблица 8.1

Таблица 8.2

Зубчатые, червячные и цепные передачи конструктивно выполняют­ся открытыми и закрытыми. Для открытых передач применяются пла­ стические смазки, главным образом солидолы синтетические, пресс- солидол С и солидол С, а также солидолы жировые УС-1 и УС-2, а для закрытых — жидкие индустриальные масла.

Для смазывания подшипников скольжения применяют как жид­кие масла, так и пластичные смазки (в зависимости от конструкции под­шипников, диаметров валов и частоты их вращения).

Из жидких масел применяют индустриальные масла в основном И-14А и И-20А, а из пластичных — синтетические и жировые солидолы.

Для смазывания пластичными смазками при температуре от 0 до 50 0С рекомендуется применять пресс-солидол синтетический С, при тем­пературе от 50 до 70 °С – солидол синтетический С, а при температуре от 70 до 120° – солидол жировой УТ-1.

Смазочные материалы для подшипников качения выбирают в зави­симости от условия их работы (табл. 8.1 и 8.2).

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Топливо, масла, смазочные материалы и технические жидкости"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства