Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Экскаватор Э-505

Публикация:
   Реверс главной лебедки и лебедка подъема стрелы экскаватора Э-505

Читать далее:




Реверс главной лебедки и лебедка подъема стрелы экскаватора Э-505

Особенности конструкции

Вал реверса главной лебедки предназначен для того, чтобы изменять направление вращения левого барабана главной лебедки и осуществлять возврат рукояти. Вал реверса используют также и для других целей: опускания груза на режиме двигателя при работе краном, установки лебедки подъема стрелы и механизма ограничения спуска стрелы.

На горизонтальном валу реверса главной лебедки смонтированы: с левой стороны конический фрикцион и зубчатый венец с гильзой, в середине — две спаренные звездочки, а на правом конце барабан лебедки подъема стрелы; между звездочками и барабаном установлена кулачковая муфта. Горизонтальный вал изготовлен из стали 40Х и опирается слева на двухрядный роликоподшипник, заключенный в стальную обойму.

Рис. 1. Реверс главной лебедки: 1 – стрелы, z — 15: 2 — чугунный вкладыш правой опоры барабана подъема стрелы; 3 — храповик; 4 — тормозной шкив; 5 — барабан лебедки подъема стрелы; 6 — распорная втулка; 7 — кулачковая муфта; 8 — звездочка, а — 15; б —звездочка: z = 9; 10 — стопорный винт; 11 — вал; 12 — крышка левого опорного подшипника вала; 13 — обойма подшипника; 14 — зубчатый венец, z — 70; 15 и 34 — пресс-масленки; 16 — болты крепления колодок; 17 — фрикционные колодки; 18— чека; 19 — шпиндель гидравлического цилиндра фрикциона; 20— шпонки шкива фрикциона; 21 — пружина фрикциона; 22— распорная втулка; 25 — шарикоподшипник № 218 гильзы: 24 — шкив фрикциона; 25 — диск с гильзой; 26 — болты крепления зубчатого венца: 27 и 28 — опорные подшипники № 3320 гильзы и вала; 29 и 33— гайки вала; 30—стопорное кольцо; 31 — шпонка кулачковой муфты; 32 —- шарикоподшипники № 218 барабана лебедки; 35— вкладыш звездочки; 36 — стопорные планки болтов зубчатого венца; 37 — вкладыши звездочки измененной конструкции

Этот барабан своей шейкой, выступающей вправо, может вращаться во вкладыше из чугуна СЧ 21-40, вставленном в гнездо правой стойки поворотной платформы. Гнезда для подшипников закрываются крышками, прикрепленными четырьмя болтами МЗОХЗ,5 длиной 220 мм; к нижним головкам приварены специальные пластины, удерживающие болты от проворачивания при затяжке гаек. Конический фрикцион на левом конце вала — это стальной шкив из стали ЗОГЛ. В коническую выточку шкива входят колодки фрикционной муфты, конструкция которых и способ крепления к диску гильзы такие же, как в конических фрикционных муфтах реверсивного механизма. Диск гильзы из стали ЗОГЛ может вращаться на валу свободно на двух шарикоподшипниках, запрессованных в гильзу. Гильза прижата к буртику вала гайкой (ЗМ90Х2) и стальной распорной втулкой. Между гильзой и шкивом установлена мощная пружина, охватывающая с одной стороны ступицу шкива, а с другой— упирающаяся в стальную шайбу. Пружина служит для возвращения шкива в исходное положение, когда давление в гидравлической системе опадет. На гильзу диска надет зубчатый венец из стали ЗОГЛ, прикрепленный двенадцатью специальными болтами. До экскаватора Э-505 № 131 зубчатый венец прикреплялся к диску заклепками. Венец находится в постоянном зацеплении с шестерней главной лебедки и шестерней горизонтального вала реверса и постоянно вращается, когда включена муфта дизеля.

В левом конце вала просверлен канал длиной около 140 мм, в который входит каленый стальной шпиндель; на одном конце шпинделя имеется прорезь, в которую входит чека. На резьбу ЗМ8О X 2, нарезанную на левом конце вала, навертывают специальный фланец, к которому шестью болтами прикрепляется гидравлический цилиндр для включения конического фрикциона.

При перемещении третьего рычага справа на пульте управления «на себя» при прямой лопате или «от себя» (при оборудовании драглайна и крана) давление жидкости в гидравлической системе подводится к цилиндру, поршень нажимает на шпиндель и через чеку прижимает шкив к постоянно вращающимся колодкам фрикционной муфты. Колодки увлекают шкив за собой и благодаря шпонкам заставляют вал реверса главной лебедки вращаться против часовой стрелки. На средней части вала установлены звездочки из стали марки Ст. 6. Звездочка вращается на свободно посаженной бронзовой втулке, буртик которой имеет вырезы, заходящие на шпонки. Втулка поэтому может вращаться только вместе с валом, а звездочка при выключенной кулачковой муфте свободно поворачивается по наружной боковой поверхности бронзовой втулки. Для смазки втулки имеется специальная масленка.

Рис. 2. Реверс главной лебедки: 1 — цилиндр гидравлического управления фрикционом; 2— шайба пружины; 3, 5, А, 8 и 9 — пресс-масленки; 4 и 7 — крышки опорных подшипников; 10 — гайка вала; 11 — шпонки кулачковой муфты; 12 — бронзовая втулка муфты; 13 — болты, соединяющие зубчатый венец с диском гильзы; 14 — фланец на валу для крепления цилиндра гидропередачи

Перемещение звездочки по валу предотвращается стопорным кольцом с двумя винтами. Звездочка 9 используется одна без звездочки только при работе краном — для опускания груза на режиме двигателя; в других случаях ее соединяют с звездочкой. Для этого на внутренней цилиндрической поверхности звездочки сделаны три полукруглых выемки, в которые при сборе вставляют три вкладыша, поворачивают их на 180° и шплинтуют общей проволокой.

Звездочка имеет три кулачка, с которыми входит в зацепление кулачковая муфта. Эта муфта установлена на валу на двух шпонках и может свободно скользить по валу (зазор 0,12— 0,21 мм) и по шпонкам. При зацеплении с кулачками муфта заставляет звездочку вращаться вместе с валом (если конический фрикцион включен). При помощи втулочно-роликовой цепи она приводит также во вращение левый барабан главной лебедки в обратную сторону, чем и осуществляется возврат рукояти. При передвижении в обратную сторону муфта сцепляется пятью своими кулачками с выступами на барабане лебедки подъема стрелы, заставляя его вращаться вместе с валом против часовой стрелки и наматывать трос подъема стрелы.

На экскаваторах Э-505 до № 700 передвижение кулачковой муфты осуществлялось при помощи гидравлического рабочего цилиндра, установленного на крышке картера реверса. Перемещение пятого рычага справа на пульте управления «от себя» вызывало передвижение муфты вправо, при этом включалась лебедка подъема стрелы; в остальное время рычаг механизма при помощи оттяжной пружины удерживал муфту включенной на звездочку. Так как этот механизм работал недостаточно четко, а подъем стрелы производится сравнительно редко, то, начиная с экскаватора № 700, было введено рычажное управление включением муфты. Барабан лебедки подъема стрелы диаметром 250 мм с тормозным шкивом диаметром 600 мм из стали 30 ГЛ посажен на валу на двух шарикоподшипниках, закрепленных распорной втулкой и затянутых гайкой (ЗМ90Х2). На правом торце барабана закреплена шестью болтами звездочка механизма ограничения спуска стрелы. На тормозном шкиве барабана внутри имеются отлитые зубья храповика, в которые входит собачка с рычагом, выключаемая тягой с кольцом, расположенным рядом с сиденьем машиниста. Включается собачка при опускании стрелы пружиной, оттягивающей ее назад. Если стрела поднимается, то собачка проскакивает по зубьям храповика (так как барабан в это время вращается против часовой стрелки) и издает характерные щелчки, что указывает на исправное действие механизма. На шкиве барабана установлена тормозная лента из двух половин, стянутых болтом с пружиной. Оба конца ленты соединяются ушками и пальцами с рычагом. Рычаг соединяется с вильчатым болтом и замыкающей пружиной, которая оттягивает рычаг вниз и удерживает ленту в заторможенном положении.

Рис. 3. Тормоз лебедки подъема стрелы: а — на экскаваторе Э-505; б — управление тормозом; в — на экскаваторе Э-505А; 1 — пружина; 2 — болт; 3 — тормозная лента; 4 — рычаг лепты; 5 — замыкающая пружина; 6 — вильчатый болт; 7 — стакан пружины; 8 — шток пружины.; 9 — уголок; 10 — замыкающая пружина; 11 — оттяжная пружина; 12 — храповик; 13 — собачка; 14 — рычаг собачки; 15 — кольцо тяги; 16 — тяга; 17 — гайка тяги

На экскаваторе Э-505, начиная с № 3001, и на экскаваторе Э-505А введены следующие основные изменения в конструкцию реверса главной лебедки:
а) заменен вал; новый вал при одинаковой общей длине 1782 мм не имеет буртика, диаметр средней шейки увеличен с 95 до НО мм в месте посадки звездочки и до 102 мм в месте движения кулачковой муфты;
б) вместо двух звездочек поставлена одна сварная звездочка с числом зубьев и с диаметром внутреннего отверстия 115 мм; соответственно изменены и размеры бронзовой втулки; в) литая кулачковая муфта заменена муфтой сварной конструкции с диаметром внутреннего отверстия 102 мм (вместо 95 мм);
г) зубчатый венец z = 70 заменен венцом z = 69 с тем же модулем, что вызвано изменением числа зубьев на шестернях горизонтальных валов реверсивного механизма и главной лебедки.

Рис. 4. Зубчатый венец, г = 69, т — 10: а — размеры венца; б — профиль зуба; 1 и 2 — трещины

Вал новой конструкции может быть поставлен на экскаваторе Э-505 до № 3001 только в комплекте с новой звездочкой, кулачковой муфтой и бронзовой втулкой. Новый зубчатый венед можно ставить только на экскаваторе Э-505А с шлицевым валом главной лебедки. Остальные детали взаимозаменяемы.

Разборка, сборка и регулировка
Разборка реверса главной лебедки производится следующим образом. Снимают кожухи ограждения конического фрикциона, шестеренчатых передач редуктора и втулочно-роликовой цепи противообгонной муфты; затем снимают втулочно-роликовые цепи; вращающиеся соединения и гидравлический цилиндр управления коническим фрикционом вместе с трубкой, выбивают чеку и вынимают из вала шпиндель гидравлического цилиндра. Снимают шкив фрикциона, пружины и шайбу. Затем разъединяют и снимают четырехрядную цепь главной муфты (редуктора), гидравлическое управление левого конического фрикциона реверса и четырехрядную звездочку с горизонтального вала реверса. После этого снимают зубчатый венец вместе с гильзой, причем роликоподшипник, если он исправен, оставляют на валу, промывают и заново смазывают. Предварительно должна быть снята также лента тормоза лебедки подъема стрелы с механизмом ее включения. При снятии крышек опорных подшипников необходимо следить, чтобы болты их крепления не провалились внутрь стоек поворотной платформы, для чего придерживать их изнутри. Затем вал может быть поднят из гнезд и вынут в левую сторону через двери кабины.

Вес вала в сборе 589 кг, а без предварительно снятых деталей около 535 кг. Для облегчения его подъема и вытаскивания можно применить подъемную таль грузоподъемностью 1 т, подвешиваемую к оси двуногой стойки. При дальнейшей разборке вала снимают с гильзы зубчатый венец 74 и фрикционные колодки, звездочку механизма опускания стрелы и отвертывают гайку (ЗМ90Х2) на правом конце вала. Ударами кувалды по деревянной или бронзовой подставке, упертой в торец вала, его можно выпрессовать из барабана лебедки подъема стрелы. В дальнейшем не представляет никакого труда снять кулачковую муфту, удалить шпонки и снять обе звездочки вместе с бронзовой втулкой.

Сборка вала производится в обратном порядке.

На реверсе главной лебедки регулируются только тормоз лебедки подъема стрелы и собачка храповика барабана лебедки. В тормозах старой и новой конструкции принцип регулировки одинаковый; ленту тормоза затягивают болтом в старой конструкции настолько, чтобы гайка вильчатого болта отошла от торца стакана пружины на 3—5 мм, а в повой конструкции шток 8 пружины выступал из уголка, приваренного к стойке поворотной рамы, на 9 мм. Если эта величина примерно равна 7 мм, требуется новая регулировка тормоза. Растяжение пружины, включающей собачку храповика, должно составить 30 мм по отношению к свободной длине, а тягу следует отрегулировать гайкой так, чтобы она выключала собачку полностью, когда кольцо тяги вытянуто и поставлено на защелку. Таким образом, при отпущенной тяге барабан лебедки всегда заторможен и собачка упирается в храповик.

Износ и ремонт деталей

В практике эксплуатации часто происходит отход гаек болтов крепления зубчатого венца к гильзе. Зубчатый венец закрыт сплошным кожухом, поэтому наблюдение за затяжкой гаек этих болтов затруднено. Выпадение болтов может привести к заклиниванию всего реверсивного механизма. Причина этой неисправности заключается в том, что у стопорных планок, ставящихся под каждые два болта попарно, разгибаются загнутые концы, и гайки самопроизвольно отвертываются. Этот способ шплинтовки гаек сохранился на всех экскаваторах последних серий. Поэтому необходимо при каждом профилактическом ремонте экскаватора вскрывать кожух и проверять затяжку и шплинтовку гаек. На практике целесообразно изменять шплинтовку гаек и ставить болты с корончатыми гайками, шплинтами и шайбами или с гайками и контргайками.

Другой очень серьезной неисправностью является поломка зубьев зубчатого венца при сравнительно небольшом их износе. Вначале образуются еле заметные волосовидные трещины у корней одного-двух зубьев, зубья начинают крошиться или выламываются совсем; попытка вставить зубья на «ласточкином хвосте» не дает удовлетворительных результатов, и шестерню приходится выбрасывать. В настоящее время случаи поломок зубьев этих шестерен стали редкими. Как исключение иногда образуются трещины самого диска шестерни, идущие через отверстия для болтов по радиусу к венцу. Это бывает после отработки экскаватором 3—4 тыс. час. и может быть объяснено возникновением ударных нагрузок при креплении венца болтами несоответствующего диаметра. Нормально болты должны заходить в отверстия от легких ударов молотка.

Ослабление крепления звездочек бывает в результате незначительных перемещений во время работы экскаватора гнезд (полукруглых вырезов) в звездочке для вкладышей и неравномерного износа самих вкладышей, изготовленных из стали Ст. 6. Все три гнезда изнашиваются по-разному, причем принимают эллиптическую форму, поэтому изготовить новые вкладыши трудно. Если вовремя не устранить этот дефект, может произойти полный срыв звездочки при работе. Поэтому на многих экскаваторах при эксплуатации и ремонте на местах вкладыши звездочки заводского образца заменяли пальцами с шайбами и гайками. На экскаваторах последних серий этот износ полностью устранен постановкой цельной звездочки.

На тормозе лебедки подъема стрелы со временем изнашиваются фрикционная прокладка; по мере износа прокладки регулируют натяжение ленты стяжным болтом. Для полной замены требуется прокладка размером 70 X 8, длиной 1420 мм.

Остальные детали реверса главной лебедки почти не изнашиваются; на валу изнашиваются только шпонки и их гнезда; шпонки заменяют новыми из стали марки Ст. 6 с закалкой, а гнезда наваривают и фрезеруют; в случае износа резьбы для винтов крепления шпонок к валу ее заново нарезают, переходя на больший диаметр Мб вместо М5, и изготовляют новые винты.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Экскаватор Э-505

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Реверс главной лебедки и лебедка подъема стрелы экскаватора Э-505"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства